Фрагмент урока по работе с иллюстрацией
Сочинение по картине Е.А.Симбирина « Поэт Г.Тукай»
Цель урока: Систематизировать приобретённые учащимися знания об описании; Вырабатывать умение составлять художественное описание картины.
Задачи
1. Отрабатывать навык работы в группе
2. Познакомить с творчеством художника Е.А.Симбрина
3. Развивать аналитическо-синтезирующее мышление
4. Развивать познавательные умения (составление плана пересказа текста)
5. Развивать познавательно-информационную компетентность
6. Развивать художественную культуру
7. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, своему народу
Оборудование: Репродукция картины Е.А.Симбирина « Поэт Г.Тукай»; фотоальбом « Габдулла Тукай»
Ход урока:
1. Вступительная беседа о Г. Тукае, о его месте в татарском искусстве (показать по фотоальбому картины художников, создавших художественный образ поэта: Х.Казакова « Маленький Тукай» Х.Якупова « Г.Тукай и его сестра Газиза вУральске)
2.Чтение рассказа о художнике Е.А.Симбирина и его картинах
3. Рассмотрение репродукции картины « Поэт Г.Тукай »
2.Работа с иллюстрацией. (Беседа)
Учитель: Как вы думаете, о ком мы будем говорить?
Учащиеся: О Татарском поэте Г.Тукае
Учитель: Совершенно верно. Сегодня мы ещё раз вспомним о поэте. Учитель: Оправдывает ли картина свое название и есть ли в портрете внешнее сходство с поэтом?
Учащиеся: Да, на картине изображен реальный герой – татарский народный поэт Г.Тукай и определенное сходство есть, о чем говорит подлинная фотография поэта. Но портрет не копия ее.
Учитель: Какими средствами живописи автор картины привлекает ваше внимание к поэту?
Учащиеся: Он изобразил его в центре картины. Поэт сидит в необычной позе, положив руки на спинку стула. На розовато-сиреневом фоне бросаются в глаза белая рубашка с короткими рукавами и черный жилет.
Учитель: Что художник особенно выделил во внешним облике Тукая?
Учащиеся: Открытое сосредоточенное лицо, блестящие черные глаза, пристальный взгляд, слегка наступленные брови, худые с длинными пальцами руки - все говорит о раздумье поэта.
Учитель: Какие черты характера сумел выразить живописец?
Учащиеся: По выражению лица, глаз, позе, рукам можно судить, что перед нами целеустремленный, но не очень крепкого здоровья человек.
Учитель: Какое значение в раскрытии образа играет фон?
Учащиеся: Фон помогает понять состояние человека. Тукай изображен на фоне причудливых сплетений линий, которые также говорят о том, что поэт напряженно думает.
Учитель: О чем, по- вашему, думает поэт?
Учащиеся: Мы не знаем, о чем он думает. Возможно, о тяжелой жизни своего народа, его судьбе.
- А может, обдумывает какое-то свое новое произведение и ищет подходящие слова для своих мыслей.
Учитель: Какие чувства и мысли вызывает картина?
Учащиеся: Чувства любви, гордости и в то же время сожаления, что так рано ушел из жизни такой талант.
Учитель: Как художник относится к поэту?
Учащиеся: Относиться с любовью. Чувствуется, что он вложил душу в картину. Ему удалось заглянуть в духовный мир поэта.
Учитель: Какое впечатление произвела картина на вас?
Учащиеся: Произвела большое впечатление, поразила своей простотой и вместе с тем выразительностью. С поэтом хочется поговорить, задать ему вопросы, послушать, как он читает свои стихи.
3.Словарно – стилистическая работа
Телосложение - худой, худощавый, чуть сутулый; лицо – красивое, открытое, с правильными чертами, умное; глаза – блестящие, задумчивые, пристально смотреть куда-то; брови - густые, широкие, чуть нахмуренные; взгляд – сосредоточенный, спокойный, лоб – высокий, открытый; губы –плотно сжатые, резко очерченные; нос – прямой, правильный; щеки – бледные; волосы – темные, чуть волнистые, коротко постриженные; характер – твердый, решительный, волевой.
4.Коллективное составление плана.
Примерный план:
1.Краткая справка о художнике.
2.Внешний облик поэта:
а) черты лица; б) поза; в) одежда.
3.Черты характера поэта.
4.Особеннности композиции картины; её фон;
5.Моё отношение к картине.
6.Устный рассказ по картине.
7. Чтение сочинения – образца
8. Письменное сочинение по картине .
9. Итог урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.