Фразеологизмы в речи младших школьников
А. Д. Ищенко
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
В основных задачах реализации содержания концепции развития универсальных учебных действий в условиях ФГОС по русскому языку и литературному чтению является «развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности». [2].
Раннее развитие речи, по словам Л.C. Выготского, «является в школьном возрасте решающим моментом, определяющим всю судьбу умственного развития ребенка». От уровня сформированности речевых умений и навыков младших школьников, от тех способов, с помощью которых они приобретены, зависит дальнейшее обучение и воспитание ребенка в школе, успешность овладения им родным языком. [3].
На основании вышесказанного, проблема развития речи младших школьников является одной из основных в области начального образования.
Над проблемой развития речи работали такие лингвисты и методисты, как Н. С. Рождественский, Е. И. Никитина, Т. А. Ладыженская, М. С. Соловейчик и мн. др. Психологическую природу речи, ее механизмы и особенности развития раскрывают Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.
В изучении русского языка большую роль играет овладение фразеологическим богатством. Без овладения фразеологизмами невозможно правильное понимание речи как в устной, так и в письменной речи, так как многие устойчивые обороты незаменимы в обозначении явлений действительности.
Е. А. Быстрова и Н. М. Шанский отмечают, что использование фразеологических оборотов делает речь более богатой и выразительной. Знакомство с фразеологизмами, их осознанное усвоение, понимание специфики их употребления позволяет значительно расширить кругозор детей.
Теоретические проблемы фразеологии получили достаточно подробное освещение в работах таких ученых, как В.В. Виноградов, Н.М. Шанский, В.П. Жуков, B.JI. Архангельский, А.И. Молотков, A.M. Бабкин, Р.Н. Попов, В.Н. Телия, Л.Б. Савенкова, Н.Ф. Алефиренко, A.M. Чепасова, В.И. Мокиенко, Ю.И. Гвоздарев и др.
Проблеме использования фразеологии в работе по развитию речи учащихся уделяли внимание известные лингвисты и методисты Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, В.И. Чернышев, Д.И. Тихомиров, К.Б. Бархин, М.А. Рыбникова, Н.П. Каноныкин, Л.A. Горбушина, М.Р. Львов и др.
Наличие значительного числа устойчивых оборотов в современных учебных пособиях и их актуальность в речевом развитии учащихся подтверждает необходимость специальной работы по фразеологии в начальных классах. [1].
Вопросы обогащения речи устойчивыми оборотами и их активизация в речи не нашли достаточного места в учебном процессе, значительное число устойчивых оборотов, имеющихся в учебниках, остается неусвоенным, а объяснение значения их без дальнейшего закрепления и активизации недостаточным.
Все вышесказанное определило тему нашего исследования: «Развитие речи младших школьников посредством фразеологизмов».
Анализ литературы по теме исследования показал следующие аспекты в развитии речи младших школьников.
Термин «речь» имеет множество значений. В целом, речь можно охарактеризовать как процесс активного, целенаправленного приёма и выдачи сообщения во взаимодействии людей между собой, опосредованного языком и обусловленного ситуацией общения.
Речь имеет ряд функций. Они подразделяются на общие и частные. К общим речевым функциям относятся коммуникативная (или функция общения), когнитивная и эмоциональная. К частным – регулятивная, номинативная, аккумулятивная, функция маркирования, эстетическая и пр. Однако эти функции признают не все ученые: некоторые говорят только об одной – либо коммуникативной, либо эмоциональной, либо экспрессивной. Мы пришли к выводу, что главное – это не установление количества речевых функций, а определение связей и взаимоотношений между ними.
Речь имеет следующую структуру. В соответствии со своими функциями и механизмами, она делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя речь подразделяется на три вида: внутреннее проговаривание, собственно речь внутренняя и внутреннее программирование. Речь внешняя бывает четырёх видов: слушание (аудирование), говорение, чтение и письмо. Говорение и аудирование объединяются под названием устной (звучащей) речи, письмо и чтение, – это речь письменная (графически зафиксированная). Внешняя речь также подразделяется на монологическую и диалогическую.
Особенности развития речи младших школьников заключаются в следующем.
На произносительном уровне часто наблюдаются проблемы с дикцией, орфоэпией, интонационной выразительностью.
Словарный уровень характеризуется сравнительно небольшим активным тезаурусом (ок. 3000-4000 слов), но даже своим скромным запасом слов многие школьники не всегда могут грамотно воспользоваться. Однако, в связи с новыми видами учебных, коллективных занятий, трудовых поручений, существенно меняется словарный объем речи. Ребенок активно усваивает новые слова, а слова известные порой раскрываются с неожиданной стороны, позволяя детям расширить свои речевые возможности.
При усвоении фразеологии нередко наблюдаются проблемы, в том числе, связанные с пониманием образных выражений.
В области грамматики (синтаксический уровень) дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. Однако ученики не всегда в достаточной мере овладевают умением строить высказывание, отбирать языковые средства применительно к определенным обстоятельствам и назначению высказывания.
На уровне текста учащиеся особенно испытывают затруднения в создании монологических высказываний – пересказ, сообщение, сочинение и изложение.
Таким образом, в младшем школьном возрасте речь учащихся переживает стадию формирования и имеет множество недочётов. От уровня сформированности речевых умений и навыков, от тех способов, с помощью которых они приобретены, зависит дальнейшее обучение и воспитание ребенка в школе, успешность овладения им родным языком. Поэтому развитие речи в начальной школе является задачей первостепенной важности.
В процессе развития речи учащихся мы считаем эффективным использование фразеологических оборотов. Для этого школьникам могут быть предложены следующие задания.
1. Упражнения логико-стилистического характера, обеспечивающие достаточный уровень усвоения фразеологических единиц:
- запись фразеологических единиц под диктовку;
- поиск фразеологизмов в тексте;
- вставка пропущенных слов во фразеологизм;
- дополнение предложения подходящим по смыслу фразеологизмом;
- описательное раскрытие смысла фразеологических оборотов;
- ответ на вопрос фразеологизмом: Как говорят о том, кто часто меняет свои решения? (У него семь пятниц на неделе);
- подбор фразеологизмов определенной тематики;
- замена фразеологизма одним словом: без сучка и задоринки (идеально); капля в море (мало), воспрянуть духом (ободрить), дать знать (сообщить);
- подбор к фразеологическим единицам антонима и синонима.
2. Упражнения творческого характера: составление рассказов по картинке с фразеологизмами; подготовка рисунков, отражающих содержание фразеологизмов; составление и разгадывание кроссвордов, посвященных фразеологизмам; составление сказки, рассказа, составление учениками предложений с использованием фразеологизмов, стихотворения или написание сочинения с применением определенных фразеологизмов; нарисовать фразеологизм, конкурс на лучшее оформление обложки книги о фразеологизмах и т. д.
Развитие речи учащихся предполагает работу на разных уровнях: произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом и на уровне текста.
При работе над фразеологизмами с младшими школьниками необходимо решить следующие задачи.
1. Показать сочетаемость слов в выражениях, смысл которых легко раскрывается.
2. Объяснить неразложимые по смыслу фразеологические единицы, в которых слова-компоненты непонятны для восприятия.
3. Провести смысловую грань между омонимичными свободными и устойчивыми словосочетаниями.
При отборе фразеологизмов для начальной школы должны соблюдаться следующие критерии:
1. Доступность фразеологизмов пониманию детьми младшего школьного возраста.
2. Фразеологизмы должны прививать детям этические нормы, формировать мировоззрение.
3. Высокая степень употребления фразеологизмов в различных жизненных ситуациях.
4. Соответствие фонетических, лексических, синтаксических особенностей фразеологизмов тому грамматическому материалу, который изучается в начальной школе.
Владение изобразительно-выразительными средствами языка является одним из критериев речевого развития учащихся. Устная речь, в которой отсутствуют данные элементы, не может считаться развитой, какими бы совершенными ни были другие ее компоненты.
Целенаправленная и последовательная система работы с фразеологизмами в начальной школе помогает совершенствовать речь учащихся, научить их использовать богатство русской фразеологии на практике и привить любовь к родному языку.
Библиографический список
1. Емельянова Т. К. Диссертация и автореферат на тему «Лингвометодические основы активизации устойчивых оборотов русского языка в речи младших школьников». Майкоп, 2003
2. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. N 373 (ред. от 31 декабря 2015 г.)
3. Шумкина О. Н. Работа над метафоричностью речи младших школьников. Автореферат. Москва, 2000
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.