Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов
Оценка 4.9

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
11.12.2017
Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов
Создать условия для ознакомления с понятием «фразеологизмы»; совершенствовать умения объяснять значения фразеологических оборотов; способствовать развитию умения употреблять в письменной и устной речи устойчивые обороты; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке; развивать словарный запас обучающихся; на
Урок 24 09.docx
Урок 24  09.10.2017   Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов Тип урока Обобщение и систематизация знаний Педагогические  задачи Планируемые  предметные  результаты Метапредметные  УУД Создать условия для ознакомления с понятием «фразеологизмы»; совершенствовать умения объяснять значения фразеологических оборотов;  способствовать развитию умения употреблять в письменной и устной речи устойчивые обороты; содействовать воспитанию интереса к  русскому языку, культуры учебного труда на уроке Познакомятся с понятием «фразеологизмы»; научатся объяснять значения фразеологических оборотов; употреблять в письменной и устной  речи устойчивые обороты; безошибочно списывать текст с доски и учебника; пользоваться словарями; находить в тексте многозначные слова и  омонимы; подбирать синонимы и антонимы Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная  информация будет нужна для изучения незнакомого материала; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде;  целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; регулятивные: высказывать свое предположение  относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу  осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая  правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему  мнению; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений Личностные  результаты Проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и уважительное отношение к людям посредством языка; осознавать и принимать  следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание  понимать друг друга», «желание понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т. д.; пользоваться формами самооценивания и  взаимооценивания на уроке О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   у р о к а Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) 1 I. Организация  начала урока 2 3 Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки  на урок. Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. Ну, ребята, чур, молчок!  Начинается урок.  Приготовьте свои ушки и глазки,  Чтобы они могли всё видеть,  Слышать и запоминать Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень  самоготовности (настроен ли я слушать учителя,  воспринимать материал урока) II.  Актуализация  знаний. Проверка  Проверяет домашнее задание. Проводит беседу  о проделанной работе. – Какие словари русского языка вы знаете? Для чего  необходимы словари? Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной  дома работе.  Формируемые способы  деятельности учащегося 4 Слушать в  соответствии с  целевой  установкой,  принимать и  сохранять  организационные  задачи Выделять  существенную  информацию  из текста загадки. Называют омонимы. Объясняют значения слов­омонимов. (См. РМ, Приложение 1.) Записывают слово звуками: ход – [хот]. Выполняют чистописание. Записывают буквосочетания.  Списывают пословицу, подчеркивают орфограммы. гг Г ггг Г гггг Г Глядит лисой, а пахнет волком. Отгадывают кроссворд. Читают ключевое слово. 1 В О 3 П Е Р Р О Е Б П Е Й 2 Щ Е Ё Л Л Г К О А Выдвигать  гипотезу и  обосновывать ее.  Осуществлять  актуализацию  личного  жизненного  опыта. Уметь  слушать в соот­ ветствии с  целевой  установкой.  Принимать и  сохранять  учебную цель и  задачу домашнего  задания (рабочая тетрадь). – Прочитайте отрывок из стихотворения Я. Козловского в  задании 70. Назовите омонимы. Объясните, что обозначают  эти слова. – Запишите звуками выделенное слово. – Какая игра у вас самая любимая? Расскажите, как вы  играете в нее. Минутка  чистописания. Проводит минутку чистописания. – Прочитайте слова и назовите одинаковый звук. Гусли, гитара, гармонь, горн.   – Сегодня будем работать над написанием букв «Г», «г». – Спишите, продолжив закономерность. – Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. Подчеркните  орфограммы. Работа над  словами с  непроверяемым  написанием Организует работу над словами с непроверяемым  написанием. – Отгадайте кроссворд и прочитайте новое словарное слово. В о п р о с ы  к кроссворду: 1. Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи собирает. (Воробей.) 2. На репье он очень ловко  Треплет цепкие головки,  Сыплет семечки на пол  Птичка бойкая … (щегол). 3. На лугу она живет И всё время спать зовет! – Пить­пирю, спать пора! Так до самого утра! Кто такую птичку знает? Кто загадку отгадает? (Перепёлка.) – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики. Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. Н А Р Е Щ Ё Ч И Е Подбирают синонимы к словарному слову. Составляют  предложения с этим словом. (См. РМ, Приложение 2.) Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют  цель урока. Под руководством учителя определяют задачи  урока.  1. Узнать, что такое фразеологизм. 2. Понять, для чего мы используем в речи фразеологизмы. 3. Научиться правильно употреблять фразеологизмы в  речи и объяснять их значение. 4. Ознакомиться с фразеологическими словарями. Читают письмо от жителей страны Фразеологии. «Заруби себе на носу: сегодня тебе придется работать  засучив рукава. В случае временной неудачи  не падай духом, а возьми себя в руки и заново принимайся за дело. Ручаюсь: в конечном счете тебя ждет успех!» Объясняют значение фразеологизма «за семью замками». Принимать  и сохранять  учебную цель  и задачу.  Анализировать,  находить общее и различия, делать  выводы.  Осознанно и  произвольно  строить речевое высказывание в устной форме – Подберите синонимы к слову «ещё» III. Сообщение  темы урока.  Определение  целей урока   Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает  сформулировать цель урока. – Прочитайте письмо и подумайте, жители какого словаря  могли его написать. (Жители фразеологического словаря.) – Почему вы так решили? (В тексте много  фразеологических оборотов.) – Это письмо написали жители страны Фразеологии.  Прочитайте тему урока. – Фразеологические обороты украшают речь, делают ее  выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем  интереснее, ярче выражает человек  свои мысли. Предлагаю вам сегодня на уроке отправиться в  путешествие, окунуться в мир слов, и вы, несомненно,  повысите уровень своих знаний, обогатите свой словарный  запас, проникнете в тайны истории и происхождения слов.  Итак, отправимся в путешествие за меткими словами и  крылатыми выражениями. В письме есть еще и какой­то  рисунок. Рассмотрите его. Что необычного видите? Эта дверь за семью замками. А что означает выражение «за семью  замками»?  – Жители страны Фразеологии очень хорошо спрятали за этой дверью сюрприз. Чтобы его получить, необходимо выполнить  все задания, преодолеть семь преград в виде замков на этой  двери IV. Объяснение  Организует работу по теме урока. Объясняет новый  Выводят языковые закономерности, лежащие в основе  Осуществлять нового  материала.  Наблюдение над  языковым материалом. Работа в группах     анализ объектов с опорой на  визуализацию изучаемого понятия или правила. Анализируют  формулировку правила (понятия), данную в учебнике.  Проводят наблюдения на материале связных текстов. Из  стихотворения В. Суслова «Как работает слово?»  выписывают устойчивые выражения. Немало воды утекло. Сквозь огонь и сквозь воду пройдет. Как с гуся вода. Воды в рот набрал. Под камень лежачий вода не течет. Воду в ступе толочь. Довольно лить воду. Воду носить решетом. материал, отвечает на вопросы учеников. П е р в ы й   з а м о к . – Нас ожидает первая преграда. Это стихотворение В. Суслова «Как работает слово?», из которого нужно  выписать как можно больше устойчивых выражений. Бывает частенько, что слово одно, Но очень по­разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда, Возьмем хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло. С тех пор уж немало воды утекло. О смелом мы вправе сказать наперёд: «Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!» А гуси и утки – сухие всегда. Заметили люди: «Как с гуся вода». Случилось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе! Воды в рот набрал! Лентяй отдыхает, а время идет – Под камень лежачий вода не течет. Сказать болтуну мы порою не прочь: «Довольно, мол, воду­то в ступе толочь!» Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду! Ты дело давай!» Работать впустую!.. Что скажут потом? На дело, мол, воду носить решетом! Стихи я пишу, не жалея труда, Чтоб вы не сказали: «В стихах­то вода». В т о р о й   з а м о к . Задание «С головы до ног».  – Теперь вам предстоит выполнить работу по рядам.  Необходимо подобрать фразеологизмы, в которых имеются  слова «голова», «глаз», «ноги». Работают в группах. Подбирают фразеологизмы,  в которых имеются слова «голова», «глаз», «ноги».  Голова Глаз Ноги Человек с головой. Морочить голову. Вскружить голову. Потерять голову. Не сносить головы. Отвечать головой. Как снег на голову. Голова идет кругом. Сломя голову Мозолить глаза. Хлопать глазами. Говорить в глаза. Пускать пыль  в глаза. Глазом не  моргнуть. С глазу на глаз. Хоть глаз выколи. Открыть глаза. Как бельмо  в глазу Со всех ног. Встать на ноги. Встать с левой  ноги. Падать с ног. Потерять почву  под ногами. Сбиться с ног. Идти в ногу. Путаться под  ногами. Ног под собой  не чуять Вставляют пропущенные слова­названия животных.  Объясняют фразеологизмы. – Делить шкуру неубитого медведя. – Купить кота в мешке. – Набито как в бочке селедки. – Дуется как мышь на крупу. – Смотрит как баран на новые ворота. – Ловить рыбу в мутной воде. – Пускать козла в огород. – Как корова языком слизала. Т р е т и й   з а м о к .   – Закончите фразеологизм, используя слова­названия  животных. Делить шкуру неубитого … . Купить … в мешке. Набито как в бочке … . Дуется как … на крупу. Смотрит как … на новые ворота. Ловить … в мутной воде. Пускать … в огород. Как … языком слизала.   Ч е т в е р т ы й   з а м о к . Задание «Фразеологизмы  и рифмы». – И снова в путь. Для того чтобы овладеть навыками  рифмовки, нам необходимо подобрать нужные слова и  добавить их в загадки. Дружнее этих двух ребят На свете не найдешь. О них обычно говорят: «Водой не разольешь». Мы исходили городок Буквально вдоль и поперек, И так устали мы в дороге, Что еле волочили ноги. Товарищ твой просит украдкой Подбирают рифмы­фразеологизмы к стихам­загадкам. Объясняют фразеологические обороты. Водой не разольешь – неразлучны, всегда вместе. Еле волочить ноги – очень медленно передвигаться. Медвежья услуга – неумелая, неловкая услуга, приносящая  вместо помощи неудобства, неприятности, вред. Кто в лес, кто по дрова – нестройно, неслаженно. Уши вянут – очень неприятно слушать что­либо. Ботинки просят каши – требуют починки. Держать в ежовых рукавицах – быть строгим  в обращении с кем­либо, не делать поблажек. Взять ноги в руки – быстро собраться с силами, энергично  взяться за какое­либо дело Ответы списать из тетрадки. Не надо, ведь этим ты другу, Окажешь медвежью услугу. Фальшивят, путают слова, Поют кто в лес, кто по дрова, Ребята слушать их не станут, От этой песни уши вянут. У маленького Паши Ботинки просят каши. Ежата – детки хоть куда! И что же тут дивиться? Ведь мама держит их всегда В ежовых рукавицах. Как это принято у змей, Кусают за ногу гадюки. А потому при встрече с ней  Берите, дети, ноги в руки   V. Первичное  закрепление  знаний.  Задание  «Фразеологическ ий зверинец». Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы.  Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при  необходимости проверяет ответы. Комментирует ход  решения. П я т ы й   з а м о к . Задание «Фразеологический зверинец».  – Ну, а сейчас мы посетим фразеологический зверинец.  Закончите фразеологизмы, основанные на сходстве человека и животного, пользуясь картинкой­подсказкой. Что обозначают  эти выражения? Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом  языковом материале. Выполняют аналитические упражнения.  Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Заполняют таблицу «Фразеологический зверинец». Хитер как … Белая … Труслив как … … лапчатый Изворотлив как … Нем как … Упрям как … Надут как … Голоден как … лис ворона заяц гусь уж рыба осел индюк волк Рисунки­шутки. Ш е с т о й   з а м о к . Рисунки­шутки. – Ну а сейчас самое интересное задание. На экране вы  увидите рисунки­подсказки, с помощью которых нужно  отгадать фразеологизм. По рисункам записывают фразеологизмы: яблоку негде  упасть, водить за нос, водой не разлить, кот в мешке. (См.  РМ, Приложение 3.)  Работа  по учебнику  (упражне­ ние 74). С е д ь м о й   з а м о к . – Прочитайте отрывок из произведения Саши Черного  «Дневник Фокса Микки». Что показалось вам забавным?  – В русском языке есть устойчивые сочетания слов – Читают и выполняют задание. Формулируют вывод. Осознанно  и произвольно  строить речевое  высказывание в  уст­ ной форме,  обосновывать  свое мнение.  Согласовывать  усилия по  решению учебной задачи.  Договариваться и приходить к  общему мнению  при работе  в паре.  Учитывать  мнение соседа по  парте. Осуществ­ лять контроль по  результату фразеологизмы. Объясняя их значение, мы имеем в виду  смысл всего словосочетания в целом, а не отдельных слов.  Выражение «глаза на лоб полезли» употребляется в  разговорной речи тогда, когда нужно передать, что человек  очень удивлен происходящим или испытывает сильную боль  или испуг. – Прочитайте. Объясните значение выделенных сочетаний  слов (фразеологизмов). – Выпишите из предложений через запятую фразеологические  обороты. – Какой из них противоположен по смыслу словосочетанию  «во весь дух»?  Работа  по учебнику  (упражне­ ние 75). Тест по теме  «Фразеологизмы » Проводит тест по теме «Фразеологизмы». – О каком человеке так говорят? 1. У него денег куры не клюют: а) бедный; 2. Он сухим выйдт из воды: б) богатый. а) ловкий; б) робкий.   3. Семи пядей во лбу: а) умный; 4. У него семь пятниц на неделе: б) глупый. а) ненадежный; 5. Он перебивается с хлеба на квас: б) надежный. а) богатый; б) бедный Объясняют значение выделенных сочетаний слов. – Черепашьим шагом. Выполняют тестовые задания. К л ю ч : 1 – б; 2 – а; 3 – а; 4 – а; 5 – б Организует работу в рабочей тетради. (См. РМ, Приложение 4.)  Прочитайте задание 71. Вставьте в предложения подходящие  по смыслу слова. Выполняют задания в рабочей тетради. Вставляют пропущенные слова. (См. РМ, Приложение 5.) Понимать  на слух ответы  учащихся.  Слушать  собеседника.  VI. Дальнейшая работа  по закреплению  и обобщению  приобретенных  знаний и  умений.  Прочитайте задание 72. Вставьте в предложения подходящие  по смыслу слова из слов для справок. Вставляют пропущенные слова. (См. РМ, Приложение 5.) – Прочитайте стихотворение Я. Акима в задании 73.  Подчеркните строчки, в которых слово «нос» входит в  устойчивое выражение. Объясните смысл этих выражений (фразеологизмов). Находят фразеологизмы со словом «нос» и объясняют их  значения. (См. РМ, Приложение 5.)   – Составьте и запишите предложение, употребив в нем любое из этих устойчивых сочетаний Записывают предложение с фразеологизмом VII. Итог урока. Рефлексия   Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив  таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:  – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Что же такое фразеологизмы?  – Как узнать значение фразеологизма, если оно нам не  известно? – Для чего служат фразеологизмы в речи? – Чем фразеологизм похож на слово, чем отличается от  словосочетания? – Какую роль выполняют фразеологизмы в русском языке? – В русском языке много фразеологизмов со словом «нос».  Какие вам уже известны?  – Объясните значение слова «нос». (Часть лица человека.) – Что произошло со словом «нос» во фразеологизме?  Сохраняет ли слово свое значение в обороте?  (Его значение утратилось.) – Кто такие оптимисты? (Оптимист – неунывающий  человек, с верой и надеждой глядящий в будущее.) – Предлагаю с помощью фразеологизмов придумать девиз для оптимистов. – Оцените свою работу на уроке с помощью  фразеологических оборотов: «не покладая рук», «ни шатко ни валко», «через пень колоду», «засучив рукава», «тяп да ляп»,  «в поте лица». – Сегодня вы не сидели сложа руки, а работали  в поте лица! Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное  состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.  Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат  или нет, высказываются о трудностях, с которыми  столкнулись на уроке. Осуществлять  самоконтроль  учебной  деятельности Называют фразеологизмы со словом «нос»: задирать нос – гордиться, водить за нос – обманывать, клевать носом – засыпать, остаться с носом – потерпеть неудачу, встретиться нос к носу – близко, зарубить на носу – хорошо запомнить Домашнее  задание Проговаривает и объясняет домашнее задание.  Формулирует задачи выполнения упражнения, дает  сопутствующие комментарии. , упражнение 76 в учебнике Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Принимать,  сохранять  учебные задачи С и н о н и м ы   к словарному слову «ещё»: опять, снова. Работа над словами с непроверяемым написанием П р е д л о ж е н и е : Наступила весна, но в полях ещё лежит снег. Рисунки­шутки Приложение 2 Приложение 3 Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. Проводит самостоятельную работу по карточкам. Приложение 4 Являются ли синонимами данные слова?  Глаза, очи, глазищи. Плачется, жалуется, ропщет. Напрасно, понапрасну, зря. В чём особенность употребления этих слов в речи? К а р т о ч к а   № 1 К а р т о ч к а   № 2 Найдите в толковом словаре значения слов: вельможа, зеница, лилейный. Что означают пометы, с которыми даны эти слова в словаре? С одним из слов составьте и запишите предложение. Подберите синонимы к выделенным словам: Многие люди сложили свои головы в те недобрые времена. Подумайте, для чего нужно уметь подбирать синонимы. К а р т о ч к а   № 3 К а р т о ч к а   № 4 Подберите антонимы к данным словам. Радос(?)ный, опас(?)ность, прекрас(?)но, праз(?)ничный,  извес(?)ность, чудес(?)ный, гиган(?)ский, ярос(?)но, мес(?)ный,  чес(?)ность, завис(?)ливый, хвас(?)ливый.  Вставьте пропущенные буквы. Какое орфографическое правило «спрятано» в этих словах?  Выполняют   самостоятельную   работу   по   карточкам.   Обобщают   способы   действия   по   правилу,   применяют   на   практике   алгоритмические   предписания, инструкции. Выполняют аналитико­синтетические упражнения, работу со словарями. Рассматривают   схему   «Лексическое   дерево».   Приводят   примеры,   которые   отражают   особенности   лексического   значения   слов   (слова   однозначные   и многозначные),   смысловую   связь   слов   (синонимы,   антонимы,   омонимы),   особенности   употребления   слов   в   языке   (общеупотребительные,   диалектные, профессиональные), происхождение слов. З а д а н и е   71. Ласка – это зверёк и проявление нежного чувства. Пеночка – это пенка на молоке и название птицы. Кок – это повар на корабле и вихор на голове. Бокс – это вид спорта и название стрижки волос. Лук – это огородное растение и оружие для стрельбы. Ключ – это родник и инструмент для отпирания двери. Работа в тетради З а д а н и е   72. Тракторный завод и завод для часов. День жаркий, но чай горячий. Осенний месяц и на небе ясный месяц. Город древний, а дедушка старый. Молоток тяжёлый, а пух лёгкий. Волос каштановый, а карандаш коричневый. В руках острая коса, а на голове русая коса. Приложение 5 З а д а н и е   73. Носом клевать – сильно хотеть спать, засыпать. Не суй свой нос – не лезь в чужие дела. Отведи Танечку в комнату, а то она уже носом клюёт.

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2017