Функции государства в рыночной экономике
Введение.......................................................................................................... 3
Функции государства в рыночной экономике................................................. 4
Экономическая функция государства в условиях рыночной экономики....... 12
Заключение.................................................................................................... 17
Список использованных источников............................................................. 19
Рыночная экономика - экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.
Неотъемлемыми предпосылками рыночной экономики являются общественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частная собственность, экономическая свобода хозяйствующих субъектов, их экономическая и юридическая самостоятельность и ответственность, правовая система, законодательно закрепляющая «правила игры» на рынке.
Будучи общей экономической системой, рыночная экономика развивается по единым для всех стран законам. Их универсальность обусловливает общую природу рыночной экономики, проявляющуюся в общности не только предпосылок, но и ее функций и механизмов на всех этапах развития.
Совокупность регулирующих функций, осуществляемых рынком, делают рыночную экономику саморегулирующейся, самонастраивающейся системой. Данной системе присуща способность автоматически cсоотносить частные и общественные интересы. Это придает ей необходимую гибкость и динамизм.
Целью написания контрольной работы является описание функций государства в условиях рыночной экономики, раскрытие экономической функции государства.
Контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
Понятие «функция государства» - одно из фундаментальных в теории государства, характеризующих деятельную сторону государства, являясь при этом сложным. Многие вопросы, связанные определением и реализацией функций государства являются нерешенными или их решение вызывает сомнения. Определение функции государства рассматривается в основном как необходимое, однородное, постоянное, целесообразное направление (сторона) его деятельности, обусловленное объективными потребностями общественного развития с точки зрения его внутренних и внешних задач.
Функции государства имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Они позволяет рассмотреть государство со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, функционирования. Только при помощи сильных государственных институтов власти можно осуществить стратегический поворот, провести кардинальные преобразования, не вызвав социальных потрясений[1].
Регулирующие функции государства в рыночной экономике сводятся к трем основным - законодательной, стабилизирующей, распределительной.
Законодательная функция предусматривает, что государство разрабатывает систему экономических, социальных и организационнохозяйственных законов и постановлений, которые устанавливают определенные «правила игры», то есть правовые основы рыночной экономики, таким образом, гарантируя одинаковые права и возможности для субъектов всех форм собственности и хозяйствования.
Для защиты конкуренции как основного условия и регулятора рыночной экономики государство разрабатывает антимонопольное законодательство. Это дает возможность субъектам рыночной экономики реализовать свои интересы, заставляет их действовать согласованно и не нарушать объективных законов рынка. И происходит это естественно, без команд и приказов.
Стабилизирующая функция государства заключается в поддержании высокого уровня занятости и ценового равновесия, а также в стимулировании экономического роста. Для этого государство: 1) определяет цели, направления и приоритеты экономического развития, выделяет соответствующие ресурсы для их реализации, использует денежнокредитные и бюджетно-налоговые рычаги 2) берет на себя организацию предложения денег; 3) обеспечивает занятость населения и стабильный уровень цен, проводя соответствующую фискальную и кредитно-денежную политику, направленную на предотвращение инфляции и безработице.
Распределительная функция связана, с одной стороны, с достижением более справедливого распределения доходов в обществе, а с другой - с более
эффективным размещением ресурсов в рыночной экономике. Для осуществления этой функции, которая способствует исправлению определенных недостатков рыночной системы, государство: 1) осуществляет перераспределение средств групп населения, которые имеют высокие доходы, в пользу нетрудоспособных и малообеспеченных, проводя соответствующую фискальную политику, политику регулирования цен; 2) устанавливает и контролирует минимальный размер заработной платы; 3) берет на себя функцию обеспечения общественными благами, в производстве которых частные и коллективные субъекты не заинтересованы, но без этих благ не возможно существование общества.
Государство играет также важную роль в регулировании
внешнеэкономических отношений и валютного рынка, миграции капиталов и рабочей силы, контролирования платежных балансов. Это способствует стабилизации национальной экономики и развития мирового хозяйства.
Выполнение государством регулирующих функций в условиях рыночной экономики обеспечивает достижение баланса экономики на макроуровне, проведение эффективной денежно-кредитной политики, социальная защита малообеспеченных слоев населения. Без регулирующего воздействия государства нельзя осуществить структурные преобразования, модернизацию материально-технической базы некоторых отраслей[2].
Таким образом, современная рыночная система органично сочетает свободную конкуренцию и рычаги государственного регулирования, т.е. является регулируемой социально ориентированной экономикой .
Государство должно играть ключевую роль в ускорении темпов научно-технического и технологического прогресса, являющегося генератором современного экономического роста. В развитых странах государство берет на себя функции финансирования и организации фундаментальной науки и высокорисковых прикладных исследований, научно-исследовательской инфраструктуры, системы образования населения, т.е. тех функций, выполнение которых частным бизнесом в полной мере исключается ввиду его имманентной ориентации на максимизацию текущей прибыли. Системная реализация этих функций сопряжена с
крупномасштабными капиталовложениями, которые не приносят инвестору явной коммерческой отдачи, но создают условия для быстрого роста производства на основе освоения новых технологий. Характерно, что, начиная с середины 60-х годов XX века, вложения в развитие человеческого (интеллектуального) потенциала превышают в развитых странах совокупные инвестиции в машины и оборудование.
В системе экономического регулирования важное место должны занять государственные заказы, выполнение которых финансируется за счет средств федерального и региональных бюджетов. Государственные заказы, призванные повышать спрос на внутреннем рынке, способны стимулировать развитее не только оборонных, но и гражданских отраслей народного хозяйства, стимулировать проведение научных исследований, создание и внедрение новой техники и технологии.
В условиях современной рыночной экономики государство выполняет внутренне важные для народного хозяйства функции стимулирования развития производства и роста благосостояния, повышения качества жизни населения. Для этого государство должно обеспечивать не только все необходимые условия для нормального функционирования рыночной конкуренции, защищать законные права граждан и предприятий, но и помогать им в адаптации к изменениям рыночной конъюнктуры, создавать благоприятные возможности для развития производственной деятельности, финансируя часть расходов на общезначимые мероприятия с большим внешним эффектом. Это, прежде всего, расходы на научные исследования, образование, здравоохранение, развитие информационной и транспортной инфраструктуры, стимулирование инновационной активности.
Как свидетельствует мировой опыт, атрибутом эффективного с точки зрения управления экономическим развитием государства, является система индикативного планирования и долгосрочных государственных программ модернизации экономики. Целесообразно, в частности, законодательно определить статус индикативных планов, их место в системе экономических регуляторов и порядок разработки.
Государство должно формировать институты развития, поддерживающие инвестиции в новые технологии и нововведения, стимулирующие инновационную активность, содействующие прогрессивным технологическим сдвигам, а также концентрации денежных, трудовых информационных ресурсов в перспективных направлениях экономического роста[3].
Роль государства в экономике состоит также в том, что оно является крупным участником рынка в лице государственных предприятий и корпораций. Государственный сектор экономики должен представлять собой важный, реальный и эффективно действующий инструмент проведения социально-экономической стратегии. Управление государственным сектором не может ограничиться решением чисто финансовых задач, оно должно преследовать общеэкономические, научно-технические, социальные и экологические цели.
Роль государства в обеспечении процессов развития, вполне понятно, существенно различается по отраслям и видам деятельности. Оно может освобождаться от ответственности за организацию развитых производств, где уже сформировались соответствующие рынки и возникли конкурентные отношения. В то же время государство не может не поддерживать экономическую активность на новых венчурных направлениях, не способствовать созданию перспективных производств на основе освоения передовых достижений научно-технического и технологического прогресса. Процессы дерегулирования экономики, происходящие в развитых странах с 80-х годов XX века, охватили главным образом традиционные отрасли, но практически не затронули высокотехнологичный сектор. В этом секторе, наоборот, усилилось значение институтов прямой господдержки инновационной и инвестиционной активности и даже непосредственной организации наиболее капиталоемких производств. Возросла также роль макропланирования научно-технического и социально-экономического развития и государственных целевых программ.
Активная роль государственного регулирования отнюдь не умаляет значимости рыночной самоорганизации в обеспечении структурной перестройки экономики и перехода к устойчивому росту. Структурная политика государства не подменяет предпринимательскую инициативу, а, наоборот, создает необходимые предпосылки для роста частной инвестиционной активности и экономического подъема на основе широкого освоения новых перспективных технологий на началах рыночной самоорганизации и конкуренции. Государство должно помогать формированию высокоэффективных хозяйственных организаций, способных работать на внутреннем и мировом рынках в обстановке жесткой конкурентной борьбы и концентрировать ресурсы на перспективных направлениях обновления производства. Инструменты прямого государственного воздействия должны ориентироваться на поддержку широкой частной инициативы по освоению производств современного и новейшего технологических укладов, обязаны стимулировать по соответствующим линиям инвестиционную активность и
предпринимательскую инициативу.
Важной задачей органов управления является поддержка предпринимательства и взаимодействие с корпорациями и их альянсами - финансово-промышленными группами (ФПГ), консорциумами.
Государственная поддержка предпринимательства должна включать в себя как прямое финансовое субсидирование, льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов, так и участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий, формирование и регулирование рынка труда, предоставление выгодных госзаказов. Существенную роль играет содействие в подготовке кадров и развитии государственной сети подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики, координация деятельности союзов и ассоциаций предпринимателей. Государство должно проводить всеобъемлющую, последовательную и эффективную политику по поддержке и развитию конкуренции. В российской деловой практике и действиях органов власти различного уровня имеется: немало случаев нарушения антимонопольного законодательства, следовательно, имеются значительные резервы по повышению эффективности его применения.
Важнейшей функцией государства является решение социальных проблем, в том числе таких, как регулирование трудовых отношений, проведение государственной политики в области заработной платы, регулирование цен на социально значимые товары и услуги, содействие трудоустройству незанятого населения, переподготовка кадров в соответствии с требованиями рынка труда и т.п. В полной мере роль государства в регулировании экономики должна проявляться и в том, что государство является социальным партнером, стоящим выше интересов отдельных кланов и групп. В качестве социального партнера государство призвано обеспечить согласование общенациональных интересов и частных интересов предпринимательских структур, разрешение социальных конфликтов, сотрудничество с предпринимателями по вопросам выработки экономической стратегии и политики экономических реформ. Еще одной важной проблемой является упорядочение и повышение эффективности управления государственной собственностью. Вопрос о роли государственного сектора в развитии современной экономики неоднозначен.
Не подлежит сомнению значимость государственных инвестиций для создания и развития в развитых странах наукоемких отраслей экономики. Авиакосмическая промышленность, ядерная энергетика, транспортная и информационная инфраструктура и другие капиталоемкие отрасли, являющиеся сегодня основными генераторами экономического роста, создавались, и длительное время непосредственно управлялись государством. Во многих странах они до сих пор находятся в госсобственности, что гарантирует им экономическую устойчивость и оказывает стабилизирующее влияние на всю экономику без ущерба для ее эффективности.
В сфере государственного влияния практически во всех странах находится недропользование. Так, во многих развитых и успешно развивающихся странах эксплуатация наиболее выгодных и значимых для экономики природных ресурсов прямо контролируется государством. Это позволяет изымать в бюджет природную ренту, финансировать, не прибегая к чрезмерному повышению налогов, необходимые расходы на обеспечение устойчивого социально-экономического развития[4].
В современных российских условиях государству еще достаточно долго придется брать на себя ответственность за развитие наукоемкой промышленности. Госсектор призван стать источником стабильности экономики и генератором ее роста, а это выдвигает весьма серьезные требования к планированию ее развития. Соответствующие государственные органы должны; в частности, отслеживать формирование инвестиционной программы предприятий этого сектора, в том числе тех из них, где государство владеет лишь частью акционерного капитала. При этом нежелательно допускать перемещения спроса предприятий госсектора за рубеж: размещать заказы на изготовление оборудования, на капитальное строительство, а также на поставки комплектующих и сырья необходимо исключительно или преимущественно на внутреннем рынке. Для этого целесообразно ввести процедуру защиты и утверждения производственных и инвестиционных программ госсектора правительственными ведомствами. Они обязаны не просто контролировать формальное соответствие этих программ требованию размещения заказов на внутреннем рынке, но и содействовать их оптимизации, выполнению требований конкурсности и эффективности соответствующих закупок, помогать предприятиям в установлении выгодных кооперационных связей. Кроме всего прочего, государственный контроль над этими предприятиями будет препятствовать неэффективному и нецелевому использованию их активов, размещению заказов за рубежом при наличии отечественных аналогов, способствовать более полному использованию имеющихся возможностей развития.
По мере развертывания научно-технической и технологической революции происходит усложнение регулирующей роли государства, которая дополняется функциями развития науки, образования и информационной инфраструктуры. Возрастает значение социальных функций государства, усиливается его роль в отношении социальной ориентации рыночного хозяйства, в частности в таких направлениях, как преодоление большого разрыва в доходах и согласование интересов различных слоев общества, создание условий для полного проявления созидательной творческой активности каждого человека и т.п.[5].
Вопрос о роли государства в рыночной экономике в настоящее время является наиболее актуальным. Много споров о соотношении рыночного и государственного регулирования.Исследования, проводимые в последние годы, показывают глобальное возрастание роли государства в организации экономической жизни общества.
На современном этапе развитие экономик государств происходит по смешанной модели, то есть экономика управляется и регулируется, с одной стороны, естественными объективными законами рыночной экономики (спрос и предложение, конкуренция и т.п.), а с другой стороны, экономика регулируется, направляется в необходимое русло своего движения активным государственным вмешательством на макроуровне. Для этого государство располагает достаточным количеством рычагов управления экономическим развитием страны.
В докладе Всемирного банка о роли государства в экономике приведены следующие основные функции государства:
- утверждение основ законности;
- поддерживание сбалансированной политической обстановки, не подверженной искажениями, включая обеспечение макроэкономической стабильности;
- финансирование базовых социальных услуг и инфраструктуры;
- поддержание незащищенных групп населения; - защита окружающей среды[6].
Это фундаментальные задачи, на которых должно быть сконцентрировано внимание государства.
Отмечая существование различных позиций по поводу экономической роли государства в современном развитии общества, можно признать доказанным и следующее:
1. Не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях, социально ориентированной рыночной экономики без регулирующей роли государства.
2. Формы, методы, механизмы государственного регулирования не остаются неизменными на протяжении веков. Но государство всегда сохраняет при этом определенные, четко выраженные функции, в числе которых: защита прав собственности, обеспечение свободы
предпринимательства; антимонопольная политика; обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной сфере, регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости национальной валюты; регулирование внешнеэкономической деятельности; обеспечение экономической безопасности страны.
3. Роль государства качественно меняется на этапах становления, формирования рыночной экономики и в условиях функционирования уже сложившейся, хорошо отлаженной, отрегулированной экономики.
На этапе становления реформ государство должно быть более активным, чтобы старые формы и методы не получили инерционное развитие, способствующее появлению новых сил противостояния реформам, монополизирующее процессы производства.
4. Можно считать доказанным мировым опытом – масштабы государственного регулирования, его конкретные механизмы и формы существенно различаются от страны к стране. Они отражают влияние исторических традиций страны, ее национальной культуры, масштабы территорий, специфику геополитического положения. Поэтому роль государства в странах Азии может быть иной, чем в Европе; в Скандинавии она отличается от континентальной Европы.[7]
Таким образом, современная рыночная экономика является регулируемой государством, становится гарантом стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.
Для достижения целей экономического регулирования государство располагает мощными рычагами воздействия на рыночную экономику.
Поэтому одной из главных функций государства является правовое регулирование экономики, которое состоит в разработке законов, обеспечивающих:
а) нормы функционирования рыночных структур,
предпринимательства и коммерции;
б) защиту прав покупателей и интересов общества;
в) равноправие рыночных субъектов;
г) регулирование взаимоотношений между предпринимателями и
наемными работниками;
д) борьбу с теневой экономикой.
Для стабильного функционирования рыночной экономики существенное значение имеет создание законодательной базы антимонопольной политики. В виде «антитрестовых законов» впервые в США осуществлено антимонопольное законодательство, которое получило широкое распространение в других рыночно развитых государствах. Высокий уровень монополизации производства и обращения в российской экономике предполагает проведение активной антимонопольной политики, без чего невозможен переход к цивилизованным рыночным отношениям.
Антимонопольная политика включает следующие административные и экономические меры:
- контроль над ценами предприятий – монополистов;
- дезинтеграция крупных управленческих, производственных и коммерческих структур;
- поддержка конкуренции, учитывая также импорт товаров иностранных производителей;
- антимонопольная экспертиза принимаемых законов.
В условиях рыночной экономики весьма актуальной является дефляционная политика государства.
Как правило, инфляция, т.е. рост цен, происходит в результате опережения объема платежеспособного спроса по сравнению с объемом предложения (при других стабильных процессах в экономике). Поэтому выбор конкретных мер проведения дефляционной политики у государства весьма ограничен. Государство регулирует доходы населения и стимулирует предпринимательскую активность путем принятия различных мер по оживлению инвестиционной деятельности или ограничению прироста доходов населения. Однако в условиях российской экономики второй путь абсолютно неприемлем ввиду низкого уровня доходов и низкого уровня жизни населения.
Существенное влияние на инфляционные процессы оказывают регулирование денежного обращения и бюджетная политика. Это главный рычаг государства, который позволяет регулировать совокупный спрос и совокупное предложение и обеспечивать равновесие между ними.
Экономическая роль государства значительно возрастает в условиях экономического кризиса. Государство активно проводит антициклическую, антикризисную политику - увеличение государственных инвестиций, снижение налогов, организация общественных работ, обеспечение занятости и т.п.[8]
Характерные для современной экономики глобализация хозяйственных связей и международная экономическая интеграция обусловливают необходимость серьезных изменений также и во внешнеэкономических функциях государства, усложнение совокупности различных инструментов защиты национальных интересов. Глобальная конкуренция ведется в настоящее время уже не столько между странами, сколько между транснациональными компаниями, каждая из которых объединяет многие национальные системы накопления капитала, организации науки и образования и, естественно, производственно-предпринимательские структуры, работающие в масштабах мирового рынка. Выживание страны в этих условиях требует освоения государством новых функций регулирования, направленных на стимулирование конкурентных преимуществ и сохранение национального суверенитета в отношении основных жизнеобеспечивающих комплексов и ресурсов страны, определение и реализацию приоритетов долгосрочного социальноэкономического и научно-технического развития.
Стабильное функционирование российской экономики наряду с освоением общих функций ее государственного регулирования предполагает осуществление государством ряда специфических функций, связанных с нейтрализацией факторов снижения конкурентоспособности национальной экономической системы.
Поиск новых форм и методов государственного регулирования в условиях трансформации экономической системы должен опираться, прежде всего, на объективный процесс формирования многоукладной экономики в социальном и технологическом смысле и на перераспределение полномочий управления между субъектами собственности, федеральными и региональными органами власти, а также отраслями[9].
Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение основной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.
Как правило, государство корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государство заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов[10].
Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметнополитическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.
В контрольной работе рассмотрены функции государства в условиях рыночной экономики, более подробно рассмотрена экономическая функция – сущность, особенности.
Таким образом, цель выполнения контрольной работы достигнута.
1. Вонсович Л.В. Политология [Электронный ресурс] : курс интенсивной подготовки / Л.В. Вонсович. — Электрон.текстовые данные. — Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2013. — 366 c. — 978-985-7067-18-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28186.html (Дата обращения 03.11.2017)
2. Желтов В.В. Сравнительная политология [Электронный ресурс] :
учебное пособие для вузов / В.В. Желтов. — Электрон.текстовые данные. — М. : Академический Проект, Фонд «Мир», 2015. — 649 c. — 978-5-82910929-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36746.html(Дата обращения 03.11.2017).
3. Политология [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов /
В.Ю. Вельский [и др.]. — Электрон.текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-
ДАНА, 2017. — 423 c. — 978-5-238-01661-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71038.html(Дата обращения 03.11.2017).
4. Прядко И.П. Политология. Геополитика [Электронный ресурс] : конспект лекций для обучающихся по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление / И.П. Прядко, И.В. Андреев.
— Электрон.текстовые данные. — М. : Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2017. — 150 c. —
978-5-7264-1479-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/63669.html(Дата обращения 03.11.2017).
5. Функции государства в рыночной экономике. — Режим доступа:https://studfiles.net/preview/2180177/(Дата обращения 03.11.2017).
6. Экономические функции государства в рыночной экономике. — Режим доступа:https://studopedia.ru/7_30353_ekonomicheskie-funktsiigosudarstva-v-rinochnoy-ekonomike.html(Дата обращения 03.11.2017).
7. Сущность экономических функций государства. — Режим
доступа:http://fb.ru/article/4413/funktsii-gosudarstva-v-ryinochnoyekonomike(Дата обращения 03.11.2017).
8. Экономические функции государства в рыночной экономике. — Режим доступа:http://uchebnik-online.com/123/359.html(Дата обращения 03.11.2017).
9. Функции государства в системе рыночной экономики. — Режим доступа:http://novainfo.ru/article/1669(Дата обращения 03.11.2017).
[1] Функции государства в системе рыночной экономики. http://novainfo.ru/article/1669
[2] Функции государства в рыночной экономике. https://studfiles.net/preview/2180177/
[3] Функции государства в системе рыночной экономики. http://novainfo.ru/article/1669
[4] Функции государства в системе рыночной экономики. http://novainfo.ru/article/1669
[5] Функции государства в рыночной экономике. https://studfiles.net/preview/2180177/
[6] Экономические функции государства в рыночной экономике. http://uchebnik-
online.com/123/359.html
[7] Экономические функции государства в рыночной экономике. http://uchebnik-
online.com/123/359.html
[8] Экономические функции государства в рыночной экономике.
https://studopedia.ru/7_30353_ekonomicheskie-funktsii-gosudarstva-v-rinochnoyekonomike.html
[9] Функции государства в рыночной экономике. https://studfiles.net/preview/2180177/
[10] Сущность экономических функций государства. http://fb.ru/article/4413/funktsiigosudarstva-v-ryinochnoy-ekonomike
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.