"Функциональная грамотность дошкольника"
Оценка 4.6

"Функциональная грамотность дошкольника"

Оценка 4.6
docx
17.07.2024
"Функциональная грамотность дошкольника"
Функциональная грамотность дошкольника.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

«Функциональная грамотность дошкольника»

 

        Функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и образованию. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций на первой ступени образования и воспитания.

Что такое функциональная грамотность? Само понятие «функциональная грамотность» вошло в лексикон в 1957 году с подачи ЮНЕСКО. Сначала понятие «функциональная грамотность» трактовалось как ликвидация безграмотности, но впоследствии приобрело более широкое значение – как способность использовать знания для решения любых жизненных задач.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. (Алексей Алексеевич Леонтьев, Известный российский психолог, филолог, педагог и психолингвист, научный руководитель ассоциации «Школа 2000…»)

Теперь уже функционально грамотный человек – это не просто тот, кто научился читать и писать, изучил основы некоторых наук, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества.

Функциональная грамотность связана с готовностью:

- добывать знания;

- применять знания и умения;

- оценивать знания и умения;

- осуществлять саморазвитие.

В международных образовательных стандартах функциональной грамотности выделяют три основных направления.

·        читательская грамотность,

·        математическая грамотность

·        естественнонаучная грамотность,

Из этих составляющих формируются глобальные компетентности.

Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером могут быть: функциональная готовность к школе, сформированность предпосылок универсальных учебных действий).

Функциональная грамотность дошкольников - это определенный уровень образованности на ступени дошкольного образования, выражающий степень овладения детьми ключевыми компетенциями.

Дошкольное образование является базисом для формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО. Выделяют основные направления формирования функциональной грамотности на этапе дошкольного образования:

•формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;

• формирование речевой активности дошкольников;

• формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;

• формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.

Читательская грамотность: способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности; участвовать в социальной жизни.

1. Читательская грамотность – это умение читать, владение техникой чтения

2. Читательская грамотность – это умение читать и понимать текст

3. Читательская грамотность – это умение читать и понимать текст, использовать его для решения разных задач

Читательская грамотность для ребенка дошкольного возраста выражается в способности понимать смысл текстов, размышлять и обсуждать тексты, чтобы расширять свои представления и возможности, взаимодействовать с социальным окружением.

Этапы формирования основ читательской грамотности

 

Организационно подготовительный

Организация соответствующей предметно развивающей и речевой среды

Мотивационно диагностический

Продуманный анализ содержания произведения

Деятельностный

Развитие у детей самостоятельности в словесно творческих проявлениях

Рефлексивный

Организация совместной игровой деятельности с детьми по мотивам произведения художественной литературы

 

Действия педагогов: после прочтения книги – вопросы по содержанию, оценка поступков героев, способность себя поставить на место героев и высказывание своего мнения о том, как бы сам ребёнок поступил на его месте; придумать продолжение; нахождение аналогии в поступках героев и поступках окружающих людей; обсуждение последствий поступков героев и т.д.

Математическая грамотность

способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

1.     Математическая грамотность в дошкольном возрасте – это владение навыками счета, арифметическими действиями сложения и вычитания, умением сравнивать предметы по величине, решать задачи, знание цифр. Не просто счёт наизусть, а

·        умение отсчитывать заданное устно количество предметов,

·        пересчитывать реальные предметы, называя количество и показывая соответствующую цифру,

·        умение использовать количественные и порядковые числительные;

·        оценивать количество предметов «на глаз» и определять, где предметов больше или меньше;

·        определять количественные характеристики предметов и объектов, пространственных и временных категорий (у стула 4 ножки, у жука 6 лап, в комнате 3 окна, в неделе 7 дней и т.д.);

·        узнавать цифры в непосредственном окружении (на часах, номерах домов, автобусов и т.д.)

2.     Математическая грамотность ребенка-дошкольника – это овладение понятиями величина, счет и количество, овладение пространственно-временными представлениями в рамках программы

·        Умение сравнивать реальные объекты по их признакам (мой карандаш длиннее, его мешок тяжелее и т.д.)

·        Устанавливать временные отношения (сначала, потом, до, после, раньше, позже, во время (сна, обеда, занятий));

·        Устанавливать и моделировать пространственные отношения (Встань рядом с Сашей. Встань сбоку от Вовы. Таня, встань пред Машей слева от Лены)

·        Умение переносить свойства геометрических эталонов на реальные предметы (на какую фигуру похоже, покатится предмет или нет);

·        Описывать направление движения (Дойди до домика лисички: сначала найди грибочек, затем иди на солнышко)

3.     Математическая грамотность – способность применять полученные знания для решения жизненных задач.

·        группировать и сортировать реальные предметы и пояснять, как они разложили предметы на группы и по какому признаку;

·        участвовать в обсуждении проблем того, что может случиться, не может случиться никогда, случится обязательно (Войдет ли в эту норку слон? А мышка? Будет ли сегодня дождь? Снег? Расцветут ли завтра цветы?)

 

Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения.

Естественнонаучная грамотность

способность человека использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

1.      Естественнонаучная грамотность в дошкольном возрасте – это достаточно широкий кругозор ребенка (в соответствии с программой);

2. Естественнонаучная грамотность ребенка-дошкольника – это овладение обобщающими понятиями о живой и неживой природе, развитые первичные экологические представления

3. Естественнонаучная грамотность – способность применять полученные знания для безопасного поведения в природе

ФГОС ДО включает практически все умения, характеризующие естественнонаучную грамотность, но они растворены в Стандарте среди других предметных и метапредметных результатов.

В разделе «Познавательное развитие» содержатся основные задачи формирования естественнонаучной грамотности. Распространенные методы –

·        Познавательно-исследовательские действия (отдельные действия с различными объектами с целью получения быстрого вывода. «Поймай снежинку на ладошку. Она быстро растает. На одежде, на земле снежинки не тают. Почему?»)

·        Экспериментирование с материалами и веществами (специально организованная кратковременная деятельность с различными материалами и веществами, требующая создания определённых условий, привлечения дополнительных материалов для получения вывода о конкретных свойствах изучаемых объектов. Изучение свойств воды: прозрачность (помещаем в воду разл предметы), без вкуса и запаха (пробуем, нюхаем), принимает разную форму (помещаем в сосуды разной формы) и т.д.)

·        Познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) – включает в себя познавательно-исследовательские действия, экспериментирование с материалами и веществами, поиск ответов на вопросы в различных источниках. (Например, изучение свойств снега. Это процесс длительный, т.к. включает в себя наблюдение за снегом при разной температуре на улице, в помещении, рассматривание и изучение формы снежинок. Для этого можно использовать микроскоп, познавательную литературу, фильмы и т.д.)

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями

Естественнонаучно грамотный человек способен аргументированно обсуждать проблемы, относящиеся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и приводить доказательства.

Естественнонаучная грамотность для ребенка дошкольного возраста выражается в способности использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. (АРТ-Талант)

Социально - коммуникативная грамотность – это совокупность коммуникативных знаний, умений и навыков человека, позволяющих ему эффективно общаться независимо от различных обстоятельств в письменной и устной форме. Это знание законов, правил и приемов эффективной устной и письменной коммуникации

Человек, обладающий коммуникативной грамотностью

·        знает правила общения и умеет их применять с учетом конкретной ситуации,

·        владеет нормами и тактиками общения, речевым этикетом, которые эффективно использует в любой коммуникативной ситуации.

·        выстраивает общение, учитывая такие параметры, как возраст и национальность собеседника, уровень его культуры, должность, эмоциональное состояние и прочее.

Коммуникативная грамотность содержит два последовательно осваиваемых уровня:

1) знание норм (шаблонов) общения (устного и письменного), принятых в обществе для стереотипных коммуникативных ситуаций и их применение, то есть владение речевым этикетом для обычных ситуаций общения;

2) знание и использование правил и способов эффективной коммуникации в типичных ситуациях общения.

Человек, владеющий первым уровнем коммуникативной грамотности, знает, как надо общаться, а человек, владеющий вторым уровнем коммуникативной грамотности, знает, как общаться эффективно.

Одним из важных условий формирования у субъекта коммуникативной грамотности является его языковая грамотность, которая включает, в частности, читательскую грамотность

Овладение коммуникативной грамотностью начинается с раннего детства и связано с освоением ребенком различных социальных ролей (дочь (сын), внучка (внук), воспитанник ДОУ, друг (подруга) и т.д.). Это предполагает формирование умения выбирать соответствующую той или иной роли модель поведения, принятым в социуме образом реагировать на действия окружающих людей, понимать мотивы их поведения и находить оптимальные способы общения и взаимодействия. Дети в дошкольном возрасте приобретают разнообразный социальный опыт и учатся конструктивному общению, осваивают приемы речевого этикета, такие как приветствие и прощание, приглашение и просьба, разговор по телефону и пр.

Основы коммуникативной грамотности, которые формируются у дошкольника, дают ему возможность включения в любой детский коллектив и умения налаживать эффективное общение. Умение взаимодействовать с людьми разного возраста, придерживающимися различных ценностей и традиций, подтверждает высокий уровень сформированности основ коммуникативной грамотности.

Условиями успешного развития предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста являются:

− наличие положительной направленности детей на общение со сверстниками (желание ребёнка вступать в контакт с окружающими, организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, разрешать ситуации конфликта);

− знание детьми правил общения, действенных вариантов поведения в процессе коммуникации;

− овладение умениями совместного речевого диалога;

− совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.

Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, описанные в ФГОС ДО (целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования) соотносятся с характеристиками коммуникативной грамотности в части овладения основными культурными способами коммуникативной деятельности, построения речевого высказывания в стандартной ситуации коммуникации, умения общаться и договариваться со взрослыми и сверстниками, учитывая интересы и эмоции других, разрешать конфликты.

Показателем наличия сформированных основ коммуникативной грамотности дошкольников будет являться готовность применять полученный коммуникативный опыт, опирающийся на знания, умения, навыки общения, как в значимой для ребенка деятельности, так и в разных жизненных ситуациях.

Методами и формами развития предпосылок коммуникативной грамотности детей дошкольного возраста в разные возрастные периоды будут являться:

младший дошкольный возраст (2–4 года) – игры-эксперименты и игры-путешествия по освоению предметного мира, сюжетно-отобразительные и сюжетные игры, коммуникативные игры и ситуации общения, простейшие поисковые и проблемные ситуации, игры с моделированием, чтение художественной литературы и театрализованные игры по их содержанию.

средний дошкольный возраст (4–5 лет) – сюжетно-ролевые и режиссерские игры, коммуникативные игры, игровые проблемные и поисковые ситуации, игры-экспериментирования и игры-путешествия, театрализованные игры, беседы воспитателя и детей с элементами игры.

старший дошкольный возраст (5–7 лет) – проблемно-игровые, проблемно-поисковые ситуации, метод проектов (детские проекты), коллекционирование, сюжетно-ролевые и театрализованные игры, детское словотворчество (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми коротких стихов, например, лимериков).

В качестве одного из средств формирования предпосылок коммуникативной грамотности выступает сюжетно-ролевая игра. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста, через которую он познает окружающую действительность, выстраивает для себя модель жизни.

Из этих составляющих функциональной грамотности вытекают глобальные компетенции.

Так что такое глобальные компетенции? Это способность действовать индивидуально в зависимости от различных ситуаций, которые могут быть связаны и с математической грамотностью, и с читательской, естественнонаучной грамотностью и умением работать, конечно же, в команде.

Формирование предпосылок функциональной грамотности необходимо начинать уже с дошкольного возраста, т. к. функциональная грамотность становится

·        одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах его деятельности,

·        потребностью активной личности дошкольника, для формирования высокого уровня общения и социальных отношений.

Задача педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира.

Развитие предпосылок функциональной грамотности способствует не только реализации преемственности дошкольной и школьной ступени, но и закладывает основу для успешного обучения воспитанников детского сада в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Функциональная грамотность дошкольника»

Функциональная грамотность дошкольника»

Функциональная грамотность дошкольников - это определенный уровень образованности на ступени дошкольного образования, выражающий степень овладения детьми ключевыми компетенциями

Функциональная грамотность дошкольников - это определенный уровень образованности на ступени дошкольного образования, выражающий степень овладения детьми ключевыми компетенциями

Математическая грамотность способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы…

Математическая грамотность способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы…

А мышка? Будет ли сегодня дождь?

А мышка? Будет ли сегодня дождь?

Для этого можно использовать микроскоп, познавательную литературу, фильмы и т

Для этого можно использовать микроскоп, познавательную литературу, фильмы и т

ДОУ, друг (подруга) и т.д.). Это предполагает формирование умения выбирать соответствующую той или иной роли модель поведения, принятым в социуме образом реагировать на действия окружающих…

ДОУ, друг (подруга) и т.д.). Это предполагает формирование умения выбирать соответствующую той или иной роли модель поведения, принятым в социуме образом реагировать на действия окружающих…

В качестве одного из средств формирования предпосылок коммуникативной грамотности выступает сюжетно-ролевая игра

В качестве одного из средств формирования предпосылок коммуникативной грамотности выступает сюжетно-ролевая игра

"Функциональная грамотность дошкольника"

"Функциональная грамотность дошкольника"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.07.2024