Функциональная грамотность на уроках иностранного языка
Оценка 4.6

Функциональная грамотность на уроках иностранного языка

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
25.05.2022
Функциональная грамотность на уроках иностранного языка
функциональная грамотность на уроках иностранного языка Мельникова Н.А. 11.02.22.docx

Функциональная грамотность на уроках иностранного языка

Мельникова Н.А., учитель английского языка

высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия №1» МО «город Бугуруслан»

 

В современном мире иностранный язык становится средством обеспечения человека и всего общества в целом. Уже не возникает вопрос «Зачем нужен иностранный язык?». Мы все чаще сталкиваемся с необходимостью использования иностранного языка в повседневной жизни: работа за компьютером, общение в соцсетях, просмотр видеороликов, участие в конкурсах и соревнованиях, … Кроме того, в современном мире люди стали больше путешествовать, а это прекрасная возможность осваивать другую культуру и в то же время нести свою. В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач. В нашем постоянно меняющемся мире мы всё чаще слышим понятия hard skills, soft skills, навыки 21 века. Если посмотреть на иллюстрацию на слайде, то можно увидеть, что эти понятия взаимосвязаны: навыки критического мышления, общения, сотрудничества-умение работать в команде, группе, креативность.

Исходя из целей и задач, стоящих перед учителем иностранного языка, а также следуя требованиям, поставленным перед выпускником школы, необходимо давать ученикам не только знания по изучаемому предмету, но и осуществлять их практическую направленность, их активное применение в реальной жизни. Важно, чтобы учителя осознали тот факт, что цель обучения заключается не только в определении того, что обязаны знать ученики, но и в оказании учителями в максимально возможной степени содействия самостоятельному развитию учащихся.

Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока иностранного языка, включает: овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью; способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации; умение самостоятельно формулировать проблему. Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку можно различными способами. Учитель должен четко представлять, для какой цели выполняется то или иное задание и понимать, какие приемы и методы помогут достичь конечной цели – научить учащихся говорить на иностранном языке.

Для начала обратимся к терминологии. Самое широкое определение такое: грамотность - способность читать и писать владение необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо области образованность, просвещенность, сейчас мы говорим о развитии общей грамотности человека (культурная грамотность) грамотности обучения (формирование умения учиться). Кто же такой функционально грамотный человек? «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А. А. Леонтьев).

Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:

·         математическая грамотность;

·         читательская грамотность;

·         естественнонаучная грамотность;

·         финансовая грамотность;

·         глобальные компетенции;

·         креативное мышление.

Еще планируют ввести проверку уровня владения иностранными языками, но пока нет этого исследования. По современным УМК мы уже имеем инструментарий для развития всех этих грамотностей уже начиная с начальной школы.

Разберем на примерах, как можно формировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка. В качестве инструментария для формирования финансовой грамотности УМК предлагают такие задания.

Формирование математической грамотности на уроках английского языка начинается во втором классе, когда обучающиеся знакомятся с числительными от 1 до 12. 

Глобальные компетенции в исследовании PISA понимаются как “способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству”. Одну из глобальных проблем – проблему экологии- начинают обсуждать на уроках английского языка в 7 классе. 

Читательская грамотность – это одно из направлений функциональной грамотности и, на мой взгляд, базовое направление.  Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание. В своей практике учителя часто сталкиваются с многочисленными проблемами и затруднениями обучающихся при работе с текстом, а именно: уч-ся не знают значений многих слов; не умеют читать диаграммы; не умеют озаглавить текст; не понимают смысла написанного; не могут выделить ключевые слова; не в состоянии сформулировать вопрос; не могут выбрать способ решения задачи; не умеют актуализировать наличные умения; не могут перенести знания и умения из одной области на другую; часто подменяют задание на более привычное, знакомое. Все это связано с плохо развитой функциональной грамотностью.

Формированию функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов. Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:

- текст должен быть интересен;

- текст должен содержать неизвестную, но актуальную информацию;

- уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст;

- незнакомые слова должны быть представлены в сносках;

- объем текста не должен превышать норму;

- шрифт должен помогать легко читать текст;

- текст должен развивать кругозор;

- текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;

- иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;

- текст должен быть структурирован;

- в тексте не должно быть ошибок;

- содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.

Разновидностью данного типа заданий являются задания на поиск информации мелким шрифтом (встречаются даже в некоторых тестах PISA: школьникам предлагается проанализировать содержимое обложки журнала или книги или, например, CD-диска с фильмом, а также сделать выводы о характере произведения, его названии, авторах и т.д.) Однако, оказывается, что наши ученики иногда затрудняются с правильной интерпретацией иллюстраций, ярких заголовков и рекламных вставок.        

Все перечисленное тоже относится к тексту, который в терминологии PISA, называется несплошным текстом. Это могут быть театральные билеты, программки, постеры, небольшие афиши, входные билеты на культурные мероприятия, проездные билеты, схемы проезда, планы выставок и музеев, скриншоты сайтов и т.д.

«Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» – эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма. Ведь именно креативность, способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одарённости, таланта, гения. Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, конечно же, у проектных работ. Учащиеся могут представить результаты своей деятельности в виде постеров, докладов, альбомов, стенгазет, устных журналов, коллажей, презентаций и даже поделок.

Главной составляющей преподавания иностранного языка является заинтересованность, поэтому следует использовать на уроках современные педагогические технологии: технологию проблемного обучения, перспективно-опережающее обучение, информационно-коммуникационные технологии, проектно-исследовательское обучение, личностно-ориентированное обучение, игровые технологии. Для решения задачи формирования функциональной грамотности, знакомства школьников с миром западного человека, нормами поведения, духовными ценностями на уроках можно использовать такие средства как игра, метод проектов, видеопутешествия, видеофильмы страноведческого характера, фрагменты художественных фильмов. Они наглядно подтверждают изучаемые народные обычаи и традиции Великобритании и англоговорящих народов. Просмотр фильмов, таких как «Лондон» и др. вместе с комментариями учителя и опорой на тексты позволяют расширить информационное поле обучающихся. На основе полученной информации учащиеся выполняют учебный проект. Проблемы, рассматриваемые учащимися самые разнообразные, от исторических памятников до культуры поведения, обычаев и праздников.

Обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается, как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире). Учебная программа должна быть взвешенной и учитывать индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии. Учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала; учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы.

Формирование функциональной грамотности средствами иностранного языка – это залог его (иностранного языка) успешного применения в различных сферах деятельности, развитие обучающегося как успешной личности и его дальнейшее саморазвитие. Наша задача наше творчество сделать во благо нашим ученикам, чтобы они вот также радостно бежали по лестнице знаний иностранного языка и достигали своего успеха. И на ваши уроки дети шли с такой же улыбкой, как мальчик, изображённый на слайде.


 

Функциональная грамотность на уроках иностранного языка

Функциональная грамотность на уроках иностранного языка

Разберем на примерах, как можно формировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка

Разберем на примерах, как можно формировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка

Учащиеся могут представить результаты своей деятельности в виде постеров, докладов, альбомов, стенгазет, устных журналов, коллажей, презентаций и даже поделок

Учащиеся могут представить результаты своей деятельности в виде постеров, докладов, альбомов, стенгазет, устных журналов, коллажей, презентаций и даже поделок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2022