Функциональная грамотность на уроках иностранного языка
Мельникова Н.А., учитель английского языка
высшей квалификационной категории
МАОУ «Гимназия №1» МО «город Бугуруслан»
В современном мире иностранный язык становится средством обеспечения человека и всего общества в целом. Уже не возникает вопрос «Зачем нужен иностранный язык?». Мы все чаще сталкиваемся с необходимостью использования иностранного языка в повседневной жизни: работа за компьютером, общение в соцсетях, просмотр видеороликов, участие в конкурсах и соревнованиях, … Кроме того, в современном мире люди стали больше путешествовать, а это прекрасная возможность осваивать другую культуру и в то же время нести свою. В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач. В нашем постоянно меняющемся мире мы всё чаще слышим понятия hard skills, soft skills, навыки 21 века. Если посмотреть на иллюстрацию на слайде, то можно увидеть, что эти понятия взаимосвязаны: навыки критического мышления, общения, сотрудничества-умение работать в команде, группе, креативность.
Исходя из целей и задач, стоящих перед учителем иностранного языка, а также следуя требованиям, поставленным перед выпускником школы, необходимо давать ученикам не только знания по изучаемому предмету, но и осуществлять их практическую направленность, их активное применение в реальной жизни. Важно, чтобы учителя осознали тот факт, что цель обучения заключается не только в определении того, что обязаны знать ученики, но и в оказании учителями в максимально возможной степени содействия самостоятельному развитию учащихся.
Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока иностранного языка, включает: овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью; способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации; умение самостоятельно формулировать проблему. Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку можно различными способами. Учитель должен четко представлять, для какой цели выполняется то или иное задание и понимать, какие приемы и методы помогут достичь конечной цели – научить учащихся говорить на иностранном языке.
Для начала обратимся к терминологии. Самое широкое определение такое: грамотность - способность читать и писать владение необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо области образованность, просвещенность, сейчас мы говорим о развитии общей грамотности человека (культурная грамотность) грамотности обучения (формирование умения учиться). Кто же такой функционально грамотный человек? «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А. А. Леонтьев).
Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:
· математическая грамотность;
· читательская грамотность;
· естественнонаучная грамотность;
· финансовая грамотность;
· глобальные компетенции;
· креативное мышление.
Еще планируют ввести проверку уровня владения иностранными языками, но пока нет этого исследования. По современным УМК мы уже имеем инструментарий для развития всех этих грамотностей уже начиная с начальной школы.
Разберем на примерах, как можно формировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка. В качестве инструментария для формирования финансовой грамотности УМК предлагают такие задания.
Формирование математической грамотности на уроках английского языка начинается во втором классе, когда обучающиеся знакомятся с числительными от 1 до 12.
Глобальные компетенции в исследовании PISA понимаются как “способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству”. Одну из глобальных проблем – проблему экологии- начинают обсуждать на уроках английского языка в 7 классе.
Читательская грамотность – это одно из направлений функциональной грамотности и, на мой взгляд, базовое направление. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание. В своей практике учителя часто сталкиваются с многочисленными проблемами и затруднениями обучающихся при работе с текстом, а именно: уч-ся не знают значений многих слов; не умеют читать диаграммы; не умеют озаглавить текст; не понимают смысла написанного; не могут выделить ключевые слова; не в состоянии сформулировать вопрос; не могут выбрать способ решения задачи; не умеют актуализировать наличные умения; не могут перенести знания и умения из одной области на другую; часто подменяют задание на более привычное, знакомое. Все это связано с плохо развитой функциональной грамотностью.
Формированию функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов. Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:
- текст должен быть интересен;
- текст должен содержать неизвестную, но актуальную информацию;
- уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст;
- незнакомые слова должны быть представлены в сносках;
- объем текста не должен превышать норму;
- шрифт должен помогать легко читать текст;
- текст должен развивать кругозор;
- текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;
- иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;
- текст должен быть структурирован;
- в тексте не должно быть ошибок;
- содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.
Разновидностью данного типа заданий являются задания на поиск информации мелким шрифтом (встречаются даже в некоторых тестах PISA: школьникам предлагается проанализировать содержимое обложки журнала или книги или, например, CD-диска с фильмом, а также сделать выводы о характере произведения, его названии, авторах и т.д.) Однако, оказывается, что наши ученики иногда затрудняются с правильной интерпретацией иллюстраций, ярких заголовков и рекламных вставок.
Все перечисленное тоже относится к тексту, который в терминологии PISA, называется несплошным текстом. Это могут быть театральные билеты, программки, постеры, небольшие афиши, входные билеты на культурные мероприятия, проездные билеты, схемы проезда, планы выставок и музеев, скриншоты сайтов и т.д.
«Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» – эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма. Ведь именно креативность, способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одарённости, таланта, гения. Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, конечно же, у проектных работ. Учащиеся могут представить результаты своей деятельности в виде постеров, докладов, альбомов, стенгазет, устных журналов, коллажей, презентаций и даже поделок.
Главной составляющей преподавания иностранного языка является заинтересованность, поэтому следует использовать на уроках современные педагогические технологии: технологию проблемного обучения, перспективно-опережающее обучение, информационно-коммуникационные технологии, проектно-исследовательское обучение, личностно-ориентированное обучение, игровые технологии. Для решения задачи формирования функциональной грамотности, знакомства школьников с миром западного человека, нормами поведения, духовными ценностями на уроках можно использовать такие средства как игра, метод проектов, видеопутешествия, видеофильмы страноведческого характера, фрагменты художественных фильмов. Они наглядно подтверждают изучаемые народные обычаи и традиции Великобритании и англоговорящих народов. Просмотр фильмов, таких как «Лондон» и др. вместе с комментариями учителя и опорой на тексты позволяют расширить информационное поле обучающихся. На основе полученной информации учащиеся выполняют учебный проект. Проблемы, рассматриваемые учащимися самые разнообразные, от исторических памятников до культуры поведения, обычаев и праздников.
Обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается, как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире). Учебная программа должна быть взвешенной и учитывать индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии. Учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала; учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы.
Формирование функциональной грамотности средствами иностранного языка – это залог его (иностранного языка) успешного применения в различных сферах деятельности, развитие обучающегося как успешной личности и его дальнейшее саморазвитие. Наша задача наше творчество сделать во благо нашим ученикам, чтобы они вот также радостно бежали по лестнице знаний иностранного языка и достигали своего успеха. И на ваши уроки дети шли с такой же улыбкой, как мальчик, изображённый на слайде.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.