Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Беляницкая средняя общеобразовательная школа Сонковского района Тверской области»
Выступление
на тему
«Функциональная грамотность школьников в начальной школе»
подготовила
учитель начальных классов
Серова С.А.
2022 г.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность.
ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности.
ВПР по всем предметам включает задания, выявляющие функциональную грамотность.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Важное внимание важно уделять развитию осознанности чтения.
Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. Проверяется и грамотность чтения, это осуществляется при помощи специальных вопросов и заданий, при составлении которых учитываются уровни понимания текста. Изучение навыков чтения находится на контроле по итогам каждой четверти. Ведение читательских дневников, уроков –отчетов по прочитанным произведениям помогают в этом.
Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным.
В наше время понятие грамотности изменяется и расширяется, но оно по-прежнему остается связанным с пониманием самых различных текстов. Наряду с печатными текстами современный человек может читать и электронные книги, большой популярностью сегодня пользуются и аудиокниги, поэтому школа должна научить ученика работать с различными текстами: «бумажными», электронными и звучащими.
В методических целях можно и нужно использовать сплошные и несплошные тексты.
К сплошным относятся тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и в школе:
- описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и.т.д.);
- повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов);
- рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).
К несплошным текстам относятся:
- графики;- диаграммы;- схемы (кластеры);- таблицы;- географические карты и карты местности;
- план помещения, местности, сооружения;- входные билеты;- расписание движения транспорта;
- карты сайтов.
Желательно использовать такие тексты, в которых представлено то или иное сочетание разных типов речи: рассуждения, повествования, описания. Разнообразие типов речи в тексте не только активизирует внимание учеников, но и существенно облегчает учителю формулировку заданий.
На формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста направлен русский язык как учебный предмет.
На уроках русского языка основными умениями являются умение работать с текстом, а также умение владеть устной и письменной речью. Эти умения выступают не только как специальные учебные умения, но и как УУД, необходимые для изучения всех остальных предметов в школе, поэтому необходимо развивать функционально грамотную личность посредством освоения предметного содержания по русскому языку.
В 2021-22 учебном году у меня был 4 класс. На РЭШ есть задания для проверки функциональной грамотности для учеников с 5 класса. Для начальных классов нет. Поэтому мной были использованы тестовые материалы на сайте инфоурок, содержание которых включало в себя основные разделы по русскому языку: фонетика, состав слова, морфология, лексика, синтаксис и пунктуация; многие задания были похожи на задания в ВПР.
Вначале нужно было прочитать небольшой текст с пропущенными буквами в словах и выполнить 20 заданий к тексту. Максимальное количество баллов 20 – по 1 баллу за каждое задание. Задания небольшие, 15 заданий тестовые и 5 нужно ответить самому и записать.
Тестовые задания: отметь, какие буквы пропущены в словах,подчеркни слова с орфограммой «правописание и, у, а после шипящих, в пятом предложении найди слово, в котором букв больше, чем звуков, как правильно разделить для переноса слово, о чём говорится в тексте, определи тип текста, отметь основную мысль текста, какой пословицей можно озаглавить этот текст и т.д.
Ребята справились с заданиями за один урок, без двоек, на 4 и 3.
В течение всего учебного года мы готовились к ВПР по типовым заданиям по русскому языку, математике и окружающему миру. По русскому языку ВПР рассчитана на 2 урока. Все вы знаете, все готовились. Многие задания на определение функциональной грамотности.
Тестовые задания соответствовали трем уровням развития учащихся: первый уровень – репродуктивный, когда ученик выполняет задание или действие по образцу, осуществляет ориентацию на внешние признаки; второй уровень – рефлексивный, когда ученик выполняет действие с пониманием, он ориентируется на взаимосвязь и существенные взаимосвязи между компонентами, элементами, явлениями, как основу способа действия; третий уровень – функциональный, когда ученик выполняет компетентное действие, ориентируется на смысловое поле и возможности способа действия. Результаты данных диагностической работы показали, что с выполнением заданий первого и второго уровня у учащихся практически не возникло трудностей. Выполнение заданий третьего (функционального) уровня, вызвало у большинства детей затруднения в ходе его выполнения. В последнем уровне от учеников требовалось умение находить слова и предложения, встраивать их в контекст, форма и значение которых определяется этим контекстом или влияет на него. Но в силу своего недостаточного свободного владения основными понятийными средствами, они не справились. Что касается второй методики «Определение понятий», то интерпретация полученных данных позволила сделать вывод о том, что большинство испытуемых при определении выбранных понятий в бланке совершили по одной – две ошибки, что говорит о том, что уровень развития обучающихся, их освоение предметных понятий не достаточно высок.
Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.
Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий. Считаю, что образовательная платформа Учи.ру помогает учителю развивать функциональную грамотность ребёнка. Очень часто на уроках математики беру задания на платформе для наглядного объяснения различных математических терминов. Например при изучении тем нахождения периметра и площади фигур также применяла задания данной платформы. Дети наглядно видели, как найти периметр и площадь. Часто происходит путаница в их нахождении, а при наглядности это остаётся в памяти. Важным аспектом в формировании функциональной грамотности является формирование логической грамотности. На уроках математики мы выполняем задания, развивающие логическое и абстрактное мышление. На платформе, начиная с 1 класса выполняем олимпиадные задания, которые развивают логическое мышление. Ребята очень активно участвуют в олимпиадах. Выполняем задания после уроков, на кружках. Дети и дома выполняют и олимпиадные задания и задания от учителя, которые я им рассылаю. Работая над вычислительными навыками по математике, ребята узнают интересные факты о животных, о реках, о заповедниках из окружающего мира.
Во время дистационного обучения платформа Учи.ру стала неотъемлемой частью образовательного процесса.
НА сайте учи.ру были задания по диагностике функциональной грамотности – это читательская грамотность ( два интерактивных задания на работу с текстом: одно основано на художественном, другое – на научно-познавательном) проверяются навыки: поиск информации, представленном в явном виде, построение простых умозаключений и прямых выводов на основе прочитанного, интеграция и интерпретация прочитанного, рефлексия относительно содержания и формы текста. Рекомендовано для 2 и 3 класса. А для 4 класса проводится Три К:Два сюжетных интерактивных задания, в которых ученикам предстоит решить проблему, взаимодействуя с персонажами. Проверяются навыки: 1.критическое мышление – это анализ информации, построение выводов и аргументация, проведение финансовых операций ,2. Коммуникация – это понимание текста, понимание информации о собеседнике, умение найти общий язык. и 3.кооперация – это формирование общей цели, взаимная поддержка, понимание социальных норм и институтов.
На этот учебный год для 1 класса у меня будет внеурочная деятельность «Функциональная грамотность», рассчитанная на 4 года.
В1классе программа знакомит детей с читательской грамотностью и формирует технику чтения.
Во 2 классе в программу включены модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «естественно - научная грамотность» и «финансовая грамотность»
Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
·распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
·формулировать эти проблемы на языке математики;
·решать проблемы, используя математические факты и методы;
·анализировать использованные методы решения;
·интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
·формулировать и записывать результаты решения.
Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Учащиеся, овладевшие естественнонаучной грамотностью, способны:
·использовать естественнонаучные знания,
·выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений;
·строить развернутые высказывания;
·устанавливать надежность информации;
·сотрудничать.
Модуль «Финансовая грамотность».
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
· развитие экономического образа мышления;
· воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
· формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
В 2 классе на каждый модуль отводится одна учебная четверть.
1 четверть - модуль «читательская грамотность».
2 четверть - модуль «математическая грамотность».
3 четверть - модуль «естественнонаучная грамотность».
4 четверть - модуль «финансовая грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 1-4 классах обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса «Основы функциональной грамотности» является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио, видео ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.