Функциональная грамотность в начальной школе
Оценка 5

Функциональная грамотность в начальной школе

Оценка 5
docx
23.01.2023
Функциональная грамотность в начальной школе
Функ.грамотность.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Формирование функциональной грамотности в начальной школе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мои ученики будут  узнавать новое не от меня.

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача – помочь им раскрыться

и развивать собственные идеи»

И.Г.Песталоцци

 

 

    В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Именно поэтому для совершенствования качества образования, которое поможет человеку реализовать свой потенциал, на первый план выходит развитие функциональной грамотности школьников.

     Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

     Человек должен быть функционально грамотным.

     Функциональная грамотность – это определённый уровень знаний, умений и навыков. Сущность заключается в способности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в человеческой деятельности, общении, в отношениях.

   Развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.

  В функциональную грамотность - входят умение использовать навыки чтения и письма ,чтобы получать информацию из текста и передавать его при общении, сообщении.

Основные виды :

коммуникативная грамотность- владение всеми видами речевой деятельности; способность понимать чужую устную и письменную речь; уметь самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также в компьютерной;

информационная грамотность – умение искать информацию в учебниках, в  интернете, в других источниках, перерабатывать её и представлять по разному;

деятельностная грамотность – это проявлении регулятивных УУД ,умение планировать цель, осуществлять самоконтроль, самооценку.

    ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности. ВПР включают задания, выявляющие функциональную грамотность.

   Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка.

 Моя главная цель – научить каждого ребёнка добывать знания, умения, навыки и применять их на практике, научить самостоятельно оценивать события, решать жизненные проблемы. Сформировать личность, которая не будет бояться мыслить и действовать.

Для достижения поставленных целей использую следующие педагогические технологии:

- проблемно – диалогическая технология освоения новых знаний;

- технология формирования типа правильной читательской деятельности;

- технология проектной деятельности

Передо мной стоит задача: развить ребёнка.

- Развить мышление - из наглядно – действенного перевести его в абстрактно – логическое

- Развить речь, развить память и внимание, фантазию и воображение

- Развить моторную функцию, способность контролировать свои достижения, а также мелкую моторику

-Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

В современной школе сущность функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:

1)    добывать новые знания;

2)    применять полученные знания на практике;

3)    оценивать своё знание – незнание;

4)    стремится к саморазвитию.

Формы и методы, которые способствуют развитию:

- групповая;

- игровая;

- творческие задания;

- тестовые задания;

- практическая работа;

- ролевые и деловые игры;

- исследовательская деятельность

Функциональная грамотность – формируется при изучении всех школьных дисциплин. В основе любого задания лежит текст, в устном или письменном виде, поэтому первая из основ – это читательская грамотность. Все сведения, которые получает ребёнок из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни. Понимание текста нужно развивать с 1 класса.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

     Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

-  умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

 

Анализ проверочных работ в 4 классе показал, что основные трудности, с которыми столкнулись ученики, в том, что они не смогли до конца понять то, что от них требовалось в задании. На это есть причины: низкая скорость чтения, слабые воображение и память, неусидчивость.

Поэтому в этом году на кружке «Функциональная грамотность» в 1 классе больше возможности развивать способность детей воспринимать и анализировать текст. У младшего школьника кроме умения пересказать прочитанное, обязательно надо сформировать умение выделять главную мысль в тексте, способность найти в нём ответ на вопрос, составить свой вопрос по содержанию, составить план текста.

Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство» Это:

- пробно – поисковые ситуации;

- беседы – дискуссии;

- Сам задай вопрос;

- Личный пример учителя;

- приём устного словесного рисования

На занятиях применяю различные методы:

1.     «Синквейн»

Творческая работа по выяснению осмыслении текста, можно проводить в парах и группах.

2.     «Знаю, узнал, хочу узнать»

Применяю на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления.

3.     «Чтение с остановками»

На начальной стадии урока учащиеся определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части текст читают по частям. После чтения каждого фрагмента высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

4.     «Работа с вопросником»

Этот приём применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником, рабочей тетрадью. Предлагаю детям ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. После провожу проверку точности и правильности, найденных ответов.

5.     «Мозговой штурм»

Формирует нестандартное мышление. Здесь ученики высказывают любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

6.     «Создание викторины»

После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы викторины, потом объединяются в группы, проводят соревнование.

7.     «Логическая цепочка»

После прочтения текста учащимся предлагаю построить события в логической последовательности.

   Вторым умением, является математическая грамотность.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

человеческого познания.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

- способность проводить математические рассуждения;

- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

   Чтобы привить любовь к математике, в неё надо играть. Особенно в 1 классе, когда у детей происходит переход от игровой деятельности к учебной. Здесь я применяю нестандартные логические, дидактические игры. Решаем задачи разными способами: с помощью чертежа, рисунка, разыгрываем представленную в задаче ситуацию. Выполняем разные задания:

ü решение  ребусов ;

ü задания «Заполни пустые места»;

ü « Продолжи ряд чисел»;

ü решение логических задач ;

ü решение примеров с зашифрованными числами ;

Третий блок «Финансовая грамотность»

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

         Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

- понимание и правильное использование финансовых терминов;

- представление о семейных расходах и доходах;

- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

- представление о различных видах семейных доходов;

- представление о различных видах семейных расходов;

- представление о способах экономии семейного бюджета.

 

    Последним важным компонентом является естественнонаучная компетентность. Она формируется средствами уроков окружающего мира, на которых дети учатся работать с картами, таблицами, делать наблюдения, ставить опыты. Именно с ним связана проектная, исследовательская деятельность учеников.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:

- способность осваивать и использовать естественно - научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно - научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.

    В наших учебниках недостаточно заданий, связанных с реальной жизнью. Стараюсь разнообразить внеурочные занятия вопросами и заданиями, которые требуют напряжения, интеллектуальных сил и самостоятельности в поиске их решений.

Виды заданий можно разделить на 3 группы:

1.     Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.

2.     Задания, направленные на применение знаний на практике.

3.     Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций « Как узнать?», «Попробуй объяснить».

Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности необходимы знания, умения, навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной работой, используя современные педагогические технологии, дерево даст плоды – замечательные, достойные восхищения яблочки, т.е. образованных, успешных, способных, сильных людей.

Дерево - функциональная грамотная личность; вода – педагогические технологии; яблочки – ключевые компетенции; лейка – учитель.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Моя задача – такую личность воспитать.

Заключение:  

Изучение литературы помогло мне выявить, что на развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:

1)    содержание образования (учебные программы);

2)    формы и методы обучения;

3)    система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;

4)    программы внешкольного, дополнительного образования;

5)    наличие дружелюбной среды;

6)    активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

Литература для детей:

Методический материал

Тренажёр для школьников «Функциональная грамотность» 1 класс. Буряк М.В., Шейкина С.А. ,2021 г. Издательство ООО «Планета»  ,2023

 

 


 

Формирование функциональной грамотности в начальной школе»

Формирование функциональной грамотности в начальной школе»

Мои ученики будут узнавать новое не от меня

Мои ученики будут узнавать новое не от меня

Для достижения поставленных целей использую следующие педагогические технологии: - проблемно – диалогическая технология освоения новых знаний; - технология формирования типа правильной читательской деятельности; - технология…

Для достижения поставленных целей использую следующие педагогические технологии: - проблемно – диалогическая технология освоения новых знаний; - технология формирования типа правильной читательской деятельности; - технология…

Все сведения, которые получает ребёнок из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни

Все сведения, которые получает ребёнок из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни

Сам задай вопрос; - Личный пример учителя; - приём устного словесного рисования

Сам задай вопрос; - Личный пример учителя; - приём устного словесного рисования

После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы викторины, потом объединяются в группы, проводят соревновани е

После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы викторины, потом объединяются в группы, проводят соревновани е

Продолжи ряд чисел»; ü решение логических задач ; ü решение примеров с зашифрованными числами ;

Продолжи ряд чисел»; ü решение логических задач ; ü решение примеров с зашифрованными числами ;

В наших учебниках недостаточно заданий, связанных с реальной жизнью

В наших учебниках недостаточно заданий, связанных с реальной жизнью

Заключение: Изучение литературы помогло мне выявить, что на развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы: 1) содержание образования (учебные программы); 2) формы и методы обучения;…

Заключение: Изучение литературы помогло мне выявить, что на развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы: 1) содержание образования (учебные программы); 2) формы и методы обучения;…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2023