Функциональная грамотность в рамках компетентностного подхода на уроках русского языка
Оценка 4.7

Функциональная грамотность в рамках компетентностного подхода на уроках русского языка

Оценка 4.7
doc
17.11.2021
Функциональная грамотность в рамках компетентностного подхода на уроках русского языка
Функциональная грамотность.doc

Функциональная грамотность в рамках компетентностного подхода на уроках русского языка

 

Цель среднего образования  заключается в  обеспечении  развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний  в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций.

Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 году ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». Грамотность - это навыки чтения, письма, счета и работы с документами.

Формирование функциональной грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии.

В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности личности является наличие определенного уровня функциональной грамотности.

Необходимо соответствовать новому времени. «Взволновав, заставить задуматься» - вот формула выражения сущности преподавания русского языка и литературы в казахских классах. Современный учитель, ежедневно входящий в класс, твердо знает, что он хочет. Но желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия знаний у учителя, сколько от умения сделать эти знания достоянием учеников.

Что же такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность - это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Компонентами функциональной грамотности являются:

·                                 знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

·                                 умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

·                                 готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

 

Какова же роль предмета «Русский язык” в школе? Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить функциональную грамотность учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Для этого необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста.

Определив учебную работоспособность каждого, определяются и направления работы с классом в определенной последовательности: составление алгоритмов, система упражнений, развивающих механизмы речи и т.д. для формирования не только коммуникативной компетенции, куда входит  овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, нформирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности.

В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии, мозговой штурм, технология «критического мышления”, технологии проектной деятельности, технологии продуктивного чтения, приемы работы с текстом, равивающие функциональную грамотность учащихся, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками.

Приёмы, используемые в рамках данных технологий, удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся, и в общем способствуют формированию различных компетенций.

Например, развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии прием  «  Знаю – хочу узнать – узнал – научился»

Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» — формулирование цели; «Узнал» — соотношение старой и новой информации; «Научился » — осознание результативности деятельности.

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать приемы:

«Верные – неверные утверждения», «прогнозирование».

Например, дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла можно использовать  приемы:

«Чтение с остановками»,

«Чтение с пометками»,

«Составление кластера».

 

Развивает умение задавать вопросы  прием

«Толстые и тонкие вопросы»:

Тонкие вопросы требуют однозначных ответов, толстые- неоднозначных, развернутых ответов.

 

 Особое слово хочется сказать о кластерах. Это особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки- лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

К  приемам  письменной рефлексии, помогающим творчески интерпретировать информацию, относятся:

-Написание эссе.

-Составление телеграммы, памятки, инструкции.

-Стихотворение по алгоритму.

Работая над развитием функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы, хорошо работают следующие методы:

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

-Все виды пересказа.

-Все формы учебного диалога.

-Доклады и сообщения.

-Ролевые и деловые игры.

-Обсуждение, дискуссия.

-Выступления в качестве ведущих на мероприятиях.

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:

Сочинения и изложения

Подготовка заметок и статей в СМИ

Телекоммуникационные тексты, сообщения

Участие в конкурсах сочинений

Предложенные технологии, приемы, методы, задания направлены на формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся.

Таким образом,  систематическое применение всех методов и приемов служит развитию ключевых и предметной компетенций, а на их основе формируется функциональная грамотность школьника.


Функциональная грамотность в рамках компетентностного подхода на уроках русского языка

Функциональная грамотность в рамках компетентностного подхода на уроках русского языка

Какова же роль предмета «Русский язык” в школе?

Какова же роль предмета «Русский язык” в школе?

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать приемы: «Верные – неверные утверждения», «прогнозирование»

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать приемы: «Верные – неверные утверждения», «прогнозирование»
Скачать файл