Функциональная грамотность в рамках занятий внеурочной деятельности

  • docx
  • 24.06.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

применение функциональной грамотности во внеурочной работе
Иконка файла материала функциональная грамотность.docx

Функциональная грамотность в рамках занятий внеурочной деятельности

Актуальность формирования функциональной грамотности студентов, осваивающих программы среднего профессионального образования, обусловлена современными тенденциями модернизации образования, особенностями перехода к информационному обществу, необходимостью повышения профессиональной мобильности студентов-выпускников СПО в условиях рынка труда и занятости, развития высокотехнологических производств.

В педагогической литературе существуют различные формулировки понятия «функциональная грамотность». Так, А. А. Леонтьев определяет: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

А. М. Новиков констатирует, что «функциональная грамотность является необходимой составляющей профессионального образования и напрямую связана с понятием компетентности, пришедшим на смену профессионализму»

Функциональная грамотность во внеурочное время в системе СПО играет важную роль в повышении уровня образованности студентов и их социально – трудовой и профессиональной адаптации на рынке труда. Она способствует повышению профессиональной мобильности и эффективности трудоустройства выпускников, особенно по профессиям и специальностям высокотехнологичных производств.

            Основными принципами формирования функциональной грамотности являются поэтапность и непрерывность, преемственность общего и среднего профессионального образования, индивидуальный подход, персонализация обучения, практико – ориентированная направленность образовательного процесса, критериально – уровневое оценивание и управленческий мониторинг результатов.

Функциональная грамотность студентов может быть охарактеризована следующими показателями и индикаторами:

·         читательская грамотность (способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни);

·         финансовая грамотность (знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия человека и общества, а также возможности участия в экономической жизни);

·         экологическая грамотность;

·         технологическая грамотность;

·         управленческая грамотность;

·         правовая грамотность.

·         математическая грамотность (способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке);

·         информационная грамотность (это способность искать, собирать, проверять достоверность и анализировать информацию);

·         коммуникативная грамотность (это способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, а также овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи);

·         компьютерная грамотность – (это знания, умения и навыки в области информатики, 

необходимые каждому человеку для эффективного использования компьютерных 

технологий в своей деятельности. Она включает в себя умение работать с 

персональным компьютером, операционной системой Windows и приложениями 

Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint),  использовать глобальную сеть Internet, а также программирование).

 

Для формирования функциональной грамотности студентов СПО 

необходимо включать в образовательный процесс специальные учебные задачи и 

задания, соответствующие требованиям профессиональных стандартов и 

работодателей.

Функциональная грамотность студентов проявляется в их способности 

применять полученные знания и навыки в реальных практических ситуациях. 

В этом учебном году наши студенты при кабинете информатики стали участниками Федерального проекта Код Будущего с программой «Программируем на Python» (базовый уровень). Во внеурочной деятельности было задействовано 45 студентов второго и третьего курсов (группы 261,265, 267, 275, 341). С октября по мой месяц было пройдено 4 модуля, которые включали в себя: 1. Основы программирования на  Python,  2. Основные структуры данных, 3. Разработка функций и модулей пользователя, 4. Разработка игр и приложений. На изучение каждого модуля отводилось 2 месяца.

По завершении обучения студенты проходили итоговое тестирование, которое включало в себя 4 раздела: (мотивационный, логический (включал в себя задания ЕГЭ по информатике, программирование и социологический опрос)  - на итоговый тест отводилась 1 попытка и 3 часа на выполнение всех заданий. Все студенты успешно справились с этим испытанием.

Изучение курса по программированию на языке Python помогает развить 

функциональную грамотность, так как этот язык используется для решения 

различных задач, включая обработку данных, машинное обучение, веб-разработку и 3D-моделирование и много другое.

Функциональная грамотность студентов при изучении программирования на Python включает освоение основных понятий структурного программирования, 

работу с данными, операциями, переменными, ветвлениями, циклами и 

функциями. Также студенты учатся работать с массивами, файлами и модулями, 

входящими в состав среды Python.

Изучение языка Python позволяет студентам решать различные задачи, такие как: нахождение наибольшего общего делителя, вычисление факториала, 

двоичный поиск элемента в массиве и другие. Это развивает критическое 

мышление, аналитические способности и умение применять теоретические знания на практике.

Функциональная грамотность студентов при изучении программирования на Python также подразумевает понимание принципов работы с готовыми модулями, 

ограничений их использования, а также возможностей и особенностей языка 

Python.

Во время обучения студенты выполняли различные лабораторные работы и 

решали задачи, подобранные с учётом их индивидуальных способностей и 

интересов, создавали чат – ботов, а также разрабатывали компьютерные игры. 

Все это помогает им развивать творческие навыки, самостоятельность и 

способность адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям рынка труда.

Изучение программирования на Python способствует развитию функциональной 

грамотности студентов, так как они приобретают навыки анализа, синтеза, 

критического мышления и решения проблем. Это делает их более 

конкурентоспособными на рынке труда и готовыми к успешной карьере в 

различных областях.