Функциональная грамотность в рамках занятий внеурочной деятельности
Оценка 4.8

Функциональная грамотность в рамках занятий внеурочной деятельности

Оценка 4.8
docx
24.06.2024
Функциональная грамотность в рамках занятий внеурочной деятельности
применение функциональной грамотности во внеурочной работе
функциональная грамотность.docx

Функциональная грамотность в рамках занятий внеурочной деятельности

Актуальность формирования функциональной грамотности студентов, осваивающих программы среднего профессионального образования, обусловлена современными тенденциями модернизации образования, особенностями перехода к информационному обществу, необходимостью повышения профессиональной мобильности студентов-выпускников СПО в условиях рынка труда и занятости, развития высокотехнологических производств.

В педагогической литературе существуют различные формулировки понятия «функциональная грамотность». Так, А. А. Леонтьев определяет: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

А. М. Новиков констатирует, что «функциональная грамотность является необходимой составляющей профессионального образования и напрямую связана с понятием компетентности, пришедшим на смену профессионализму»

Функциональная грамотность во внеурочное время в системе СПО играет важную роль в повышении уровня образованности студентов и их социально – трудовой и профессиональной адаптации на рынке труда. Она способствует повышению профессиональной мобильности и эффективности трудоустройства выпускников, особенно по профессиям и специальностям высокотехнологичных производств.

            Основными принципами формирования функциональной грамотности являются поэтапность и непрерывность, преемственность общего и среднего профессионального образования, индивидуальный подход, персонализация обучения, практико – ориентированная направленность образовательного процесса, критериально – уровневое оценивание и управленческий мониторинг результатов.

Функциональная грамотность студентов может быть охарактеризована следующими показателями и индикаторами:

·         читательская грамотность (способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни);

·         финансовая грамотность (знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия человека и общества, а также возможности участия в экономической жизни);

·         экологическая грамотность;

·         технологическая грамотность;

·         управленческая грамотность;

·         правовая грамотность.

·         математическая грамотность (способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке);

·         информационная грамотность (это способность искать, собирать, проверять достоверность и анализировать информацию);

·         коммуникативная грамотность (это способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, а также овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи);

·         компьютерная грамотность – (это знания, умения и навыки в области информатики, 

необходимые каждому человеку для эффективного использования компьютерных 

технологий в своей деятельности. Она включает в себя умение работать с 

персональным компьютером, операционной системой Windows и приложениями 

Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint),  использовать глобальную сеть Internet, а также программирование).

 

Для формирования функциональной грамотности студентов СПО 

необходимо включать в образовательный процесс специальные учебные задачи и 

задания, соответствующие требованиям профессиональных стандартов и 

работодателей.

Функциональная грамотность студентов проявляется в их способности 

применять полученные знания и навыки в реальных практических ситуациях. 

В этом учебном году наши студенты при кабинете информатики стали участниками Федерального проекта Код Будущего с программой «Программируем на Python» (базовый уровень). Во внеурочной деятельности было задействовано 45 студентов второго и третьего курсов (группы 261,265, 267, 275, 341). С октября по мой месяц было пройдено 4 модуля, которые включали в себя: 1. Основы программирования на  Python,  2. Основные структуры данных, 3. Разработка функций и модулей пользователя, 4. Разработка игр и приложений. На изучение каждого модуля отводилось 2 месяца.

По завершении обучения студенты проходили итоговое тестирование, которое включало в себя 4 раздела: (мотивационный, логический (включал в себя задания ЕГЭ по информатике, программирование и социологический опрос)  - на итоговый тест отводилась 1 попытка и 3 часа на выполнение всех заданий. Все студенты успешно справились с этим испытанием.

Изучение курса по программированию на языке Python помогает развить 

функциональную грамотность, так как этот язык используется для решения 

различных задач, включая обработку данных, машинное обучение, веб-разработку и 3D-моделирование и много другое.

Функциональная грамотность студентов при изучении программирования на Python включает освоение основных понятий структурного программирования, 

работу с данными, операциями, переменными, ветвлениями, циклами и 

функциями. Также студенты учатся работать с массивами, файлами и модулями, 

входящими в состав среды Python.

Изучение языка Python позволяет студентам решать различные задачи, такие как: нахождение наибольшего общего делителя, вычисление факториала, 

двоичный поиск элемента в массиве и другие. Это развивает критическое 

мышление, аналитические способности и умение применять теоретические знания на практике.

Функциональная грамотность студентов при изучении программирования на Python также подразумевает понимание принципов работы с готовыми модулями, 

ограничений их использования, а также возможностей и особенностей языка 

Python.

Во время обучения студенты выполняли различные лабораторные работы и 

решали задачи, подобранные с учётом их индивидуальных способностей и 

интересов, создавали чат – ботов, а также разрабатывали компьютерные игры. 

Все это помогает им развивать творческие навыки, самостоятельность и 

способность адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям рынка труда.

Изучение программирования на Python способствует развитию функциональной 

грамотности студентов, так как они приобретают навыки анализа, синтеза, 

критического мышления и решения проблем. Это делает их более 

конкурентоспособными на рынке труда и готовыми к успешной карьере в 

различных областях.

 

 


 

Функциональная грамотность в рамках занятий внеурочной деятельности

Функциональная грамотность в рамках занятий внеурочной деятельности

Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений

Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений

Для формирования функциональной грамотности студентов

Для формирования функциональной грамотности студентов

Функциональная грамотность студентов при изучении программирования на

Функциональная грамотность студентов при изучении программирования на
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2024