Функциональная грамотность в рамках занятий внеурочной деятельности
Актуальность формирования функциональной грамотности студентов, осваивающих программы среднего профессионального образования, обусловлена современными тенденциями модернизации образования, особенностями перехода к информационному обществу, необходимостью повышения профессиональной мобильности студентов-выпускников СПО в условиях рынка труда и занятости, развития высокотехнологических производств.
В педагогической литературе существуют различные формулировки понятия «функциональная грамотность». Так, А. А. Леонтьев определяет: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
А. М. Новиков констатирует, что «функциональная грамотность является необходимой составляющей профессионального образования и напрямую связана с понятием компетентности, пришедшим на смену профессионализму»
Функциональная грамотность во внеурочное время в системе СПО играет важную роль в повышении уровня образованности студентов и их социально – трудовой и профессиональной адаптации на рынке труда. Она способствует повышению профессиональной мобильности и эффективности трудоустройства выпускников, особенно по профессиям и специальностям высокотехнологичных производств.
Основными принципами формирования функциональной грамотности являются поэтапность и непрерывность, преемственность общего и среднего профессионального образования, индивидуальный подход, персонализация обучения, практико – ориентированная направленность образовательного процесса, критериально – уровневое оценивание и управленческий мониторинг результатов.
Функциональная грамотность студентов может быть охарактеризована следующими показателями и индикаторами:
· читательская грамотность (способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни);
· финансовая грамотность (знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия человека и общества, а также возможности участия в экономической жизни);
· экологическая грамотность;
· технологическая грамотность;
· управленческая грамотность;
· правовая грамотность.
· математическая грамотность (способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке);
· информационная грамотность (это способность искать, собирать, проверять достоверность и анализировать информацию);
· коммуникативная грамотность (это способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, а также овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи);
· компьютерная грамотность – (это знания, умения и навыки в области информатики,
необходимые каждому человеку для эффективного использования компьютерных
технологий в своей деятельности. Она включает в себя умение работать с
персональным компьютером, операционной системой Windows и приложениями
Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint), использовать глобальную сеть Internet, а также программирование).
Для формирования функциональной грамотности студентов СПО
необходимо включать в образовательный процесс специальные учебные задачи и
задания, соответствующие требованиям профессиональных стандартов и
работодателей.
Функциональная грамотность студентов проявляется в их способности
применять полученные знания и навыки в реальных практических ситуациях.
В этом учебном году наши студенты при кабинете информатики стали участниками Федерального проекта Код Будущего с программой «Программируем на Python» (базовый уровень). Во внеурочной деятельности было задействовано 45 студентов второго и третьего курсов (группы 261,265, 267, 275, 341). С октября по мой месяц было пройдено 4 модуля, которые включали в себя: 1. Основы программирования на Python, 2. Основные структуры данных, 3. Разработка функций и модулей пользователя, 4. Разработка игр и приложений. На изучение каждого модуля отводилось 2 месяца.
По завершении обучения студенты проходили итоговое тестирование, которое включало в себя 4 раздела: (мотивационный, логический (включал в себя задания ЕГЭ по информатике, программирование и социологический опрос) - на итоговый тест отводилась 1 попытка и 3 часа на выполнение всех заданий. Все студенты успешно справились с этим испытанием.
Изучение курса по программированию на языке Python помогает развить
функциональную грамотность, так как этот язык используется для решения
различных задач, включая обработку данных, машинное обучение, веб-разработку и 3D-моделирование и много другое.
Функциональная грамотность студентов при изучении программирования на Python включает освоение основных понятий структурного программирования,
работу с данными, операциями, переменными, ветвлениями, циклами и
функциями. Также студенты учатся работать с массивами, файлами и модулями,
входящими в состав среды Python.
Изучение языка Python позволяет студентам решать различные задачи, такие как: нахождение наибольшего общего делителя, вычисление факториала,
двоичный поиск элемента в массиве и другие. Это развивает критическое
мышление, аналитические способности и умение применять теоретические знания на практике.
Функциональная грамотность студентов при изучении программирования на Python также подразумевает понимание принципов работы с готовыми модулями,
ограничений их использования, а также возможностей и особенностей языка
Python.
Во время обучения студенты выполняли различные лабораторные работы и
решали задачи, подобранные с учётом их индивидуальных способностей и
интересов, создавали чат – ботов, а также разрабатывали компьютерные игры.
Все это помогает им развивать творческие навыки, самостоятельность и
способность адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям рынка труда.
Изучение программирования на Python способствует развитию функциональной
грамотности студентов, так как они приобретают навыки анализа, синтеза,
критического мышления и решения проблем. Это делает их более
конкурентоспособными на рынке труда и готовыми к успешной карьере в
различных областях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.