Функциональная грамотность. Занятие по естественно – научной грамотности. Тема: Горох

  • docx
  • 11.04.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала горох3 НП.docx

Функциональная грамотность. Занятие по естественно – научной грамотности. Тема: Горох

   Цели: Ознакомить  обучающихся  с  биологическими особенностями гороха, со  строением цветка, плода. Научить проводить опыты над бобовыми и наблюдать за их ростом.

Задачи:   

Обучающие: закрепить  знания об особенностях гороха, продолжить знакомство  с  типичными   представителями семейства бобовых, развивать умения,  наблюдать, сравнивать.

Развивающие – учить выделять главное  в поставленном вопросе, развивать быстроту  переключаемости внимания при работе с раздаточным материалом и  живыми образцами    бобовых.

Воспитательные – воспитывать  трудолюбие  и  бережное  отношение к растениям и  окружающему  миру.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Воспитатель: Добрый день, ребята!

(все вместе читают) (слайд 1)

Ребята: Всем! Всем! Добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться!

Нам пора учиться!

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поприветствуем их. Присаживайтесь. Я желаю вам успехов.

Воспитатель: Ребята, чтобы определить тему занятия, я предлагаю посмотреть видеоролик.

Просмотр видеоролика

Воспитатель: Кто  главный герой  видеоролика?

Дети:  Горох.  (Слайд2)

Воспитатель:   О чем будем говорить на  занятии?

Дети: О горохе.

Где  используют горох?

Дети: (ответы) В салатах,  варят суп,  пекут пироги,  варят кашу, консервируют,  начинка для блинов, варят кисели. 

Воспитатель:    А что  вы еще знаете о горохе?

Ответы детей. Сладкий,  вкусный,  зеленый, полезный.

Воспитатель: Да, он вкусный и полезный. А еще горох  в основном  состоит из белка, который является строительным материалом для нашего  организма.

Восп. А чтобы вы хотели еще узнать о горохе?

Восп. Ребята, какую цель поставим перед собой на сегодняшнем занятии?

Цель. Узнать, как растет горох, из чего он растет, где растет горох.

Чтобы ответить на все эти вопросы, предлагаю поближе познакомиться с этим растением.

Воспитатель: (читает)

Задание 1: В школе Рома получил задание подготовить  сообщение о горохе.  Из   энциклопедии он узнал, что  горох - растение с высоким  содержанием белка. В зеленом горошке присутствуют также витамины  С, В1, В2 ,РР, каротин. Немало в нем  сахара.

Воспитатель: Ребята, а в каких еще продуктах содержатся эти витамины? Посмотрите на эту таблицу (слайд 3)

Витамины

Пищевой источник

Витамин В1 (Тиамин)

Гречневая крупа, овсянка, хлеб из муки грубого помола и фрукты.

Витамин

В2 (Рибофлавин)

Молочные продукты, яйца, капуста всех видов.

Витамин В3 или РР (Никотиновая кислота)

Орехи, печень, рыба, молоко, яйца.

Витамин С

Овощи и фрукты, ягоды, соки.

Каротин (растительный  пигмент желто – оранжевого цвета)

Содержится в моркови, в апельсине, в тыкве.

Давайте сделаем вывод.

 Горох содержит все  витамины, которые есть в продуктах, употребляемые нами каждый день. Он незаменим в питании.

Воспитатель: А сейчас, ребята, прослушайте сообщение о горохе и затем заполните кластер. Кластер – это наглядная схема с ключевым словом.

(Сообщение  читает Карелина  Вероника).

      У гороха гибкий, вьющийся стебель, сочные светло- зеленые листья  и небольшие  белые  или розовато – сиреневые цветочки.  Когда они отцветают, на их месте    появляются удлиненные  лопатки -   так называют молодые гороховые стручки. В   стручках прячутся семена  - круглые   сладкие горошки.

     Горох известен людям с древних времен. Есть  мнение,   что представители  семейства бобовых – бобы, фасоль, горох, соя, чечевица  - могли быть первыми овощами, которые  человек начал употреблять в пищу.

     На территории  России горох был  известен очень давно.  Не случайно, когда  говорят: « Это было при царе  Горохе», имеют в виду события  глубокой древности. 

 

Ответы на вопросы по содержанию текста.

Воспитатель:- Ребята, к какому семейству относится горох? (бобовые)

- Какие еще овощи  относятся  к  семейству бобовых?

Дети:  К семейству   бобовых относятся – бобы, фасоль, горох, соя, чечевица (показать   чечевицу, горох, фасоль красную, белую) (Показ семян бобовых в стаканчиках, дети сами называют бобовые)

Воспитатель: Ребята, выражение «Это было при царе  Горохе»  что означает?

Дети:  Это выражение означает  события глубокой древности» (было  очень  давно).

Воспитатель: Перед вами кластер. Заполните его. Подпишите название каждого овоща.

 Воспитатель: Внимание, сверьтесь с экраном. Семейство Бобовых насчитывает более 20 тысяч видов  многолетних   и однолетних растений,  произрастающих по всему  миру. И Родиной гороха считают Юго – Западную Азию. Он появился еще в каменном веке.

Прочитайте текст  Задание  3

У     гороха семена     крупные, округлой формы.

Семя гороха состоит из кожуры  и  зародыша.   Под семенной   кожурой  находится    зародыш -  маленькое растеньице.  Его- то и защищает  семенная  кожура.

  На слегка вогнутой стороне семени гороха виден рубчик – след от семяножки,  посредством которой семя соединилось с околоплодников. Рядом   с    рубчиком  в семенной  кожуре находится крохотное отверстие – семявход. При намачивании семени  через    семявход внутрь  легко проникает  вода.

Ответьте на вопросы

Воспитатель: 

-Ребята, сравните два вида гороха (сухой и замоченный). Что случилось с горохом? (он увеличился)

-Что помогло гороху увеличиться  в объеме?

Дети: отвечают (вода)

- С помощью воды семя гороха набухло. Почему? Ведь ни каждое семя набухает в воде. (у семени гороха есть отверстие-семявход, через которое попадает вода)

Воспитатель: Рассмотрите   рисунки  и с помощью текста заполните схему.

 

Воспитатель:  из чего  состоит   семя гороха?  (Слайд 6)

Дети:  семя гороха состоит  из  кожуры и  зародыша.  

-что находится под семенной кожурой? (маленькое растеньице)

- из скольких долей состоит семя гороха? (2)

- Как называется такое растение? (двудольное) 

Воспитатель: Растения, зародыши семян которых  имеют две  семядоли,   называют   двудольными. 

Физминутка (проводит Данис)

Рассказывает воспитатель

Существует немало интересных  историй о  горохе.  Одну из них  рассказал К. Паустовский.

Однажды он стал очевидцем  аварии океанского парохода «Днепр». Было  известно, что « Днепр» получил небольшую   пробоину.  Казалось  бы, повреждение   маленькое. Но взору Паустовского   представилась совершенно  другая  картина – сильно разрушенное судно. Было такое ощущение, что в него попала бомба.  Словно неведомая сила развалила  железные конструкции.   Разбиты  трюмы.  Когда  в них попала вода, горошины разбухли, и  железные «ребра»  корабля не выдержали их дружеского напора

 

Вывод: Как вы думаете, почему семя гороха обладает такой взрывной силой? (набухает, лопается на 2 части)

Описание практической работы.

-Ребята, мы с вами проводили опыт « тренажер стр 56, задание 5»

- Расскажите, что у вас получилось. (выступление Даниса)

Цель : Выяснить влияние условий природы на прорастание семян гороха.

Это для хороших условий.

1 день - Мы поместили зёрна гороха в ёмкость с влажной средой в разные условия.

2 день – зерна набухли

3 день - Зёрна проросли. Появились корешки.

4 день - Корешок набух, подрос.

5 день – Кожура отпала

6 день – Внутри развивается новое растение

7 день – Растение продолжает расти.

Ростки, помещенные в тёмное место, проросли, но они меньше по высоте, листиков мало, ростки тонкие, бледные. Им не хватает света, который необходим для роста и развития.

Вывод. Для выращивания семян гороха нужно  тепло и свет.

Подведение итога занятия.

Давайте подведем  итог нашему занятию.

Для этого составьте Синквейн.

Синквейн – стихотворение, состоящее из  пяти строк.

1 строка – одно существительное,  выражающее  главную тему   синквейна.

Это  слово  «Горох».

2 строка – 2 прилагательных, выражающих  главную мысль.

Это слова: Вкусный,  полезный.

3 строка  - 3 глагола  (описывающие действия  по  теме ).

Глагол – улучшает,  помогает,  дает.

4 строчка – предложение  (отношение теме).

Горох  очень полезный   продукт.

5 строка -  слово – синоним к 1 строке.

Злак

Горошек

Вкусный и полезный

Улучшает, помогает дает.

Горох очень  полезный (вкусный ,хороший) продукт.

 Продукт

Воспитатель: На этой  веселой ноте мы закончим наше занятие. Всем спасибо и до свидания!