Функциональная грамотность на урокахь информатики.
Оценка 4.6

Функциональная грамотность на урокахь информатики.

Оценка 4.6
Семинары
docx
информатика
7 кл—11 кл
12.03.2019
Функциональная грамотность на урокахь информатики.
В настоящее время обществу нужны люди, способные генерировать новые идеи, творчески мыслить; коммуникабельные, контактные в различных социальных группах. Поэтому на протяжении последних 5 лет я уделяю большое внимание развитию функциональной грамотности у учащихся на уроках информатики. Функциональная грамотность складывается из компьютерной, информационной, коммуникативной, экономической, гражданской, общественно-политической, языковой, бытовой и общей грамотности человека.
Функциональная грамотность на уроках информатики_Исакова.docx
Формирование функциональной грамотности на уроках информатики (из опыта работы). Современная   модернизация   образования   обусловлена   изменениями,   происходящими   в   современном обществе.   В.В.   Путин,   обсуждая   программу   «Развитие   образования»   на   2013­2020   годы,   сказал,   что   школа должна   готовить   ученика   к   работе   в   конкурентных   условиях.   И   сегодня   как   никогда   востребованы   люди, умеющие:      гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,  самостоятельно приобретать необходимые знания; грамотно работать с информацией; самостоятельно критически мыслить; чётко   осознавать,   где   и   каким   образом   приобретаемые   ими   знания   могут   быть   применимы   в окружающей их действительности; Нужны   люди,   способные   генерировать   новые   идеи,   творчески   мыслить;   коммуникабельные,   контактные   в различных социальных группах. Поэтому   на   протяжении   последних   5   лет   я   уделяю   большое   внимание   развитию   функциональной грамотности у учащихся на уроках информатики. Функциональная   грамотность   складывается   из   компьютерной,     информационной,   коммуникативной, экономической, гражданской, общественно­политической, языковой, бытовой и общей грамотности человека. Как   показали   результаты   международного   исследования  PiSA  (2000­2012),   Россия   уступает   развитым странам   по   уровню   функциональной   грамотности.   К   сожалению,   уровень   компьютерной,   информационной   и экономической грамотности в нашей стране пока ещё низок. Поэтому я особое внимание на своих уроках уделяю именно этим направлениям. В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, которая предполагает: Знание назначения и пользовательские характеристики основных устройств компьютера. Знание основных видов программного обеспечения. Знание пользовательских интерфейсов.     Умение   производить   поиск,   хранение,   обработку   различных   видов   информации   с   помощью соответствующего ПО. Что   очень   важно   в   настоящее   время,   так   как   всё   больше   профессий   связано   с   использованием вычислительной техники от простого ввода данных до разработки новых поколений технических и программных средств. На своих уроках я использую компьютерные технологии как источник дополнительной информации по предмету, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. При этом увеличивается скорость подачи качественного материала в рамках одного урока. В настоящее время возникло противоречие между стремительными темпами роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения. Это противоречие заставляет прежде всего формировать особый вид грамотности – информационную, которая предполагает:  Умение   искать   информацию,   критически   её   оценивать,   выбирать   нужную,   использовать   её   и создавать новую.  Умение ориентироваться в постоянно изменяющемся мире новых технологий и безудержного роста информации. Эти   умения   необходимы   в   современном   динамично   развивающемся   информационном   обществе,   где информационные технологии всё глубже проникают в жизнь человека. Это находит своё отражение на уроках и в знакомстве с компьютером, и в овладении способами работы с информацией, в развитии критического мышления к ней, применении компьютерных технологий для решения учебных задач по разным предметам. Дети видят, что, например, поиск информации в интернете гораздо быстрее, разнообразнее и удобнее. Информация, которую они получают с помощью компьютера, очень важна.   В результате приходит понимание роли информации в жизни человека. Ещё подробно остановлюсь на экономической грамотности, которая предполагает: умение учащихся решать задачи с экономическим содержанием;   формирование у учащихся стремления  активно участвовать в экономической жизни своей страны. Достаточно   широко   экономическое   воспитание   осуществляется   при   изучении   темы   «Электронные таблицы», где учащиеся должны научиться решать задачи с экономическим содержанием. При использовании вычислительных таблиц школьники видят, что можно произвести большие математические расчеты, затрачивая при этом меньше времени, чем, если бы они все это делали вручную. Это осуществляется за счет использования различных   формул,   которыми   обладают   электронные   таблицы.   Экономические   задачи   способствуют формированию у учащихся экономического мышления. При их решении с помощью электронных вычислительных таблиц   дети   обучаются   расчетам,   оценивают   сравнительную   выгоду   той   или   иной   покупки,   сделки, предпринимательской   деятельности.   Решение   подобных   задач   способствует   усвоению   школьниками экономических   понятий,   которые   используются   в   реальной   действительности   и   пригодятся   им   в   будущем. Происходит формирование таких качеств как бережливость, предприимчивость, расчётливость. Немаловажным является то, что решение задач с экономическим содержанием на уроках информатики вносит разнообразие в урок. Подобные задачи закладывают зачатки экономических знаний у школьников. Как учитель, я понимаю, что для эффективного формирования функциональной грамотности необходимо отталкиваться  от мотивов обучающихся. Для выявления методических приёмов по повышению мотивации к изучению моего предмета, я разработала анкету, включающую в себя возможные методические элементы. Обучающимся было предложено выбрать 3 наиболее интересных для них: 8а,8б,8к 74 учащихся проекты; групповое сотрудничество; дистанционное обучение; компьютерные эксперименты; лекции; внеклассная работа по предмету; игры, соревнования; практическая направленность; экскурсия; межпредметные связи; работа с тренжёрами; индивидуальная работа; диспуты; тестирование. Результаты   анкетирования   обучающихся   показали,   что   для   повышения   мотивации   и   эффективному обучению   информатике   необходимо   уделять   внимание   практической   направленности,   проектной   методике, компьютерному эксперименту, использовать тренажёры и тесты. 25 10 4 29 3 7 8 24 6 15 34 15 12 30 Поэтому   для   формирования   функциональной   грамотности   учащихся   мной   используются   следующие технологии. Первое   направление   –   применение   программ­тренажеров.   Данные   программы   позволяют   отработать конкретные знания, умения, навыки. Я использую тренажеры при изучении нового материала и для отработки уже приобретённых   умений.   Например,   при   изучении   темы   «Клавиатура,   её   назначение»   применяю   программу «Клавиатурный тренажер», в результате выполнения которой учащиеся изучают назначение клавиш клавиатуры и учатся применять на практике машинописное печатание.    Второе направление – применение программ­тестов, которые мной   используются для диагностики и оценки результатов обучения. Что  является очень актуальным.  Третье   направление   –   компьютерный   эксперимент.   Технология   компьютерного   моделирования   лучше всего осваивается на конкретных задачах. Например, очень часто на уроках математики при работе с графиками на нахождение их точек пересечения приходится тратить время на построение одних и тех же графиков (навык построения   графиков   уже   отработан),   но   благодаря   компьютерной   программе,   работающей   с   электронными таблицами, это очень быстро сделать. Основываясь на это направление, мы решаем очень большое количество задач   с   применением   технологии   компьютерного   моделирования.   Также   учащиеся   в   рамках   изучения   темы «Моделирование» проводят численные эксперименты с демоверсиями математической модели.  Четвёртое   направление   –   проектная   деятельность,   при   которой   учащиеся   постигают   всю   технологию решения задач: от постановки проблемы до представления результата. Наиболее зрелищно и выигрышно в плане представления   результатов   проекта   выглядят   материалы,   созданныес   помощью   современных   компьютерных информационных технологий (видеоролики, электронные учебники, презентации, буклеты и т.п.). Дидактическая задача состоит в предоставлении учащимсявозможности самостоятельного приобретения знаний из различных предметных областей. Таким образом, развивается логическое мышление учащихся, отрабатывается алгоритм решения задач, что позволяет легко решать конкурсные и олимпиадные задачи данного типа. Способность   человека   делать   открытия   —   не   случайное   качество,   а   мощное   генетически   заложенное средство   развития.   Поэтому   я   стараюсь   на   уроке   помочь   учащимся   самореализоваться,   почувствовать   себя успешными. Для этого использую различные творческие задания:       «создать» открытку, мозаику в графическом редакторе Paint; создать визитную карточку; оформить титульный лист книги; создать базу данных «Ученик», содержащую информацию о ваших одноклассниках; создать кроссворд; создать презентацию на заданную тему и т. д. Результатом   использования   перечисленных   методических   приёмов   является   положительная   динамика качества знаний и 100­процентная успеваемость учащихся по моему предмету. Ежегодно всё больше учеников участвуют в конкурсе КИТ, в дистанционных  олимпиадах и творческих конкурсах по информатике, причём увеличивается   количество   призовых   мест.   Многие   обучающиеся,   выбирая   после   школы   технический   или экономический профиль ВУЗа, потом благодарят за полученные знания в области информатики. По моему мнению, профессию учителя можно сравнить с мифологической птицей Феникс – символом вечного   обновления.     Для   преподавателя   информатики   это   особенно   важно,   т.к.   очень   быстро   устаревает компьютерная   техника   и   программное   обеспечение   к   ней.   Поэтому   для   высокой   эффективности   процесса обучения   учителю   необходимо   повышать   своё   педагогическое   мастерство,   совершенствовать   себя.   Что   я   и делаю: участвую в различных заочных и дистанционных конкурсах, прохожу профессиональную переподготовку на курсах повышения квалификации по разным направлениям, выезжаю на семинары в ОУ Брянской области. За эффективную   работу   в   обучении   и   воспитании   подрастающего   поколения   награждена   грамотами   и благодарностями различного уровня. Учить сегодня – сложная задача, Ученье, как вершина, нас зовёт. Быть современным, грамотным, А это значит – учить себя, чтоб двигаться вперёд! Исакова Анна Владимировна, учитель информатики, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ №58 г. Брянска.

Функциональная грамотность на урокахь информатики.

Функциональная грамотность на урокахь информатики.

Функциональная грамотность на урокахь информатики.

Функциональная грамотность на урокахь информатики.

Функциональная грамотность на урокахь информатики.

Функциональная грамотность на урокахь информатики.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2019