Галогены- общая характеристика и изучение химических и физических свойств
Оценка 4.9

Галогены- общая характеристика и изучение химических и физических свойств

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
химия
9 кл—10 кл
12.06.2020
Галогены- общая характеристика и изучение химических и физических свойств
Изучение нового материала на основе ранее полученных знаний
Галогены- 9 кл.docx

Тема урока:  Галогены

Тип урока:   урок – изучение нового материала с сочетанием группового и индивидуального вида работы учащихся.

Цели:        

Образовательные:

•          актуализация  знаний  учащихся о   строении и свойствах галогенов как химических элементах и как простых веществ.

Развивающие:

•          развитие мышления, умения делать логические выводы из наблюдений и опытов.

Воспитательные:

•          Воспитывать умения работать самостоятельно с применением само- и взаимоконтроля. Показать связь изучаемой темы с жизнью и экологией окружающей среды.

Задачи: 1.  Изучить элементы седьмой группы, главной подгруппы ПСХЭ – галогены. Закрепить знания учащихся о галогенах, изучить их химические и физические свойства.  Способствовать развитию умения мыслить логически и владеть химическим языком.

2. Развить навыки наблюдения, выявления ошибок,  умения выделять главное, сравнивать изучаемые факты, логично излагать мысли и делать выводы; учить размышлять, делать предположения, прогнозировать.

3. Содействовать формированию основных мировоззренческих идей через познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся.       

Оборудование:

·         ТСО – компьютер, проектор, интерактивная доска.

·         ПСХЭ Д. И. Менделеева;

·         Виртуальная лаборатория;

·          Образцы йода и брома, кристаллическая решетка йода.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов:

Во время изучения данной темы будут использованы иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные по физико-химическим свойствам галогенов; ресурсы компакт-дисков, содержащих информацию и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства – Microsoft Word, Microsoft Power Point, и другие для подготовки материалов к уроку и самостоятельной работы учащихся.

Ход урока.

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы и приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД и предметные действия

Организационный момент

2мин.

 

 

Вызвать познавательный интерес к теме урока

 

 

 

Беседа

 

 

Фронтальная

 

Приветствует учащихся.

 

Предлагает учащимся ответить на вопросы:

1.       Что   можно определить  по номеру группы в ПСХЭ Д.И. Менделеева?

2.      Что общего в строении атомов элементов, находящихся в одной   подгруппе ПС?

3.      Как изменяются неметаллические свойства элементов, в пределах одной группы, с увеличением заряда ядра атомов?

4.      Как изменяются окислительные свойства элементов в группе с уменьшением заряда ядра атомов?

5.       Окислительные или восстановительные свойства наиболее характерны для  неметаллов и почему?

 

Приветствуют учителя.

 

Дают ответ на вопросы

 

 

Личностные УУД:

развитие познавательного интереса

Мотивационно-целевой этап.

4 мин.

Обеспечить эмоциональное переживание и осознание неполноты имеющихся знаний

Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели.

 

Проблемно-поисковый

 

Групповая (парная)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

Сегодня объектом  нашего внимания являются галогены- элементы 7 группы, главной подгруппы.

(слайд 2)

Мы узнаем   строение и свойства галогенов как химических элементов и как простых веществ, их применение; но еще поймем, почему с галогенами нельзя проводить открытые опыты  в классе и почему некоторые из них применяют в военных целях.

 

 

 

 

Предлагает учащимся  самостоятельно сформулировать цели данного урока.

Выдвигают гипотезу, что галогены самые активные неметаллы, поэтому могут быть ядами.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся  называют цели урока

 

Познавательные УУД: видеть проблему Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

 

 

 

 

Развивающие УУД:

Развитие логики и мышления

 

 

Основная часть урока.

4 мин.

 

Актуализировать  знания  учащихся о  составе, строении и свойствах галогенов как химических элементов и как простых  веществ.

Изучить нахождение в природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядно показать галогены

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятель-ное решение проблемы

 

 

 

Самостоятель-ное решение проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усвоение и осмысление информации

Беседа.

Фронтальная

 Характеризует  галогены по ПСХЭ ( слайд 3)

Называет галогены.

Указывает в какой группе и подгруппе находятся, что у них общего и чем отличаются.

Исходя из строения внешнего энергетического уровня, объясняет проявление сильных окислительных свойств у галогенов.

Указывает возможные степени окисления.

Особо заострят  внимание на свойствах и степенях окисления фтора, исходя из его положения в ПС. Объясняет молекулярное и электронное строение молекул. (слайд 4)

 

Слушают и смотрят слайды. Записывают  таблицу из слайда 3 в тетрадь.

 

Объясняют изменение активности галогенов в ряду от фтора к астату.

 

Познавательные УУД: расширяют кругозор, развивают речь и мышление.

Нахожде- ние галогенов в  природе.

4 мин.

 

Частично - поисковый

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 Сообщает, что в чистом виде галогены не встречаются, т.к. очень активны.(слайд 5)

В земной коре встречаются в виде соединений (перечислить соединения галогенов, указать место нахождения залежей этих минералов)

Процентное содержание  хлора от массы земной коры – 0,017%, остальных галогенов- еще меньше.

Астат – радиоактивный, неустойчивый элемент и мало изучен, был предсказан Д.И. Менделеевым.

 

 

 

Учащиеся выполняют  задание, используя материал учебника. Делают записи в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: научатся осуществлять информационный поиск.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический этап.

 

3мин.

 

 

Демонстрация

 

 

групповая

Используя вертуальную лабораторию и образцы имеющихся галогенов, показывает  учащимся   какое они  имеют агрегатное состояние и  обращает внимание на окраску.(слайд 6)

Рассказывает о физических свойствах галогенов (слайд 7), о том что они практически не растворимы в воде. Показывает, что кристаллы йода почти не  растворяются в воде, но растворяются в спирте.

 Смотрят образцы, слушают учителя, делают вывод об усилении окраски от фтора к иоду.

Регулятивные УУД:

овладение практическими типами учебных действий. Развитие наблюдательности

 

 

 

 

 

 

  История открытия галогенов  

 

5мин.

 Работа с интер-нет ресур-сами

групповая

 Указывает адрес для поиска в интернете и дает задание для каждой группы. (слайд 7)

 Ищут данные об истории открытия галогенов в интернет-ресурсах, а потом зачитывают их.

Познавательные УУД:

получение новой информации и умение донести ее одноклассникам.

Химические свойства галогенов

5 мин.

Объяснительно-демонстрационный

групповая

Показывает слайд 9 «Химические свойства галогенов» и, исходя из схемы, где указаны свойства галогенов, предлагает одному из учащихся самостоятельно записать химические реакции на доске.

 

 

 

Демонстрирует через виртуальную лабораторию опыты «Горение железа в хлоре», «Горение фосфора в хлоре», «Реакция алюминия с йодом». Предлагает учащимся самостоятельно сделать выводы по увиденным опытам.

Записывают реакции с доски и

 приходят к мнению, что практически во всех реакциях галогены – окислители. Наблюдают за опытами.  

Регулятивные УУД:

овладевают широким спектром логических действий и операций

Динамическая пауза 

1 мин.

 

 

Учитель показывает движения (Приложение №1)

Учащиеся выполняют движения.

 

Применение галогенов

3мин.

 

 

 

 

 

 

беседа

индивидуальная

Предлагает учащимся ознакомиться с информацией из учебника о применении галогенов в практической деятельности человека (слайд 10), а затем вызывает двух уч-ся, которые делают сообщения по данной теме (приготовленные заранее).

Работа учащихся с текстом учебника, информацией слайда 10.

 

Познавательные УУД:

школьники приобретают новые знания, используя информацию учебника и сообщения учащихся.

 

Закрепление

7 мин.

Обобщить и систематизировать информацию, полученную на уроке, уметь применить полученные знания на практике.

Частично-поисковый

Индивидуальная, групповая

Организует процедуру само- и взаимооценки учебной деятельности на уроке. Формирует группы по интересам, предлагая задание, где  учащиеся записывают реакции с галогенами (слайд 11), выбирая четные или нечетные номера реакций.

 Предлагает небольшой тест для самоконтроля учащихся (слайд 12), а затем правильные ответы к нему (слайд 13). (Приложение 3).

Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке. Сами оценивают свой тест.

Предметные УД: решать конкретные задачи, на основе знаний по теме.

Домашнеее задание

1 мин

 

Беседа

 

Формулирует и комментирует домашнее задание.

Записывают домашнее задание в дневники

 

Подведение итогов. Рефлексия

2 мин.

Обеспечить осмысление процесса и результата деятельности

Беседа

Фронтальная

Учитель совместно с учащимися оценивает урок и принимает их предложения и пожелания (слайд 14).

Ребята отвечают на вопросы, оценивают полноту полученных знаний.

Регулятивные УУД: оценивать степень достижения цели

 


 

Тема урока : Галогены Тип урока : урок – изучение нового материала с сочетанием группового и индивидуального вида работы учащихся

Тема урока : Галогены Тип урока : урок – изучение нового материала с сочетанием группового и индивидуального вида работы учащихся

Microsoft Word, Microsoft Power

Microsoft Word, Microsoft Power

Мотивационно-целевой этап. 4 мин

Мотивационно-целевой этап. 4 мин

Наглядно показать галогены

Наглядно показать галогены

Самостоятель-ное решение проблемы

Самостоятель-ное решение проблемы

Частично-поисковый Индивидуальная, групповая

Частично-поисковый Индивидуальная, групповая
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2020