Тема урока: Галогены
Тип урока: урок – изучение нового материала с сочетанием группового и индивидуального вида работы учащихся.
Цели:
Образовательные:
• актуализация знаний учащихся о строении и свойствах галогенов как химических элементах и как простых веществ.
Развивающие:
• развитие мышления, умения делать логические выводы из наблюдений и опытов.
Воспитательные:
• Воспитывать умения работать самостоятельно с применением само- и взаимоконтроля. Показать связь изучаемой темы с жизнью и экологией окружающей среды.
Задачи: 1. Изучить элементы седьмой группы, главной подгруппы ПСХЭ – галогены. Закрепить знания учащихся о галогенах, изучить их химические и физические свойства. Способствовать развитию умения мыслить логически и владеть химическим языком.
2. Развить навыки наблюдения, выявления ошибок, умения выделять главное, сравнивать изучаемые факты, логично излагать мысли и делать выводы; учить размышлять, делать предположения, прогнозировать.
3. Содействовать формированию основных мировоззренческих идей через познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся.
Оборудование:
· ТСО – компьютер, проектор, интерактивная доска.
· ПСХЭ Д. И. Менделеева;
· Виртуальная лаборатория;
· Образцы йода и брома, кристаллическая решетка йода.
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов:
Во время изучения данной темы будут использованы иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные по физико-химическим свойствам галогенов; ресурсы компакт-дисков, содержащих информацию и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства – Microsoft Word, Microsoft Power Point, и другие для подготовки материалов к уроку и самостоятельной работы учащихся.
Ход урока.
Этап урока, время этапа |
Задачи этапа |
Методы и приемы обучения |
Формы учебного взаимодействия |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД и предметные действия |
Организационный момент 2мин. |
Вызвать познавательный интерес к теме урока
|
Беседа |
Фронтальная
|
Приветствует учащихся.
Предлагает учащимся ответить на вопросы: 1. Что можно определить по номеру группы в ПСХЭ Д.И. Менделеева? 2. Что общего в строении атомов элементов, находящихся в одной подгруппе ПС? 3. Как изменяются неметаллические свойства элементов, в пределах одной группы, с увеличением заряда ядра атомов? 4. Как изменяются окислительные свойства элементов в группе с уменьшением заряда ядра атомов? 5. Окислительные или восстановительные свойства наиболее характерны для неметаллов и почему?
|
Приветствуют учителя.
Дают ответ на вопросы |
Личностные УУД: развитие познавательного интереса |
Мотивационно-целевой этап. 4 мин. |
Обеспечить эмоциональное переживание и осознание неполноты имеющихся знаний Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели.
|
Проблемно-поисковый
|
Групповая (парная)
Фронтальная |
Сегодня объектом нашего внимания являются галогены- элементы 7 группы, главной подгруппы. (слайд 2) Мы узнаем строение и свойства галогенов как химических элементов и как простых веществ, их применение; но еще поймем, почему с галогенами нельзя проводить открытые опыты в классе и почему некоторые из них применяют в военных целях.
Предлагает учащимся самостоятельно сформулировать цели данного урока. |
Выдвигают гипотезу, что галогены самые активные неметаллы, поэтому могут быть ядами.
Учащиеся называют цели урока |
Познавательные УУД: видеть проблему Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Развивающие УУД: Развитие логики и мышления
|
Основная часть урока. 4 мин.
|
Актуализировать знания учащихся о составе, строении и свойствах галогенов как химических элементов и как простых веществ. Изучить нахождение в природе.
Наглядно показать галогены
Самостоятель-ное решение проблемы
Самостоятель-ное решение проблемы
Усвоение и осмысление информации |
Беседа. |
Фронтальная |
Характеризует галогены по ПСХЭ ( слайд 3) Называет галогены. Указывает в какой группе и подгруппе находятся, что у них общего и чем отличаются. Исходя из строения внешнего энергетического уровня, объясняет проявление сильных окислительных свойств у галогенов. Указывает возможные степени окисления. Особо заострят внимание на свойствах и степенях окисления фтора, исходя из его положения в ПС. Объясняет молекулярное и электронное строение молекул. (слайд 4)
|
Слушают и смотрят слайды. Записывают таблицу из слайда 3 в тетрадь.
Объясняют изменение активности галогенов в ряду от фтора к астату.
|
Познавательные УУД: расширяют кругозор, развивают речь и мышление. |
Нахожде- ние галогенов в природе. 4 мин.
|
Частично - поисковый |
Фронтальная
|
Сообщает, что в чистом виде галогены не встречаются, т.к. очень активны.(слайд 5) В земной коре встречаются в виде соединений (перечислить соединения галогенов, указать место нахождения залежей этих минералов) Процентное содержание хлора от массы земной коры – 0,017%, остальных галогенов- еще меньше. Астат – радиоактивный, неустойчивый элемент и мало изучен, был предсказан Д.И. Менделеевым.
|
Учащиеся выполняют задание, используя материал учебника. Делают записи в тетради.
|
Познавательные УУД: научатся осуществлять информационный поиск.
|
|
Практический этап.
3мин.
|
Демонстрация |
групповая |
Используя вертуальную лабораторию и образцы имеющихся галогенов, показывает учащимся какое они имеют агрегатное состояние и обращает внимание на окраску.(слайд 6) Рассказывает о физических свойствах галогенов (слайд 7), о том что они практически не растворимы в воде. Показывает, что кристаллы йода почти не растворяются в воде, но растворяются в спирте. |
Смотрят образцы, слушают учителя, делают вывод об усилении окраски от фтора к иоду. |
Регулятивные УУД: овладение практическими типами учебных действий. Развитие наблюдательности
|
|
История открытия галогенов
5мин. |
Работа с интер-нет ресур-сами |
групповая |
Указывает адрес для поиска в интернете и дает задание для каждой группы. (слайд 7) |
Ищут данные об истории открытия галогенов в интернет-ресурсах, а потом зачитывают их. |
Познавательные УУД: получение новой информации и умение донести ее одноклассникам. |
|
Химические свойства галогенов 5 мин. |
Объяснительно-демонстрационный |
групповая |
Показывает слайд 9 «Химические свойства галогенов» и, исходя из схемы, где указаны свойства галогенов, предлагает одному из учащихся самостоятельно записать химические реакции на доске.
Демонстрирует через виртуальную лабораторию опыты «Горение железа в хлоре», «Горение фосфора в хлоре», «Реакция алюминия с йодом». Предлагает учащимся самостоятельно сделать выводы по увиденным опытам. |
Записывают реакции с доски и приходят к мнению, что практически во всех реакциях галогены – окислители. Наблюдают за опытами. |
Регулятивные УУД: овладевают широким спектром логических действий и операций |
|
Динамическая пауза 1 мин. |
|
|
Учитель показывает движения (Приложение №1) |
Учащиеся выполняют движения. |
|
|
Применение галогенов 3мин.
|
беседа |
индивидуальная |
Предлагает учащимся ознакомиться с информацией из учебника о применении галогенов в практической деятельности человека (слайд 10), а затем вызывает двух уч-ся, которые делают сообщения по данной теме (приготовленные заранее). |
Работа учащихся с текстом учебника, информацией слайда 10.
|
Познавательные УУД: школьники приобретают новые знания, используя информацию учебника и сообщения учащихся.
|
|
Закрепление 7 мин. |
Обобщить и систематизировать информацию, полученную на уроке, уметь применить полученные знания на практике. |
Частично-поисковый |
Индивидуальная, групповая |
Организует процедуру само- и взаимооценки учебной деятельности на уроке. Формирует группы по интересам, предлагая задание, где учащиеся записывают реакции с галогенами (слайд 11), выбирая четные или нечетные номера реакций. Предлагает небольшой тест для самоконтроля учащихся (слайд 12), а затем правильные ответы к нему (слайд 13). (Приложение 3). |
Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке. Сами оценивают свой тест. |
Предметные УД: решать конкретные задачи, на основе знаний по теме. |
Домашнеее задание 1 мин |
|
Беседа |
|
Формулирует и комментирует домашнее задание. |
Записывают домашнее задание в дневники |
|
Подведение итогов. Рефлексия 2 мин. |
Обеспечить осмысление процесса и результата деятельности |
Беседа |
Фронтальная |
Учитель совместно с учащимися оценивает урок и принимает их предложения и пожелания (слайд 14). |
Ребята отвечают на вопросы, оценивают полноту полученных знаний. |
Регулятивные УУД: оценивать степень достижения цели |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.