"Гармония искусств" интегрированный урок 7 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1. Предметные цели - познакомить детей с произведениями искусств: Леонардо да Винчи «Портрет Моны Лизы» («Джоконда), Рафаэль «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем»,Марко Ротко «Белая полоса, номер 27»; Прелюдия до мажор И.С. Бах; рассказ К.Паустовского «Старый повар», Фантазия ре-минор Моцарт; - познакомить детей с понятием ГАРМОНИЯ; - обобщить приобретенные знания в курсе ИЗО: о гармонии, как организационной среде в живописи; - обобщить знания учащихся о гармонии в музыке, как средстве выразительности. Цели, отражающие развитие УУД - создать условия для формирования умения использовать различные приемы, средства композиции на уроках ИЗО и музыки Цели, развивающие личностную мотивацию, социализирующие цели - создать условия для возникновения интереса к разным видам искусства; - способствовать формированию творческого мышления; - активизировать настрой на социализацию творческих инициатив (социально- культурная адаптация школьников); - способствовать развитию познавательного интереса, вкуса и чувства композиции; - формировать у учащихся представления о нравственных, эстетических ценностях на основе комплексного изучения музыки и ИЗО. Целеполагание для учащихся: 1. Знать содержание картин, музыки, текста. 2. Иметь представление о различных областях (жизни, культуры…), основанных на ГАРМОНИИ. 3. Уметь сформулировать эмоционально-ценностную позицию и научиться высказывать свою точку зрению о собственных представлениях о ГАРМОНИИ ИСКУССТВ (создание и защита мини-проектов). 4. Научиться узнавать гармонию (в ИЗО, музыке). Основные понятия термины: Из курса музыки: композиторы, музыкальные инструменты, формы музыкальных произведений. · Из курса ИЗО: художники, формы и виды в живописи. Техническое оснащение урока: презентация, аудиозапись отрывка рассказа К. Г. Паустовского «Старый повар», раздаточный материл для сочинения Гимна Гармонии и алгоритмы написаний творческих работ, распечатка и аудиозапись рассказа «Старый повар», клей, ножницы, ватман, заготовки для панно.
Иконка файла материала 4.docx
Конспект  интегрированного урока для 7 класса  «ГАРМОНИЯ ИСКУССТВ» в соответствии с требованиями ФГОС Целеполагание для учителя:  1. Предметные цели ­ познакомить детей с произведениями искусств:      Леонардо   да   Винчи   «Портрет   Моны   Лизы»   («Джоконда),   Рафаэль «Мадонна с           младенцем и Иоанном Крестителем»,Марко Ротко «Белая полоса, номер 27»;       Прелюдия до мажор И.С. Бах; рассказ К.Паустовского «Старый повар», Фантазия ре­минор Моцарт;  ­ познакомить детей с понятием  ГАРМОНИЯ; ­   обобщить   приобретенные   знания     в   курсе   ИЗО:   о   гармонии,   как организационной    среде в живописи; ­   обобщить   знания   учащихся   о   гармонии   в   музыке,   как   средстве выразительности. 2. Цели, отражающие развитие УУД ­ создать условия для формирования   умения использовать различные приемы, средства композиции на уроках ИЗО и музыки 3. Цели,   развивающие   личностную   мотивацию, социализирующие цели ­ создать условия для возникновения интереса к разным видам искусства; ­ способствовать формированию творческого мышления; ­   активизировать   настрой   на   социализацию   творческих   инициатив (социально­   культурная адаптация школьников); ­   способствовать   развитию   познавательного   интереса,   вкуса   и   чувства композиции; ­ формировать у учащихся представления о нравственных, эстетических ценностях  на основе  комплексного изучения  музыки и ИЗО.Целеполагание для учащихся:  1. Знать содержание картин, музыки, текста.  2.   Иметь   представление   о   различных   областях   (жизни,   культуры…), основанных на ГАРМОНИИ.  3.   Уметь   сформулировать   эмоционально­ценностную   позицию   и научиться высказывать свою точку зрению о собственных представлениях о ГАРМОНИИ ИСКУССТВ (создание и защита мини­проектов).  4. Научиться узнавать гармонию (в ИЗО, музыке).  Основные понятия термины:  Из   курса   музыки:   композиторы,   музыкальные   инструменты,   формы музыкальных произведений.  ∙ Из курса ИЗО: художники, формы и виды в живописи.  Техническое   оснащение   урока:  презентация,   аудиозапись   отрывка рассказа   К.   Г.   Паустовского   «Старый   повар»,   раздаточный   материл   для сочинения   Гимна   Гармонии   и   алгоритмы   написаний   творческих   работ, распечатка и аудиозапись рассказа «Старый повар», клей, ножницы, ватман, заготовки для панно.Этапы урока Деятельность обучающихся Дидактическое обеспечение 1.Организационный момент          2 мин. Активное   обсуждением.  слушание   с Компьютерная презентация (КП). 2. Разминка и   Кластер    8 мин. 3. Сообщение темы  урока.  Актуализация  знаний учащихся.  2 мин.         Блок музыки 10 мин. Блок ИЗО                   10 мин. Гимнастика для  глаз – 2 мин. Блок музыки              8 мин. 4.  Подведение  итогов урока          3  мин.    рассматривают Учащиеся репродукции   и   записывают   в тетради   названия   картин   и художников.   Учащиеся   активно обсуждают отгадывают и пропорцию букв.       обсуждение  Активное и перечисление  областей, в которых проявляется гармония. Беседа   с   введением     новой информации   и   опорой   на   знания учащихся.   Формулировка выводов.   Самооценка и совместная   с   учителями   оценка результативности урока. учащихся   КП. Музыкальный центр, синтезатор Художественные материалы   для выполнения практической работы,  клей, бумага. Аудиозапись Фантазии Моцарта, запись   рассказа К.Паустовского «Старый повар». КП.Ход урока: 1. Организационный момент. Эмоциональное погружение в урок.  Учитель музыки:  — Здравствуйте, ребята! Сегодня   урок проведем мы­ учитель ИЗО Ирина Владимировна и учитель музыки Ирина Николаевна. — Приветствуем всех, кого объединил наш сегодняшний урок.  — Как настроение? Дайте словесное описание своему настроению.  Чтение   эпиграфа   (Фрагмент   стихотворения   Микеланджело Буонарроти).  «Творенье может пережить творца:  Творец уйдёт, природой побеждённый, Однако образ, им  запечатлённый, Веками будет согревать сердца…» Эти замечательные слова известного скульптура и живописца мы взяли эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку.  2. Разминка и «Кластер»  Учитель   музыки:  —   Вы   заметили,   что   мы   не   озвучили   тему сегодняшнего   урока?   Потому   что   вы   должны   сами   сформулировать   тему, решив,   как   в   математике,   пропорцию   букв,   предложенную   вам   (учащиеся активно в группах обсуждают и отгадывают слова пропорции – тему урока «Гармония искусств»).  Учитель ИЗО: Задумайтесь, пожалуйста, что означает слово  гармония и где встречается. У  каждого  человека  свое  представление  о  гармонии  и я  предлагаю подумать какое определение гармонии могли бы дать люди разных профессий. Учитель   ИЗО:   "   Все   перечисленные   сферы   трудно   рассмотреть   в пределах одного урока, но есть одна сфера, где мы можем наиболее точно самореализоваться,   глубже   прочувствовать,   стать   чище,   мудрее,   и   это   ­ ГАРМОНИЯ. Вывод:   Произнеся   слово   гармония,   мы   подразумеваем   гармонию   в семье,   в   природе,   в   быту,   гармонию   души   и   тела,   взаимоотношений.   Все перечисленные сферы трудно рассмотреть в пределах одного урока, но есть сфера,   где   мы   с   вами   можем   наиболее   точно   реализоваться,   глубже прочувствовать, стать чище, мудрее, красивее, и это — гармония в искусстве.  Работать мы с вами будем в группах. Итогом вашей деятельности на уроке станет создание мини­проектов по теме урока и их презентация.  Итак, оправляемся в путешествие по стране Гармония.  III. Сообщение темы урока. Актуализация знаний учащихся.Слово гармония оставили в наследство человечеству древние греки. Как вы думаете,  Что они называли ГАРМОНИЕЙ? ИГРА: Составить  из предложенных слов определение ГАРМОНИИ.  Учитель музыки: " Итак, давайте сформулируем тему нашего урока." Варианты учеников. Учащиеся обсуждают и составляют определение Гармонии из предложенных слов и формулируют тему урока (записывают в тетрадь тему урока и определение). Блок музыки.  Учитель музыки: Тема нашего урока «ГАРМОНИЯ  ИСКУССТВ».   Само   понятие   «гармония»   употреблялось   чрезвычайно   широко   и многозначно. Оно обозначало и закономерное устройство природы и космоса, и красоту физического и нравственного мира человека и принципы строения художественного произведения, и закономерности эстетического восприятия. Выделяют   три   основных   понимания   гармонии,   сложившихся   в процессе развития науки и эстетики: (1) Эстетическая гармония. Связана с эстетическими переживаниями, проявляется при  восприятии красоты природы.  (2) Математическая гармония. Аристотель определял её как единство и завершённость целого,  как единство в многообразии. (3) Художественная гармония. Этот тип гармонии связан с искусством.   Музыканты   понимают   гармонию   как     прекрасный,   в   чём­то таинственный   порядок   звуков   и   одно   из   важнейших   средств   музыкальной выразительности, основанной   на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Основной тип созвучия ­ аккорд.  Учитель.      Играет  песню «В лесу родилась елочка» в 2 вариантах (традиционной и в джазовой обработке) ­ Чем отличаются  эти исполнения?   ­   Гармония   ­   это   аккорды,   сопровождение.   А   что   такое   аккорд? Играет один звук, затем два, затем три. Прислушайтесь. Аккорд ­ это когда несколько звуков играют одновременно.    Благодаря   гармонии   усиливается   выразительность   мелодии. Возможности   сочетания   аккордов   бесконечно   разнообразны.   Это   сродни математике. Различные комбинации аккордов дают новые и новые краски, так же как и цифры. Вы уже знаете самые распространенные краски музыки: свет и тень. Музыканты говорят…? " Учитель предлагает послушать Прелюдию до мажор       И.С. Баха и ответить на вопрос: "Какое выразительное средство самое яркое?" А также найти 5 эпитетов, которые передают настроение этой музыки. Итог   блока   музыки.         Гармония   придает   мелодии   красочность   и выразительность. Блок ИЗОУчитель ИЗО:  Когда мы посещаем выставки картин, то возле одних картин мы останавливаемся и подолгу ими любуемся, мимо других проходим мимо.   Это   не   случайно.   На   всех   картинах   можно   увидеть   ту   или   иную композиции. А что же такое композиция? Композиция     ­   это   соединение   отдельных   частей   в   единое   целое, расположенное   в  пространстве   или   на   плоскости.  Отдельные   части   целого должны быть расположены не хаотично, а осмысленно, гармонично. Гармония  – это  согласованность  и упорядоченность  всех  элементов всех элементов, составляющих целое. Изучив основы композиции на предыдущих уроках мы узнали, что она бывает фронтальной и глубинной. При составлении 1­ой композиции на плоскости мы начинали с чёрно­ белого   изображения,   где   достигали   гармонии   с   помощью   динамичного уравновешивания черного и белого. Во 2­ой работе мы добавили линии и на композиции появился ритм, движение. В 3­ю композицию мы добавляли цветовое пятно, которое изменило общее цветовое  восприятие работы. В 4­ой композиции мы решали эмоционально­ образные задачи. Сегодня мы будем составлять композицию на цветовом пространстве по принципу цветовой гармонии (цветовой близости)  или контраста.  Не забывайте, что достичь гармонии в композиции можно не только с помощью   изобразительных   элементов,   но   и   из   пространства   между   ними. Начинаем ребята работу.    Из приготовленных дома элементов ученики составляют на цветном фоне свои композиции. На работу отводится 5­7 мин. Ученики заканчивают свои работы и развешивают их на доске. Гимнастика для глаз. Учитель ИЗО:   Ребята, в начале урока я обращала ваше внимание на картины (демонстрация репродукций) и обещала к ним вернуться. Увидеть эти шедевры вы можете в Лувре. Проходя   по залам этого известнейшего музея, экскурсоводы сначала обращают внимание на эти и другие шедевры искусства, выслушав восхищенные отзывы об одних и возгласы негодования о других,   экскурсовод   предлагает   задуматься:   «А   где   бы   вы   повесили   эти картины у себя дома?».                                                                                          Учитель   повторяет   этот   вопрос   ребятам   и   выслушивает   несколько ответов.…  и     как   правило   гости   Лувра   растерянно   задумываются,   а  потом приходят  к выводу, что несмотря на свою внутреннюю гармонию и гармонию с   окружающим   миром   (Леонардо   да   Винчи),   далеко   не   все   шедевры гармонично впишутся   в интерьер дома, а вызывающие оживленные споры, дисгармоничные   на   первый   взгляд,  картины   (Марко   Ротко   «Белая   полоса, номер 27») могут привнести в нашу жизнь новый яркий смысл, внутреннее успокоение и гармонию в мироощущении." "Скажите, а ваши работы какое место могут занять в вашем доме?   Блок музыки  Учитель музыки: Человек лишь тогда в полной мере откроет мир для себя, если сможет одновременно и видеть, и слышать, и чувствовать. Мир наполнен   красками,   звуками,   эмоциями.   А   в   полной   мере   раскрыть   эту картину   может   синтез   искусств.   Я   хочу   познакомить   вас   с   рассказом К.Пришвина   «Старый   повар»   и   показать,   что,   соединив   различные   виды искусств можно  достичь пика эмоций, а значит полной ГАРМОНИИ." Наше знакомство с Константином Паустовским я хочу завершить его же   словами:   «Музыка   и   литература   не   иллюстрируют   одна   другую,   они дополняют и обогащают друг друга, усиливают наши переживания».  Заключение.  Наш урок подходит к концу. И мы с вами должны подвести итог. Что же такое ГАРМОНИЯ ИСКУССТВ?  Красота   скульптуры,   красота   храма,   красота   картины,   симфонии, поэмы … Что между ними общего? Разве можно сравнивать красоту храма с красотой серенады? Оказывается можно, если будут открыты общие формулы красоты.   Существует   легенда,   что   однажды   Будда   провел   проповедь   без единого   слова.   Он   просто   протянул   цветок   своим   прихожанам.   Это   был известный «Цветок церемонии», то есть церемонии на языке форм, на немом языке цветов. Если рассматривать цветок  и  другие естественные и созданные человеком творения, то можно найти единство и порядок, свойственные всем этим предметам. Этот порядок и единство ­ есть Гармония, определяющая Красоту. Подведение итогов урока  И   в   заключение   урока   мы   предлагаем   проверить,   как   вы   усвоили некоторые   понятия,   а   проведем   это   в   виде   цифрового   диктанта.   Вам предлагается разделить на две колонки, отметив 0 – согласие и 1 – несогласие утверждений (иллюстрированных) о красоте и гармонии: девушка идет в театр в   джинсах,   фаст­фуд   и   красивое   физическое   тело,   девушка­подросток   и сигарета, здоровый образ жизни, здоровое питание, мать и дитя. Самооценка учащихся с помощью жетонов разного цвета. Зеленый – все понятно, желтый – есть сомнения, красный – материал не понят.Совместная   формулировка   вывода:   искусство   учит   пониманию Красоты,   а   Красота   входит   в   жизнь   через   искусство.   Красота   –   наше представление   о   совершенстве.   Но   не   всегда   гармония,   красота   и совершенство – одно целое, взаимодополняемое. Учитель     объявляет   оценки,   рассказывает   о   форме   и   содержании домашнего   задания:   подобрать   по   2­3   высказывания   выдающихся   людей   о гармонии в ИЗО (к уроку ИЗО) и музыке (к уроку музыки). Дети записывают возможные   варианты   поиска   решения   домашнего   задания   (написать сообщение, составить кроссворд, подготовить презентацию).