Сл. 1 «Геймификация: современный урок в начальной школе»
Подготовила: Каплина Л.П.,
учитель начальных классов
МБОУ Новомеловатская СОШ им.Ф.П.Зацепилова
Применение принципов геймификации в условиях цифровой
школы, реализация дидактического и междисциплинарного потенциала цифровых
технологий с возможностью геймификации обучения невозможно без понимания
сущности феномена «геймификации» и «игрофикация».
Сл. 2 Геймификация в образовании – это процесс распространения игры на различные сферы образования, который позволяет рассматривать игру как:
• метод обучения и воспитания,
• форму воспитательной работы,
• средство организации целостного образовательного процесса.
Сл.3 «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая
огонёк пытливости и любознательности».
(В. А. Сухомлинский)
Сл.4 Преимущества игры
Большинство обучающихся очень любят играть в компьютерные игры. Так почему бы не использовать в процессе обучения то, к чему у современных школьников повышен интерес? Главное преимущество использования игр в обучении связано с тем, что ученик начальной школы в силу своих возрастных особенностей проявляет больший интерес к игровым приёмам, чем к традиционным. Геймификация позволяет переключить их внимание от традиционного процесса обучения. Дети уверены, что развлекаются, а тем временем запоминают нужную информацию. Принимая участие в игре, школьники учатся использовать знания на практике, активизируется их познавательный интерес и лучше усваивается учебный материал. Кроме того, геймификация может быть полезна и для педагога-это путь к развитию, шаг вперёд в образовательной деятельности.
• Активизация мыслительной деятельности.
• Глубинное запоминание материала. Обучение организованности.
• Формирование коммуникативных качеств.
Сл.5 Особенности игровой технологии
• Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
• Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
• Учебный материал используется в качестве её средства.
• В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.
5.Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом
Сл.6 Требования к играм в образовании
1. Создание игровых сюжетов.
2. Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.
3. Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
4. Игровые задания должны быть подобраны с учётом уровня участников игры.
5. Вариативность в игре.
Сл.7 Игра – дело серьёзное!
«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет…» ( А. С. Макаренко)
Сл.8 Компоненты игровой технологии
Для учителя технология геймификации пока является новой, но она уже довольно широко используется в современном образовательном процессе, так как имеет достаточное количество положительных аспектов. А именно:
1. повышение интереса и мотивации к изучению учебных дисциплин;
2. приобретение новых знаний через игровые технологии;
3. проявление творческой инициативы, самостоятельности в решении поставленных задач;
4. помощь учителям в организации учебного процесса.
Если мы, учителя, сумеем правильно использовать потенциал игрового процесса, то несомненно сможем активизировать познавательный процесс у обучающихся и добиться лучших результатов обучения.
Компонент игровой технологии |
Структурные элементы игры |
Мотивационный |
Установочный момент, игровая ситуация |
Ориентационно-целевой |
Задачи игры |
Содержательно-операционный |
Правила игры, игровое действие |
Ценностно-волевой |
Игровое состояние |
Оценочный |
Результат игры |
Мотивационный компонент связан с отношением ученика к содержанию и процессу деятельности, включает его мотивы, интересы и потребности в игре. Мотивация, которая обеспечивает активность в игре и связь с другими видами деятельности, закладывается в процесс игры.
Ориентационно-целевой компонент связан с тем, что ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, ценности, которые, став лично значимыми, становятся регуляторами игрового поведения учащихся.
Содержательно-операционный компонент предполагает, что ученики владеют учебным материалом и способностью опираться на имеющиеся знания и способы деятельности.
Ценностно-волевой компонент обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, эмоциональные переживания.
Оценочный компонент игры обеспечивает сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры, а также самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности.
Все рассмотренные компоненты игры определяют технологическую структуру игры.
Выделенные компоненты игровой технологии включают ряд структурных элементов.
Компоненты игровой технологии во взаимосвязи со структурными элементами игры.
Обычно в простых играх (кроссворды, лото) все структурные элементы игры очень тесно связаны между собой, и их трудно отделить друг от друга.
Начало любой игры – это прежде всего эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Например: «Давайте представим себе, что наша экспедиция оказалась внутри системного блока компьютера…»
Установочный элемент игры позволяет ввести ребят в игровую ситуацию. Нередко учителю стоит произнести «Представьте, что…», как они начинают входить в игру. Игровая ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве (сказочный лес, незнакомый район города, акватория океана и т.д.), очерченном географической картой, историческим временем, поставленной проблемой. В игровой ситуации участвует определенное количество учеников (группа, класс), которые выполняют определенные действия.
Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников. Игровая задача заинтересовывает школьников (Реши кроссворд, найди ошибку…), но если игровой задачи нет, то игра превращается в обычное задание или упражнение.
Какие игровые правила следует выработать в процессе подготовки к игре? Во-первых, правило действия в воображаемой ситуации: ты – «программист», ты – «систематехник», ты – «пользователь». Правила игры должны соответствовать «профессиональной деятельности» участника игры и быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Действия «специалиста» должны усложняться по мере изучения тем и разделов курса информатики.
Наряду с правилами действия в воображаемой ситуации необходимо разработать правила межличностных отношений. Без введения этих правил игра будет неуправляемой, а учебные цели не удастся реализовать. Правила взаимоотношений играющих друг с другом выполняют воспитательную роль, направляют игру по заданному руслу. Примеры правил: закончил свою работу – помоги товарищу; будь доброжелательным; внимательно выслушивай мнение товарища и т.д. В играх-состязаниях для регулирования поведения часто вводятся штрафные очки.
Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия(слушать, чертить схему, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру.
Игровые действия должны быть мотивированы, должны постепенно усложняться и соответствовать числу учащихся.
Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.
Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом) и отсроченным (создал свой вариант игры спустя какое-то время).
Сл.9 Классификация игр
Разновидности игр. Основные цели и задачи игр на уроках
Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают
Учебно-ролевые Дидактические
(сюжетно-ролевые) игры
игры
Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании.
Сл.10 Этапы геймификации
1. Самостоятельное создание игр.
2. Ролевые игры, квесты и т.д.
3. Простые дидактические игры.
Сл.11 Учебно-ролевые игры
Ролевые игры пользуются большой популярностью у детей. Педагоги, использующие в своей практической деятельности ролевые игры, «оживляют» мероприятие, придавая ему увлекательный характер. Ролевые игры воспроизводят стабильное и инновационное в жизненной практике, и, значит, являются деятельностью, в которой стабильно отражаются правила и условности игры, в ней заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает треннинговую основу развития ребенка.
Ролевые игры способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, возникает эмоционально-оценочное восприятие социально-общественных связей будущей профессиональной деятельности. На дидактическое воздействие в этом направлении, из числа методов активного обучения, в наибольшей степени ориентированы ролевые игры.
Сл.12 Учебно-ролевые игры
Роль Игровые действия Правила
Результат игры
Сл.13 Дидактические игры
В школьной практике широко используются:
• словесные игры,
• уроки-путешествия,
• КВН,
• уроки-викторины и т.д
Сл.14 Игровые элементы
• Интеллектуальная разминка
• Анаграмма
• Найди ответ
• Разновидности кроссвордов
• Ребусы
• Мозаика
• Викторина
Сл.15 Подвижная игра «Кто быстрее»
Класс делится на 2 команды. Во время повторения или обобщения темы «Устройства ЭВМ» к доске вызываются по одному участнику из ряда, им предлагается задание заполнить таблицу
Устройства ввода |
Устройства вывода |
|
|
На каждый шаг они должны назвать устройства ввода или устройства вывода.
Сл.16 Игра «Найди ошибку»
Вопросы по теме «Программное обеспечение».
1. Текстовой процессор производит вычисление.
2. В графическом редакторе можно построить окружность.
3. Операционная система – специальная программа для вставки символов.
4. Архиватор может найти зараженную вирусом программу.
5. Калькулятор выполняет арифметические вычисления в двоичной системе.
6. В текстовом редакторе Блокнот можно вставить таблицу.
7. Электронные таблицы выполняют построение диаграмм.
Сл.17 Лексическая игра
Лексические игры используют в самых разнообразных целях: при введении при знакомстве с новым лексическим материалом, для закрепления его в памяти учащихся и для развития их устных навыков.
Лекcические игры можно использовать на любых этапах урока: в начале - для создания комфортной атмосферы и повторения раннее пройденного лексического материала, который будет использоваться учащимися в дальнейшем, в середине или конце занятия - для снятия напряжения усталости, в конце занятия, когда остается несколько минут до звонка и нет смысла и времени начинать какое-то более сложное серьезное упражнение.
- Придумай или вспомни загадку
Цель – уточнить семантику слова, учить сравнивать его с другими близкими по значению.
Нужно ответить, на что похожи предметы, названные данными словами. Например, радуга, как ворота. Учитель может натолкнуть ребят на правильный ответ, не ограничивая их творчества. Можно вспомнить загадки про эти предметы.
Крапива, как (огонь)
Ковшик, как (утка)
Березы, как (сестрицы)
Сахар, как (снег)
Сахар, как (мед)
Календарь, как (толстяк)
Рыжая лиса, как (пламя)
Сл.18 Игра «Исполнители алгоритмов»
• Опишите управляемого и управляющего в сказке «Конек-горбунок», «Морозко», «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде».
• Опишите алгоритмы и систему команд исполнителя в сказке «Репка», «Курочка Ряба», «Кощей бессмертный», «Лягушка-царевна» и др.
Сл.19 Игра «Шутка наборщика»
При наборе слов наборщик решил пошутить: все согласные он оставил, а гласные пропустил.
Найди неизвестные буквы по теме «Память компьютера».
Сл.20 «Учитель и ученики растут вместе» Творческих успехов!
Геймификация – не просто прививка от скуки, у нее множество преимуществ, однако все хорошо в меру. Строгость тоже порою нужна, и превращать учебу в неуправляемую вечеринку не стоит. Используйте игру, когда хочется разбавить серьезность урока или просто объяснить сложную тему. Тогда в ваш класс ученики будут приходить с большим желанием и огоньком любопытства в глазах.
И хочется завершить своё выступление словами писателя Джорджа Бернарда Шоу:
«Мы не потому перестаем играть, что постарели, - мы стареем, потому что перестаём играть.»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.