Гендерное обучение. «Реализация деятельностного подхода в классе девочек»
Оценка 4.9

Гендерное обучение. «Реализация деятельностного подхода в классе девочек»

Оценка 4.9
Особые потребности +1
docx
преподавание
СCУЗ, ВУЗ
11.07.2020
Гендерное обучение. «Реализация деятельностного подхода в классе девочек»
Гендерное обучение в начальной школе
статья.docx

«Реализация деятельностного подхода в классе девочек»

Перемены, происходящие в обществе, требуют определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, умение выстраивать эффективные отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины. Новые цели требуют новых подходов их реализации. Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации.

Многолетний опыт работы показывают, что формирование личности, ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания.

Достижение указанных в стандарте результатов образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая  умение учиться. Поэтому тема, над которой я работаю: «Реализация деятельностного подхода в классе девочек» особенно актуальна сейчас, т.к. в основе ФГОС лежит деятельностный подход, который предполагает: развитие творческих способностей учащихся, раскрытие их возможностей, подготовку к жизни в современных условиях.

Целью своей педагогической деятельности считаю:

·     Развитие личности, обладающей стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, умеющей принимать самостоятельные решения, разрешающей проблемы и работающей в команде.

·     Раскрытие индивидуальности сообразно полу, направленное не только на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, адекватного усвоения социальных ролей, но и на сохранение здоровья.

Исходя из цели, выдвигаются следующие задачи практической деятельности:

1.     Развитие учебной мотивации, направленной на саморазвитие и самосовершенствование учащихся.

2.     Создание условий для организации учебной деятельности, развитие творческих способностей, эмоциональной сферы девочек.

3.     Обеспечение возможностей учениц самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

4.     Использование активных форм и методов обучения для развития познавательной активности и формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения;

5.     Развитие способностей каждого и создание условий для формирования индивидуальной траектории развития учениц с опорой на зону ближайшего развития.

Формирование учебной деятельности является самостоятельной задачей школьного обучения, не менее важной и ответственной, чем приобретение детьми знаний и умений. Структура учебно-познавательной деятельности, ее особенность и значении в психическом развитии ребенка, рассматриваются в трудах таких ученных как П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, В.В. Давыдова, Д. Б. Эльконина и других. Овладение учебной деятельностью происходит особенно интенсивно в первые годы школьной жизни. Именно в этот период закладываются основы умения учиться. По существу, в младшем школьном возрасте человек учится, как приобретать знания. И это умение остается с ним на всю жизнь.

О сложности этого процесса свидетельствует тот факт, что даже в условиях целенаправленного, специально организованного формирования учебной деятельности она складывается не у всех детей. Более того, специальные исследования показывают, что к концу младшего школьного возраста собственно индивидуальная учебная деятельность обычно еще не сформирована, ее полноценное осуществление возможно для ребенка только совместно с другими детьми.

Исходя из этого, организацию учебной деятельности учащихся я строю на основе системно - деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии: личностно – ориентированного обучения; технологию развивающего обучения; ИКТ; технология проблемного диалога; технологию организации проектной деятельности; здоровье сберегающие технологии.

Это гарантирует: комфортный и результативный для учениц процесс обучения,          высокий и прочный уровень обученности, формирование у школьниц умения и стойкого навыка учиться, полноценное соединение знаний и практических навыков, объединение учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс,     обеспечение реальной социализации учащихся.

Выбор форм и методов работы с учащимися во многом определяется результатами мониторинговых исследований индивидуального развития девочек, который осуществляется совместно с психолого - педагогической службой. Работая в классах девочек, при подготовке к урокам обязательно учитываю гендерные особенности учащихся. Девочки обладают следующими отличительными особенностями:

-       быстро и легко усваивают информацию, но плохо соотносят её с имевшейся раннее;

-       эмоциональность, подачи материала усиливает внимание и осмысление информации;

-       нуждаются в эмоциональной оценке их деятельности;

-       хорошо действуют по аналогии (быстро решают однотипные задачи, сложнее новые);

-       нуждаются в повторении для лучшего усвоения информации;

-       они хорошо обучаются с опорой на наглядность учебной информации;

-       предпочитают вначале наладить общение и лишь потом действовать;

-       им необходима дозированная, упорядоченная информация, размеренный темп подачи.

 Учет их природных психофизических особенностей, способствует полноценному интеллектуальному и психологическому развитию детей, обеспечивает комфортную среду воздействия в процессе обучения.

Учебная деятельность, являясь сложной и по содержанию, и по структуре, складывается не сразу. Требуется немало времени и усилий, чтобы в ходе систематической работы ученица постепенно приобрела умение учиться.

Учебная деятельность имеет определенную структуру:

мотивы учения; 2) учебные задачи; 3) учебные действия; 4) контроль; 5) оценка. Поэтому стараюсь на уроке создавать такую учебную ситуацию, в которой ученицы: сами формулирует проблему (задачу), определяют пути её решения, решает эту ситуацию и получает в итоге лично для себя ценный, значимый, ощутимый результат.

В работе использую следующие формы организации уроков: исследования, конференции, дискуссии, диспуты, деловые игры, презентации, защиты проектов, практикумы.

Очень важно создать на уроке для девочек такое эмоциональное состояние, которое бы побуждало их к самостоятельным действиям. В начале обучения это использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Самоопределение к деятельности начинаю с психологического настроя на работу (в начале урока высказываю добрые пожелания детям; предлагаю пожелать друг другу удачи, предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; использую психологический настрой в стихах, которые дети в 3-4 классе подбирают, сочиняют самостоятельно). Особенно нравится ученицам начинать урок с психологического настроя на взаимодействие.

В результате у учащихся возникает положительная эмоциональная направленность.

Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Для самоопределения к деятельности использую: игру «Третий лишний», анаграммы, ребусы, кроссворды, проблемные вопросы. Урок начинается с целеполагания – постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. В зависимости от возраста учащихся роль учителя в целеполагании меняется.  На данном этапе решаются основные задачи: 1) актуализировать имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения новой темы; 2) создать у учащихся проблемную ситуацию - мотив для изучения нового учебного материала.

В 1 классе помогаю сформулировать цели и задачи урока, а уже во 2,3,4 классе девочки с удовольствием делают это самостоятельно. Очень важно, чтобы дети понимали для чего им необходимы новые знания и где они их могут использовать. Использую методы постановки учебной задачи: побуждающий диалог от проблемной ситуации, подводящий к теме диалог, использую технологию проблемного диалога Е.М. Мельниковой. После того как поставлены учебные задачи осуществляется решение этих задач по средствам учебных действий.  На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Девочки ориентированы на общение, поэтому при подготовке к уроку планирую все возможные формы сотрудничества: в группах («работа в парах», «работа в малой группе сменного состава»), обучение в команде, дифференцированное обучение. В любой форме взаимодействия в центре находится ученик. При этом исключаю элемент соревнования, т.к. акцент на соревновательность может вызвать повышенную тревожность, что затормозит переход информации в левое полушарие для анализа и обработки. Использование данных форм работы благоприятно влияет на : повышение интереса к учению и, как следствие,  повышение  качества образовательного  процесса; способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного делового общения; открывает широчайшие возможности для выработки навыков социальной перцепции (восприятие других людей, их внешности, речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков); общение и сотрудничество в группе или паре создает условия для формирования ключевых универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.

Найдя совместно алгоритм решения учебной задачи на этапе закрепления, девочки самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивают с образцом, и сами оценивают ее. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что она уже умеет. Помимо самопроверки очень нравится ученицам и взаимопроверка, где они выступают в роли учителя. Взаимооценивание работ в парах или в малых группах сопровождаю  вопросами типа: «Были в какой-нибудь паре непонимания друг друга? У кого не совпали оценки? Сумели ли между собой договориться?»  При подведении итога урока осуществляется рефлексия. Благодаря чему происходит самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Вопросы: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Какие получили результаты? Где можно применить новое знание? Что на уроке у вас хорошо получалось? Над чем еще надо поработать? На данном этапе урока использую следующие приёмы «Технологии развития критического мышления»: составление  синквейна, закончи предложение (что очень нравится учащимся), разноуровневых вопросов, кластера. Один из вариантов рефлексии – это использование разноцветных квадратиков, которыми учащиеся показывают учителю самооценку своих знаний.

Для того, чтобы дети научились адекватно оценивать свой достижения с первого класса использовала такие приёма как:

-     «Волшебные линеечки» Г.А. Цукерман;

-     «Выделение правильной цифры, буквы» - «улыбнись» правильно написанной цифре значком улыбки;

-     «Преднамеренная ошибка» - фронтальное обсуждение заданий, выполненных на доске от имени какого-либо персонажа;

-     «Обозначаем своё настроение» - на полях тетради или в дневнике дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («довольна», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора;

-      «Учимся признавать свои ошибки» -  кружок в тетради или дневнике («награда» за решение задачи) закрашивается не полностью;

-     «Алгоритм самооценки» - (вопросы, на которые отвечает ученик): Что нужно было сделать в задаче (задании)? Удалось получить результат?  Справился полностью правильно или с ошибкой? Самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

Использование ИКТ в работе способствует повышению интереса к учению, помогает систематизировать материал, разнообразить формы контроля. НА уроке использую компьютерные обучающие игры и программы, электронные учебники, тренажеры, презентации. Часто пользуюсь поисковыми системами, быстро нахожу актуальную и достоверную информацию, чему учу и детей. Благодаря скайпу, установленному в классе, мной применяется дистанционный метод обучения через трансляцию уроков в реальном времени для учащихся, которые по состоянию здоровья не могут присутствовать в классе. В течении полугода ежедневно  проводились уроки, для ученицы с дисперсионным перелом позвоночника. Девочка была включена в учебный процесс, работала на уроке вместе со всеми детьми. В результате ребёнок на «отлично» закончил учебный год. 

В ходе работы над проектами девочки учатся: определять цель и пути ее достижения; умению договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; находить выходы из спорных ситуаций;

Мои девочки по своей натуре артистки, стараются произвести яркое, позитивное впечатление. Для защиты используем различные формы презентаций: концерт, спектакль, выставки поделок и рисунков, викторина, малая конференция и т.д.

 Формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья, является неотъемлемой частью моей работы. Использование здоровьесберегающих технологий позволяют равномерно распределять различные виды заданий во время урока, чередовать мыслительную деятельность с отдыхом, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. На уроках мы проводим физкультминутки, разминку для глаз, делаем релаксирующие упражнения, осваиваем приемы точечного массажа и самомассажа. На родительских собраниях знакомлю родителей с принципами ЗОЖ. Здоровьесберегающие технологии применяю как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе


 

Реализация деятельностного подхода в классе девочек»

Реализация деятельностного подхода в классе девочек»

Развитие способностей каждого и создание условий для формирования индивидуальной траектории развития учениц с опорой на зону ближайшего развития

Развитие способностей каждого и создание условий для формирования индивидуальной траектории развития учениц с опорой на зону ближайшего развития

Учет их природных психофизических особенностей, способствует полноценному интеллектуальному и психологическому развитию детей, обеспечивает комфортную среду воздействия в процессе обучения

Учет их природных психофизических особенностей, способствует полноценному интеллектуальному и психологическому развитию детей, обеспечивает комфортную среду воздействия в процессе обучения

В 1 классе помогаю сформулировать цели и задачи урока, а уже во 2,3,4 классе девочки с удовольствием делают это самостоятельно

В 1 классе помогаю сформулировать цели и задачи урока, а уже во 2,3,4 классе девочки с удовольствием делают это самостоятельно

Для того, чтобы дети научились адекватно оценивать свой достижения с первого класса использовала такие приёма как: - «Волшебные линеечки»

Для того, чтобы дети научились адекватно оценивать свой достижения с первого класса использовала такие приёма как: - «Волшебные линеечки»

Использование здоровьесберегающих технологий позволяют равномерно распределять различные виды заданий во время урока, чередовать мыслительную деятельность с отдыхом, нормативно применять

Использование здоровьесберегающих технологий позволяют равномерно распределять различные виды заданий во время урока, чередовать мыслительную деятельность с отдыхом, нормативно применять
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2020