Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в России и за рубежом
Оценка 5

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в России и за рубежом

Оценка 5
Документация +1
docx
воспитание +1
Взрослым
15.01.2021
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в России и за рубежом
Гендерное воспитание - важное направление в педагогике, которое способствует полноценному развитию личности мальчиков и девочек, освоению ими психологических черт мужественности, женственности, гендерных ролей.Поэтому воспитатели совместно с родителями должны приложить максимум усилий для того, чтобы сформировать у дошкольников правильные представления о своем и противоположном поле. А это, в свою очередь, будет залогом гармоничного развития личности ребенка.
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в России и за рубежом.docx

А.В. Кокина

Педагог

ГБПОУ  «Челябинский профессиональный колледж»

г. Челябинск

 «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в России и за рубежом».

Воспитание и обучение ребенка дошкольного возраста в соответствии с его полом является актуальной проблемой современного общества.  На данный момент нет резких границ между мужчинами и женщинами, их бытовыми обязанностями, профессиями, эти социальные изменения, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Наблюдая за действиями девочек можно отметить, что многим из них не хватает нежности, скромности, терпения, стремления к мирному разрешению конфликтов. Мальчики лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, в их действиях отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Ребенку-дошкольнику порой непросто понять, какими должны быть настоящий мужчина и настоящая женщина. Отсутствие четких ориентиров в содержании мужских и женских ролей негативно сказывается на личностном развитии ребенка. У детей формируются неадекватные полу гендерные установки, психологические качества и модели поведения.

Гендерное воспитание - половое воспитание с позиций гендерного подхода предполагает гармонизацию полоролевого взаимодействия на принципе равных прав и возможностей личности независимо от половой принадлежности [4].

В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» формирование гендерной принадлежности ребенка является одной из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Именно в период дошкольного детства у детей, происходит принятие гендерной роли, поэтому воспитатели совместно с  родителями должны приложить максимум усилий для того, чтобы сформировать у дошкольников правильные представления о своем и противоположном поле. А это, в свою очередь, будет залогом адекватного и гармоничного развития личности ребенка [9].

Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, показал, что гендерное воспитание - важное направление в педагогике, которое способствует полноценному развитию личности мальчиков и девочек, освоению ими психологических черт мужественности, женственности, гендерных ролей.

Наиболее полно идея гендерного воспитания аргументирована в работах выдающегося французского мыслителя и педагога Ж.Ж. Руссо. Психические отличия мужчин и женщин он объяснял жизненным предназначением представителей мужского и женского пола. Жизненное назначение женщины, по его мнению, состоит в том, чтобы быть хорошей женой и матерью. В мальчике важно воспитывать будущего гражданина [8].

Английский педагог Д. Локк предложил свою программу воспитания мальчика – будущего джентльмена, отмечая, что воспитание девочек требует другого подхода и методов [6].

Глубоко осознавал необходимость гендерного воспитания известный педагог XIX в. К.Д. Ушинский. По его мнению, в процессе обучения для достижения наилучшего результата нужно опираться на психологические особенности того и другого пола [2].

К изучению полоролевого развития и воспитания дошкольников в отечественной психологии и педагогике одной из первых обратилась Т.А. Репина. В ее трудах выявлен факт разобщенности между мальчиками и девочками. В возрасте от 3 до 7 лет замечается 91% избирательных контактов со сверстниками своего пола и только 9% - с детьми противоположного пола. В связи с этим нужно осуществлять поиск путей, которые содействовали бы дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками и вместе с тем не задерживали  процесс половой дифференциации детей [7].

 Педагогу нужно знать и учитывать особенности, как мальчиков, так и девочек. По данным Т. Титаренко (1989 г.), они существенно отличаются в физическом и интеллектуальном развитии, у них разные интересы (см. табл. 1).

Таблица 1

Особенности физического и интеллектуального развития девочек и мальчиков

Мальчики

Девочки

§  Быстрее бегают, дальше прыгают с места;

§  лучше показатели в метании; 

§  лучше развито зрительное восприятие;

§  превалирует абстрактное, «внесловесное» мышление;

§  чаще случаются задержки умственного развития, гемофилия, заикание, неврозы;

§   более агрессивны;

§  выше математические способности, присутствует логика;

§   словарь богат глаголами, междометиями;

§  стремление не созерцать, а видоизменять; 

§  интересны средства передвижения: самолеты, поезда, машины;

§   любят путешествовать, изобретать, конструировать;

§   стремятся разобрать механизм, узнать его устройство, увидеть фактическую сторону дела;

§   влияние оказывает среда

§  Быстрее начинают ходить;

§    большая сопротивляемость к заболеваниям;

§  выше сопротивляемость к стрессовым ситуациям; 

§  гибкость в адаптации к новым условиям; 

§  лучше развита тактильная чувствительность;

§    лучше показатели в равновесии и гибкости;

§  более развита мелкая моторика;

§   речь предметно-оценочная, пользуются сложными грамматическими конструкциями;

§   чаще и ярче выражают сочувствие;

§   интересует человек и окружающая его среда;

§   предпочитают порядок в вещах;

§    больше развито слуховое восприятие;

§  влияет наследственность

 Следует исходить из того, что в целом нравственный уровень мальчиков и девочек одинаков. И нет никаких оснований в этом плане ставить ребенка одного пола выше другого, даже если сами нравственные понятия формируются несколько раньше у девочек.

Выделяют основные направления педагогической деятельности воспитателя в детском саду:

1) формирование начал мужественности и женственности у дошкольников на основе понимания роли мужчины и женщины в жизни общества;

2) создание эмоционально-положительного отношения к будущей социальной роли;

3) овладение культурой в сфере взаимоотношений полов;

 Процесс гендерного воспитания в группе детского сада представляет собой определенную систему и осуществляется через организацию различных форм работы с детьми, таких как:

а) решение проблемных ситуаций, Например, для мальчиков: «Маше не хватило стула. Как ты поступишь?» Для девочек: «У Дениса оторвалась пуговица. Как ему помочь?»; 

б) организация развлечений: «Конкурс модниц», «Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком», «Русские богатыри»;

в) дидактических игр: «Кем я буду, когда вырасту?», «Мой любимый герой», «Наоборот»;

г) этические беседы (совместные и подгрупповые – с мальчиками и девочками): «Мальчики – защитники слабых», «Мальчики – будущие папы», «Девочки – будущие мамы»;

Организация педагогического процесса строится с учетом дифференцированного подхода. Например, на занятиях по математике используются различные материалы для мальчиков (солдатики, кораблики, танки, флажки), для девочек (куклы, мячики, цветочки).

При осуществлении питания особое внимание обращают на сам процесс организации  мальчиков и девочек. Так, многие педагоги привлекают детей к сервировке столов, назначая девочек «в качестве будущих хозяюшек», следить за аккуратностью, а мальчиков «как настоящих мужчин» приглашать помочь девочкам отодвинуть стульчики, в конце приема пищи - помочь убрать со столов [5].

Игровые интересы мальчиков связаны с социокультурным пространством жизни, так как они многое заимствуют для игр из телевидения (мультфильмов, рекламы, кино); игровые интересы девочек связаны с современным бытовым пространством жизни взрослых. Объединение девочек для игр основано на их интересе друг к другу, а у мальчиков — на интересе к игровому содержанию, к замыслам партнеров по игре. Организация игровой деятельности с учетом особенностей мальчиков и девочек позволяет педагогам воспитывать культуру гендерных взаимоотношений детей, правильное понимание своего внутреннего мира, мужской (женской) индивидуальности, роли мужчины и роли женщины в семье и в обществе. Поэтому педагог сопровождает игровую деятельность мальчиков и девочек: использует прямые и косвенные приемы ее руководства, осуществляет педагогическую поддержку ребенка как субъекта социальных отношений в игровой деятельности, создает специальные условия для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей [3, с. 11].

В работе с педагогами и родителями разрабатываются консультации, рекомендации, памятки, родительские собрания, подготавливается перечень игр и упражнений с девочками и мальчиками в условиях ДОУ и семьи.

Таким образом, при осуществлении гендерного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России  дети дошкольного возраста имеют дифференцированное представления о собственной гендерной принадлежности, проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью. Дошкольники овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых соответствующего им пола.

Гендерное воспитание осуществляется и за рубежом. Так, например, в Японии мальчики и девочки воспитываются по-разному, ведь им предстоит выполнять разнообразные общественные роли. Одна из японских пословиц гласит: мужчина не должен заходить на кухню. В мальчике видят будущую опору семьи. В один из государственных праздников «День мальчиков» в небо запускают изображения разноцветных карпов. Это рыба, которая может длительное время плыть против течения. Они олицетворяют путь будущего мужчины, способного справляться со всеми жизненными трудностями. Девочек же обучают выполнять работу по хозяйству: стирать, готовить, шить.

В Китае воспитание детей – это большой праздник, особенно мальчиков. По народному обычаю появлению на свет мальчика поможет оберег-волчок на веревочке, именно такой подарок отец с матерью отправляют беременной дочери. Если рождается мальчик, то его наряжают в красную одежду, которая символизирует радость. Основу китайского общества составляет почитание отца семьи,  мужчины, и это накладывает отпечаток на содержание воспитания мальчиков и девочек. Согласно устоям, воспитывают детей, начиная с рождения. Воспитание мальчиков сложнее по сравнению с воспитанием девочек: их учат вежливости и знакомят с календарем, обучают песням нравственного содержания. Девочек учат быть скромными, послушными. Они также получают навыки ведения бытового хозяйства. Ключевым методом обучения мальчиков являются игры, цель которых заключается в подготовке к дальнейшей трудовой деятельности. Игры мальчиков имитируют производственные работы, отрабатывают навыки традиционных занятий китайского мужчины. Детей приучают быть тружеником, готовым к длительной работе.

В настоящее время в Европе происходит процесс смещения ценностей человека. Осуществляется пропаганда однополых семей, т.е. гомосексуальная семья в европейских странах  — это норма, а традиционная семья, где есть мама и папа, — это пережиток прошлого.

Происходит половое обезличивание ребёнка, или так именуемое «стирание гендерных стереотипов», — первая стадия смещения системы ценностей ребёнка и замедление его развития: как можно совершенствовать себя, если ты не знаешь кто ты? И только потом, немного повзрослев в 12-13 лет, оно, непосредственно оно, не имеющее пола «самостоятельно» сможет определить свой пол, т.е. определиться мальчик он или девочка, а потом выбрать свою половую ориентацию, которых в Европе уже насчитывается около 49.

Во Франции в рамках гендерного воспитания и борьбы с гендерными стереотипами рекомендуется заменить названия «мальчики», «девочки» нейтральными терминами «друзья», «дети», знакомить с историями, в которых у детей два папы или две мамы. И все это совершается с целью «заменить такие категории как пол концепцией гендера, которая демонстрирует, что различия между мужчинами и женщинами не основаны на природе, но, по сути, исторически созданы и социально воспроизведены», а также «помешать  половой дифференциации и осмыслению детьми своей половой идентичности». Эти образовательные стандарты побудили во Франции массовые протесты родителей, однако власти мнение родителей демократично проигнорировали.

Пропаганда гомосексуализма осуществляется и в детских книгах. Произведения для детей с мужественным героем и женственной героиней пропали из Скандинавских книжных магазинов. Их сменили герои одного пола: про мальчика и его отца, у которого появляется близкий друг, ставший в скором времени его вторым папой. Про принцессу, которая отвергает всех ухажёров и в итоге связывает свою жизнь с девушкой, или про самцов-жирафов, мечтающих самостоятельно родить ребенка.

В Германии опубликовали детскую богато иллюстрированную книжку-комикс про «семью», состоящую из двух «пап» - геев. Муж развёлся с женой, стал жить с приятелем-геем, а к ним в гости приходит его сын, который, понял, что такое «настоящая любовь»: на одной из последних картинок этот мальчик целуется с другим мальчиком, а мама мальчика на них толерантно смотрит. Мораль  басни такова: «Гомосексуализм — всего лишь другая форма любви. А любовь — самый прекрасный способ быть счастливым» [1]. Данная политика приводит к обесцениванию гендерной роли у детей дошкольного возраста.

Таким образом, гендерное воспитание - важное направление в педагогике, которое способствует полноценному развитию личности мальчиков и девочек, освоению ими психологических черт мужественности, женственности, гендерных ролей. Его необходимо осуществлять, начиная именно с дошкольного возраста, так как было установлено, что в этот период у  детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли. К возрасту 2-3 лет дети начинают осознавать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. С 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Поэтому воспитатели совместно с  родителями должны приложить максимум усилий для того, чтобы сформировать у дошкольников правильные представления о своем и противоположном поле. А это, в свою очередь, будет залогом гармоничного развития личности ребенка.

 

Список использованной литературы:

1.   Воспитание детей в Европе [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Секреты жизни». URL: http://lifesecrets.in.ua/ru.

2.Градусова, Л.В. Гендерная педагогика / Л.В. Градусова. ФЛИНТА, 2016. 190 с.

3.Деркунская, В.А., Харчевникова А. Н. Развитие гендерных взаимоотношений детей 4—5 лет в сюжетно-ролевой игре / А.В.  Деркунская, А.Н. Харчевникова // Дошкольная педагогика.2019. № 10. С. 10-13.

4. Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века / И.В. Кичева. Пятигорск, 2014. 136 с.

5. Корепанова, А.Ш. Гендерный подход в воспитании детей 4-7 лет /А.Ш. Корепанова// Образование в Кировской области. 2019. № 4. С. 75-79.

6. Локк, Д. Мысли о воспитании / Д. Локк // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981. С.163-195.

7. Репина, Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. / Т.А. Репина. М., 2014.

8. Руссо, Ж.Ж. Педагогические сочинения / Ж.Ж. Руссо. М., 1981.

9.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                       

© А.В. Кокина, 2016


 

Скачано с www.znanio.ru

А.В. Кокина Педагог ГБПОУ «Челябинский профессиональный колледж» г

А.В. Кокина Педагог ГБПОУ «Челябинский профессиональный колледж» г

А это, в свою очередь, будет залогом адекватного и гармоничного развития личности ребенка [9]

А это, в свою очередь, будет залогом адекватного и гармоничного развития личности ребенка [9]

Педагогу нужно знать и учитывать особенности, как мальчиков, так и девочек

Педагогу нужно знать и учитывать особенности, как мальчиков, так и девочек

Быстрее бегают, дальше прыгают с места; § лучше показатели в метании; § лучше развито зрительное восприятие; § превалирует абстрактное, «внесловесное» мышление; § чаще случаются задержки…

Быстрее бегают, дальше прыгают с места; § лучше показатели в метании; § лучше развито зрительное восприятие; § превалирует абстрактное, «внесловесное» мышление; § чаще случаются задержки…

При осуществлении питания особое внимание обращают на сам процесс организации мальчиков и девочек

При осуществлении питания особое внимание обращают на сам процесс организации мальчиков и девочек

Дошкольники овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых соответствующего им пола

Дошкольники овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых соответствующего им пола

Происходит половое обезличивание ребёнка, или так именуемое «стирание гендерных стереотипов», — первая стадия смещения системы ценностей ребёнка и замедление его развития: как можно совершенствовать себя,…

Происходит половое обезличивание ребёнка, или так именуемое «стирание гендерных стереотипов», — первая стадия смещения системы ценностей ребёнка и замедление его развития: как можно совершенствовать себя,…

Мораль басни такова: «Гомосексуализм — всего лишь другая форма любви

Мораль басни такова: «Гомосексуализм — всего лишь другая форма любви

Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы

Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2021