Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 9 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
П Л А Н У Р О К А Х И М И И В 9 К Л А С С Е
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ РЯДЫ МЕТАЛЛОВ И НЕМЕТАЛЛОВ.
УЧАСТИЕ ПРОСТЫХ ВЕЩЕСТВ
В ОКИСЛИТЕЛЬНОВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЯХ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : основные классы неорганических веществ.
Простые вещества (металлы и неметаллы). Окислительновосстановительные
реакции. Окислитель и восстановитель.
Т р е б о в а н и я к у р о в н ю п о д г о т о в л е н н о с т и в ы п у с к н и к о в .
З н а т ь : классификацию неорганических веществ; п о н я т и я : окислитель и
определять
восстановитель,
принадлежность веществ к определенному классу, составлять уравнения
реакций, доказывающих генетическую связь неорганических веществ.
окисление и восстановление;
у м е т ь :
Ц е л ь : актуализировать знания учащихся о классификации неорганических
веществ, их генетической связи, химических свойствах металлов и неметаллов,
об окислительновосстановительных реакциях, окислителе, восстановителе.
О б о р у д о в а н и е : магниевые стружки, раствор соляной кислоты, спиртовка,
спички, щипцы для сжигания веществ, вода, сера (порошок), ложка для сжигания
веществ, колба с пробкой, индикаторы, раствор гидроксида натрия,
демонстрационные пробирки или стаканчики, демонстрационный столик.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
В о п р о с ы д л я у с т н о г о о т в е т а : а) Структура периодической системы.
Строение атома. Физический смысл номера группы, периода, химического
элемента; б) Закономерности и причины изменения свойств элементов в группе и
периоде. Проверка упр. 5, 6 § 3; в) Современная формулировка периодического
закона, его значение. Проверка упр. 9, 10 § 3, упр. 1 § 1.
II. Беседа с записями в тетради.
На основании строения атома мы предполагаем химические свойства
элементов и образованных ими простых веществ. Как практически доказать, что
данный элемент – металл или неметалл? Для этого нужно вспомнить
классификацию и химические свойства веществ. Составим в тетради схему:Горизонтальные ряды, соединённые стрелками, – генетические ряды металлов
и неметаллов. Вещества противоположных генетических рядов взаимодействуют
друг с другом (это показано линиями).
Составьте генетические ряды магния и серы. Судя по нашей схеме, для того
чтобы доказать, что данное вещество – металл, можно: а) провести его реакцию с
неметаллом или кислотой; б) получить его оксид или гидроксид и провести их
реакцию с кислотой. Осуществим это практически (на примере взаимодействия
магния с соляной кислотой). Запишем уравнение реакции:
Проставим степени окисления всех элементов. Какие элементы изменили
степень окисления? Как называются реакции, в которых меняются степени
окисления элементов? Что такое окислитель, восстановитель?
Покажем переход электронов:
Растворим полученный оксид в воде:Проверим среду фенолфталеином. Растворим оставшийся оксид в соляной
кислоте:
Таким образом, мы подтвердили, что Mg – металл, а его оксид и гидроксид
имеют основный характер.
Для того чтобы доказать, что элемент – неметалл, можно: а) провести его
реакцию с металлом; б) получить его оксид или гидроксид и провести их
реакции со щёлочью. Воспользуемся вторым способом – сожжём серу в колбе:
Растворим продукт реакции в воде:
щёлочью:
проверим среду метилоранжем, нейтрализуем раствор
Мы подтвердили, что S – неметалл, и её оксид и гидроксид имеют кислотный
характер.
Домашнее задание: § 1, упр. 2, 3, 4, 5, 6, 10.