«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
СЛАЙД 1 (наш домик, координаты)
Изо дня в день приветливо распахивает двери для своих питомцев, их
родителей, учителей и гостей наш старинный голубенький домик, памятник
архитектуры XIX века, ставший центром развития творчества не только для
детей Ленинского района, но и всего города. Детские голоса и смех не замолкают
здесь ни на минуту, потому что все чувствуют себя тут как дома: комфортно и
уютно.
Здесь свой особый мир, наполненный заботой, уважением, а главное –
творчеством, в котором ценят каждого, независимо от успехов в учебе, здесь все
интересны всем, а отношения – уважительные, доброжелательные, доверительные
и дружеские. Поэтому и ядром педагогической концепции нашего Центра
развития творчества детей и юношества является вера в человека, поиск его
максимальной реализации, уважение к растущей личности ребенка, к его
своеобразию и индивидуальности, к его праву на развитие и счастье, его
способности, таланты.
И чем более системно с детьми поставлена работа педагогов, тем выше
вероятность раскрытия их творческого потенциала, а значит, проявления ими
одаренности в будущем.
Дидро когда – то сказал: «Гении падают с неба. И на один раз, когда они
встречают ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он и
падают мимо». Мы стремимся к тому, чтобы гении не проходили мимо ворот
нашего «дворца».
СЛАЙД 2
В нашем Центре решение проблем детской одаренности не ограничивается
работой с воспитанниками, которые УЖЕ ярко проявили себя в какойлибо
деятельности, с призерами или победителями конкурсов, соревнований, то есть с
очевидно одаренными детьми. Основная работа по данной проблеме ведётся
именно до достижения ребенком выдающихся результатов, то есть по выявлению
и поддержке детей с признаками одаренности, имеющих предпосылки для
будущих побед, но далеко не обязательно их достигающих.
В связи с этим правомерным является обращение к дошкольному возрасту, в
котором работа с детьми дает максимальный положительный результат. Поэтому
наш Центр 20 лет назад поднял проблему комплексного развития дошкольников и
стал первым учреждением дополнительного образования в городе и области, в
котором была организована школастудия комплексного развития «Гармония».
СЛАЙД 3 Таблица (направления мониторинга в Гармонии)
В ней создана система раннего выявления талантливых детей через
проведение мониторинга, который проводится в 3 этапа по следующим
направлениям: логопедический, психологический и педагогический СЛАЙД 4
Анализ данных, полученных в ходе мониторинга, позволяет сделать выводы
об уровне развития ребенка по каждому из выделенных направлений. Результаты
мониторинга заносятся в специальные таблицы, где синий цвет обозначает низкий
уровень развития, зеленый цвет – средний уровень развития, а красный цвет –
высокий уровень развития.
Самым главным итогом деятеольностио школы – студии является то, что
приведённые к нам за руку родителями дошколята в дальнейшем становятся
нашими воспитанниками, осознанно выбирая то или иное объединение, и мы
сопровождаем их вплоть до выпуска из Центра.
СЛАЙД 5 (Основные средства диагностики одаренности в Центре)
С обучающимися среднего и старшего возраста система выявления
одаренных детей включает в себя разработку, проведение и анализ результатов
педагогического мониторинга и психологической диагностики способностей
воспитанников.
ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ включает в себя
диагностику:
творческих способностей воспитанников
интеллекта воспитанников
коммуникативных способностей (при запросе педагога)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ЦРТДИЮ включает в себя
основную и специальную части. Основная его часть едина для всех отделов
Центра, а специальная часть – отличается в зависимости от содержания учебной
деятельности в каждом отделе.
СЛАЙД 6 (Требования к проведению педагогического мониторинга)
Для проведения мониторинга педагоги выполняют следующие действия:
1. В процессе учебной деятельности наблюдают за поведением своих
обучающихся во время учебной деятельности, отмечая проявление тех или иных
качеств.
2. Оценивают уровень развития познавательных, творческих и специальных
способностей, а также сформированность перечисленных личностных качеств
детей.
3. Заносят результаты мониторинга в специальные таблицы.
4. Выявляют воспитанников с признаками одаренности в своей группе (такие
дети набрали 5 или 5! баллов по каждому из параметров (не учитывается только
сфера здоровья).
5. Выписывают фамилии и имена воспитанников с признаками одаренности
(если они выявлены) в специальные бланки «Результаты диагностики одаренности
с помощью педагогического мониторинга».
6. Выписывают фамилии и имена одаренных воспитанников (занимающих
призовые места, побеждающих в соревнования и т.п.) в специальные бланки «Результаты диагностики одаренности с помощью педагогического
мониторинга».
7. Сдают бланки заведующим отдела, которые передают их координатору
программы «Центр Одаренных» для составления базы данных одаренных
воспитанников.
СЛАЙД 78 (Шкала оценки педагогического мониторинга)
СЛАЙД 913 (Основная часть мониторинга)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ мониторинга включает в себя оценку
познавательных способностей
творческих способностей
личностных качеств, характерных для одаренных детей
КОММЕНТАРИИ СЛАЙДОВ!
СЛАЙД 14 – 17 (СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ, КРИТЕРИИ
МОНИТОРИНГА, ПРОЛИСТАТЬ С КОММЕНТАРИЯМИ!)
Художественный отдел. Оцениваются артистические, хореографические,
музыкальные способности.
Декоративноприкладной отдел.
Оцениваются способности к
технические
изобразительной и декоративноприкладной деятельности,
способности.
Спортивный отдел. Оцениваются спортивные способности.
Социальнопедагогический отдел.
Оцениваются коммуникативные,
литературные способности, способности к изучению иностранного языка.
Педагоги выбирают сферу специальных способностей, которая больше всех
задействована в образовательной деятельности их объединения: музыкальные,
хореографические, артистические, к изобразительной и декоративноприкладной
деятельности, технические, спортивные, коммуникативные, литературные, к
иностранному языку.
Если представленные критерии специальных способностей не подходят
к образовательной деятельности объединения или не точно ее
характеризуют, педагог по своему усмотрению может усовершенствовать
критерии мониторинга или разработать собственные, характеризующие
высокий уровень развития воспитанников в конкретной деятельности,
которой занимается его объединение.
Далее они внимательно изучают ниже следующие критерии мониторинга,
которые описывают высокий уровень развития тех или иных качеств у детей, в
том числе с признаками одаренности, то есть: познавательные, творческие способности, личностные качества, характерные для одаренных детей и
специальные способности.
При этом НЕ оценивается отдельно память, внимание, речь и др.
познавательные процессы воспитанника.
Педагоги оценивают
познавательные способности в целом. То же касается творческих
способностей и личностных качеств.
СЛАЙД 18 (методы и формы работы)
Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит
шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании,
работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.
Для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала
необходимы особые формы работы, поэтому нами используются проблемные,
исследовательские,
В системе
дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения
одаренных детей:
поисковые и проективные методы.
1) индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам
творческого развития в определенной области;
2) очнозаочные школы;
3) каникулярные сборы, лагеря, мастерклассы, творческие лаборатории;
4) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
5) детские научнопрактические конференции и семинары.
6) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме
наставничества (об этом в выступлении моей коллеги во второй части
конференции)
СЛАЙД 19
СЛАЙД 2027. Индивидуальный маршрут
Отличительной особенностью работы с детьми с признаками одаренности в
подростковом возрасте является то, что содержание образовательной
деятельности во многом опирается на личные предпочтения воспитанника,
реализацию его устремлений и жизненных целей. Традиционно групповая форма
работы не позволяет в должной степени развивать способности воспитанника с
признаками одаренности и учитывать его личностные особенности и интересы. В
связи с этим, наиболее эффективной формой работы с подростками с признаками
одаренности является реализация индивидуального маршрута, опирающаяся на
совместные решения педагога и воспитанника в ходе образовательной
деятельности.
Примерно с 14 лет педагоги ведут одаренного воспитанника по индивидуальному
маршруту, что не только позволяет создать наиболее подходящие условия для его развития, но и формирует его творческую индивидуальность, найти свой
стиль, почерк.
Индивидуальный маршрут в ЦРТДиЮ является наиболее эффективной и,
между тем, завершающей формой работы с одаренным воспитанником. Он
опирается на выбор подростка, учитывает его интересы и позволяет ему
творчески реализоваться в жизни.
СЛАЙД 28
Результатом работы по развитию одарённости детей мы считаем то, что по
итогам трёх последних лет 4417 обучающихся Центра приняли участие в 351
конкурсе различного уровня и получили: I мест – 332; II мест – 248; III мест –
211
Уровень
Международный
Всероссийский
Региональный
Областной
Городской
Районный
Итого
20112012
Кол – во
призовых мест
20122013
Кол – во
призовых мест
20132014
Кол – во
призовых мест
1
6
32
4
12
1
21
76
2
1
21
1
7
14
13
57
3
1
15
1
6
11
13
47
1
4
14
9
17
31
6
81
2
2
13
5
19
18
5
62
3
1
16
5
9
15
46
1
9
28
35
24
71
8
175
2
6
35
17
15
53
3
129
3
5
29
17
17
49
1
118
Показателем работы с одарёнными считаем и то, что в Центре работает 13
образцовых коллективов.
СЛАЙД 29. Личность воспитывает личность
В заключении, хотелось бы отметить, что работа с одаренными
воспитанниками в первую очередь опирается на постулат «Личность воспитывает
личность». Развитие одаренного подростка зависит в основном от педагога, его
профессионализма, а работа с такими детьми – это сложный и никогда не
прекращающийся процесс. Он требует педагогов личностного роста, хороших,
постоянно обновляемых знаний.
Развитие одарённости ребёнка невозможно также без помощи родителей, так
как эти дети всегда хотят чувствовать, что родители огорчаются, когда у них не
ладятся дела и радуются вместе с ними их первым успехам.
СЛАЙД 30. Цитата
Таким образом, слова Василия Александровича Сухомлинского определяют
работу педагогов ЦРТДиЮ с одаренностью детей: «В душе каждого ребенка есть
невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
«Гении падают с неба» (работа с одарёнными детьми)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.