Юдина Ксения
9 класс, МБОУ «Лицей №101» , г. Барнаул, Алтайский край
Руководитель Шуцкая Л.С.
ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ – ТРУДНЫЕ ДЕТИ ИЛИ ДЕТИ, КОТОРЫМ ТРУДНО?!
Есть дети, которые родились, чтобы тут же выскочить из колыбели и умчаться. Они не могут посидеть спокойно даже пять минут, они кричат громче всех и чаще всех рвут штаны. Они всегда забывают тетрадки и каждый день пишут «домашняя работа» с новыми ошибками. Они перебивают взрослых, они сидят под партой, они не ходят за ручку. Это дети с СДВГ. [4]
"Ты невнимательный",
""Прекрати дергаться!", "Хватит прыгать", "Не
перебивай", "Забыл? Лучше б ты голову свою забыл!"
Представьте, что такие реплики вы слышите каждый
день. Если вы можете себе представить это, то вы представляете - что значит
иметь СДВГ. СДВГ означает синдром
дефицита внимания и гиперактивность [2].
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет исключительно актуальную проблему в связи с высокой распространенностью среди детского населения, достигающей по данным отечественных и зарубежным исследований 4-10 %, выраженными трудностями обучения и нарушениями поведения у детей этой группы. Социальная значимость проблемы определяется тем, что к подростковому возрасту у этих детей может наблюдаться нарастание нарушений поведения. Подростки с СДВГ входят в группу риска по совершению антисоциальных действий и правонарушений, развитию алкоголизма и наркоманий. Поэтому усилия специалистов должны быть направлены на своевременную диагностику и коррекцию СДВГ [5].
Несмотря на большое количество публикаций, актуальность исследования синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в последние годы не имеет тенденции к снижению, а, наоборот, привлекает все больший интерес широкого круга специалистов. Это объясняется значительной распространенностью данного заболевания и высокой степенью социальной дезадаптации, возникающей на его фоне.
По данным зарубежных эпидемиологических исследований, частота синдрома дефицита внимания с гиперактивностью среди детей дошкольного и школьного возраста растет и составляет от 4,0 до 9,5%. Считается, что в России число детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в возрасте до 14 лет составляет не менее 400 тысяч человек [1].
Синдром дефицита внимания и гиперактивности - нарушение в развитии ребенка, которое оказывает влияние на его поведение, способность концентрироваться, а, следовательно, влияет на обучение. [6].
Основными симптомами СДВГ являются: нарушение концентрации внимания и импульсивное, необдуманное поведение [3].
Хотя причина или причины до сих пор достоверно не выяснены, целый ряд исследований позволяет предположить, что ведущим компонентом этого нарушения является неспособность мозга ребёнка к адекватной саморегуляции. Это касается как инициирования, так и торможения поведения и активности.
Подростки с синдромом дефицита внимания и гиперактивности легко отвлекаются, им трудно сконцентрироваться. Они могут быть слишком импульсивны и совершать необдуманные действия, трогать неразрешенные предметы или выбегать на улицу, чтобы поймать мяч, не подумав о своей безопасности. В спокойной обстановке они способны лучше, концентрировать внимание. Также они могут не справляться со своим настроением - у них обычно проявляются частые и сильные его смены. В школе такие дети непоседливы и переполнены энергией, им сложно спокойно сидеть на одном месте, они постоянно вскакивают, как будто не могут контролировать свои движения. У них часто возникают сложности с умением расставлять приоритеты и организовывать что-либо. Другие дети, которые не в состоянии сконцентрироваться, при этом могут спокойно сидеть, мечтать о чем-то, и может показаться, что на самом деле их мысли далеки от реальности. Из-за такого поведения этих детей могут отвергать сверстники и не любить учителя; в процессе учебы их оценки могут быть неудовлетворительными, а самооценка при этом страдать, несмотря на то, что чаще всего они нисколько не глупее сверстников.
Импульсивность же выражается в том, что зачастую
действие у ребенка опережает мысль. Не успеет учитель задать вопрос, как
СДВГ-шка уже тянет руку, задание еще не до конца сформулировано, а он уже его
выполняет, а потом без разрешения встает и бежит к окну — просто потому, что
ему стало интересно посмотреть, как ветер сдувает с берез последнюю листву.
Такие дети не умеют регулировать свои действия, подчиняться правилам, ждать. Их
настроение меняется стремительнее, чем направление ветра осенью.
Известно, что нет двух совершенно одинаковых
людей, поэтому и симптомы СДВГ у разных детей проявляются по-разному. Иногда
основной жалобой родителей и учителей будет импульсивность и гиперактивность, у
другого ребенка наиболее явственно выражен дефицит внимания. В зависимости от
выраженности симптомов, СДВГ разделяют на три основных типа: смешанный, с
выраженным дефицитом внимания или же с преобладанием гиперактивности и
импульсивности. Вместе с тем Г.Р. Ломакина замечает, что каждый из
вышеперечисленных критериев может в различное время и в различной степени быть
выражен у одного и того же ребенка: «То есть, выражаясь русским языком,
один и тот же ребенок сегодня может быть рассеянным и невнимательным, завтра —
напоминать электровеник с батарейкой Энерджайзер, послезавтра — весь день
переходить от смеха к плачу и наоборот, а еще через пару дней — вместить в один
день и невнимательность, и перепады настроения, и неуемную и бестолковую
энергию» [4].
Дети с СДВГ испытывают широкий спектр поведенческих, когнитивных и коммуникативных затруднений, нарушающих их повседневное функционирование и самочувствие [3].
Мозг ребёнка СДВГ работает циклично: 10-15 минут работы, а потом на 5-7 минут ребёнок как бы выключается, у него не хватает энергии на продолжение работы и ему требуется эту энергию набрать. В эти 5-7 минут для того, чтобы сознание было включено, ребёнок вынужден вертеть головой, двигать конечностями или всем туловищем.
Дети с СДВГ любопытны, но не любознательны. Они всё смотрят, слушают, трогают и пробуют, но беспорядочные сенсорные и моторные акты не складываются в необходимые действия. Знания, представления и умозаключения таких детей поверхностны. Понимание предметов и явлений также поверхностное, представления о социальных и межличностных отношениях довольно упрощенные.
Это происходит потому, что извечное детское "почему" удовлетворяется первыми сказанными словами и достаточно общим восприятием происходящего вокруг. Здесь опять-таки дело не только в чрезмерной активности ребёнка, но также в его невнимательности.
Ребёнок СДВГ не вникает в суть явлений, не подмечает деталей и не учитывает их в восприятии целого предмета или явления. Таким образом, такое важное свойство личности как внимательность не формируется или формируется очень медленно. Внимательный человек глубже понимает то, что происходит вокруг и глубже чувствует и переживает свой личный опыт. Внимательность надо развивать с раннего детства, а не надеяться на то, что ребёнок перерастёт и с возрастом всё пройдёт.
Дефицит внимания у этих ребят является одной из самых серьезных проблем, с которой сталкивается учитель, да и сам ребенок в процессе обучения. Ему очень сложно довести ту или иную деятельность до конца. Такой ученик очень неорганизован, если он сам собирается в школу без помощи родителей, он постоянно забывает дома учебники, ручки, тетрадки, на уроке много пропускает, переписывает с доски с ошибками, забывает записать домашнее задание. Поэтому, к сожалению, наша школа, где внимание играет одну из ведущих ролей в успешности ученика, для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, становиться настоящей "каторгой". Он очень легко отвлекается и из-за своей рассеянности, постоянно допускает ошибки в заданиях, что конечно отражается на его оценках. И как следствие его неуспеваемости у него возникает заниженная самооценка, которая к тому же зачастую подкрепляется постоянными замечаниями и жалобами учителя и родителей на его поведение. Это формирует пессимистический взгляд у ребенка на окружающую действительность. От него часто можно услышать высказывания о том, что он не справится с поставленной задачей, упражнением, проиграет в игре еще до начала той или иной деятельности. Поэтому важно всегда придерживаться "позитивной модели" в общении с такими детьми. Обязательно хвалить ребенка за выполнение работ требующих проявление внимания, выделять его успехи. Учителю следует давать ребенку только одну задачу на определенный отрезок времени, чтобы он мог ее завершить, всегда сопровождать задания предельно ясными и лаконичными инструкциями. Во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы.
Причина слабого произвольного внимания и самоконтроля, неустойчивой мотивации заключается в дисфункции лобной коры головного мозга. Лобная кора осуществляет динамическую интеграцию, взаимодействие нейронов мозга, обеспечивающих достижение нужного результата. Нарушение деятельности лобной коры и нейрохимических связей, связывающих её с серединными структурами приводит к дезинтеграции процессов в головном мозге, нарушению способности предвидеть предстоящие события, планировать свою деятельность. Выдающийся русский психиатр С.С. Корсаков назвал лобную кору не самим умом, а его "направляющей" силой.
Мозг контролирует тело, мысли и чувства. Он делает это при помощи нейромедиаторов. Эти химические вещества помогают мозгу посылать и получать сигналы. При СДВГ уровень этих веществ часто меняется. Это приводит к тому, что симптомы СДВГ то появляются, то исчезают.
При СДВГ в определенных частях мозга может недоставать некоторых химических веществ. Поэтому некоторые сигналы не передаются нервными клетками. Сигналы, которые "говорят" человеку контролировать поведение или концентрировать внимание, не проходят. В результате могут появиться характерные для СДВГ симптомы.
При низком уровне химических веществ в мозгу сигналы не могут преодолеть расстояние между нервными клетками.
а |
б |
Рис. 1. Уровень химических веществ в мозгу: а) низкий; б) нормальный |
При нормальном уровне химических веществ в мозгу сигналы могут преодолеть расстояние между нервными клетками.
Лобная кора отвечает за постановку целей и задач, планирование и выполнение деятельности. Лобная кора также отвечает за мотивационную сторону поведения – формирование намерений, побуждений, мотиваций, а также за умение контролировать эти побуждения.
К 13-15 годам морфологический процесс созревания головного мозга уже закончен. Дальше идет развитие личности. Понятно, что такие дети не соответствуя по незрелости целеполагания, самоконтроля и поведения возрастным нормам, трудны для окружающих.
Когда ребёнок остается один, он становится вялым, слоняется без дела или занимается чем – нибудь монотонным. Для того, чтобы заниматься целенаправленной продуктивной деятельностью, он нуждается во внешней активации.
Вырастая, взрослый человек в состоянии продуктивно заниматься многими вещами, но он не может это делать в течение долгого времени.
Во-первых, такой человек быстро истощается, ведь умственная деятельность отнимает очень много энергии.
Во-вторых, он быстро теряет побуждение к действию.
Дети и подростки,
страдающие СДВГ, нуждаются во внешнем побуждении к деятельности или же во внутренней
медикаментозной стимуляции, позволяющей реализовать те интеллектуальные
резервы, которые заложены от природы.
Гиперактивные дети очень слабо мотивированы. Ребенку
не хватает побуждений, чтобы начать деятельность или ее продолжить. Интерес,
желание чем-то заниматься формируется у них медленно. Но уж если такой интерес
сформировался, обычно, он остаётся надолго или на всю жизнь.
Поэтому так важно в занятиях и играх с таким ребёнком наличие положительной
мотивации. Важным здесь является элемент удовольствия. Если что-то доставляет
удовольствие, то мы этим можем заниматься часами.
Гиперактивные дети вообще очень плохо переносят скучные, монотонные, однообразные задания. Они всеми силами пытаются увильнуть от скучных и надоедливых заданий, требующих предельной сосредоточенности (списывания, решения однообразных математических примеров и тд.). При работе над формированиями навыков письма, важно помнить, что однообразие работы быстро способствует утомлению, поэтому лучше всего, если учитель разрешит ребенку, потратить часть времени на снятие напряжения, попросит прописать буквы или слова в воздухе, используя активное движение мышц.
Поэтому любая деятельность должна быть как-то эмоционально подкреплена. Недаром говорят, что учителя, которые подают свой материал не сухо, а эмоционально и драматично имеют гораздо больше шансов чему-то научить гиперактивного ребёнка.
Компьютерные игры являются очень хорошей возможностью не только занять чем-то ребёнка, но и тренировать его дефицитарные функции. Идеальными учебными пособиями для таких детей являются обучающие компьютерные программы, которые позволяют ребенку проходить материал в удобном для него темпе. Лучше всего они воспринимают материал в наглядной форме, поэтому использование на уроках картинок, действующих моделей, просто необходимо.
СДВГ - это комплексное хроническое расстройство мозговых функций, которое проявляется в различных областях функционирования и поведения.
Если человек обладает таким личным качеством как внимательность, он, как правило, глубже чувствует. Чем внимательнее человек, тем он лучше понимает переживания других людей.
Очень часто ребёнок с СДВГ плохо себя ведет и не обращает внимания на окружающих. Он невнимателен к другим людям по своей природе. Гиперактивный ребенок может просто не понимать, что приятно другому человеку, а что неприятно и быть безразличным к переживаниям других людей.
Это создает дополнительные трудности в школе, где существуют строгие правила поведения ученика по отношению к учителю. Взрослым общаться с таким детьми крайне нелегко. В начальной школе эти дети могут обращаться к учителю на "ты", выкрикивать с места, вмешиваться в разговор взрослых. Они не делают различия между общением с приятелем и учителем, часто ставят себя и родителей в неудобное положение, из-за излишней откровенности, всегда прямо говорят о том, что думают. Если их что-то не устраивает в школе, на уроке, в поведении одноклассников и самого учителя, они сразу же скажут об этом, не задумываясь о чувствах окружающих. Их высказывания достаточно бестактны, и в результате такого поведения они навлекают на себя осуждение педагогов и агрессию со стороны учеников.
Понимание других людей и их переживаний может занять долгий период времени. Родители должны целенаправленно работать в этом направлении. Занятия с психологом также могут помочь.
Дети с СДВГ очень часто отстают в эмоциональном развитии, но они, как правило, стремятся руководить другими детьми. Это одна из причин плохих отношений со сверстниками.
Взрослеют такие дети медленнее. Это не значит, что они вообще никогда не повзрослеют. Процесс взросления растягивается у них на более долгое время и он идет не линейно, а скачками. Молодым людям с СДВГ требуется больше времени на то, чтобы стать ответственным, и самостоятельным, больше поддержки семьи и профессиональной помощи.
Некоторые люди могут считать себя достаточно зрелыми только лет в 35. Для каких - то людей взросление по-настоящему начинается с того момента, когда появляются собственные дети и они должны нести за них ответственность.
Гиперактивные дети могут иметь хороший общий интеллект. Среди них могут быть одаренные люди. Но развить интеллект в полной мере мешают нарушения развития. Существует определенное некомпенсированное несоответствие между уровнем развития и интеллектом. Это проявляется и в соматической сфере и в особенностях поведения. Из–за того, что сдерживающие центры не совершенны, различные отклоняющиеся варианты поведения могут сохраняться и у взрослых людей. При этом, взрослые люди уже не демонстрируют расторможенность и вполне могут концентрировать свое внимание.
СДВГ-дети не являются «балованными», «невоспитанными» или «педагогически запущенными» (хотя и такие дети, безусловно, тоже встречаются). Это стоит помнить тем педагогам и родителям, которые рекомендуют лечить таких детей витамином Р (или попросту ремнем). СДВГ-дети срывают занятия, хулиганят на переменах, дерзят и не слушаются взрослых, даже если знают, как себя надо вести, из-за объективных особенностей личности, присущих СДВГ. Это надо понять тем взрослым, которые возражают против того, чтобы «ребенку лепили диагнозы», утверждая, что у этих детей «просто такой характер».
Права СДВГ-детей и их родителей.
В зависимости от степени выраженности дети с нарушением внимания и гиперактивностью могут учиться в открытом учреждении в общем для всех классе, но по своей собственной программе, которая предусматривает их постоянный контакт с учителем (их рекомендуется усаживать рядом с учителем).
Для обучения детей с данным синдромом необходима организация специальных учебных помещений, побуждающих ребенка к исследовательскому поведению. В классе должно быть минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов и т.п.), желательно изолировать классы от внешних звуковых раздражителей, ученики должны сидеть отдельно и на значительном расстоянии друг от друга; учащихся с более выраженной активностью следует усаживать за передние парты, чтобы исключить влияние на них других учеников.
Дети с диагнозом СДВГ имеют право на различные виды поддержки со стороны школы. Федеральный закон гласит о том, что согласно положению категории «Другие виды нарушений здоровья», ребенок имеет право на получение такой помощи, как проведение большей части учебного времени в классе, продление времени, отведенного на выполнение тестов, меньший объем домашнего задания и гибкие методы преподавания. Для получения такой помощи квалифицированный педиатр или другие специалисты должны поставить диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности», а учителя должны подтвердить, что СДВГ оказывает значительное влияние на процесс обучения ребенка.
Обстановка дома должна быть, насколько это возможно, спокойной, с отсутствием раздражителей и предметов, которые могут отвлекать внимание ребенка. Желательно, чтобы у него была отдельная комната с преобладанием спокойных цветов в окраске стен и окружающих предметов. Ребенка следует приучить к строго определенному режиму: он должен ложиться спать и вставать в одно и тоже время. Также в режиме следует строго выделять часы для игр, просмотра телепередач, выполнения домашних заданий и т.д. Уже одно соблюдение этих рекомендаций может оказать на гиперактивного ребенка благоприятное влияние.
Какой путь уготован этим детям? Во многом это зависит именно от нас, взрослых [4]. Психолог Маргарита Жамкочян следующим образом характеризует гиперактивных детей: «Всем известно, что из непоседливых детей вырастают исследователи, авантюристы, путешественники и создатели компаний. И это не просто частое совпадение. Есть довольно обширные наблюдения: дети, которые в младшей школе изводили учителей своей гиперактивностью, став постарше, уже увлекаются чем-нибудь конкретным — и годам к пятнадцати становятся в этом деле настоящими доками. У них появляются и внимание, и сосредоточенность, и усидчивость. Такой ребенок может все остальное учить без особой прилежности, а предмет своего увлечения — досконально. Поэтому, когда утверждают, что синдром к старшему школьному возрасту обычно исчезает, это не соответствует действительности. Он не компенсируется, а выливается в какой-нибудь талант, в уникальное умение».
Если проанализировать биографии некоторых известных людей, станет понятно, что в детстве у них были все симптомы, характерные для гиперактивных детей: взрывной характер, проблемы с обучением в школе, склонность к рискованным и авантюрным предприятиям.
Достаточно повнимательнее оглянуться вокруг, припомнить двух-трех хороших знакомых, преуспевших в жизни, их детские годы, для того, чтобы сделать вывод: золотая медаль и красный диплом очень редко оборачиваются успешной карьерой и хорошо оплачиваемой работой.
Конечно, гиперактивный ребенок сложен в повседневном общежитии. Но понимание причин его поведения может облегчить взрослым принятие «трудного ребенка». Психологи говорят, что дети особенно остро нуждаются в любви и понимании тогда, когда меньше всего этого заслуживают. Это особенно верно в отношении ребенка с СДВГ, изматывающего родителей и педагогов своими постоянными «выходками». Любовь и внимание родителей, терпение и профессионализм педагогов, своевременная помощь специалистов могут стать для ребенка с СДВГ трамплином в успешную взрослую жизнь.
Список литературы
1. Морозова Е.А., Зайкова Ф.М., Карпова Е.О., Мадякина А.А., Калимуллина Р.Р. Клиническая эволюция перинатальной патологии головного мозга: синдром дефицита внимания с гиперактивностью и эпилепсии у детей. — Казанский медицинский журнал, 2010. — Том 91. — № 4, С. 449-455.
2. http://europsycenter.ru/deti-s-sdvg
3. http:// www. iemcko.ru/2511.html
4. http://lib.komarovskiy.net/burya-i-natisk-ili-deti-s-sdvg.html
5. http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/giperaktivnost_s_defitsitom_vnimaniya_u_detey_2.html
6. http://www.sweli.ru/deti/starshe-7/razvitie-i-vospitanie-shkolnika/sindrom-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu-u-detey-sdvg-u-detey-prichiny-lechenie.html
7. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.