Предмет: Русский язык
Класс: 4
Тема: «Глаголы - исключения»
УМК: «Перспективная начальная школа»
Тип урока: открытие новых знаний
Форма организации учебной деятельности: групповая и парная
Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), наглядный.
Оборудование: система мониторинга и качества знаний PROclass, компьютер, колонки, интерактивная доска.
Девиз урока: «Лучший способ изучить что-либо- это открыть самому»
Глаголы исключения.docx
Шиншалиева Гульнара Васильевна, учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26» города Балаково Саратовской
области
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Тема: «Глаголы исключения»
УМК: «Перспективная начальная школа»
Тип урока: открытие новых знаний
Форма организации учебной деятельности: групповая.
Методы обучения: проблемнопоисковый (исследовательский), наглядный.
Оборудование: система мониторинга и качества знаний PROclass, компьютер, колонки,
интерактивная доска
Тема
Тип урока
Цель
Задачи
Глаголыисключения
Освоение новых знаний.
Познакомить с глаголамиисключениями.
Образовательные: Формировать представление о глаголах – исключениях.
Формировать умение находить глаголыисключения в тексте и определять их
спряжение.
Совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать их
личные окончания.
Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти,
наблюдательности;
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой
работе. Прививать интерес к русскому языку, знать о Дне Великой Победы,
помнить героев своей Родины.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности
учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке ;
оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в
соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие
после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в
паре.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
Уметь находить в тексте глаголыисключения. Уметь определять спряжение
глаголов и знать правописание их личных окончаний.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной
деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность
выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать
своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные
УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
(Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Глаголыисключения, Iспряжение, II спряжение, личные окончания глаголов,
неопределённая форма глаголов.
групповая работа
Планируемый
результат
Основные
понятия
Организация
пространства
Девиз урока: «Лучший способ изучить чтолибо это открыть самому»
I. Самоопределение к деятельности. (12 мин)
Ребята, прочитайте слова (На интерактивной доске написаны слова):
Победить, воевать, верить, ценить, чествовать, радоваться, любить, вспоминать.
С каким великим событием вы можете связать эти слова? (с 70летием Победы)
День Победы 9 Мая –
слайд
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Тех, кто нам подарил Победу
И вернул всем мир и весну! Давайте сегодня на уроке немного окунемся в атмосферу военных лет.
У вас есть цветные листы, соберите картинку из фрагментов.
Объединитесь в группы «Танкисты», «Летчики», «Моряки».
Посовещайтесь, выберите командира группы.
Я желаю каждому из вас одержать личную победу в освоении знаний, поверить в свои
силы, ценить помощь ближнего, порадоваться свои успехам и успехам одноклассников.
Вернемся к словам (слайд с глаголами)
Какой частью речи они являются?
Что будем исследовать на уроке? (глаголы)
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (56 мин)
Сегодня у нас необычный урок, и на партах у вас лежат не тетради, а «Боевые листки».
На некоторое время вы станете разведчиками, снайперами и даже саперами.
Вы согласны?
На БОЕВОМ листке запишите число, классная работа.
И для начала предлагаю провести «разведку боем».
Прочитайте 1 задание на боевом листке.
Что вы должны сделать? (Распределить глаголы на 2 группы)
Все вместе, посовещайтесь в группе и выполните это задание.
По какому признаку распределили? (по спряжению)
А какая группа даст объяснение? (по тому, на что оканчивается н.ф.)
А зачем мы определяем спряжение? (чтобы правильно написать безударное личное
окончание глагола)
Приглашаю к доске двух ребят, знатоков русского языка, помогают составить кластер.
I спряжение
у(ю)
е
Оцените себя, если вы справились, поставьте 3 баллов, если…..
и
II спряжение
а(я)
III. Выявление места и причины затруднения–23 мин.
Ребята, на что чаще всего оканчиваются глаголы 1 спряжения в начальной форме?
(ать, еть)
Отлично, у меня есть для вас интересное задание, бойцы мои ненаглядные.
Представьте, что вы САПЕРЫ.
А саперы всегда действуют сообща, только вместе! РАЗМИНИРУЙТЕ поле боя!!!
А миныэто глаголы, оканчивающиеся на ать, еть.
Сколько нашли глаголов? Выписываем в боевой листок.
Побеждает та группа разведчиков, которая первая обнаружит 11 глаголов.
Зачитайте, какие глаголы вы обнаружили?
На что они оканчиваются в начальной форме? (ать, еть)
А если глаголы в н.ф. оканчиваются на –ать, еть, какого они спряжения? (первого),
Следовательно, в личных окончаниях мы должны написать гласные –е, у(ю)?
IV. Выявление места и причины затруднения–56 мин.
Стреляем в цель, мои меткие СНАЙПЕРЫ, выделите окончания и определите спряжение.
Дышать я дышу, ты дышишь, мы дышим, они дышат.
Терпетья терплю, ты терпишь, мы терпим, они терпят.
Какого спряжения эти глаголы? (второго)
Почему? (в личных окончаниях на –и, а (я))
Что же получается: глаголы оканчиваются в начальной форме на –ать, еть, но
относятся ко 2 спряжению?
Интересная ситуация, надо опять провести разведку и найти необходимую
информацию, вы РАЗВЕДЧИКИ.
Откройте словарь, найдите глаголы 1 группа держать, 2 терпеть, 3 обидеть)
(Работают со словарем)
Как их можно назвать? (исключения)
Какая тема урока?
Определим цели: я смогу, хочу, уверен…
V. Реализация построенного проекта 56 мин.
Работа по учебнику с. 105, Иван Иванович Самоваров предлагает прочитать правило.
По очереди читаем стих.
Ребята, давайте добавим в наш кластер новую информацию.
11 глаголов отнесем к какому спряжению? (ко 2 спряжению).
Чтобы запомнить глаголыисключения, можно стишок исполнять как песенку.
И на фронте солдат всегда сопровождала песня.
Я предлагаю вам встать и сделать физминутку по песню «Катюша»
Выполняем движения. VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 45 мин.
В редкие минуты отдыха, солдаты пели песни и, конечно, писали письма домой.
Загляните в боевой листок. Найдите «Письмо с фронта».
Прочитайте слова для справок, что вы о них можете сказать?
Восстановите текст письма, используя слова для справок.
Кто самый смелый? Кто готов заработать звездочку для команды?
Здравствуй, мама!
Пишу тебе с фронта. Каждый день мы _______________ в глаза
смерти, ________________ взрывы снарядов. Но ты не переживай,
скоро мы ________________ врага от рубежей нашей Родины. И хотя мы
с трудом ________________ оборону, я уверен, мы всё _________________
и ещё __________________ салют Победы!
Мама, я вернусь домой, ты только жди…
Твой сын Алешка
(Слова для справок: смотр.м, слыш.м, прогон.м, держ.м, вытерп.м, увид.м)
Какую гласную написали в личных окончаниях глаголов? (и). Почему?
Обратили ли вы внимание, что некоторые глаголы выделены курсивом?
Как вы думаете почему? (появилась приставка)
Изменился ли состав слова?
Влияет ли приставка на написание личного окончания у глаголов?
А давайте обратимся к учебнику, с. 106, прочитайте совет Мудрой Совы.
Так влияет ли приставка на написание личного окончания у глаголов? (нет)
Давайте в очередной раз убедимся.
Предлагаю, доставить в штаб секретное донесение.
VI. Самостоятельная работа.
Секретное донесение доставили, теперь нам предстоит поймать диверсанта
(кто знает, кто это?)
«Третий лишний»
В боевых листах задание, выполняйте.
Каждый глагол может являться «диверсантом» по какомулибо признаку. Постарайтесь
найти признак у каждого глагола! Услышать, держаться, читать.
Посовещайтесь в группах нового состава и приведи свои аргументы.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Вы с честью выдержали все испытания, но продемонстрируйте в заключении свои знания.
Взяли в руки пульты, пройдем тест.
1. Определите строчку, где все глаголы являются исключениями:
А) рисовать, смотреть, гнать, читать.
В) гнать, держать, дышать, звать
С) смотреть, видеть, зависеть, вертеть
2. К какому спряжению относятся глаголы – исключения на –ать, еть
А) к I спряжению
В) ко II спряжению
3. Выбрать глагол с гласной «е» в личном окончании глагола
А) держ.шь
В) гон.шь
С) рису.шь
4. Выбрать глагол с гласной «и» в личном окончании глагола
А) дыш.шь
В) зна.шь
С) игра.шь
3. сколько глаголов исключений?
А) 10
В) 12
С)11
Д) 9
Молодцы!!!
IX. Подведение итогов. (Рефлексия деятельности)
Над какой темой мы сегодня работали?
Почему эти глаголы являются исключениями?
Какого они спряжения?
Чему вы научились? Я узнал, я смог, я сделал выводы.
Д/з: 1. Выучить стихотворение про глаголы исключения, учебник, стр. 105,
2.
Творческое задание «Написать сказку о глаголах – исключениях», 3. Выполнить самопроверку заданий на уроке.
Ребята, у вас на парте есть маленький конверт, возьмите картинки голубей, напишите
пожелание одним словом ветеранам Великой Отечественной Войны, прикрепите их на нашу
планету.
Пусть летят эти голуби над нашей Землей, в чистом голубом мирном небе, чтобы каждый
помнил и чтил подвиг тех людей, которые подарили на мир на земле.
"Глаголы-Исключения". 4 класс
"Глаголы-Исключения". 4 класс
"Глаголы-Исключения". 4 класс
"Глаголы-Исключения". 4 класс
"Глаголы-Исключения". 4 класс
"Глаголы-Исключения". 4 класс
"Глаголы-Исключения". 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.