Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
22.01.2019
Цели урока: образовательная - ознакомить учащихся с условиями выбора
гласной перед н, нн в причастиях; отработать алгоритм применения
правила; совершенствовать навыки нормированного употребления
причастных форм и конструкций;
развивающая - способствовать развитию речи, мышления, памяти;
воспитательная - воспитывать интерес к русскому языку, к
творчеству и литературному наследию великого казахского писателя
М.Ауэзова.
русский 7 кл.doc
Технологическая карта урока русского языка
Дата:
Класс:7
Учитель: Танабергенова А.С.
Тема урока: Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Цели урока: образовательная ознакомить учащихся с условиями выбора
гласной перед н, нн в причастиях; отработать алгоритм применения
правила; совершенствовать навыки нормированного употребления
причастных форм и конструкций;
развивающая способствовать развитию речи, мышления, памяти;
воспитательная воспитывать интерес к русскому языку, к
творчеству и литературному наследию великого казахского писателя
М.Ауэзова.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: нетрадиционный, урокпутешествие
Методы и приёмы: словесный (беседа), наглядный, частичнопоисковый,
практический, элементы технологии критического мышления
Виды деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная
Оборудование: классная доска, интерактивная доска, учебник
I. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку. Постановка целей урока.
Психологический настрой.
План урока:
II. Проверка домашнего задания
Работа с текстом, с которым ученики работали дома:
определить основную мысль, стиль текста;
работа с встретившимися в тексте видами орфограмм по теме «Причастие»;
определение учащимися темы урока.
III. Объяснение нового материала
1. Лингвистическая пятиминутка: работа с предложением.
2. Работа с учебником. Чтение правила на стр. 57 учебника;
3. Составление алгоритма с целью упрощения орфографического правила.
IV. Закрепление изученного материала
1. Выборочный диктант.
Цель: развитие орфографической зоркости; совершенствование морфемного
разбора причастий.
(задание: выписать причастия, которые соответствуют изучаемой орфограмме). I вариант – с гласными а, я перед суффиксом –нн.
II вариант – с гласной е в суффиксе –енн.
2. Работа с учебником: упражнение 128 (задание: от глаголов образовать
полные и краткие страдательные причастия, обозначить изучаемую орфограмму).
Цель: выяснить степень усвоения учащимися орфограммы «Гласная перед н и нн
в причастиях».
3. Гимнастика для глаз.
4. Творческая работа.
Цель: совершенствование навыков употребления причастных оборотов;
решение пунктуационных задач.
Задание (выполняется по рядам): записать предложения, образовав от глаголов,
данных в скобках, страдательные причастия прошедшего времени и согласовать их с
определяемыми словами.
V. Подведение итогов урока
Релаксация. Выводы учащихся по изученной теме.
VI. Постановка домашнего задания
Упражнение 129.
Инструктаж по выполнению.
VII. Выставление оценок и комментирование Ход урока:
I. Организационный момент.
Цель этапа: подготовка учащихся к уроку, постановка целей урока.
Психологический настрой (упражнение на создание положительного
эмоционального настроя)
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке! (слайд № 1, 2)
Ребята, возьмите в руки солнышко. Посмотрите, как оно вам улыбается.
Улыбнитесь и вы ему! Положите этот маленький кусочек хорошего настроения себе
на правую ладонь. Прикройте левой. Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши
руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительная энергия, добро.
Мысленно поместите добро и хорошее настроение этого солнышка в своё
сердце. Чувствуете, у вас появляются новые силы, энергия?!
Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и чтобы такое же
чувство осталось у вас до конца урока. Желаю успехов!
А урок наш будет сегодня необычный. Мы посвятим его 116летию великого
казахского писателя, чьё имя носит наша школа, – Мухтара Ауэзова (слайд № 3).
Я приглашаю вас на урокпутешествие по тем местам, где жил и творил
М.О.Ауэзов. Оттого, насколько плодотворна будет наша работа, зависит результат
нашего путешествия.
Мы продолжим знакомиться с правописанием причастий, познакомимся с
особенностями выбора гласной перед н в полных и кратких страдательных
причастиях.
А начнём мы урок с проверки домашнего задания. Готовы в путь? Как
отправляться в путь без карты (слайд № 5), без тех ориентиров, которые должны
привести нас к цели?
А отправимся мы в путь на скором поезде «Борили Байконур». Нас ждёт
первая остановка нашего путешествия – родина Ауэзова, с которой связаны детские
впечатления писателя о просторах степи, огромном небе и звёздах Борли (слайд № 6), где он провёл своё детство, обучался грамоте. Обратите внимание, как М.Ауэзов
вспоминает своё детство (слайд №7).
Помню безоблачное, тёплое весеннее утро. На лужайке перед зимовкой
резвятся телята, прыгают милые детскому сердцу ягнята и козочки, а по небу,
подобно белокрылым пери из бабушкиных сказок, далеко растяну..ейся стаей
летят озар..нные солнцем лебеди, песнь доносится с высоты.
И вдруг всё очарование весеннего дня исчезает: нас зовут к деду. В его руках
– толстая рукописная книга сборник стихов Абая. У деда был свой метод
обучения. Он держал нас за книгой с утра до захода солнца, и всё выуч..нное за
день нужно было перед ужином прочесть наизусть…
Мухтар Ауэзов
II. Проверка домашнего задания.
Цель этапа: выявление уровня знаний по заданному на дом заданию,
определение недостатков в знаниях и их ликвидация.
Как вы озаглавили текст?
Ребята, давайте определим стиль этого текста. (Художественный)
Дома вы должны были повторить все изученные орфограммы по теме
«Причастие». Скажите, какие виды изученных орфограмм встретились в этом
тексте? (суффиксы –вш, ш в действительных причастиях прошедшего времени;
образование страдательных причастий пр.вр., а также можем определить вид
причастий).
Какие орфограммы в правописании причастий вам неизвестны? Постарайтесь
определить тему сегодняшнего урока. Запишем тему: «Гласная перед н в кратких и
полных страдательных причастиях». Свои открытия и наблюдения мы будем
записывать в наши тетради, ведь на сегодня – это наши путевые дневники.
III. Объяснение нового материала.
Цель этапа: научить учащихся правильно писать гласные перед н и нн в
полных и кратких страдательных причастиях.
Ребята, давайте запишем из текста причастия с неизвестной орфограммой.
Озарённые – озарить
Выученное – выучить
Мы вернёмся к этим словам, а пока (слайд № 8), ребята, нас ждёт город, где
М.Ауэзов учился в медресе, в пятиклассном русском училище и учительской
семинарии – город Семипалатинск. На этой остановке мы проведём с вами
лингвистическую пятиминутку (предложение на экране, слайд № 9).
Лингвистическая пятиминутка. Когда я увидел напис…нные на бумаге стихотворные строки, был поражен
тем, что песни могут молча лечь на бумагу (Мухтар Ауэзов). (Выделите
причастие, укажите грамматические признаки причастия)
Перед нами страдательное причастие прошедшего времени, в суффиксе которого
пропущена гласная. Давайте подумаем, какую задачу мы перед собой сегодня
поставим? (узнать, какие гласные пишутся перед н, нн в полных и кратких
страдательных причастиях, что нужно знать, чтобы правильно выбрать
гласную).
Выпишем данное причастие и порассуждаем о выборе гласной а перед нн (по
образцу рассуждения на стр. 57 учебника).
Давайте обратимся к учебнику и прочитаем правило (орфограмма №51 на странице
57). Значит, какую же букву нужно писать в суффиксах причастий озарённые,
выученное из текста?
Теперь я предлагаю вам упростить правило, составив схему, по которой легче
будет запомнить, в каких случаях перед н пишется а и я, в каких – е (слайд № 10).
Поможет ли эта схема вам быстрее запомнить правило? (Да). Тогда быстро
перепишите ее в тетрадь для правил (12 мин.).
Поработаем с упражнениями, чтобы научиться применять данное правило.
IV. Закрепление изученного материала
Цель: формирование навыка правильного написания гласной перед н в причастиях
Продолжим наш путь (слайд № 11). Ребята, скажите, какой город является
столицей Узбекистана (Ташкент). Именно в этом городе М.Ауэзов принял участие в
экспедиции по изучению быта и фольклора коренных народов киргизов, казахов,
дунган. Город встречает нас интересным заданием:
Выборочный диктант.
Цель: развитие орфографической зоркости; совершенствование морфемного
разбора причастий.
Задание: выписать причастия, которые соответствуют изучаемой орфограмме.
I вариант – с гласными а, я перед суффиксом –нн.
II вариант – с гласной е в суффиксе –енн.
1. Орёл встрепенулся и, охваченный внутренней дрожью, посмотрел вниз…
2. Заметались из стороны в сторону растерянные пастухи.
3. Зачарованный необычным взлётом, Бекбол долго смотрел на орла.
4. Он вовремя избежал заслуженной кары.
5. Охотники встрепенулись, встревоженные глухим порывистым свистом… 6. Их присутствие выдали связанные попарно кони...
(из рассказа М.Ауэзова «Охотник с орлом»)
Вывод: чтобы правильно выбрать гласную перед н, нн в страдательных причастиях,
нужно посмотреть, на что оканчивается глагол, от которого образовано причастие:
ать, ять – а, я; еть, ить – е.
Ребята, скажите, а какой город является северной столицей России? (Санкт
Петербург, слайд № 12).
А как он раньше назывался? (Ленинград). Именно в этом легендарном городегерое
Ауэзов поступает на филологическое отделение Ленинградского государственного
университета. Данная остановка требует от нас выполнения упражнения 128 из
учебника (задание: от глаголов образовать полные и краткие страдательные
причастия, обозначить изучаемую орфограмму).
Цель: выяснить степень усвоения учащимися орфограммы «Гласная перед н и нн
в причастиях».
На следующей остановке «Москва» мы с вами отдохнём и проведём гимнастику для
глаз «Матрёшки» (1 мин.). В Москве М.Ауэзов завершает работу над созданием
книги «Путь Абая».
На следующей конечной остановке «Алматы», где М.Ауэзов провёл последние
годы жизни, проведём творческую работу (слайд).
Цель: совершенствование навыков употребления причастных оборотов; решение
пунктуационных задач.
Задание: записать предложения, образовав от глаголов, данных в скобках, причастия
прошедшего времени и согласуя их с определяемыми словами (слайд).
1 ряд. Серый Лютый ошалело покатил прочь от (реветь) верблюда.
2 ряд. Серый Лютый побежал к оврагу (зарасти) колючим шиповником.
3 ряд. Перед ним стояла миска с похлёбкой из мелко (накрошить) овечьего сыра.
(из рассказа М.Ауэзова «Серый Лютый»)
Ауэзов в детстве зачитывался книгами Джека Лондона, американского писателя, а
став взрослым, перевел на казахский язык его повесть «Белый клык» и не раз
повторял, что его рассказ о волке «Серый Лютый» написан в том же ряду, что и
рассказ Джека Лондона.
Вопрос: какое из образованных причастий будет примером к изучаемой на уроке
орфограмме? V. Подведение итогов урока.
«Релаксация»
Ребята, закройте глазки и вспомните приятные моменты нашего урока.
Открыли: мы в родном городе Байконур.
Я рада, что вы были внимательны на уроке. А мы успешно закончили наше
виртуальное путешествие по тем местам, где побывал М.Ауэзов.
Ребята, а более подробную информацию о М.Ауэзове вы можете получить в
школьном музее, который сегодня открывает двери своим первым посетителям. Ведь
имя М.Ауэзова шагает по всему миру: его именем названы улицы, школы в столице
Белоруссии Минске, в Алматы его именем назван целый микрорайон, в Киргизии, в
ЧолпонАте, на бывшей даче великого писателя действует музей. А в нашем городе
его именем названа наша любимая школа.
Ребята, понравилось наше путешествие? Тогда давайте поаплодируем друг
другу (слайд).
Давайте, ребята, мы подведём итоги нашего урока.
Чему мы с вами научились?
Что нового узнали из сегодняшнего урока? Чему мы научились?
VI. Постановка домашнего задания
Цель этапа: подвести итоги работы и сообщить учащимся о домашнем
задании, разъяснить методику его выполнения
Ну что ж, мы хорошо сегодня потрудились. Но нельзя останавливаться на
достигнутом. Продолжим трудиться, только теперь дома. Откройте дневники и
запишите домашнее задание (слайд): упражнение 130.
Инструктаж по выполнению.
VII. Выставление и комментирование оценок.
Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.