Главные персонажи "Слова о полку Игореве"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1. Создать условия для развития литературоведческой, языковой и культуроведческой компетенций, которые позволят учащимся по-новому осмыслить содержание поэмы, научат их читать картины, находить взаимосвязь между литературным произведением, историей Киевской Руси и иллюстративным материалом художницы Г.Н. Маковской. 2. Выяснить роль главных персонажей произведения «Слово о полку Игореве» в раскрытии идейного замысла автора. 3. Познакомить учащихся с понятиями: принцип «триады» в литературе, «триптих», «психологизм» в картинах Г.Н. Маковской, художника-иллюстратора древнерусского произведения «Слово о полку Игореве». Оборудование: • Картины Галины Николаевны Маковской. • Термины: «триптих», «психологизм», принцип «триады», – которые вывешиваются на доске. На столах распечатки этих понятий. • Карточки-планы, по которым каждая группа будет анализировать картину (иллюстрацию
Иконка файла материала Главные персонажи.doc
Главные персонажи "Слова о полку Игореве" Цели: 1. Создать условия для развития литературоведческой, языковой и культуроведческой  компетенций, которые позволят учащимся по­новому осмыслить содержание поэмы,  научат их читать картины, находить взаимосвязь между литературным  произведением, историей Киевской Руси и иллюстративным материалом художницы  Г.Н. Маковской. 2. Выяснить роль главных персонажей произведения «Слово о полку Игореве» в  раскрытии идейного замысла автора. 3. Познакомить учащихся с понятиями: принцип «триады» в литературе, «триптих»,  «психологизм» в картинах Г.Н. Маковской, художника­иллюстратора древнерусского  произведения «Слово о полку Игореве». Оборудование:  Картины Галины Николаевны Маковской.  Термины: «триптих», «психологизм», принцип «триады», – которые вывешиваются на  доске. На столах распечатки этих понятий.  Карточки­планы, по которым каждая группа будет анализировать картину  (иллюстрацию).  Проектор.  Презентация.  Выставка книг с переводами «Слова о полку Игореве» Д.С. Лихачёва, В.А.  Жуковского и других русских поэтов.  Ватман, фломастеры. (Слайд 1) Ход урока Учитель. Литература и живопись… Это два вида искусства, которые на протяжении  нескольких веков поражают читателя и зрителя своей неповторимостью. Дмитрий  Сергеевич Лихачёв, исследователь «тайн» «Слова о полку Игореве», сказал замечательные  слова о древнерусском памятнике культуры всех славянских народов. (Слайд 2) Работа с эпиграфом. В «Слове..» замечательный дух всей последующей русской литературы, высокое сознание своей  ответственности, своего писательского призвания, своего общественного долга. Д.С. Лихачёв Беседа с учащимися. – Как вы думаете, о каком «замечательном духе» русской литературы говорит учёный? – Что подразумевает Д.С. Лихачёв под словами «общественный долг», говоря о  «писательском призвании» автора «Слова»? (Безусловно, неизвестный автор «Слова» умён, наблюдателен, обладал высокой  литературной культурой. Он патриот своей страны, человек, который, выполняя свой  «общественный долг», беспокоится не только о настоящем, но и о будущем своего народа игосударства. Автор осуждает княжеские междоусобицы, честолюбие и индивидуализм  князей.) Учитель. Тема нашего урока: «Образы русских князей, их жён в «Слове о полку Игореве» и  картинах Г.Н. Маковской». Сегодня мы продолжаем разговор о замечательном произведении древнерусской  литературы. Но для лучшего осмысления содержания повести познакомимся с работами  Галины Николаевны Маковской, которая, как и многие другие художники, с любовью,  чувством значимости для славянской культуры создала великолепные по содержанию и  своей колоритности картины на сюжет «Слова о полку Игореве». – Давайте вспомним, какова идея повести «Слово о полку Игореве»? (Объединить все русские княжества в единое мощное государство, способное  противостоять любому внешнему врагу. Мир, труд, любовь – лейтмотивы этого  произведения) Учитель. Посмотрим же, что объединяет неизвестного автора «Слова» и художника картин  Г.Н. Маковскую. Что движет ими в их творческом порыве? (Запись в тетради) (Слайд 3) Тематическая многогранность «Слова» и картин Г.Н. Маковской: Тема Отчизны, любовь к Родине и народу.   Назначение художника (писателя) и его творчества.   Тема народа и его вождя. Тема войны и мира.  Мирный труд и семья.  Разрушительные силы зла. – Согласны ли вы с тем, что записанные вами темы встречаются в «Слове о полку Игореве»? I. «Самоконструкция». (Слайд 4) Задание. Составьте кластер (схему) «Роль персонажей в «Слове о полку  Игореве», расположив имена героев в той последовательности и значимости образа,  которую отводит им автор. (Кластер рисуют дети на ватмане) Далее каждая группа демонстрирует и защищает свою работу. (Слайд 5) Рассуждаем! – Почему имя князя Игоря стоит в ваших схемах ниже всех персонажей? (Автор, прежде всего, воспевает дружину Игоря. Князь же отправился к «синему Дону»  ради славы. Потерпев поражение в этом походе, Игорь волей­неволей привлёк внимание  внешнего врага к Русской земле. Вновь возобновились набеги кочевых племён на русские  земли, неся горе народу, а русским городам и сёлам разрушение.) II. «Социоконструкция». Перспективное задание по группам. Заранее каждой группе даётся задание провести  мини­исследование о значении и истории возникновения следующих терминов: принцип  «триады» в «Слове о полку Игореве»; «триптих» в искусстве; психологизм в литературе и  искусстве. Кроме того, одна из групп готовит информацию о художнике­иллюстраторе  «Слова» Маковской Галине Николаевне. Выступления учащихся. Мини­исследования.1 группа. Галина Николаевна принадлежит к династии знаменитых русских художников  Маковских. Всю жизнь он прожила в Киеве (6.03.1915 г. – 2.09.1992 г.), занималась росписью на фарфоре. С 1934 года была театральным художником. Мужем её стал режиссёр театра  Радлова Владимир Иогельсен. Долгие незабываемые годы лишений и унижений провела  художница, как и многие оказавшиеся волей судьбы на оккупированной немцами  территории, в спецлагерях ГУЛАГа. После освобождения обратилась к книжной графике. В  1986 году создала цикл из 20 картин, которые были посвящёны памятнику древнерусской  культуры «Слову о полку Игореве» (гуашь 31х60 см.). «Чтобы с реалистической  достоверностью изобразить то, о чём говорится в «Слове..», она изучала письменные  исторические и археологические источники, откуда можно было почерпнуть сведения об  архитектуре городов Киевской Руси, облике строений, их интерьерах, об одежде людей  разных социальных положений, об оружии, доспехах и т.д. Поэтому её картины обладают не  только идейно­эмоциональной силой, но и познавательной, информативной ценностью».[1]  Цикл картин был создан Г.Н. Маковской в год празднования мировой общественностью 800­ летия «Слова..». Это произведение учит нас любить Отчизну, свой народ, ненавидеть  всякого рода угнетение, отстаивать мир и добрососедство людей разных национальностей. Словарная работа. (Слайд 6) 2 группа. Временное пространство «Слова» Композиция «Слова» похожа на композицию древнерусского храма. У крестового­ купольного храма три главных помещения – нефа. Каждый из них также разделён на три  части. В основе композиции «Слова..» лежит принцип «триады» (триединое построение), то  есть автор в своём повествовании дает изображение событий до похода Игоря описывает  настоящее – сам поход на половцев, размышляет о будущем России. Большую роль в этом  играют лирические отступления автора, которые как бы замедляют повествование о походе  князя Игоря, но несут огромную смысловую нагрузку, придавая произведению  публицистичность. Благодаря соединению временных пластов автор подчеркивает, что  поход Игоря, будучи явлением типичным для конкретного временного промежутка, тесно  связан с историей Русской земли. Таким образом, «Слово о полку Игореве» представляет  собой единое целое как в идейном, так и в композиционном отношении. Возможно, поэтому  многие художники пытались передать содержание поэмы, используя композиционный приём триптиха. Например, Константин Алексеевич Васильев создал правую сторону триптиха, где  изображена Ярославна, но, к сожалению, это осталось только замыслом художника, его  несбывшейся мечтой. Галина Николаевна Маковская осуществила свой замысел, подарив  зрителю цикл картин по сюжету «Слово о полку Игореве», где отдельные картины –  триптих.  (Слайд 7) 3 группа. Триптих – (от греч. Triptychos – тройной, сложенный втрое). Произведение искусства из трёх картин, рельефов, рисунков и т.д., объединённых общей идеей, темой или сюжетом.  (Большая советская энциклопедия) Форма триптиха пришла из раннего христианского  искусства и в Средние века была популярным форматом для создания картин, вешаемых у  алтаря. Структура триптиха традиционна для церковных витражей, начиная с готического  периода и далее как в Европе, так и в других странах. Современные художники часто, для того чтобы соответствующими изобразительными  средствами воспроизвести события, выявить их связи с реальностью, обращаются к  композиционному приёму триптиха. В этом случае картина также делится на три части, где  посередине художник изображает центральное событие или фигуру (или фигуры) главных  персонажей. По обеим сторонам – события, сопровождающее главное, создающее его  окружение или раскрывающее причины и следствия основного сюжета. В итоге  «масштабность» картины увеличивается, зритель, глядя на триптих, невольно представляет  несколько событий в одном художественном пространстве, где одна тема, одна идея  слились воедино. Возможно поэтому, картины, о которых сегодня пойдёт речь, так  притягательны и содержательны. Их яркий колорит, сочные «живые» краски, используемыев своей работе Галиной Николаевной Маковской, создают сильную эмоциональную  атмосферу. Например, картина Г.Н.Маковской «Брат на брата» построена на контрастном  сравнении князей и «чёрных людей». Критическое остриё её направлено против произвола  князей, которые, преследуя свои эгоистические цели, ничем не отличаются от половцев.  Страданием и горем переполнена картина.  (Слайд 8) 4 группа. Психологизм – это попытка автора (писателя, художника) описать внутренний мир героя  художественными средствами. Психологизм – это стилевая характеристика литературного  произведения (а в нашем случае – художественного полотна), в котором подробно и глубоко  изображается внутренний мир персонажа, то есть его ощущения, мысли, чувства и,  возможно, даётся тонкий и убедительный психологический анализ душевных переживаний.  Согласно А.Б. Есину, психологизм – «это достаточно полное, подробное и глубокое  изображение чувств, мыслей, переживаний вымышленной личности с помощью  специфических средств художественной литературы» или изобразительного искусства. Годы пребывания Галины Николаевны Маковской в сталинских лагерях, состояние  несвободы и боль от пережитого позволили художницы по­своему взглянуть на содержание  древнерусского памятника культуры. В цикле картин, иллюстрирующих сюжет «Слова», она  большое внимание уделила психологической характеристике образов произведения: Игоря  Святославича, его брата Всеволода, великого киевского князя Святослава Всеволодовича,  жены Игоря – Ярославны, жены Всеволода – «красной Глебовны». «Каждый персонаж  внешне и внутренне индивидуализирован, подчёркнуты его основные духовные черты. Это  достигается посредством изображения одежды, фигуры, жестов и особенно выражений  лиц, на которых отображается целая гамма психологических состояний.» Кроме того, в  картинах «отлично раскрыта психология батальных сцен, в которых принимает участие  большое количество людей. На листах реалистически и чётко прописаны образы не только  главных персонажей, не только центр событий, но и периферия картины. Даже малейшая  деталь где­нибудь с краю или на заднем плане не является случайной, а содержит в себе  конкретизацию сюжета» [1] III. «Социализация». Работа в группах. Состав группы: 1) лидер группы, который будет защищить свою работу на уроке; 2) историк, 3) литературовед, 4) искусствовед, 5) летописец – ученик, который тезисно записывает мысли  своих товарищей; 6) боян, восхваляющий персонаж в синквейне. (Слайд 9) Задание.  Рассказать о персонаже выбранной вами картины, опираясь на знание сюжета  «Слово о полку Игореве», истории Киевской Руси, особенности стиля художника Галины Николаевны Маковской.  Написать синквейн о своём персонаже. Примерный план, по которому готовится выступление. 1. Какое место занимает персонаж в «Слове»? 2. Как через колорит и детали картины раскрывается образ? 3. Какие важные черты характера персонажа передаёт художница, опираясь на  содержание поэмы «Слово о полку Игореве»? 4. Какими изобразительными средствами выражает художница идею картины? 5. Какие чувства вызывает картина у вас?IV. «Афиширование». Защита работ учащихся.  (Слайд 10) 1 группа. Великий князь Святослав. (Слайд 11) 2 группа. Князь буй­тур Всеволод. (Слайд 12) 3 группа. Князь Игорь (Слайд 13) 4 группа. Ярославна. V. «Разрыв». Учитель. Настало время «бояну» группы рассказать о своём персонаже. Зачитываются  синквейны.  Итог урока. Выводы и наблюдения. (Слайд 14) Финальные строки «Слова» (Слайд 15) – Итак, почему, несмотря на поражение Игоря, автор заканчивает своё повествование  воспеванием? Рефлексия. 1. Что вам на уроке понравилось? 2. Какую работу на уроке выполняли с удовольствием? 3. В чём испытывали затруднение? Как вам кажется, почему? 4. Чем, на ваш взгляд, полезен этот урок? Домашнее задание.  Написать сочинение на тему «Образ автора в «Слове о полку Игореве».  Написать синквейн о дружине Игоря.

Посмотрите также