Цели:
1. Создать условия для развития литературоведческой, языковой и культуроведческой компетенций, которые позволят учащимся по-новому осмыслить содержание поэмы, научат их читать картины, находить взаимосвязь между литературным произведением, историей Киевской Руси и иллюстративным материалом художницы Г.Н. Маковской.
2. Выяснить роль главных персонажей произведения «Слово о полку Игореве» в раскрытии идейного замысла автора.
3. Познакомить учащихся с понятиями: принцип «триады» в литературе, «триптих», «психологизм» в картинах Г.Н. Маковской, художника-иллюстратора древнерусского произведения «Слово о полку Игореве».
Оборудование:
• Картины Галины Николаевны Маковской.
• Термины: «триптих», «психологизм», принцип «триады», – которые вывешиваются на доске. На столах распечатки этих понятий.
• Карточки-планы, по которым каждая группа будет анализировать картину (иллюстрацию
Главные персонажи "Слова о полку Игореве"
Цели:
1. Создать условия для развития литературоведческой, языковой и культуроведческой
компетенций, которые позволят учащимся поновому осмыслить содержание поэмы,
научат их читать картины, находить взаимосвязь между литературным
произведением, историей Киевской Руси и иллюстративным материалом художницы
Г.Н. Маковской.
2. Выяснить роль главных персонажей произведения «Слово о полку Игореве» в
раскрытии идейного замысла автора.
3. Познакомить учащихся с понятиями: принцип «триады» в литературе, «триптих»,
«психологизм» в картинах Г.Н. Маковской, художникаиллюстратора древнерусского
произведения «Слово о полку Игореве».
Оборудование:
Картины Галины Николаевны Маковской.
Термины: «триптих», «психологизм», принцип «триады», – которые вывешиваются на
доске. На столах распечатки этих понятий.
Карточкипланы, по которым каждая группа будет анализировать картину
(иллюстрацию).
Проектор.
Презентация.
Выставка книг с переводами «Слова о полку Игореве» Д.С. Лихачёва, В.А.
Жуковского и других русских поэтов.
Ватман, фломастеры.
(Слайд 1)
Ход урока
Учитель. Литература и живопись… Это два вида искусства, которые на протяжении
нескольких веков поражают читателя и зрителя своей неповторимостью. Дмитрий
Сергеевич Лихачёв, исследователь «тайн» «Слова о полку Игореве», сказал замечательные
слова о древнерусском памятнике культуры всех славянских народов.
(Слайд 2) Работа с эпиграфом.
В «Слове..» замечательный дух всей последующей русской литературы, высокое сознание своей
ответственности, своего писательского призвания, своего общественного долга.
Д.С. Лихачёв
Беседа с учащимися.
– Как вы думаете, о каком «замечательном духе» русской литературы говорит учёный?
– Что подразумевает Д.С. Лихачёв под словами «общественный долг», говоря о
«писательском призвании» автора «Слова»?
(Безусловно, неизвестный автор «Слова» умён, наблюдателен, обладал высокой
литературной культурой. Он патриот своей страны, человек, который, выполняя свой
«общественный долг», беспокоится не только о настоящем, но и о будущем своего народа игосударства. Автор осуждает княжеские междоусобицы, честолюбие и индивидуализм
князей.)
Учитель. Тема нашего урока: «Образы русских князей, их жён в «Слове о полку Игореве» и
картинах Г.Н. Маковской».
Сегодня мы продолжаем разговор о замечательном произведении древнерусской
литературы. Но для лучшего осмысления содержания повести познакомимся с работами
Галины Николаевны Маковской, которая, как и многие другие художники, с любовью,
чувством значимости для славянской культуры создала великолепные по содержанию и
своей колоритности картины на сюжет «Слова о полку Игореве».
– Давайте вспомним, какова идея повести «Слово о полку Игореве»?
(Объединить все русские княжества в единое мощное государство, способное
противостоять любому внешнему врагу. Мир, труд, любовь – лейтмотивы этого
произведения)
Учитель. Посмотрим же, что объединяет неизвестного автора «Слова» и художника картин
Г.Н. Маковскую. Что движет ими в их творческом порыве? (Запись в тетради)
(Слайд 3) Тематическая многогранность «Слова» и картин Г.Н. Маковской:
Тема Отчизны, любовь к Родине и народу.
Назначение художника (писателя) и его творчества.
Тема народа и его вождя.
Тема войны и мира.
Мирный труд и семья.
Разрушительные силы зла.
– Согласны ли вы с тем, что записанные вами темы встречаются в «Слове о полку Игореве»?
I. «Самоконструкция».
(Слайд 4) Задание. Составьте кластер (схему) «Роль персонажей в «Слове о полку
Игореве», расположив имена героев в той последовательности и значимости образа,
которую отводит им автор. (Кластер рисуют дети на ватмане)
Далее каждая группа демонстрирует и защищает свою работу.
(Слайд 5) Рассуждаем!
– Почему имя князя Игоря стоит в ваших схемах ниже всех персонажей?
(Автор, прежде всего, воспевает дружину Игоря. Князь же отправился к «синему Дону»
ради славы. Потерпев поражение в этом походе, Игорь волейневолей привлёк внимание
внешнего врага к Русской земле. Вновь возобновились набеги кочевых племён на русские
земли, неся горе народу, а русским городам и сёлам разрушение.)
II. «Социоконструкция».
Перспективное задание по группам. Заранее каждой группе даётся задание провести
миниисследование о значении и истории возникновения следующих терминов: принцип
«триады» в «Слове о полку Игореве»; «триптих» в искусстве; психологизм в литературе и
искусстве. Кроме того, одна из групп готовит информацию о художникеиллюстраторе
«Слова» Маковской Галине Николаевне.
Выступления учащихся. Миниисследования.1 группа. Галина Николаевна принадлежит к династии знаменитых русских художников
Маковских. Всю жизнь он прожила в Киеве (6.03.1915 г. – 2.09.1992 г.), занималась росписью
на фарфоре. С 1934 года была театральным художником. Мужем её стал режиссёр театра
Радлова Владимир Иогельсен. Долгие незабываемые годы лишений и унижений провела
художница, как и многие оказавшиеся волей судьбы на оккупированной немцами
территории, в спецлагерях ГУЛАГа. После освобождения обратилась к книжной графике. В
1986 году создала цикл из 20 картин, которые были посвящёны памятнику древнерусской
культуры «Слову о полку Игореве» (гуашь 31х60 см.). «Чтобы с реалистической
достоверностью изобразить то, о чём говорится в «Слове..», она изучала письменные
исторические и археологические источники, откуда можно было почерпнуть сведения об
архитектуре городов Киевской Руси, облике строений, их интерьерах, об одежде людей
разных социальных положений, об оружии, доспехах и т.д. Поэтому её картины обладают не
только идейноэмоциональной силой, но и познавательной, информативной ценностью».[1]
Цикл картин был создан Г.Н. Маковской в год празднования мировой общественностью 800
летия «Слова..». Это произведение учит нас любить Отчизну, свой народ, ненавидеть
всякого рода угнетение, отстаивать мир и добрососедство людей разных национальностей.
Словарная работа.
(Слайд 6) 2 группа. Временное пространство «Слова»
Композиция «Слова» похожа на композицию древнерусского храма. У крестового
купольного храма три главных помещения – нефа. Каждый из них также разделён на три
части. В основе композиции «Слова..» лежит принцип «триады» (триединое построение), то
есть автор в своём повествовании дает изображение событий до похода Игоря описывает
настоящее – сам поход на половцев, размышляет о будущем России. Большую роль в этом
играют лирические отступления автора, которые как бы замедляют повествование о походе
князя Игоря, но несут огромную смысловую нагрузку, придавая произведению
публицистичность. Благодаря соединению временных пластов автор подчеркивает, что
поход Игоря, будучи явлением типичным для конкретного временного промежутка, тесно
связан с историей Русской земли. Таким образом, «Слово о полку Игореве» представляет
собой единое целое как в идейном, так и в композиционном отношении. Возможно, поэтому
многие художники пытались передать содержание поэмы, используя композиционный приём
триптиха. Например, Константин Алексеевич Васильев создал правую сторону триптиха, где
изображена Ярославна, но, к сожалению, это осталось только замыслом художника, его
несбывшейся мечтой. Галина Николаевна Маковская осуществила свой замысел, подарив
зрителю цикл картин по сюжету «Слово о полку Игореве», где отдельные картины –
триптих.
(Слайд 7) 3 группа.
Триптих – (от греч. Triptychos – тройной, сложенный втрое). Произведение искусства из трёх
картин, рельефов, рисунков и т.д., объединённых общей идеей, темой или сюжетом.
(Большая советская энциклопедия) Форма триптиха пришла из раннего христианского
искусства и в Средние века была популярным форматом для создания картин, вешаемых у
алтаря. Структура триптиха традиционна для церковных витражей, начиная с готического
периода и далее как в Европе, так и в других странах.
Современные художники часто, для того чтобы соответствующими изобразительными
средствами воспроизвести события, выявить их связи с реальностью, обращаются к
композиционному приёму триптиха. В этом случае картина также делится на три части, где
посередине художник изображает центральное событие или фигуру (или фигуры) главных
персонажей. По обеим сторонам – события, сопровождающее главное, создающее его
окружение или раскрывающее причины и следствия основного сюжета. В итоге
«масштабность» картины увеличивается, зритель, глядя на триптих, невольно представляет
несколько событий в одном художественном пространстве, где одна тема, одна идея
слились воедино. Возможно поэтому, картины, о которых сегодня пойдёт речь, так
притягательны и содержательны. Их яркий колорит, сочные «живые» краски, используемыев своей работе Галиной Николаевной Маковской, создают сильную эмоциональную
атмосферу. Например, картина Г.Н.Маковской «Брат на брата» построена на контрастном
сравнении князей и «чёрных людей». Критическое остриё её направлено против произвола
князей, которые, преследуя свои эгоистические цели, ничем не отличаются от половцев.
Страданием и горем переполнена картина.
(Слайд 8) 4 группа.
Психологизм – это попытка автора (писателя, художника) описать внутренний мир героя
художественными средствами. Психологизм – это стилевая характеристика литературного
произведения (а в нашем случае – художественного полотна), в котором подробно и глубоко
изображается внутренний мир персонажа, то есть его ощущения, мысли, чувства и,
возможно, даётся тонкий и убедительный психологический анализ душевных переживаний.
Согласно А.Б. Есину, психологизм – «это достаточно полное, подробное и глубокое
изображение чувств, мыслей, переживаний вымышленной личности с помощью
специфических средств художественной литературы» или изобразительного искусства.
Годы пребывания Галины Николаевны Маковской в сталинских лагерях, состояние
несвободы и боль от пережитого позволили художницы посвоему взглянуть на содержание
древнерусского памятника культуры. В цикле картин, иллюстрирующих сюжет «Слова», она
большое внимание уделила психологической характеристике образов произведения: Игоря
Святославича, его брата Всеволода, великого киевского князя Святослава Всеволодовича,
жены Игоря – Ярославны, жены Всеволода – «красной Глебовны». «Каждый персонаж
внешне и внутренне индивидуализирован, подчёркнуты его основные духовные черты. Это
достигается посредством изображения одежды, фигуры, жестов и особенно выражений
лиц, на которых отображается целая гамма психологических состояний.» Кроме того, в
картинах «отлично раскрыта психология батальных сцен, в которых принимает участие
большое количество людей. На листах реалистически и чётко прописаны образы не только
главных персонажей, не только центр событий, но и периферия картины. Даже малейшая
деталь гденибудь с краю или на заднем плане не является случайной, а содержит в себе
конкретизацию сюжета» [1]
III. «Социализация».
Работа в группах.
Состав группы: 1) лидер группы, который будет защищить свою работу на уроке; 2) историк, 3)
литературовед, 4) искусствовед, 5) летописец – ученик, который тезисно записывает мысли
своих товарищей; 6) боян, восхваляющий персонаж в синквейне.
(Слайд 9) Задание.
Рассказать о персонаже выбранной вами картины, опираясь на знание сюжета
«Слово о полку Игореве», истории Киевской Руси, особенности стиля художника
Галины Николаевны Маковской.
Написать синквейн о своём персонаже.
Примерный план, по которому готовится выступление.
1. Какое место занимает персонаж в «Слове»?
2. Как через колорит и детали картины раскрывается образ?
3. Какие важные черты характера персонажа передаёт художница, опираясь на
содержание поэмы «Слово о полку Игореве»?
4. Какими изобразительными средствами выражает художница идею картины?
5. Какие чувства вызывает картина у вас?IV. «Афиширование».
Защита работ учащихся.
(Слайд 10) 1 группа. Великий князь Святослав.
(Слайд 11) 2 группа. Князь буйтур Всеволод.
(Слайд 12) 3 группа. Князь Игорь
(Слайд 13) 4 группа. Ярославна.
V. «Разрыв».
Учитель. Настало время «бояну» группы рассказать о своём персонаже. Зачитываются
синквейны.
Итог урока. Выводы и наблюдения.
(Слайд 14) Финальные строки «Слова»
(Слайд 15)
– Итак, почему, несмотря на поражение Игоря, автор заканчивает своё повествование
воспеванием?
Рефлексия.
1. Что вам на уроке понравилось?
2. Какую работу на уроке выполняли с удовольствием?
3. В чём испытывали затруднение? Как вам кажется, почему?
4. Чем, на ваш взгляд, полезен этот урок?
Домашнее задание.
Написать сочинение на тему «Образ автора в «Слове о полку Игореве».
Написать синквейн о дружине Игоря.