Дисциплина «Обществознание» класс 8 (базовый уровень),
ориентировочная программа Боголюбов Л.Н.
Планконспект урока
Тема урока: Главные вопросы экономики
(Слайд №1)
Тип урока: комбинированный урок.
Метод ведения: лекционный с элементами беседы.
Мотивация темы и формы проведения занятия: тема выбрана в
соответствии с рабочей программой по дисциплине и календарно –
тематическим планом. Ее актуальность заключается в том, что знания,
полученные при изучении темы «главные вопросы экономики» будут
применены на практике . В результате изучения темы «Главные вопросы
экономики» учащиеся познакомятся с особенностями функционирования
основных экономических систем.
Цели урока:
дидактическая – сформировать понятие о том, что такое экономика ,
экономическая система, основные группы и основные характеристики
экономических систем: традиционная, рыночная, командная, смешанная.
развивающая– умения планировать свою деятельность; работать в
группах; навыков самостоятельной работы с различным источниками;
продолжить формирование умений правильно и логически верно выстраивать
свои мысли
воспитательная – развивать навыки самостоятельной работы, чувство
личной ответственности за принятое решение.
Задачи:
создать организационные и содержательные условия для успешного
усвоения учащимися содержания основных вопросов экономики и способов
их решения в различных типах экономических систем. продолжить работу по формированию основ теоретического
мышления, по развитию умений находить общее и отличное;
организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они смогли
провести самоконтроль, самооценку и взаимоконтроль
Основные понятия:
экономика,
экономическая эффективность,
Экономическая система, традиционная, рыночная, командная экономика.
Критерии и методы диагностики уровня готовности учащихся к занятию
(обученности): готовность учащихся к занятию определяется в процессе
обсуждения основных понятий, в умении ориентироваться в определенных
экономических ситуациях на основе реальных примеров.
Критерии и методы диагностики эффективности занятия: основным
методом диагностики является самостоятельный поиск определенного
решения, которое учащиеся должны выработать на занятии, критерием
эффективности, соответственно, является умение выбрать наиболее
оптимальную стратегию.Проверка освоенности материала проверяется при
выполнении ситуационных задач, устного опроса, составления семейного
бюджета.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. В ходе данного
урока предполагается формирование у учащихся следующих ключевых
компетенций:
– сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
– владеть различными видами публичных выступлений (высказывания,
монолог, дискуссия);
– выполнять познавательные и практические задания (умение заполнять
таблицы, работать с текстом, составлять кластер).
Оборудование: учебник, презентация, проектор, интерактивная доска,
раздаточный материал.
План урока (Слайд № 2): 1. Понятие об основных экономических вопросах
2. Какие товары производить?
3. Для кого производить товары и услуги?
4. Экономический выбор
Ход урока:
1.Организационный момент
Приветствует
учащихся,
Приветствуют учителя, проверяют
настраивает на работу.
готовность к уроку
Настраиваются на изучение нового
материала.
Сообщает об особенностях
данного урока, в ходе которого
учащиеся должны научиться
применять полученные знания в
знакомой и измененной ситуациях,
эти умения им пригодятся не только
в школе, но и в жизни.
(Слайд № 3):
Предлагается учащимся выполнить задания на проверку знания опорных
понятий прошлой темы: экономика, потребность, ресурсы, блага. Сопоставить
данные определения.
А)……… хозяйственная деятельность общества, а также совокупность
отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена
и потребления.
Б)….. внутреннее состояние психологического или функционального
ощущения недостаточности чеголибо, проявляется в зависимости от
ситуационных факторов.
В)……. количественная мера возможности выполнения какой
помощью
позволяющие
условия,
с
либо деятельности;
определённых преобразований получить желаемый результат. Г)…….
что способно удовлетворять повседневные
жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять
всё,
удовольствие.
Решить ребус (слайд № 4)
1)товар
2)деньги
3.Изучение новой темы.
Тема нашего сегодняшнего урока «Главные вопросы экономики»
Давайте вспомним, что такое экономика? (Экономика – ведение
домашнего хозяйства; Экономика как наука – наука, изучающая способы
распределения ограниченных ресурсов для полного удовлетворения
потребностей людей).
Давайте определим, какие главные существуют главные вопросы
экономики.
1.
Понятие об основных экономических вопросах(слайд № 5)
На прошлом занятии мы говорили о том, что ресурсы весьма ограниче
ны, и экономика, по сути, призвана решать вопрос, каким образом использо
вать данные ресурсы с максимальной пользой для человечества. Все участни
ки экономических процессов так или иначе находятся в состоянии выбора:
они выбирают, какой из ресурсов использовать сейчас, а какой – использовать
потом, какие блага производить и т. д. Соответственно, в экономике возника
ют три основных вопроса, на которые она должна отвечать: «что произво
дить?», «как производить?» и «для кого производить?». Ответ на эти три
вопроса – это ответ на основную задачу экономических процессов. Давайте
поговорим о каждом из них отдельно. Из данного рассуждения вытекает вопрос: какие товары следует
производить?
Какие товары производить?(слайд № 6)
2.
Итак, первый вопрос – «какие товары производить?». Понятно, что
человек – это существо, которое, живя в социальной среде, во многом обслу
живает себя сам. Первобытные люди, разумеется, обслуживали себя самосто
ятельно. Так, первобытный охотник изготавливал нужные ему для охоты
предметы: копьё, лук и другие необходимые ему вещи. И в наше время каж
дый из нас какието вещи может сделать для себя самостоятельно, а может
получить эти вещи другим путём. Вам могут чтото подарить, чтото может
быть передано вам по наследству, а чтото вы можете приобрести на рынке.
Таким образом, вы создаёте свой быт таким, каким вы хотите его видеть. Вы
можете стать абсолютно удовлетворённым человеком, все ваши потребности и
желания могут быть реализованы, но общество так жить, увы, не может по
причине ограниченности наших ресурсов.
Именно поэтому все производители (ими могут выступать государство,
частные фирмы, даже частные лица) находятся в ситуации постоянного выбо
ра, какой из продуктов им необходимо произвести. Это зависит от того, что
именно будет востребовано в ближайшем будущем. С течением времени спрос
на те или иные товары меняется. Век или два назад какието вещи были совер шенно необходимы, а сейчас необходимость в них отпала, помимо всего про
чего они стали архаикой. Примером такой вещи могут служить лапти.
Рис. 1. Лапти
Находясь в ситуации выбора, производители стремятся получить не
только сиюминутную выгоду, но и заложить основы для своего будущего про
изводства. Они стремятся в будущем увеличить свои прибыли, предугадывая
потребности общества, которые могут возникнуть.
Конечно, для всех производителей очень выгодно производить те услуги
либо товары, от которых невозможно отказаться. Человек ведь не может от
казаться от пищи или от одежды. Но суть экономики заключается в наличии
конкуренции, в противостоянии между различными производителями, для
того чтобы у потребителя была возможность выбрать, купить подешевле или
купить подороже. Кстати, следует пояснить, почему вещи вообще бывают де
шевле или дороже. Это происходит потому, что производитель всегда решает
вопрос, как ему производить товары.
Рис. 2. Суть экономики – конкуренция между производителями
3.
Для кого производить товары и услуги?
Однако существует ещё и вопрос, который мы сегодня обозначили
– «для кого производить товары и услуги?». Понятно, что у всех у нас же
лания разные, разные у нас и возможности. Производя какойлибо товар, про
изводитель стремится угодить интересам широких масс населения. Но сделать
это с помощью какойто одной услуги или товара попросту невозможно.
Именно поэтому каждый из производителей стремится либо узко специализи
роваться, либо выпускать широкий ассортимент товаров и услуг для различ
ных социальных слоёв. Не имеет значения, физический это продукт либо же
услуга, которая не имеет физического выражения, ведь она тоже имеет стои
мость и приносит прибыль производителю. Итак, для получения правильных ответов на главные вопросы экономи
ки необходимо знать возможности экономической системы, состояние рынка,
факторы формирования спроса и предложения.
4. Экономический выбор(слайд № 7)
Задумайтесь, почему качество произведённых товаров разное. Одна и та
же вещь на рынке может иметь совершенно разную стоимость в зависимости
от её качества. Для примера возьмём ручки. Это обычный повседневный пред
мет, хорошо вам знакомый. Но даже он может стоить совершенно поразному.
Можно купить простую и недорогую шариковую ручку, которую вы будете
использовать каждый день, а можно купить очень дорогую подарочную ручку,
для особых случаев. Но, тем не менее, это всё та же ручка, письменный при
бор.
Рис. 1. Простая или подарочная, ручка всего лишь письменный прибор
Так откуда же возникает такая разница в цене? Дело в человеческих ин
тересах и желаниях. Производитель изначально ориентируется на специфиче
ского покупателя. Вкусы людей разнообразны: ктото имеет больше тяги к
роскоши и желания окружать себя дорогими предметами, другим же людям
достаточно иметь под рукой простые и многофункциональные предметы. С
точки зрения производителя, именно человек с тягой к роскоши, необычным
вещам, является покупателем, который готов заплатить большую сумму за тот
же самый товар. На него и ориентированы самые дорогие предметы и услуги.
Например, часы могут быть просты в дизайне, а могут стать сложной элитной
вещью, которая имеет массу дополнительных функций и указывает на высо
кий социальный статус её владельца. Необходимость в них весьма условно, но
сам обладатель таких часов гордится тем, что они у него есть. Рис. 2. Дорогие часы – скорее роскошь, чем необходимость, но владелец
гордится их обладанием
Все мы окружаем себя вещами и предметами, которые нам необходимы.
Именно так мы выстраиваем собственную жизнь. Вот так экономика входит в
жизнь каждого человека.
4.
Закрепление (Слайд №8):
Эк.система
командная
рыночная
традиционная
достоинства
недостатки
Организует работу в группах: в ходе работы с текстом заполнить
таблицу «Достоинства и недостатки различных экономических систем».
Фронтальная беседа по вопросам:
В чём достоинства и недостатки традиционной экономической системы?
В чём достоинства и недостатки рыночной экономической системы?
В чём достоинства и недостатки командноадминистративной
экономической системы?
Какая экономическая система лучше?
5. Подведение итога
Выводы по уроку. Выставление оценок.
6. Домашнее задание (Слайд № 9):
1) прочитать §12,
2) на выбор:
а) зад.1, зад.2 стр.99100;
б) зад.2,3 стр.100;
в) записать эссе на высказывание В.Леонтьева, стр.100
"Главные вопросы экономики" (8 класс, обществознание)
"Главные вопросы экономики" (8 класс, обществознание)
"Главные вопросы экономики" (8 класс, обществознание)
"Главные вопросы экономики" (8 класс, обществознание)
"Главные вопросы экономики" (8 класс, обществознание)
"Главные вопросы экономики" (8 класс, обществознание)
"Главные вопросы экономики" (8 класс, обществознание)
"Главные вопросы экономики" (8 класс, обществознание)
"Главные вопросы экономики" (8 класс, обществознание)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.