Слово «марш» означает «шествие». Под музыку людям шагать удобнее. Ритм музыки очень хороший дирижёр. Сами звуки могут командовать движением. И на все случаи жизни есть марши. Вы уже заметили, что музыка марша - это не только аккомпанемент нашим шагам, но и портрет шагающих. Двигающийся портрет или картина движения.
По тому, как двигается человек или сказочный герой, нам становится ясно не только как он выглядит, но и что у него на душе и чего от него можно ожидать.
Михаил Иванович Глинка написал оперу на сюжет сказки поэта Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила».
Сказка начинается со свадьбы Руслана и Людмилы. Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана.
Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.
Отважный Руслан отправляется на её поиски.
Для этой оперы Глинка написал много прекрасной музыки. Но, пожалуй, самым знаменитым её отрывком является «Марш Черномора».
Но в произведениях Александра Сергеевича Пушкина два Черномора. Один - добрый, это дядька Черномор из «Сказки о царе Салтане». А другой – злой волшебник из поэмы «Руслан и Людмила».
Михаил Иванович Глинка. Марш Черномора
Слово «марш» означает «шествие». Под музыку людям
шагать удобнее. Ритм музыки очень хороший дирижёр.
Сами звуки могут командовать движением. И на все случаи
жизни есть марши. Вы уже заметили, что музыка марша
это не только аккомпанемент нашим шагам, но и портрет
шагающих. Двигающийся портрет или картина движения.
По тому, как двигается человек или сказочный герой, нам
становится ясно не только как он выглядит, но и что у него
на душе и чего от него можно ожидать.
Михаил Иванович Глинка написал оперу на сюжет сказки
поэта Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и
Людмила».Сказка начинается со свадьбы Руслана и Людмилы.
Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу
замуж за храброго витязя Руслана.
Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары
грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают
на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом
видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор
похитил её и унёс в свой заколдованный замок.
Отважный Руслан отправляется на её поиски.
Для этой оперы Глинка написал много прекрасной музыки.
Но, пожалуй, самым знаменитым её отрывком является
«Марш Черномора».
Но в произведениях Александра Сергеевича Пушкина два
Черномора. Один добрый, это дядька Черномор из«Сказки о царе Салтане». А другой – злой волшебник из
поэмы «Руслан и Людмила».
Помните, в опере «Руслан и Людмила» есть огромная
голова, которая поёт хором, громче всех. Но в этой сказке
есть не только великан голова, но и малютка карлик. Это
злой волшебник Черномор. И если у головы самый
«большой» голос, то у карлика должен быть самый
«маленький». И действительно, голос у Черномора такой
маленький, такой крошечный, что... его вообще не слышно.
Этот злой карлик в опере не поёт. Он не произносит ни
слова. И всё же мы получаем представление о том, что же
это за существо.
Вот как рисует сам Пушкин облик страшного Черномора.
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей…
В насмешливых строках Пушкина воссоздана картина
торжественного сказочного шествия.
В опере про карлика рассказывает музыка марш под
которую он выходит на сцену. Сначала появляются слуги
Черномора, которые несут его длиннуюпредлинную
бороду. В ней вся злая волшебная сила карлика, и борода в
десять раз длиннее самого Черномора. Карлик ещё не
появился, а нам уже смешно, под марш шагает борода. И
музыка смеётся над Черномором. Прямо чувствуешь, чтокарлик изо всех сил старается казаться огромным, важно
надувается, хочет подняться на цыпочки, но ничего у него
не получается. Все вокруг почтительно ему кланяются, но
тут же, отвернувшись, хихикают. Грозно покрикивает
Черномор, но вдруг голос его срывается на смешной писк.
С юмором, характерным для русского сказочного
фольклора, композитор рисует образ Черномора.
Грандиозные «трубные кличи» и нежные, хрустальные
тембры колокольчиков подчёркивают одновременно
чудовищность и комичность злого волшебника. Он
бессилен перед могуществом, всепобеждающей любовью и
смелостью человека.
Послушайте «Марш Черномора». Обратите внимание на то,
как он начинается: сначала грозная мелодия нарисует нам
появление Черномора, а потом другая мелодия высокая извонкая, в исполнении колокольчиков напомнит о том, что
этот герой сказочный и бояться его не надо.