Глинка. Марш Черноморам

  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Слово «марш» означает «ше­ствие». Под музыку людям шагать удобнее. Ритм музыки ­очень хороший дирижёр. Сами звуки могут командовать движением. И на все случаи жизни есть марши. Вы уже заметили, что музыка­ марша - это не только аккомпа­немент нашим шагам, но и порт­рет шагающих. Двигающийся портрет или картина движения. По тому, как двигается человек или сказочный герой, нам становится ясно не только как он выглядит, но и что у него на душе и чего от него можно ожидать. Михаил Иванович Глинка написал оперу на сюжет сказки поэта Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Сказка начинается со свадьбы Руслана и Людмилы. Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок. Отважный Руслан отправляется на её поиски. Для этой оперы Глинка написал много прекрасной музыки. Но, пожалуй, самым знаменитым её отрывком является «Марш Черномора». Но в произведениях Александра Сергеевича Пушкина два Черномора. Один - добрый, это дядька Черномор из «Сказки о царе Салтане». А другой – злой волшебник из поэмы «Руслан и Людмила».
Иконка файла материала 1.docx
Михаил Иванович Глинка. Марш Черномора Слово «марш» означает «шествие». Под музыку людям  шагать удобнее. Ритм музыки очень хороший дирижёр.  Сами звуки могут командовать движением. И на все случаи  жизни есть марши. Вы уже заметили, что музыка марша ­  это не только аккомпанемент нашим шагам, но и портрет  шагающих. Двигающийся портрет или картина движения. По тому, как двигается человек или сказочный герой, нам  становится ясно не только как он выглядит, но и что у него  на душе и чего от него можно ожидать. Михаил Иванович Глинка написал оперу на сюжет сказки  поэта Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и  Людмила».Сказка начинается со свадьбы Руслана и Людмилы.  Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу  замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары  грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают  на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом  видят, что Людмила исчезла.  Это волшебник Черномор  похитил её и унёс в свой заколдованный замок. Отважный Руслан отправляется на её поиски. Для этой оперы Глинка написал много прекрасной музыки.  Но, пожалуй, самым знаменитым её отрывком является  «Марш Черномора». Но в произведениях Александра Сергеевича Пушкина два  Черномора. Один ­ добрый, это дядька Черномор из«Сказки о царе Салтане». А другой – злой волшебник из  поэмы «Руслан и Людмила». Помните, в опере «Руслан и Людмила» есть огромная  голова, которая поёт хором, громче всех. Но в этой сказке  есть не только великан голова, но и малютка карлик. Это  злой волшебник Черномор. И если у головы самый  «большой» голос, то у карлика должен быть самый  «маленький». И действительно, голос у Черномора такой  маленький, такой крошечный, что... его вообще не слышно.  Этот злой карлик в опере не поёт. Он не произносит ни  слова. И всё же мы получаем представление о том, что же  это за существо. Вот как рисует сам Пушкин облик страшного Черномора. Безмолвно, гордо выступая, Нагими саблями сверкая,Арапов длинный ряд идёт Попарно, чинно, сколь возможно, И на подушках осторожно Седую бороду несёт; И входит с важностью за нею, Подъяв величественно шею, Горбатый карлик из дверей… В насмешливых строках Пушкина воссоздана картина  торжественного сказочного шествия. В опере про карлика рассказывает музыка ­ марш под  которую он выходит на сцену. Сначала появляются слуги  Черномора, которые несут его длинную­предлинную  бороду. В ней вся злая волшебная сила карлика, и борода в  десять раз длиннее самого Черномора. Карлик ещё не  появился, а нам уже смешно, под марш шагает борода. И  музыка смеётся над Черномором. Прямо чувствуешь, чтокарлик изо всех сил старается казаться огромным, важно  надувается, хочет подняться на цыпочки, но ничего у него  не получается. Все вокруг почтительно ему кланяются, но  тут же, отвернувшись, хихикают.  Грозно покрикивает  Черномор, но вдруг голос его срывается на смешной писк. С юмором, характерным для русского сказочного  фольклора, композитор рисует образ Черномора.  Грандиозные «трубные кличи» и нежные, хрустальные  тембры колокольчиков подчёркивают одновременно  чудовищность и комичность злого волшебника. Он  бессилен перед могуществом, всепобеждающей любовью и  смелостью человека. Послушайте «Марш Черномора». Обратите внимание на то, как он начинается: сначала грозная мелодия нарисует нам  появление Черномора, а потом другая мелодия ­ высокая извонкая, в исполнении колокольчиков ­ напомнит о том, что этот герой сказочный и бояться его не надо.

Посмотрите также