Гоголь и его «Заколдованное место». Знакомство с героями повести.
Оценка 4.6

Гоголь и его «Заколдованное место». Знакомство с героями повести.

Оценка 4.6
doc
27.03.2023
Гоголь и его «Заколдованное место». Знакомство с героями повести.
Технологическая карта урока Гоголь.doc

Демьянова И.В.

учитель русского  языка и литературы

высшей категории

 

Технологическая карта урока

1.      Педагогическое обоснование урока

Предмет, класс

Литература. 5 класс

Тема

Гоголь и его «Заколдованное место». Знакомство с героями повести.

Тип учебного занятия

Урок первичного предъявления новых знаний

Дидактическая цель

 

Помочь постичь учащимся вершины классической литературы, показать неразрывную связь судьбы писателя и его произведения., произвести первичное знакомство с образами повести, определить особенности повести

Планируемые результаты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные результаты

·  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

·  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Метапредметные результаты

·      развитие навыков работы с информацией: поиск и выделение нужной информации;

·      развитие смыслового чтения, осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности;

·      развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

·      работать индивидуально и в группе;

·      развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и потребностей;

·      планирования и регуляции своей деятельности;

·      развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности  

Предметные результаты

·      умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания,  обобщать и делать выводы;

·      овладение знаниями и  умениями  аналитического  характера;

·      умение структурировать полученные знания;

·      развитие познавательного интереса к литературе, расширение кругозора учащихся

Структура занятия   

Оргмомент

Целеполагание и мотивация

Актуализация

Систематизация и обобщение

Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях

Проверка уровня обученности

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рефлексия

Основные понятия

жанр литературного произведения, повесть, герой, способы характеристики литературного героя, комическое, трагическое, фантастическое, реальное

Ресурсы:

основные

 

 

 

дополнительные

ПК

мультимедийный проектор

Microsoft PowerPoint

Internet Explorer

Microsoft Word

Словарь литературоведческий, словарь синонимов, этимологический словарь

Организация пространства

(работа фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах)

работа фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах


2.Содержание урока и деятельности участников образовательного процесса

 

Этап урока

Содержание урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

УУД

1.Организационный этап

 

Создать позитивный эмоциональный настрой на урок

Фрагмент м/ф «Ночь перед Рождеством» (фрагмент м/ф – Голова ест галушки)

«Задаёт» настроение, отношение и мотивацию учения. (Приём «Ассоциации»)

Расширение кругозора учащихся (П)

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

 

Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

 

Ученики рассматривают слайды, на которых изображены: гром, чёрная кошка.

Взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы.

Ученики:

-.Ученики анализируют образы народных примет (слайд 2).

Ученики:

-Считалось, что упоминать чёрт – беду накликать.

Ребята отвечают на поставленный вопрос

Предлагает ребятам предположить, почему в давние времена человек был подвержен влиянию примет? (приём «Понимай»)

Почему чёрта старались не упоминать?

Учитель:

-Как вы это определили?

Учитель:

-Я хочу, чтобы и мы внимательно относились к тому, что и как говорим, наши слова на уроке были чуткими, чтобы мы внимательно относились друг к другу, умели слушать и слышать друг друга.

Давайте определим тему нашего разговора.

Учитель:

- Ребята, так о чем же сегодня мы будем говорить?

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Р). Поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать полученные знания (Р). Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К). Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К).  Овладение знаниями и  умениями  аналитического  характера, развитие устной речи учащихся (П). Развитие познавательного интереса к литературе, расширение кругозора учащихся (П). Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания,  обобщать и делать выводы (Р)

3.Актуализация знаний.

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.

 

Работа в группах

Можно использовать планшеты для поиска информации о народных приметах, прототипах героев рассказа

 Ученики:

-Изучить историю создания повести Н.В.Гоголя «Заколдованное место», поговорить о прототипах героев в произведении,, охарактеризовать героев рассказа. Всё это можно сделать с помощью работы с художественным текстом

Учитель:

- Сейчас прозвучала мысль о невежестве человека, а как вы думаете, как много может понять человек, если он необразован?

Предварительно организует работу в группах.

Учитель:

-Как наш разговор о чутком отношении к слову с вашим домашним заданием? Сформулируйте тему урока.

Учитель:

-Давайте подумаем, какие цели урока мы можем поставить и как их добиться?

 

Целеполагание (Р), планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Поиск и выделение необходимой информации; умение работать с электронными справочниками; умение структурировать полученные знания (Р). Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия  (Р). Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К).

Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К)

4. Систематизация

и обобщение

 

Организация работы с историей создания рассказа «Муму», текстом художественного произведения.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Работа с презентацией.

Работа с историей создания.

 Работа с текстом. Начало повести «Заколдованное место». Находят ключевые слова, оборотов.

Пересказывают начало  одним предложением. Работа в парах.

Учащиеся проводят опрос в парах, осуществляют осознанное построение высказывания. Представляет результаты опроса, осуществляют взаимопроверку. Проводят рефлексию деятельности, контролируют и оценивают пересказ

Учитель:

- Перед вами портрет Н.В.Гоголя, автор «Заколдованного места», с этой историей вы познакомились дома. Какие ещё произведения писателя вы читали? О чем они? («Ночь перед Рождеством», «Майская ночь или утопленница»).

Он много писал о простых людям, правда, всегда в этих историях было и комическое, и фантастическое.

К числу таких произведений относится повесть «Заколдованное место». Если бы вам понадобилось пересказать начало произведения одним предложением, как бы вы это сделали?

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать полученные знания (Р). Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К). Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К)

Овладение знаниями и  умениями  аналитического  характера, развитие устной речи учащихся (П)

5. Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях

 

Чтение и работа с текстом.  Организация работы с электронной версией школьного литературоведческого словаря и этимологического.

Просмотр эпизода фильма

 

Учащиеся работают самостоятельно, читают текст, находят сравнения для характеристики деда и заколдованного места.

Проводят самооценку. Анализируют поведение деда и рассказчика.

Приём «Этимологические изыски». (Что обозначает баштан?)

Учитель организует самостоятельную работу с текстом повести. Организует работу со словарными статьями

 

Овладение знаниями и  умениями  аналитического  характера, развитие устной речи учащихся (П). Расширение кругозора учащихся (П). Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания,  обобщать и делать выводы (Р)

Физминутка

 

Без слов, одними движениями покажите, какое у вас сейчас настроение, у вашего соседа. Покажите, какая погода на улице, какое настроение у всего класса.

6.Проверка уровня обученности

Самостоятельная работа.

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Решение учебных задач повышенной трудности

 

Работают с презентацией (слайд 5). Находят материал для ответа на проблемный вопрос в тексте Н.В.Гоголя «Заколдованное место»

Проблемная ситуация.

Учитель:

Но вот приехали гости, и дед пустился в пляс Как сказано об этом в тексте?

Какой же силой должна обладать слово, сказанное в порыве эмоций человека?

Почему после упоминания чёрта, дед оказался в другом месте?

Поиск и выделение необходимой информации (Р); умение структурировать полученные знания (Р). Овладение знаниями и  умениями  аналитического  характера, развитие устной речи учащихся (П). Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К)

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

(По выбору учащихся)

1. Написать сочинение-миниатюру «Слово не воробей, вылетит не поймаешь». (Высокий уровень)

2. Составить список вопросов, которые помогли бы понять характер деда и мотивы его поступков. (Базовый уровень)

 

1.Учащиеся знакомятся с домашним заданием

1.Учитель обращает внимание учащихся на  домашнее задание. Организует деятельность учащихся по самостоятельному определению объёма той работы, которую каждому школьнику нужно выполнить индивидуально дома

Способность к самооценке (Л)

8.Рефлексия (подведение итогов)

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели

Оценивают с помощью разноцветных карточек

Учитель просит оценить свой результат работы, свою деятельность и свои эмоции от урока  (положительные, никаких эмоций, отрицательные эмоции) с помощью разноцветных карточек. Ставит оценки за урок. Подводит итог. Благодарит ребят за работу.

Осознание уровня собственных достижений, качества знаний, ошибки и их причины, пути их решения (Р). Умение формулировать своё мнение (К)

 

 

 

 

 


Демьянова И.В. учитель русского языка и литературы высшей категории

Демьянова И.В. учитель русского языка и литературы высшей категории

Структура занятия

Структура занятия

Содержание урока и деятельности участников образовательного процесса

Содержание урока и деятельности участников образовательного процесса

Работа в группах Можно использовать планшеты для поиска информации о народных приметах, прототипах героев рассказа

Работа в группах Можно использовать планшеты для поиска информации о народных приметах, прототипах героев рассказа

Проводят рефлексию деятельности, контролируют и оценивают пересказ

Проводят рефлексию деятельности, контролируют и оценивают пересказ

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (По выбору учащихся) 1

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (По выбору учащихся) 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2023