Итоговая контрольная работа
по русской литературе за 5 класс
1 вариант
Часть 1. Задание: Выберите один правильный ответ:
1.Эпос – это род литературы:
а) отражающий внутренние переживания героя
б) рассказывающий о событиях в жизни героя в пространстве и времени
в) представляющий действие через монологи и диалоги персонажей
2. Малые
жанры устного народного творчества – это…
а) басни, стихи, рассказы
б) потешки, загадки, поговорки
в) песни,
стихи, романсы.
3.
Художественное определение – это:
а) гипербола; б) олицетворение; в) эпитет.
4. Какое
произведение не является сказкой?
а) «Черная курица, или Жители подземелья»,
б) «Тёплый хлеб»,
в) «Медной горы Хозяйка».
5. Творчество какого поэта принадлежит к 20 веку:
а) Некрасов
б) Тютчев
в) Есенин
6. Соотнесите название произведения и автора
1 И.С.Тургенев |
А «В дурном обществе» |
2 Л.Толстой |
Б «Муму» |
3 В.Г.Короленко |
В «Уральские сказы: Малахитовая шкатулка» |
4 П.Бажов |
Г «Кавказский пленник» |
7. Соотнесите родовые имения писателей.
1. А.С.Пушкин |
А. Тарханы |
2. М.Лермонтов |
Б. Ясная Поляна |
3. Тургенев |
В. село Константиново Рязанская обл. |
4. Есенин |
Г. Михайловское |
5. Астафьев |
Д. деревня Овсянка Красноярский край |
6. Лев Толстой |
Е. Спасское - Лутовиново |
Часть 2. Задание: запишите ответ словами.
8. Определите способ рифмовки (парная, перекрестная, опоясывающая):
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
9. Из какого произведения цитата:
«Она будила его по утрам, дёргая его за полу, приводила к нему за повод старую водовозку, с которой жила в большой дружбе, с важностью на лице отправлялась вместе с ним на реку, караулила его мётлы и лопата, никого не подпускала к его каморке…»
10. Определите литературное понятие:
а) Созвучие концов строк – это…
б) Художественный приём, при помощи которого одно явление сопоставляется с другим - это...
11. Герой какого произведения заблудился в лесу?
12. Укажите приём художественной выразительности:
а) «как гроздья винограда, ветвей концы висят»
б) «разгорелся день огнём солнечным»
Часть 3.
Напишите ответ на поставленный вопрос в виде связного текста
в объёме до 12 предложений.
13. Назовите свою любимую сказку. Напишите, почему она вам нравится.
Итоговая контрольная работа
по русской литературе за 5 класс
2 вариант
Часть 1. Задание: Выберите один правильный ответ:
1. Какой жанр литературы относится к лирике?
А) сказка
Б) повесть
В) стихотворение
Г) пьеса
2.
Художественный приём, при помощи которого одно явление сопоставляется с другим,
называется:
а) антитеза; б) метафора; в) сравнение.
3. Какой вид сказок назван неверно?
а) о животных; б) бытовые; в) волшебные; г)
фантастико-бытовые.
4. Вывод
в басне называется
а) поучение; б) мораль; в) наставление; г)
рассуждение.
5. Какая фамилия писателя не является псевдонимом:
а) Антоний Погорельский
б) Павел Бажов
в) Андрей Платонов
г) Саша Чёрный
6. Соотнесите фамилию и имя, отчество писателя
1 Гоголь |
А Антон Павлович |
2 Тургенев |
Б Николай Васильевич |
3 Чехов |
В Виктор Петрович |
4 Астафьев |
Г Иван Сергеевич |
7. Соотнесите родовые имения писателей.
1. А.С.Пушкин |
А. Тарханы |
2. М.Лермонтов |
Б. Ясная Поляна |
3. Тургенев |
В. село Константиново Рязанская обл. |
4. Есенин |
Г. Михайловское |
5. Астафьев |
Д. деревня Овсянка Красноярский край |
6. Лев Толстой |
Е. Спасское - Лутовиново |
Часть 2. Задание: запишите ответ словами.
8. Определите способ рифмовки (парная, перекрестная, опоясывающая):
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
9. Из какого произведения цитата:
«Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны…»
10. Определите литературное понятие:
а) Жанр литературного произведения, в котором события происходят с одним героем в определённой последовательности и составляют одну сюжетную линию – это…
б) Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил – данная часть сказки это…
11. Герой какого произведения обидел коня, после чего началась сильная метель и наступили небывалые морозы?
12. Укажите приём художественной выразительности:
а) «лес точно терем расписной»
б) «бодрый серп», «немая тишина»
Часть 3. Напишите ответ на поставленный вопрос в виде связного текста
в объёме до 12 предложений.
13. Напишите, кто ваш любимый литературный герой и почему.
Итоговая контрольная работа
по литературе в 5 классе
Инструкция для учителя по выполнению работы
Итоговая контрольная работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 13 заданий.
На выполнение контрольной работы по литературе отводится 45 минут.
Часть 1 – задания с выбором ответа и задания на соответствие (задание 1 - 7).
Часть 2 (задания 8–12) – задания с кратким ответом.
Ответы к заданиям 8–12 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
В случае записи неверного ответа на задания части 1 и 2 зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 3 (задание 13) – сочинение - дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!
СПЕЦИФИКАЦИЯ
итоговой контрольной работы по литературе для обучающихся 5-х классов
МБОУ «Средняя школа № 2»
1. Назначение контрольной работы
Контрольная итоговая работа проводится в конце учебного года с целью определения уровня освоения обучающимися 5-х классов предметного содержания курса литературы по программе основной образовательной программы школы и выявления элементов содержания, вызывающих наиболее затруднение. Контрольная работа охватывает содержание, включенное в основные учебно-методические комплекты по литературе, используемые в 5-х классах согласно РП.
2. Документы, определяющие содержание и параметры контрольной работы
Содержание и структура работы определены на основе следующих компонентов
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010, № 1897;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (ФГОС С(П)ОО) от 17 мая 2012, № 413.
3. Структура контрольной работы
Работа по литературе состоит из трёх частей и включает в себя 13 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 – задания с выбором ответа и задания на соответствие (задание 1 - 7).
Часть 2 (задания 8–12) – задания с кратким ответом.
Часть 3 (задание 13) – задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на предложенную тему.
Задания контрольной работы составлены в двух вариантах. Варианты работ являются параллельными, под одними и теми же порядковыми номерами во всех вариантах представлены задания одинаковой сложности, позволяющие проверить сформированность одних и тех же предметных умений обучающихся.
4. Распределение заданий контрольной работы по уровням сложности
Уровень сложности заданий |
Количество заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 28 баллам |
Базовый |
12 |
25 |
85 |
Высокий |
1 |
3 |
15 |
Итого |
13 |
28 |
100 |
5. Время выполнения работы
На выполнение контрольной работы отводиться 45 минут. Из них: 20 минут – на написание тестовой части, 25 минут - на развернутый ответ.
6. Условия проведения контрольной работы, включая дополнительные материалы и оборудование
Строгое соблюдение инструкции по проведению контрольной работы. Дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены. Работа рассчитана на обучающихся 5 класса, изучающих литературу по учебнику Коровиной в объеме 3 ч. в неделю.
7. Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом
За верное выполнение каждого задания части 1 работы ученик получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший задания части 1 работы, – 15.
За верное выполнение каждого задания части 2 работы ученик получает 2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший задания части 2 работы, – 10.
Оценка ответа на задание части 3 работы осуществляется по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за сочинение-рассуждение – 3.
Оценка практической грамотности учащегося и фактической точности его письменной речи производится на основании проверки изложения и сочинения в целом, но не учитывается при выставлении оценки.
Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся за выполнение всей контрольной работы, – 28.
Ключи ответов
Часть 1 и 2.
1 вариант
Номер задания |
ответ |
Кол-во баллов |
1 |
Б |
1 |
2 |
Б |
1 |
3 |
В |
1 |
4 |
В |
1 |
5 |
В |
1 |
6 |
1 – Б 2 – Г 3 – А 4 - В |
4 |
7 |
1 – Г 2 – А 3 – Е 4 – В 5 – Д 6 - Б |
6 |
8 |
перекрестная |
2 |
9 |
«Муму» |
2 |
10 |
А) рифма Б) сравнение |
1 1 |
11 |
"Васюткино озеро" В.П.Астафьева |
2 |
12 |
А) сравнение Б) метафора |
1 1 |
13 |
развёрнутый ответ на поставленный вопрос. |
3 |
Часть 1 и 2.
2 вариант
Номер задания |
ответ |
Кол-во баллов |
1 |
В |
1 |
2 |
В |
1 |
3 |
Г |
1 |
4 |
Б |
1 |
5 |
Б |
1 |
6 |
1 – Б 2 – Г 3 – А 4 - В |
4 |
7 |
1 – Г 2 – А 3 – Е 4 – В 5 – Д 6 - Б |
6 |
8 |
перекрестная |
2 |
9 |
«В дурном обществе» |
2 |
10 |
А) рассказ Б) концовка |
1 1 |
11 |
"Тёплый хлеб" К.Г. Паустовского |
2 |
12 |
А) сравнение Б) эпитет |
1 1 |
13 |
развёрнутый ответ на поставленный вопрос. |
3 |
Оценивание задания части 3
Задание части 3 предполагает развёрнутый ответ на поставленный вопрос проблемного характера.
Ответ должен быть строго по существу вопроса, не должно быть отступлений от темы (грамотность учителем проверяется, но не учитывается).
Критерии ответа |
Баллы |
Ученик отвечает на поставленный вопрос точно и полно; опирается на пример из художественного произведения, фактические ошибки отсутствуют |
3 |
Ученик отвечает на поставленный вопрос поверхностно, но приводит пример из художественного произведения |
2 |
Ученик отвечает на поставленный вопрос поверхностно, нет примера из художественного произведения. |
1 |
Ученик не отвечает на вопрос или дает ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей |
0 |
Шкала перевода тестовых баллов за итоговую контрольную работу в отметку
Качество освоения |
Уровень достижений |
Отметка в балльной шкале |
25 – 28 баллов 90 - 100% |
высокий |
«5» |
20 - 24 балла 70 - 89% |
повышенный |
«4» |
14 - 19 балла 50 - 69% |
средний |
«3» |
13 и меньше баллов 0 - 49% |
ниже среднего |
«2» |
8. Кодификатор элементов содержания контрольной работы
Номер задания в работе |
Элементы содержания, проверяемые в ходе итогового контроля |
Код контролируемого элемента |
1, 2, 3 , 4, 10 |
Основные теоретико-литературные понятия Жанры фольклора. Композиция басни. Литературные роды и жанры… |
1 |
5, 6,7 |
Период жизни и творчества писателя. Псевдоним писателя. Умение находить соответствия (между именем, отчеством и фамилией автора ; между автором и его родовым имением) |
|
8 |
Рифма, Вид рифмовки в поэтическом тексте. |
|
9, 11 |
Знание изученные произведения: И.С. Тургенев «Муму» В. Г. Короленко «В дурном обществе» В. Астафьев «Васюткино озеро» К. Паустовский «Теплый хлеб». |
6, 7 |
12 |
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение. |
|
13 |
Умение давать обоснованный развернутый ответ на поставленный вопрос |
|
9. Перечень проверяемых умений
1 |
знать/ понимать: |
1.1 |
Образную природу словесного искусства |
1.2. |
Содержание изученных литературных произведений |
1.4. |
Изученные теоретико-литературные понятия |
2 |
уметь: |
2.3. |
Определять род и жанр литературного произведения |
2.4. |
Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев. |
2.8. |
Выражать своё отношение к прочитанному |
2.10 |
Строить письменные высказывания в связи с изученным произведением |
3 |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: |
3.1. |
Создание связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; |
3.2. |
Определения своего круга чтения и оценки литературных произведений |
Примечание. В итоговой контрольной работе, выполняемой обучающимися, может проверяться только часть элементов содержания и умений, перечисленных в вышеприведенной таблице.
10. Условия проверки работы.
Контрольная работа проверяется учителем, работающим в данном классе.
Руководитель МО филологов ________ О.В. Можаева
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.