ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. Казакова Снежана Евгеньевна.
Предмет: литературное чтение.
Класс: 4 «В» .
Тема урока: «В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении рассказа В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел».
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Дидактические средства: презентация, учебник Интерактивное оборудование: проектор, смарт доска, компьютер, колонки. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные (Р, П, К) |
Личностные |
||||
1. Мотивация учебной деятельности
|
Словесный (беседа)
Наглядный (демонстрация) |
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Снежана Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать: учебник, тетрадь, пенал.
-Посмотрите на слайд и прочитайте высказывание Дени′ Дидро´ французского писателя, философа: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». -Как вы понимаете высказывание?
Значит, к чему мы должны стремиться? -На уроке литературного чтения мы будем читать и учиться мыслить. |
Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.
Читают.
Объясняют. Если люди не будут читать, то они перестанут мыслить, рассуждать, размышлять. Чтение книг расширяет кругозор. |
|
Р: осуществлять волевую саморегуляцию.
К: владеть диалогической формой речи. |
|
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Словесный (беседа)
Наглядный (демонстрация) |
-Начнём урок с речевой разминки. -Посмотрите на слайд и прочитайте скороговорку про себя.
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Шёпотом по слогам. - Прочтите целыми словами. - Произнесите скороговорку хором.
-Посмотрите на слайд. Знаете ли вы, кто изображён на фото? -Знакомы ли вы с творчеством Виктора Владимировича Голявкина? -Какие произведения автора вы знаете? -Посмотрите на слайд, перед вами некоторые произведения из его творчества, знакомы ли вам эти произведения? -Сейчас я расскажу вам биографию автора, а вы внимательно слушайте, чтобы ответить на вопросы. (Приложение 1)
-Кем был Виктор Владимирович Голявкин? -Когда он родился и где?
-Откуда автор брал сюжеты для своих произведений? -Кем чаще всего были герои его произведений? -Верно. -Ребята, мы можем сейчас определить тему урока? -Почему? |
Выполняют задания речевой разминки, ориентируясь на инструкцию учителя.
Отвечают.
Слушают.
Отвечают на вопросы. -Писатель и художник. -31 августа 1929 г. В г. Баку. -Из жизни.
-Мальчишками.
-Нет.
-Мы не знаем названия произведения, которое будем изучать. |
воспринимать информацию о биографии и творчестве автора;
|
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
К: владеть диалогической речью; слушать и понимать речь других.
|
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
3. Выявление места и причины затруднения |
Словесный (беседа) |
-Давайте узнаем название произведения Виктора Голявкина, с которым мы сегодня познакомимся. -Посмотрите на слайд, перед вами анаграммы. Разгадайте их, это и будет названием произведения и темой нашего урока. -Откройте учебники на странице 29.
-Какую мы можем поставить перед собой цель?
|
-Никакой я горчицы не ел. -Познакомиться с рассказом В.В Голявкина «Никакой я горчицы не ел». |
|
К: владеть диалогической речью.
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
|
учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу. |
4. Построение проекта выхода из затруднения |
Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) |
-Верно. А сейчас посмотрите на слайд и поставьте задачи нашего урока в правильном порядке, это и будет нашим планом.
-Какой из пунктов мы уже выполнили? |
1. Познакомиться с биографией Виктора Владимировича Голявкина. 2. Прочитать рассказ. 3. Проанализировать произведение. 1. Познакомились с биографией. |
|
Р: планировать свою деятельность.
|
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
5. Реализация построенного проекта |
Словесный (беседа)
Наглядный (демонстрация)
Практический. (чтение текста) |
-Сейчас мы познакомимся со значениями слов, которые могут быть вам непонятны при чтении рассказа. Кто знает, что означает слово «шофер»? (выслушиваются версии детей) Давайте проверим. Слово появляется на слайде: Шофёр – человек, управляющий транспортным средством.
Кто знает, что означает слово «Патент»? (выслушиваются версии детей) Давайте проверим. Слово появляется на слайде: Патент – документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение.
Кто знает, что такое «строительные леса»? (выслушиваются версии детей) Давайте проверим. Слово появляется на слайде: Строительные леса — оборудование для размещения рабочих и материалов при выполнении строительных, монтажных и других работ, чаще всего собираются из металлических и деревянных элементов.
Кто знает, что означает слово «попусту»? (выслушиваются версии детей) Давайте проверим. Слово появляется на слайде: Попусту – напрасно, бесполезно.
-Прочитайте ещё раз название рассказа. Предположите, о чем будет рассказ.
-Что такое горчица? (слайд с определением)
- А попробуйте изобразить такое лицо, будто вы съели горчицу.
-Теперь давайте прослушаем произведение. Слушайте внимательно и следите по тексту, после прослушивания будем анализировать. Аудиозапись
-Вам понравился рассказ? Какое настроение он вызвал? -О чём он? - Какие вопросы (мысли) у вас возникли при прослушивании? -Какие ещё слова вам были непонятны?
-Как вы думаете, на сколько частей мы можем разделить рассказ? -Что главное в каждой части? -Откройте тетради, запишите число, классная работа. Напишите по середине «План рассказа В.В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел». -Давайте теперь прочитаем рассказ. Будем читать по цепочке по одной части, сразу озаглавливать их и записывать в тетрадь. Я вас буду останавливать, когда часть закончится. Вопросы к частям: - Что произошло в этой части? - Почему герой так поступил? - Как её можно озаглавить? |
Объясняют значения непонятных слов.
Выдвигают свои предположения.
ГОРЧИЦА. 1. Травянистое растение с желтыми цветками, семена которого используются в пищевой промышленности, в медицине и технике. 2. Острая приправа к пище из семян этого растения.
Строят гримасы.
Слушают.
Отвечают.
Записывают в тетрадях.
Читают рассказ, озаглавливают каждую часть в ходе чтения. 1.Прекрасный день. 2.Разговор с шофёром. 3.Серьёзные люди. 4.Метла. 5.Строительные леса. 6.Кондукторша. 7.Экскаваторы. 8.Скука. |
читать со скоростью, обеспечивающей понимание прочитанного;
использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план);
|
П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; К: владеть диалогической речью; слушать и понимать речь других.
|
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
Физминутка |
|
Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. |
Выполняют физминутку. |
|
|
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Словесный (беседа) |
- В каком предложении заключается главная мысль рассказа?
- Скажите, от чьего имени ведётся рассказ? -Ребята, кто в рассказе является главным героем? Назовите качества его характера. Какие из них положительные? Какие отрицательные? -Всё верно. |
Отвечают.
Отвечают.
-От имени мальчика.
-Мальчик. |
использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (характеризовать героя). |
К: владеть диалогической формой речи; слушать и понимать речь других. П: осуществлять анализ с выявлением существенных и несущественных признаков |
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
Практический. (упражнение) Наглядный (демонстрация) |
-Теперь самостоятельно, у себя в тетрадях охарактеризуйте главного героя. На слайде написаны прилагательные. Выпишите в тетрадь только те, которые вы считаете подходящими для описания мальчика. Потом вместе проверим.
Выбираем одного ученика, который расскажет, что у него получилось. |
Выполняют.
Проверяют. |
|
Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.
|
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение |
Словесный (беседа) |
-О каком авторе мы сегодня узнали?
-Какое настроение у вас после прочтения произведения? -Чему учит этот рассказ? |
-Виктор Владимирович Голявкин.
-Рассказ учит заниматься своим делом и не мешать другим. Учит тому, что прежде чем кем-то стать, нужно учиться. Учит не быть бездельником и лодырем. |
|
П: осуществлять обобщение изученного.
К: владеть диалогической речью.
|
|
9. Рефлексия учебной деятельности |
Словесный (беседа) |
-Какую цель мы ставили перед уроком?
-Мы достигли этой цели? -Какие задачи были поставлены перед нами?
-Все ли задачи мы выполнили? -Закончите предложения: Сегодня я узнал(а)… Мне запомнилось… Было трудно… Моё настроение… |
-Познакомиться с рассказом В.В Голявкина «Никакой я горчицы не ел». -Да. 1. Познакомиться с биографией Виктора Владимировича Голявкина. 2. Прочитать рассказ. 3. Проанализировать произведение. -Да. |
|
Р: осуществлять самооценку деятельности
|
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
|
Приложение 1
Биография Виктора Владимировича Голявкина
Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов. В 1953 году с отличием окончил художественное училище в городе Душанбе, потом - Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (Академия художеств) по специальности театрально-декорационной живописи.
Первая литературная публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года - в журнале "Костер" был напечатан рассказ "Как решался сложный вопрос". В 1959 году вышла первая книга рассказов "Тетрадки под дождем". Через девять лет была опубликована книга рассказов для взрослых "Привет вам, птицы!".
Иногда свои произведения он иллюстрировал сам. Виктор Голявкин - признанный мастер короткого юмористического рассказа. Некоторые произведения писателя легли в основу художественных фильмов: "Валька - Руслан и его друг Санька" (по повести "Ты приходи к нам, приходи"), "Мой добрый папа", "Боба и слон". Кроме того, Виктор Голявкин участвовал в художественных выставках, начиная с Международной выставки в Москве 1957 года; некоторые из его живописных полотен приобретены в коллекцию Государственного Русского музея. В 1990 году состоялась персональная выставка живописи в Доме писателя.
Голявкин не сказочник. Он писал про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Дети в произведениях Голявкина, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.