Класс: 5
Дата:
предмет: география
Тема урока: Горные породы, минералы и полезные ископаемые.
Тип урока: урок формирования знаний.
Вид урока: выполнение практической работы.
Цели урока: обучающая: формировать знания обучающихся о видах горных пород и минералов, их практическом
применении;
- развивающие: продолжить развивать формы речевой деятельности учащихся, формировать навыки
правильного изложения информации, способствовать развитию познавательной активности школьников
- воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, бережно относиться к природе и красоте
минерального мира.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: выделять, описывать и объяснять существенные признаки минералов и горных пород. Умение составлять геологическую коллекцию, описывать образцы горных пород.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: Самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель; анализировать и осмысливать текст, давать
определения понятиям, структуировать, выделять главное и второстепенное в
тексте.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками, то есть определение цели, функций участников, способов
взаимодействия, аботать в группе, устанавливать рабочие отношения, использовать
адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и
потребностей.
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися , и того, что еще не
известно; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому
усилию и к преодолению препятствий.
Личностные результаты: проявление учебно-познавательных мотивов; стремление к приобретению новых знаний. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
Оборудование: образцы горных пород, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Самоопреде-ление к деятельности
Актуализа-ция знаний, мотивация
Постановка учебной задачи
Изучение нового материала
Физминутка
Закрепление изученного материала
Рефлексия.
Домашнее задание
Итог
|
Уточняет и конкретизирует действия учащихся. – Проверьте, ребята, всё ли у вас готово к уроку. - Сегодня мы работаем в группах, посмотрите на столе у вас лежит памятка – правила работы в группах.
Повторение изученного материала: – На протяжении нескольких уроков мы ведём речь о Внутреннем строении Земли, повторим. 1. У доски назвать часть Земли и из скольких частей она состоит. Кратко охарактеризуйте эти части. 2.
– Как называются зоны взаимодействия литосферных плит? 3. Каких типов бывает земная кора. Чем океаническая земная кора, отличается от материковой? 4. Где чаще происходят землетрясения и извержения вулканов? Почему?
Организовывает ситуацию формулирования проблемы: Итак, мы знаем, что верхняя часть литосферы – земная кора. Она бывает 2 типов. Что нам необходимо еще узнать о земной коре? Правильно:
Решение учебной задачи. Рассказ учителя с использованием интерактивной доски. Земная кора состоит из разнообразных горных пород и минералов. Со многими из них мы часто встречаемся в повседневной жизни: поваренная соль, графит, тальк, пемза, мрамор и многие другие. Горные породы и минералы имеют разный состав, внешний вид, цвет. 1.
Минералы –
однородные по своим свойствам вещества. Перед вами образцы, горных пород, определите их название по описанию. Проверяет правильность определения горных пород. – Все
горные породы и минералы отличаются. Чем? Почему? Вначале возникли породы из магмы, Они первородные самые как бы, Тяжелый гранит в глубине остывал, Базальт на поверхности лавою стал. Породы весьма симпатичные, Увесистые, магматичные…
…Но прочность – не вечность, И вот что случается: Породы выветриванием разрушаются, Дробятся на глыбы, обломки, пески, Выносятся водами быстрой реки, Река их по руслу таскает, Обкатывает, отлагает. А там, где горячие воды струятся, Там в них минералы совсем растворятся. Когда же раствор остывает, То соль из него оседает. А в толще морской или в темном болоте Вы массу останков животных найдете, А также растений отмерших останки, Они образуют породы-осадки. (Все то, что разрушено, переотложено, Осело солями, останками сложено…)
…Но вот под давлением магма опять Стремится земную кору разорвать, И в месте такого вторжения Наметятся вдруг превращения: Сыпучий песок превратился в кварцит, Был мел, очень мягкий, - вдруг мрамор лежит. Такие породы, весьма специфические, Зовутся
геологами метаморфические. (с греческого "метаморфоз" – превращение). Гранит – гнейс , известняк – мрамор Запись темы, определений в рабочую тетрадь. Заполнение схемы «Разнообразие горных пород по происхождению» в тетради. (Схема
заполняется параллельно и на интерактивной доске). Шуршат на дереве листы, (Потянуться, руки вверх.) Шуршат осенние кусты, (Руки опустить, присесть.) Шуршит камыш, (Встать, наклониться влево-вправо.) И дождь шуршит. (Ходьба на месте.) А ты садись и не шурши, (Приседания.) И всё красиво напиши. (Сесть за парты.) Практическая
работа. Почувствуйте
себя геологами. – А сейчас, ребята, для закрепления изученного материала проведем практическую работу. Почувствуйте себя геологами! У каждого горная порода или минерал. Вы должны охарактеризовать его по разным признакам и определить какое происхождение имеет данная порода. 1
группа – мрамор Раздаёт образцы горных пород. -Рассмотрите образцы горных пород: полевой шпат, слюда, кварц. Это наиболее распространенные горные породы. Полевые шпаты составляют половину массы земной коры. Они встречаются везде: и в поле, и в горах. Кварц – тоже одна из распространенных горных пород. Бесцветный кварц называется горным хрусталем; есть также кварцы других цветов: желтого, коричневого, черного, фиолетового. -Чем различаются предложенные вам горные породы? -В чем же причина разнообразия горных пород? Сделайте вывод по выполненной работе. Вывод: земная кора состоит из магматических, осадочных и метаморфических горных пород. Глубинные ее части в основном сложены магматическими и метаморфическими породами. Учитель обобщает: горные породы слагают земную кору. Термин «горная порода» остался от былых времен. Во времена зарождения науки геологии руду добывали в основном в горах, так и закрепилось название. Теперь мы знаем, что говоря о горных породах, будем подразумевать всю каменную поверхность планеты. Оцените свою деятельность в выполнении практической работы. Ребята, а как человек использует горные породы и минералы в своей хозяйственной деятельности? Для того, чтобы ответить на этот вопрос обратимся к тексту учебника на стр.72 – 73. Запишите в тетрадь что называют полезными ископаемыми, месторождением полезных ископаемых и какие бывают полезные ископаемые. (Вопросы выводятся на экран через проектор) Сделаем вывод. Почти все горные породы, из которых состоит земная кора, человек использует в своей хозяйственной деятельности. Добывая их человек должен помнить: 1. Полезные ископаемые исчерпаемые (их нужно бережно использовать); 2. После добычи полезных ископаемых в природе все нужно привести в порядок (засыпать шахты, карьеры ит.д.) 1)Рассмотрите коллекцию горных пород и заполните таблицу: (приложение 1) 2)Дайте определение понятий: горная порода, магма, магматические, метаморфические, осадочные горные породы. 3)Найдите в списках «лишнюю» горную породу: а) гранит, мрамор, алмаз (гранит – магматическая, остальные - метаморфические); б) уголь, торф, гипс (гипс – осадочная порода химического происхождения, остальные - органического); в) щебень, глина, базальт (базальт – магматическая, остальные - осадочные). Прочитать §21 стр.71-73. Заполнить таблицу в задании 8, подготовить информацию о горных породах (задания 9 и 10) на стр.73. Творческое задание по желанию: Можно подобрать стихотворения на русском, украинском и крымскотатарском языках и выпустить буклет «Малахитовая шкатулка». Сказки Бажова прочитать. Можно собрать свой набор «Горные породы и минералы». Подводит итог урока: Итак, ребята на сегодняшнем уроке мы познакомились с веществами, которые слагают земную кору – это горные породы, которые в свою очередь состоят из одного или нескольких минералов. Они различаются по составу, свойствам и происхождению. Под действием внутренних и внешних процессов горные породы со временем могут изменять свои свойства. В земной коре залегает её самая важная для человека часть богатств - полезные ископаемые.
На экран выводит предложения, которые нужно закончить. Учитель предлагает закончить мысль: Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я был удивлен…. Сегодня на уроке я открыл для себя… Сегодня на уроке я пришел к выводу… Сегодня на уроке я не понял…
Учитель благодарит ребят за урок.
|
Контролируют свою готовность к уроку.
Читают правила работы.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы:
– ядро, мантия, земная кора
– Сейсмические
зоны.
- Вулканизм и землетрясения - Океаническая и материковая. Океаническая имеет 2 слоя (осадочный и базальтовый), а материковая 3 слоя (осадочный, гранитный и базальтовый). В океанах, там кора тоньше
Дети формулируют проблему. «Из
чего состоит земная кора» Дети формулируют цель. Цель урока: узнать о разнообразии горных пород и минералов и определить, какие горные породы бывают по своему происхождению.
Слушают учителя.
Вместе с учителем дают определение.
Формулируют вывод вместе с учителем.
Вместе с учителем дают определение.
Работа с учебником. Ребята выясняют, что они различаются цветом, блеском, твердостью, прозрачностью. Высказывают свои предположения и с помощью учителя приходят к выводу что, Главная причина – это различие в условиях их образования и тех изменениях, которые происходят с ними в земной коре и на поверхности. Учащиеся находят ответы на вопросы, используя текст учебника на стр. 72 – 73,формулируют выводы и записывают их в тетрадь.
Записывают тему и определения в рабочую тетрадь. Минералы – однородные по
своим свойствам вещества. Горные породы – природное соединение минералов – Цветом,
твердостью, прозрачностью, блеском.
Учащиеся в группах определяют название горных пород. Отмечают правильные ответы в тетради для практических работ. Распределяют горные породы, которые лежат перед ними на 3 группы. Учащимся предлагаются горные породы, они определяют их происхождение.
Делают вывод по выполненной работе.
Оценивают свою деятельность в выполнении практической работы.
Учащиеся делают вывод.
Записывают определение понятию «полезные ископаемые». Полезные ископаемые – это горные породы и минералы используемые человеком в своей деятельности.
Ребята выбирают по одному предложению, заканчивают его и высказывают вслух по очереди. |
.
Приложение 1,
1)Рассмотрите таблицу горных пород в школьной коллекции и заполните таблицу:
Название |
Цвет |
Блеск |
Твердость |
Происхождение |
Применение |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.