МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Свердловский областной педагогический колледж»
Кафедра начального образования
Конспект занятия внеурочной деятельности
«Город на Неве (экскурсия по Санкт-Петербургу)»
Общекультурное направление
1 класс
Выполнила: студентка группы 34н
Юшина Е.Р.
Екатеринбург, 2021
Перспективная цель: создание организационных и содержательных условий для формирования представлений о городе Санкт-Петербург.
Актуальная цель: создание организационных и содержательных условий для формирования представлений о достопримечательностях города Санкт-Петербурга.
Задачи урока:
Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство любви к Родине и воспитывать интерес в процессе знакомства с музеями Санкт-Петербурга.
Развивающие: развитие словесно-логического мышления в процессе решения проблемного вопроса «Как сохранить культурное наследие и ценности культуры определенного города и страны?»
Образовательные: познакомить учащихся с основными музеями Санкт-Петербурга в процессе виртуальной экскурсии.
Планируемые результаты (УУД):
● Личностые: воспитывать уважение к культовым сооружениям и чувствам людей.
● Метапредметные:
Регулятивные: выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.
Коммуникативные: учатся слушать и понимать учителя, отвечать на вопросы.
● Предметные: познакомятся с историческим значением и основными музеями Санкт-Петербурга.
Принципы: доступности, психологической комфортности.
Методы и приемы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Уровень воспитательного результата: второй
Форма проведения занятия: виртуальная экскурсия
Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная
Дидактические средства, интерактивное оборудование: презентация
Ход занятия
Этап |
Задачи |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
1. Организационно - мотивационный |
Приветствие учащихся. Создание положительной мотивации на уроке, организация внимания учащихся. Доброжелательный настрой на урок.
|
-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Сегодня на уроке нас ждет очень интересная виртуальная экскурсия. -Вы готовы к ней? - На уроке не зеваем, смело руку поднимаем!
|
-Здравствуйте! Проверяют свою готовность к уроку.
|
2.Подготовительный |
Создание условий для успешного включения в деятельность (актуализация знаний и способов действий, фиксация затруднения в деятельности, выявление проблемы, формулировка совместно с обучающимися темы и целей внеурочного занятия). Обсуждение и планирование работы. Построение плана выхода из затруднения, открытия детьми новых знаний. Формулирование задания.
|
Ребята, послушайте стихотворение: Баю-баю,
мой родной, Ночь
бела, бела, бела, Баю-баю,
милый мой, Волны
бьются о гранит, Баю-баю,
спи, мой друг,
О каком городе идет речь? Я с вами согласна! (учитель читает про Санкт-Петербург, на слайде видео) Санкт-Петербург – один из самых больших и красивых городов России – расположен на берегах Невы. Строительство города было начато 16 мая 1703 года по указу Петра I. История города неразрывно связана с личностью царя – Петра I. 9слайд 3). Это был человек властный, порою жестокий, но мудрый, талантливый, беззаветно любящий своё отечество. Он помог России преодолеть отсталость. В своих согражданах он больше всего ценил стремление к знаниям, работоспособность и не выносил лени и глупости. Пётр I не боялся работы, был хорошим плотником, много и прилежно учился. Он был примером для своих подданных. Чтобы укрепиться на Балтийском море, создать флот, быть ближе к Европе и решил Пётр I заложить новый город в устье реки Невы. (слайд 4) Основывая новый город, Пётр мечтал перенести сюда столицу России. Имя новому городу решено было дать «Санкт-Петербург» - «город святого Петра». Место, где решили строить город, было сырое и болотистое. По приказу Петра I рабочих людей собирали со всей страны. Много трудностей пришлось испытать строителям нового города. (слайд 5) Город отстраивался на болотах, на низинах и топях. Земли приходилось осушать. Ни один город Руси не возводился ценой таких неимоверных страданий и лишений. Тысячи телег, сотни барж доставляли к берегам Невы горы песка, щебня, камня, чтобы укрепить проваливающиеся под ногами людей топи! Люди работали и днём и ночью, по колено в ледяной воде, в пургу, в морозы, а жили в шалашах и сырых землянках. С продовольствием было плохо. Питались капустой и репой. Умирали от болезней и голода. И по сей день говорят, что Питер стоит на костях людей. Однако по приказу царя каждый воз, который прибывал в город с продуктами, вёз в строящийся город по три камня, годных для мощения дорог. Город рос очень быстро. Через 20 лет после начала строительства в нём уже насчитывалось 40 тысяч жителей. Это был красивый город с каменными дворцами, с морским портом и верфью, церквями, музеями, школами, заводами и мастерскими, широкими прямыми улицами, мостами и мощёнными набережными. Это город стал новой столицей России, её морскими воротами. И вот, через несколько лет, Санкт-Петербург стал одним из самых красивых городов нашей страны. Санкт-Петербург раскинулся на множестве островов, согласно историческим записям первоначальное их количество составляло примерно 101. Но со временем большинство островов исчезло по причинам естественного и искусственного характера. Сейчас в состав территории входит 42 острова, и без сомнения наибольший из них - это Васильевский остров. (сайд 6) Город на Неве несколько раз за все годы существования менял своё имя: с 1703 по 1914 – Санкт-Петербург; (сайд 7). с 1914 по 1924 – Петроград; с 1924 по 1991 – Ленинград. С 1991 года городу возвращено его историческое имя - Санкт-Петербург. Петербург 206 лет был столицей России с 1712 по 1918 год. Давайте совершим экскурсию в этот прекрасный город и познакомимся с его достопримечательностями.
Ребята, мы с вами сейчас полетим на экскурсию!(на слайде ракета)
Полетеееелииии!!!
|
Слушают стихотворение.
Санкт-Петербург.
Слушают учителя. |
3. Деятельностный |
Организация работы по решению проблемы (раскрытие и закрепление основного содержания занятия, решение поставленной проблемы (вопросов). Скрытое руководство деятельностью. Дает задание проблемного характера на продуктивное применение знаний и умений. |
1. Предлагаю вам посмотреть на наш маршрут: 1. Петропавловская крепость. 2. Адмиралтейство. 3. Биржа. Ростральные колонны. 4. Домик Петра 5. Невский проспект. 6. Михайловский замок 7. Летний дворец Летний сад. 8. Зимний дворец. 9. Дворцовая площадь. 10. Медный всадник. 11. Кунсткамера. 12. Река Нева. Мосты Санкт-Петербурга. 13. Соборы Санкт-Петербурга 14. Фонтаны Петродворца
Отправляемся!
Далее на слайдах:
Первой постройкой Санкт-Петербурга стала крепость. В центре крепости был возведен собор. Это самое высокое здание Петербурга. Высота его колокольни 122 метра (служила наблюдательным пунктом). Его назвали в честь святых Петра и Павла. Крепость тоже стали называть Петропавловской, Петропавловская крепость – самая старинная постройка Петербурга. Толщина стен крепости 20 метров, (слайд 9,10) До царя Петра I у России не было флота. Петр I хотел сделать Россию сильной и богатой державой, с надежной морской защитой. Поэтому в новом городе Санкт-Петербурге сразу стали строить корабли.
Для этого было возведено Адмиралтейство. Адмиралтейство – это место для постройки и ремонта судов. Адмиралтейские судостроительные верфи были заложены Петром I в 1704 году на левом берегу Невы. Проект был разработан самим государем и включал верфи, мастерские для строительства и ремонта кораблей, склады для вооружения. Адмиралтейство несколько раз перестраивалось. Теперь оно представляет собой здание в 406 метров в длину. Как только Санкт-Петербург немного отстроился, в город потянулись торговые суда с различными грузами. Для удобства торговли было построено здание Биржи.
Ее официальное открытие состоялось в 1816 году. Биржа построена в духе античного храма, хотя назначение здания самое прозаическое: здесь совершались коммерческие сделки и заключались торговые соглашения. Четкий силуэт Биржи прекрасно виден с любого расстояния. Храмовое величественное здание фасадом обращено к ростральным колоннам , которые были возведены чтобы украсить пристань и для безопасности судов. Это маяки украшенные рострами (оконечности кораблей.) стали называться Ростральными колоннами. Они были возведены в 1810 году. Колонны показывает мощь и величие морского флота государства, а также отсылает к древнеримскому обычаю украшать колонны рострами поверженных (трофейных) вражеских кораблей. Внутри каждой колонны находится винтовая лестница, ведущая на верхнюю смотровую площадку с огромной чашей-светильником и металлической треногой, удерживающей её. В чашу заливали конопляное масло, дающее огромный огненный столб, указывающий путь кораблям во мраке ночи или пелене тумана. Так было до 1896 года, в котором к колоннам подвели электричество. В 1957 году к маякам из соображений экономии подвели газ и теперь, в наши дни зажигают только по особым торжественным случаям.
На Березовом острове (сейчас он называется Петроградским) был построен первый дом для Петра I, если верить легенде за 3 дня. В доме было всего две комнаты. В одной из них царь работал, а в другой ел и спал. Дом несколько раз реставрировался.
Через весь город тянется его главная улица – Невский проспект. Когда начали строить Петербург, прорубали в лесу дорогу. По обе стороны этой дороги строили дома и дворцы. Так и выстроился Невский проспект. Чтобы вымостить его, Пётр I издал указ о том, что каждый, кто приходит в город, должен принести с собой три камня. Невский проспект – это сердце Петербурга, его визитная карточка. Протяжённость Невского проспекта 4,5 Своё современное название Невский проспект обрёл в 1781 году, произошло от названия Александро-Невской Лавры, которая носит имя национального героя, святого князя Александра Невского. Интересно, что напрямую к Неве Невский проспект нигде не выходит.
6.Михайловский (Инженерный) замок – одно из самых необычных мест Санкт-Петербурга, с которым связано множество легенд и преданий. На этом месте, в Летнем дворце Елизаветы Петровны, Павел Первый появился на свет. Здесь же, в своей спальне в Михайловском замке он был убит. Говорят, что его призрак до сих пор бродит в этих стенах.
ФИЗМИНУТКА
7. Летний дворец, Летний сад Летний дворец и Летний
сад – любимое место Петра. Он сам рассаживал цветы и деревья, сам
ухаживал за ними. В этом саду росли яблони из Швеции, розы из Дании, кедры из
Сибири. Сад был украшен скульптурами и фонтанами. Ансамбль Летнего сады был
создан по указу Петра 1.. В 1704 году на указанном императором месте стали
высаживать деревья и цветы, устанавливать первые мраморные статуи,
привезённые из всей Европы. Сад разделён на сеть прямых аллей. Деревья и
кустарники аккуратно подстрижены. В этом саду устраивались роскошные балы и
гулянья, царские приёмы. Обратите внимание на чугунную решётку и колонны из
отполированного розового мрамора. Их ровно 30. 8. Зимний дворец Зимний дворец – величественное здание на берегу Невы. В этом дворце жили русские цари зимой, отсюда и название. В нём 1050 залов и комнат, украшенных золотой резьбой, 1886 дверей, 2000 окон, 120 лестниц. В Зимнем дворце находится Эрмитаж – известный музей. Это один из крупнейших музеев мира. Он образовался в 1764 году. В Эрмитаж едут люди со всего мира, чтобы посмотреть картины, скульптуры, вазы, изделия из серебра и золота. Сейчас в музее представлено 3 миллиона экспонатов. Чтобы обойти 353 зала музея, придётся пройти 24 километра. Если осматривать каждый экспонат хотя бы минуту, то потребуется 20 лет. На подробный осмотр не хватит и жизни. В 1988 году Эрмитаж попал в Книгу рекордов Гиннеса, как самая большая картинная галерея мира.
9. Дворцовая площадь. Главная площадь города – Дворцовая. В центре Дворцовой площади можно увидеть величественное сооружение – Александровскую колонну, которую венчает ангел с крестом. Колонна получила свое название в честь императора Александра I . Александровская колонна посвящена победе России в Отечественной войне 1812 года, а изображение ангела представляет собой символ народного подвига в этой войне. Это самая высокая в мире колонна из гранита.. 10. Медный всадник. Одним из символов Санкт-Петербурга является памятник основателю города – Петру I, который изображён скачущим на коне. Памятник установлен на огромной гранитной скале, на Сенатской площади. Он возвышается над Невой и виден со всех сторон. Через 80 лет после начала строительства города, был открыт памятник его основателю. Весь мир с лёгкой руки А.С.Пушкина называет его «Медный всадник» Интересна история создания этого памятника: 13 лет потребовалось скульптору и его помощникам, чтобы воплотить замысел в бронзе. Для того, чтобы скульптор мог выполнить набросок, гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост, ставил её на дыбы. Так продолжалось по несколько часов в день на протяжении нескольких месяцев.
11. Кунсткамера. При Петре I в Санкт-Петербурге был создан самый первый музей в стране – Кунсткамера. Она была открыта в 1719 году. Из-за границы Петр I привозил модели кораблей, инструменты, редкие книги и многое другое. Все эти редкости и положили начало коллекции.
12. Река Нева. Мосты Санкт-Петербурга. Главная река города – Нева. При впадении в Финский залив она разбивается на несколько речек. Между ними находятся острова. Санкт-Петербург стоит на островах – их 42. Вокруг них каналы, реки, протоки. Все они соединены мостами. В городе 342 моста. Мосты большие и маленькие, каменные и стальные, подвесные, но особенно знамениты разводные мосты. Самый длинный мост — Большой Обуховский (вантовый) мост через Неву (полная длина мостового перехода — 2824 метра). Самый длинный разводной мост — Александра Невского через Неву (длина без береговых сооружений 629 м, вместе с пандусами — 905,7 м). Самый широкий пешеходный мост — Синий мост на реке Мойке (97,3 метра), . И еще много красивых мостов. У Петроградской набережной находится один из самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга — крейсер «Аврора». Построен корабль в апреле 1900 года.
13. Соборы Санкт- Петербурга Храм Спас на Крови - является известнейшей достопримечательностью Петербурга. Это крупнейший памятник искусства русской мозаики. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов. Имеет статус храма-музея. Исаакиевский собор был построен у берега Невы, с западной стороны Адмиралтейства. Именно здесь 19 февраля 1712 года Пётр I венчался со своей женой Екатериной, Казанский собор на месте каменной церкви Рождества Богородицы. В 1932-1991 гг. в соборе размещался музей истории религии и атеизма. В 1991 г. возобновлены богослужения, в 2000 г. собор получил статус кафедрального, Фонтаны Санкт-Петербурга являются частью неповторимого облика - города. Сооружение первых фонтанов в Санкт-Петербурге началось в 1705 году в Летнем саду. Идея их создания принадлежала основателю города - Петру I. Петродворец, расположенный в 30 км от центра Санкт-Петербурга, является одним из самых изысканных и самых известных дворцово-парковых ансамблей мира. Основанный Петром I, как летняя резиденция императора, сейчас парк принимает туристов со всего света.
Ребята, наша экскурсия подошла к концу! Летим обратно домой!!!
Давайте проведем викторину, проверим кто внимательно нас слушал. Отвечаем по поднятой реке.
Викторина Назовите имя царя, который основал город Санкт-Петербург?
На какой реке построен город Санкт-Петербург?
Откуда вытекает и куда впадает Нева?
Как называется первый музей города?
Как называется первый сад города?
Что является главным украшением Летнего сада?
Из какого материала построен Домик Петра Первого? . Как называется самый крупный музей мира?
Какой дворец в прошлом был резиденцией русских царей? С какой крепости ровно в полдень раздаётся выстрел сигнальной пушки?
Молодцы!!!
|
Смотрят на слайде маршрут путешествия.
Смотрят презентацию, слушают учителя.
Петр 1.
На реке Неве.
Из Ладожского озера в Финский залив.
Кунсткамера.
Летний сад.
Скульптуры.
Из дерева.
Эрмитаж.
Зимний дворец.
Петропавловская крепость.
|
4. Эмоционально - рефлексивный |
Организация подведения итогов занятия совместно с обучающимися. Обобщение и выводы по теме. Не персонифицированная оценка личностных и метапредметных результатов внеурочного занятия. |
-Ребята, давайте подведем итог нашего путешествия. - Что вы сегодня узнали?
Расскажите , что Вы там видели.
Молодцы ребята, сегодня мы с вами славно потрудились! Если вам понравился урок, было интересно похлопайте в ладоши. Если вы чего-то не поняли, и вам было неинтересно на уроке потопайте ножками. Спасибо!
|
-Мы посетили Санкт-Петербург. Узнали все его достопримечательности.
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.