ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ:
ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД
Панчук Александр Мефодиевич
Заместитель директора
Учитель истории и обществознания
МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Введение. Пока есть люди, будет существовать такое явление как
различный социальный состав, а, значит, и несовпадающие интересы,
которые, каким-то образом, надо подчинить общей идее, т.е. должна быть
какая-то объединительная идеология, а образование не может быть
форпостом идеологии государства.
Наибольший интерес для теории и практики представляет выявление
соотношения между политической идеологией и государственной
идеологией и их отношение к образованию в целом. Образование без
идеологии – это утопия. Ведь государство заказывает свое будущее через
систему школьного и вузовского образования, а сформировать
мировоззрение молодежи можно только через государственную идеологию
личности.
Актуальность (социальная значимость) определяется
беспрецендентной борьбой сторонников идеологизации высшего
образования и моделью деидеологизации высшего образования,
разработанной и навязанной З.Бжезинским и его командой, практически на
всем постсоветском пространстве, вписывающейся как элемент западной
модели либеральной идеологии. Во-вторых, на сегодня, в том числе и в
правовом поле, размыто место и роль государства в формировании
государственной идеологии в системе образования. В-третьих, существует
серьезная проблема в формировании политической идеологии и её
трансформацию в государственную идеологию в сферу образования.
Целью настоящего исследования послужило: определить место
государственной идеологии в образовании, её влияние на формирование
мировоззрения сегодняшнего и будущих поколений. Показать
несостоятельность и вредность деидеологизации высшего образования как
элемента западной модели либеральной идеологии, направленной на
подрыв и развал бывшего СССР, а теперь и России, недопущение
появления молодых государств с идеологией, неприемлемой Западом.
Для исследования используются следующие методы: общенаучные –
анализ, синтез, индукция, дедукция; специальные, частные. Принципы:
объективности, историзма, научного плюрализма.
Результат. Теоретико-научное исследование свидетельствует о том,
что навязанная модель либеральной идеологии в сфере образования
превратилась в догму. Это входит в противоречие с диалектическим
методом по характеристике этого явления, что подтверждается опытом
многих успешных государств, где в сфере образования успешно
утвердилась государственная идеология на нормативном уровне.
В заключении необходимо отметить, что наличие двух полярных
подходов к идеологии в образовании свидетельствует об одном –
образование без идеологии – это утопия и вымысел.
Список литературы
1. Государственная идеология и высшее образование [Электронный ресурс] – URL:
russ.ru/pole/Cosudarstvennaya_ideologiya_i_vysshee_obrazovanie (дата обращения
27.08.2018)
2. Идеология и образование [Электронный ресурс] – URL:
www.chaskor.ru/article/ideologiya_i_obrazovanie9905(дата обращения 27.08.2018)
3. Лазарев В.В. Общая теория права и государства / В.В. Лазарев. - Москва, 1994.
4. Мельник В.А. Основы идеологии белорусского государства: Пособие / В.А.
Мельник.– Минск: Выш. шк., 2009. – 416 с.
5. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием
12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции
РФ от 30.12.2008 №6 – ФКЗ, от 30.12.2008 №7 – ФКЗ, от 05.02.2014 №2 – ФКЗ) //
Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014 – №15
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.