Государственные внебюджетные фонды

  • Мероприятия
  • Научные работы
  • Педсоветы
  • docx
  • 20.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Реформирование системы государственных финансов в 90-е годы XX столетия в России связано с появлением системы внебюджетных фондов. Создание их было продиктовано необходимостью более качественного решения задач жизненно важных для общества – как социального, так и экономического характера. Поэтому целью настоящей лекции является определение современного статуса, целей и задач функционирования внебюджетных фондов, источников их финансирования и направления расходования средств, а также определение их организационной структуры.доклад
Иконка файла материала фонд.docx
Тема №8: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ Реформирование системы государственных финансов в 90­е годы XX столетия в России  связано с появлением системы внебюджетных фондов. Создание их было продиктовано  необходимостью более качественного решения задач жизненно важных для общества – как  социального, так и экономического характера. Поэтому целью настоящей лекции является  определение современного статуса, целей и задач функционирования внебюджетных  фондов, источников их финансирования и направления расходования средств, а также  определение их организационной структуры. 1. Общая характеристика внебюджетных фондов 2. Пенсионный фонд Российской Федерации 3. Фонд социального страхования 4. Фонд обязательного медицинского страхования 1. С переходом России к рыночной экономике появилась необходимость в создании  внебюджетных фондов. Основными причинами образования этих фондов является  необходимость:     социальной защиты населения в условиях спада производства, роста безработицы,  инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного  долга; целевого использования средств этих фондов; оперативного решения социальных проблем, что позволяют сделать внебюджетные  фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти; новых методов перераспределения средств в условиях перехода к рыночной  экономике;  финансирования территориальных нужд. Государственные внебюджетные фонды ­ это форма перераспределения и использования  финансовых ресурсов для финансирования общественных потребностей. Основное их  назначение ­ обязательное социальное страхование, которое представляет собой систему  создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных  на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального  положения граждан и наступления социальных страховых рисков. В этом заключается  экономическое содержание внебюджетных фондов. Юридическое определение  внебюджетных фондов дано в Бюджетном кодексе. Это государственные фонды денежных  средств, управляемые органами государственной власти и предназначенные для  социального обеспечения граждан. Средства государственных внебюджетных фондов  находятся в федеральной государственной собственности и не входят в состав бюджетов  всех уровней. Средства бюджетов фондов изъятию не подлежат. Порядок создания,  деятельности и ликвидации фондов определяется Федеральным законом «Об основах  обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165­ФЗ. Бюджеты фондов  на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи  (работодатели), страховщики (некоммерческие организации, создаваемые Правительством  РФ), застрахованные лица и иные органы, организации и граждане. К социальным страховым рискам относятся:  необходимость получения медицинской помощи;  временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; • "материнство;      инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся  на его иждивении. Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового  обеспечения (пенсия по старости, по инвалидности, пособие по беременности и родам и т.п.). Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального  страхования являются: 1. единый социальный налог; 2. дотации и другие средства федерального бюджета и бюджетов других уровней; 3. штрафные санкции и пени; доходы от размещения временно свободных денежных  средств; 4. иные поступления. Согласно ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации взносы в государственные  внебюджетные фонды отнесены к федеральным налогам и сборам. Это значит, что  правоотношения по сбору страховых взносов осуществляются не по отдельным нормативным  актам самих фондов, а в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Денежные средства фондов хранятся на счетах Банка России и иных банков, перечень  которых определяется Правительством РФ. Денежные средства расходуются на цели,  устанавливаемые федеральными законами о соответствующих бюджетах на очередной  финансовый год. Нецелевое расходование средств не допускается и влечет за собой  ответственность должностных лиц, допустивших нарушение. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами  управления этих фондов и представляются органами исполнительной власти на  рассмотрение законодательных органов. Эти проекты входят в состав документов,  представляемых одновременно с проектами бюджетов. Бюджеты государственных  внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием РФ в  виде федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о  федеральном бюджете. Проекты бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов  Федерации на рассмотрение представительных органов субъектов одновременно с  представлением проектов бюджетов и утверждаются одновременно с принятием законов  субъектов о бюджете. Исполнение государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным  казначейством РФ. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда  составляется органами управления фонда и утверждается законодательными органами вформе закона (федерального или закона субъекта Федерации). Контроль за исполнением  бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, ведущими  контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня. 2. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его  территориальные органы составляют единую централизованную систему органов  управления средствами обязательного пенсионного страхования. Государство несет  субсидиарную ответственность по обязательствам этого фонда перед застрахованными  лицами. Пенсионный фонд действует на основании Федерального закона «Об обязательном  пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167­ФЗ. Средства бюджета Пенсионного фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет составляется на финансовый год, при этом устанавливается норматив оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного  фонда и отчет о его исполнении ежегодно утверждаются федеральными законами. Бюджет Пенсионного фонда является консолидированным. Главными задачами Пенсионного фонда РФ являются: выплаты пенсий в виде трудовых, военных и социальных пособий, а также пенсий по  инвалидности, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации; пособий по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю  потери кормильца, компенсационных выплат; организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных  лиц в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27­ФЗ «Об  индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного  страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем  категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Доходы бюджета Пенсионного фонда:         страховые взносы (единый социальный налог); средства федерального бюджета; суммы пеней и иных финансовых санкций; доходы от размещения временно свободных средств обязательного пенсионного  страхования; добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в  качестве страхователей или застрахованных лиц; средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых  пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению; превышение сумм поступлений единого социального налога, зачисляемого в  федеральный бюджет, над расходами по выплате базовой части трудовой пенсии; иные источники. Расходы бюджета Пенсионного фонда:  выплата страховой и накопительной частей трудовых пенсий, социальных пособий на  погребение умерших пенсионеров за счет средств бюджета Пенсионного фонда; доставка пенсий;  финансовое и материально­техническое обеспечение деятельности самого фонда;     выплата базовой части трудовых пенсий (за счет средств федерального бюджета); выплата пенсий по государственному социальному обеспечению (за счет средств  федерального бюджета) ­ за выслугу лет, но старости, инвалидности, социальных  пенсий; дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии, исходя из инфляции на  очередной финансовый год; иные цели. Единый социальный налог в части, поступающей в Пенсионный фонд, делится на две части:  в федеральный бюджет и в бюджет Пенсионного фонда. Средства, поступающие в  федеральный бюджет, предназначены для выплаты базовой части трудовой пенсии и  государственного пенсионного обеспечения. Средства, поступающие в Пенсионный фонд,  используются для выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Если образуется профицит бюджета Пенсионного фонда, то создается резерв с целью  обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования.  Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда осуществляется Счетной палатой РФ, а также наблюдательным советом страховщика. Общее руководство Пенсионного фонда осуществляется правлением, оперативное  управление — исполнительной дирекцией. В субъектах Российской Федерации органами  оперативного управления являются отделения Пенсионного фонда, а в городах и районах — уполномоченные отделения. Программа пенсионной реформы РФ, утвержденная в мае 1998 г., в перспективе  предусматривает переход от действующей распределительной системы пенсионного  обеспечения к смешанной, а также введение персонифицированного учета в системе  государственного пенсионного страхования. Введение индивидуально­персонифицированного учета в системе государственного  пенсионного страхования обусловлено следующими факторами: (1) созданием условий для  назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; (2)  обеспечением достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии  при ее назначении; (3) созданием информационной базы для реализации и  совершенствования пенсионном законодательства, для назначения пенсий на основе  страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов; (4) развитием  заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов и Пенсионный фонд  РФ; (5) созданием условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными  лицами; (6) упрощением порядка и ускорением процедуры назначения государственных  трудовых пенсий застрахованным лицам. Индивидуальный учет в системе государственного пенсионного страхования строится на  следующих принципах: единство государственного пенсионного страхования в РФ; всеобщность и обязательность уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и учета  сведений о застрахованных лицах; доступность для каждого застрахованного лица сведений о нем; использование сведений о застрахованных лицах для целей пенсионного обеспечения;соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком  для индивидуального учета, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком  суммах страховых взносов; осуществление индивидуального учета в процессе всей трудовой деятельности  застрахованного лица. 3. Фонд социального страхования создан в Российской Федерации в соответствии с Указом  Президента РФ от 7 августа 1992 г. №822 «О Фонде социального страхования Российской  Федерации» и действует в соответствии с Положением от 12 февраля 1994 г. № 101 «О  Фонде социального страхования Российской Федерации». Фонд предназначен для управления средствами государственного страхования. Он  выступает в качестве специализированного финансово­кредитного учреждения при  Правительстве РФ. Денежные средства и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении Фонда, а  также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно­курортными  учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не  входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не  подлежат. В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные органы: (1)  региональные отделения, управляющие средствами государственного социального  страхования на территории субъектов Российской Федерации; (2) центральные отраслевые  отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в  отдельных отраслях хозяйства; (3) филиалы отделений, создаваемые региональными и  центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда. Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими  лицами, имеют текущие валютные и иные счета в банках. Главными задачами Фонда являются: • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности,  беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при  рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также  социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня  ритуальных услуг, санаторно­курортное обслуживание работников и их детей; • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья  работников, мер по совершенствованию социального страхования. Основными источниками средств фонда являются:      единый социальный налог; страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на  производстве и от профессиональных заболеваний (устанавливаются в процентах от  начисленной оплаты труда по всем основаниям и дифференцируются по группам  отраслей экономики в соответствии с классами профессионального риска ­ от I до  XXII в размере от 0,2 до 8,5% в 2001­2002 гг.). средства федерального бюджета; остаток средств на начало конкретного финансового года; прочие поступления. Средства фонда расходуются на следующие цели:  выплата пособий по временной нетрудоспособности; санаторно­курортное обслуживание работников и членов их семей;  финансирование научно­исследовательских работ по охране труда;            страхование от несчастных случаев на производстве и от профессиональных  заболеваний; дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную  реабилитацию; организация и ведение единой информационной системы социального страхования; возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным  заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими  трудовых обязанностей; оздоровление граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС; выплата пособий по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за  ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; на возмещение стоимости  гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение; оздоровление детей; расходы на содержание самих учреждений фонда; остаток средств на конец конкретного финансового года; капитальные вложения на развитие санаторно­курортных учреждений фонда; прочие расходы. 4. Фонды обязательного медицинского страхования созданы для реализации  государственной политики в области обязательного медицинского страхования в  соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499­1 «О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации», полностью введенным в действие с 18 января 1993 г.  (Положения, касающиеся добровольного страхования и деятельности страховых  медицинских организаций, вступили в силу с 1 октября 1991 г.). Цель медицинского  страхования состоит в предоставлении гарантий гражданам при возникновении страхового  случая на получение медицинской помощи за счет накопленных средств, а также в  финансировании профилактических мероприятий. Медицинское страхование  осуществляется в Российской Федерации и двух видах: обязательном и добровольном.  Фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными  государственными некоммерческими финансово­кредитными учреждениями. Они  предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское  страхование, обеспечение финансовой стабильности государственной системы  обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его  проведение. Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в  государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов,  других фондов и изъятию не подлежат.Введение обязательного медицинского страхования означало для государственного  здравоохранения переход к смешанной системе финансирования — бюджетно­страховой.  Бюджетные средства обеспечивают финансирование в части неработающего населения  (пенсионеры, домохозяйки, учащиеся и т. п.), а внебюджетные средства — работающих  граждан. Страхователями соответственно выступают исполнительные органы субъектов  РФ, местного самоуправления (они уплачивают взносы на неработающее население) и  хозяйствующие субъекты (организации), а также граждане­предприниматели, не имеющие  статуса юридического лица. На Федеральный фонд ОМС возложены следующие основные функции: выравнивание условий деятельности территориальных фондов ОМС по обеспечению  финансирования программ обязательного медицинского страхования; финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; разработка нормативно­методических документов, обеспечивающих реализацию Закона РФ  «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации; организация подготовки специалистов для системы ОМС; участие в создании территориальных фондов ОМС и в разработке базовой программы ОМС. Территориальные фонды ОМС создаются местными органами власти и действуют на  основании Положения о территориальном фонде ОМС, утвержденного Постановлением  Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. №4543 1, для реализации государственной  политики в области ОМС как составной части государственного социального страхования. В  городах и районах могут создаваться филиалы, действующие в соответствии с Положением,  утвержденным исполнительным директором территориального фонда ОМС. На территориальный фонд ОМС возложены следующие основные функции: финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими  соответствующие лицензии (страховщиками); выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направленное на проведение ОМС; предоставление кредитов, в том числе на льготных условиях, ( страховщикам при  обоснованной нехватке у них финансовых средств; создание финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы ОМС; организация банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в  территориальный фонд. Доходы фонда формируются за счет следующих источников:     единый социальный налог; возврат ранее размещенных временно свободных денежных средств и доходы от их  использования; остаток средств на начало конкретного финансового года; иные источники. Средства фонда расходуются на следующие цели:  финансирование целевых программ по здравоохранению;  финансирование профессиональной подготовки и переподготовки кадров;   создание нормированного страхового запаса (на случай возникновения критической  ситуации с финансированием программ обязательного медицинского страхования); компьютеризация системы обязательного медицинского страхования; международное сотрудничество по вопросам обязательного медицинского  страхования;  финансирование научных исследований в области медицины;        развитие материально­технической базы здравоохранения; выравнивание уровней медицинского обслуживания в территориальном аспекте; оплата медикаментов; оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, стихийных бедствиях,  катастрофах; содержание самого фонда; остаток средств на конец конкретного финансового года; прочие расходы. Вывод: Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на  длительный период источника денежных средств, используемых для решения конкретных  социальных потребностей общегосударственного значения. Внебюджетные фонды являются важным звеном в финансовой системе РФ и представляют собой механизм  перераспределения национального дохода с целью защиты интересов отдельных  социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера. Основная литература: 1. Бабич А. М., Егоров Е.В. Жильцов Е.Н. Социальное страхование в России и за  рубежом: Учебное пособие – М.: Изд­во РАГС, 1998. С. 123 – 136. 2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для  вузов – М.: Финансы, 1999. С. 253 – 305. 3. Брайчева Т.В. Государственные финансы. – СПб: Питер, 2001. с.161­174. 4. Государственное социальное страхование – М.: ИНФРА – М, 1999. С. 3 – 14. 5. Государственные и муниципальные финансы: учебник / Под общ. Ред. И.Д.  Мацкуляка. – М.: Изд­во РАГС ,2003. – с.358­387. 6. Финансы, налоги, кредит: Учебник / Под общ. ред. А.М. Емельянова, И.Д. Мацкуляка,  Е.Б. Пенькова – М.: РАГС, 2001. С. 210 – 231. 7. Холостова Е.И. Социальная политика: Учебное пособие – М.: ИНФРА­М, 2001. С. 101  – 131. Дополнительная литература:1. Бесстремянная Г. Реформа единого социального налога и теневой сектор в  здравоохранении и образовании // Вопросы экономики, 2006. ­ №6. – с. 107­119. 2. Кривощекова Е., Окунева Е., Окунев В. Обязательное пенсионное страхование:  теория и практика российской пенсионной системы // Вопросы экономики. 2006. ­ №6.  – с.120­135. 3. Сажина М.А., Колышева А.Н. Пенсионная реформа в России: страхование или  социальная помощь? // Финансы, 2001. № 3. С. 54 – 57. 4. Федотов Д.Ю. О формировании доходов внебюджетных фондов России // Финансы,  2003, №7, с.61­64.