Государство и право как историческое достояние человечества
Правосудие должно свершиться, даже если погибнет весь мир
Крылатое юридическое выражение
Цель урока:
Образовательная: Выяснить особенности научного курса « Основы правоведения», сформулировать интерес учеников в его изучении.
Развивающая: ознакомить учеников с содержанием учебника, а также с системой работы с ним, формировать умения высказывать собственное мнение.
Воспитательная: раскрыть понятия и охарактеризовать её виды, повысить уровень культурного развития учеников.
Основные понятия: правоведение, власть.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Оборудование: И. Б. Усенко. Основы правоведения. Уч. 9 кл. общеобразоват. Учеб. Заведений. – К.; «Перун» 2003. К. И. Батыр. Всеобщая история государства и права.
Структура урока
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
3. Изучения нового материала
А) государство и право как закономерный результат развития цивилизации.
Б) понятие «власть» её виды.
В) особенности государственной власти.
4.Обобщение и систематизация
5. Итоги урока
6. Домашнее задание
1. Организационный момент.
Учитель заходит в класс.
Обращается к ученикам: Приготовились к уроку. Проверили наличие на парте учебника, тетради по правоведению, обязательно дневника. Добрый день. Садитесь.
Презентация учебника.
Учитель демонстрирует учебник, который будет использоваться при изучении курса.
Хочется обратить ваше внимание на распалажение структурных частей в учебнике: прежде всего это оглавление, рубрики, параграфы, иллюстрации, таблицы, схемы. Кроме того, обратите внимание на краткий терминологический словарь, который находится в конце книги. Особое внимание следует уделить в тексте учебника полужирный шрифт, на рубрику интересно знать, и особенно на систему вопросов и заданий в основном тексте и в конце параграфа.
1
2. Актуализация опорных знаний.
1. Приходилось ли вам сталкиваться с понятием «правоведение» или «право»?
2. Если да, тогда что они означают?
Курс правоведения, прежде всего, имеет цель научить учеников, ориентироваться в обыденных жизненных ситуациях, использовать возможность решения социальных проблем.
Право-это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, которые устанавливаются, гарантируются и охраняются государством с целью регулирования общественных отношений.
3. Изучение нового материала
Мотивация.
Если Мы стремимся быть достойными гражданами независимой Украины, нам необходимо овладеть правовой культурой, умом, научиться ,юридическими средствами защищать, собственные конституционные права.
Постановка темы урока.
Учитель объявляет тему урока и записывает на доске. Итак, Тема урока:
Государство и право как историческое достояние человечества.
Ход урока
1. Государство и право как закономерный результат развития цивилизации.
Запомните что главными объектами юридической науки. Или правоведения, являются государство и право, два важнейших общественных института которые закономерно возникли в результате длительного исторического развития цивилизации.
Для каждой нации или народности возникновение собственного государства и своего права –это свидетельство и доказательство перехода от первобытного строя(дикости, варварства) к более высокой ступени общественного развития, к самостоятельности и независимости.
Несмотря на все свои недостатки государство является совершенной формой политической организации общества, а право –наиболее эффективным средством социального регулирования.
Ценность государства и права как социального блага, приносящего ощутимую пользу как обществу, так и каждому человеку, проявляется прежде всего в способности организовать и упорядочить большие и малые коллективы, общество в целом.
Государство и право выступают средствами регулирования общественных отношений, противостоят хаосу и произволу, способствуют материальному и духовному совершенствованию человечества. Им принадлежит роль организаторов совместной деятельности людей. Разрешений противоречий и конфликтов. С помощью государственно-правовых институтов осуществляется защита общества и каждой личности.
В результате чего возникло государство?(В результате длительного исторического развития)
Фронтальный опрос.
Для того чтобы ученики поняли распространение правовых норм.
1. Назовите действия, которые вы осуществили с утра
1.до того мгновения, когда пришли на урок правоведение?
2. Как вы думаете регулировались ли ваши действия определенными правилами, нормами?
3. Пользовались ли вы этими нормами, правилами?
4. Назовите нормативные акты, которые регулировали ваши действия?
Действие
Подьём в определенное Время
Утренний туалет
Одевания
Дорога к школе ( пеша или транспортом)
Обучение на уроках |
Нормы и правила, которые регулируют действия
Режим дня –не правовая норма, если это не учреждение где ( интернат, лагерь) существует определенная норма к общеобязательному режиму дня.
Качество воды, моющие средства регулируются определенными нормативными актами
Выбор одежды это больше всего не правовая, а моральная норма, почесть народным традициям, определенной местности, но если введут форму школьную –это может стать правовой нормой.
Правила дорожного движения, которые обязательно нужно соблюдать, это есть правовая норма. Правила пользования транспортом также закреплены правовыми нормами.
Право на образование закреплено Конституцией и Законами Украины, получить полное средние образование это долг каждого. Правила поведения учеников в школе есть правовой нормой.
|
Надеюсь вы поняли что с правовыми нормами приходиться иметь дело каждый день, ато и каждый час. Знания этих норм, умения использовать их помогут вам правильно действовать в разных ситуациях. Новые законы Украины, др., нормативно –правовые акты, принимаются каждый день. Эти Законы , правовые акты, печатаются в Газетах, Журналах – «Голос Украины», Ведомости Верховной Рады, и др.,
Норма права –это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное государством.
Нормативно –правовой акт –это письменный документ правотворческого органа, содержащий в себе конкретные юридические нормы.
2. Роль государства и права как неотъемлемых
атрибутов политической власти.
Ребята вспомните случаи когда вам кто-то навязывал свою волю, теми или иными способами принуждая к определенным действиям.
Например: кто определяет время прагулки, кто вам разрешает ходить на дискотеку (родители) почему верующие не употребляют мясо когда пост ( церква запрещает) руководители предприятий ( почему работники исполняют их распоряжения приходить на работу, выполнять их условия)
Потому что ребята здесь говориться о возможностях определенной личности которая своими действиями может принуждать других.
Власть –это способность и возможность с помощью авторитета, убеждения, принуждения или других средств подчинять своей воле подвластных, управлять или распоряжаться их действиями.
Власть делиться на несколько видов: экономическая, политическая, моральная, религиозная.
Различают также отдельные виды власти в зависимости от ее субъекта ( носителя) –власть народа, власть главы государства, власть руководителя общественной организации, власть родителей.
Особое внимание уделяется политической власти –виду социальной власти, с помощью которой реализуются жизненно важные интересы больших или влиятельных социальных групп ( пол. Партий, наций и т. Д.)
3. Особенности государственной власти.
Главным назначением государства и права становиться предоставление всему населению равных возможностей в использовании материальных и культурных благ.
Государство при помощи права должно обеспечивать:
В сфере экономики: Что? –справедливую оплату труда;
В сфере политики: -полное, реальное участие народа в управлении государством и обществом;
В социальной сфере: -высокий уровень жизни народа.
В духовной – возможности личности полностью реализовать свои духовные запросы.
Справедливы те государство и право, которое, во-первых служат на благо человеку, во-вторых, не нарушают его интересов, в- третьих, не наносят вреда обществу.
4. Обобщение и систематизация.
1. Вспомните обозначение власти? ( Власть –это способность и возможность с помощью авторитета, убеждения, принуждения или др., средств подчинять своей воле подвластных ,управлять или распоряжаться их действиями.
2. Определите , о каком виде власти идется в каждом случае: отец запретил сыну включать телевизор пока он не выполнит домашнее задание ( вид власти семейный) Папа Римский в своём обращении признал невозможным женитьбу представителям духовенства ( вид власти религиозный)
3. Кабинет Министров Украины принял указ который запрещает ввоз в Украину куриного мяса производства США. ( вид власти политический или государственный).
4. Итоги Урока
Учитель анализирует работу учеников на уроке во время фронтального опроса и оценивает её.
5. Домашнее задание
1. Изучить текст параграфа , составить таблицу виды власти задания
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.