ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА г. ГОЛОВКИ
ПЛАН - КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
По предмету: История искусств
На тему: «Готическое искусство 12-14 вв. Витражи»
Преподаватель: Миронова Н.А.
ГОРЛОВКА 2018
Дата проведения урока: 18.04.2018г.
Класс: 3 В
Цели урока:
Образовательные:
· знакомство учащихся с искусством витража;
· формирование представления об истории развития витража.
Развивающие:
· развитие творческой фантазии, понимание поэтичности создания декоративной работы;
· сформировать навыки работы над имитацией техники витража.
Воспитательные:
· создание условий для формирования эстетического вкуса.
· Оборудование: презентация «Витражи», компьютер.
Задачи урока:
· Образовательные – познакомить учащихся с готическим стилем и культурой европейского Средневековья, научить выделять готический стиль из других стилей, выявлять его особенности в различных проявлениях жизни, учить составлять из полученных раннее знаний по другим предметам целостную историческую картину, использовать приобретенные знания для расширения кругозора;
· Развивающие - способствовать формированию познавательного интереса, эстетической активности обучаемых, побуждать к развитию связной, логичной, красивой речи на примерах художественной критики, высказыванию собственных суждений, обогащать словарный запас;
· Воспитательные - воспитывать эстетический вкус, способность и желание к самообразованию.
Содержание урока
1. Организационный момент. Подготовительный этап. Сообщение темы урока……………………………………………………5 мин
2. Формирование знаний………………………………………10 мин
2.1. Особенности готического искусства……………………15 мин
2.2. Особенности и характеристики готического витража…10 мин
3. Логическое завершение урока. Игра вопрос-ответ………….5 мин
Предварительная подготовка: подбор репродукции и слайдов, музыкальных фрагментов, эпиграфа; отбор материала для урока.
Возможная личностно-значимая проблема: научиться погружаться в другое время, вживаться в образ человека изучаемой эпохи, рассуждать с его точки зрения и представлять атмосферу иного времени уметь чувствовать связь эпох и поколений через предметный мир и произведения искусства.
Планируемые результаты изучения материала: учащиеся выявляют уровень знаний по предыдущему материалу, продолжают работу по формированию адекватных культурно-исторических понятий, создают личностный образ европейского Средневековья.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности: иллюстративно-репродуктивный, частично поисковый, проблемный. Форма урока: комбинированный урок.
Развитие умений учащихся: ознакомление и анализ произведений искусства помогают реконструировать многомерный и противоречивый образ эпохи: дают возможность увидеть, что искусство – один из путей воздействия на общественное сознание. Погружение в мир искусства способствует развитию специфических навыков, необходимых грамотному читателю, слушателю, зрителю. Историко-культурный материал способствует формированию собственного мнения, выработке личностного отношения культурному наследию европейского Средневековья. Учащиеся воспроизводят известный историко-культурный материал, анализируют изученное, сравнивают, актуализируют знания. Развивается воображение, способности эмоционально-ценностному восприятию, креативность. Также развиваются умения анализировать и интерпретировать информацию, анализировать и оценивать собственные знания.
Основные понятия и термины: арка, аркбутан, витраж, контрфорсы, нервюры, неф, «роза», шпиль, баллада, литургия.
Ход урока
I. Подготовительный этап. Сообщение темы урока
Сегодня мы познакомимся с готическим декоративным искусством.
Если декоративная работа имеет большие размеры и предназначена для украшения здания, то это произведение относится к монументальному искусству. Монументальные произведения – это живописные произведения большого размера, которые украшают какое-нибудь архитектурное сооружение внутри или снаружи.
-Какие произведения живописи мы относим к монументальным видам искусства?
Взгляните на наше окно, вас ждет небольшой сюрприз (отдергиваю штору, на стекле окна закреплены большие листы кальки с нарисованными витражами)
Видите, какое чудо получилось? Свет прошёл сквозь краски, и они заиграли, загорелись, засветились так сильно, так многоцветно! Весело, хорошо, нарядно! Сразу настроение стало улучшаться.
Витраж это живопись на стекле.
II. Формирование знаний.
Витраж - это картина, выполненная из кусочков стекла посредством свинцовых узких полос
Витраж (франц. vitrage? от лат. vitrum - стекло)- орнаментальная или сюжетная декоративная композиция в окне, двери, перегородке из стекла или другого материала, пропускающего свет.
Во все времена самыми роскошными, нарядными окнами были окна в виде витражей. Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного света. Витраж выглядит как стеклянная мозаика. Куски цветных стекол крепятся в металлических переплетах специальной сквозной рамы – каркаса, или так называемой арматуры, а иногда скрепляются цементом.
Именно в витражах удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узор.
- Как вы думаете, витраж – это современный вид искусства или у него есть своя история?
Умные люди открыли это чудо цветного стекла давно – давно, в стародавние времена, в стране Египет. Окрашенные стёкла вставляли в окна домов, храмов.
Послушайте, как рассказывал Виктор Гюго о витраже: «... Собор Парижской богоматери является примечательным образцом подобной разновидности. Каждая сторона, каждый камень почтенного памятника – это не только страница истории Франции, но и история науки и искусства... Внутри собора было уже пусто и сумрачно. Боковые приделы заволокло тьмой, а лампады мерцали, как звезды, так глубок был мрак, окутывающий своды, лишь большая розетка фасада, разноцветные стекла которой купались в закатном луче, переливались во мраке, словно груда алмазов, отбрасывая свой спектр на другой конец неба».
2.1. Особенности готического искусства
Готика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV—XVI вв. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие. Слово «Готика» происходит от итал. gotico — непривычный, варварский (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.
К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика».
В 1980-е годы термин «готика» начал применяться и для обозначения возникшей в это время субкультуры («готическая субкультура»), в том числе музыкального направления («готическая музыка»).
Готика, кратко говоря –
это архитектурный стиль, пришедший на смену романскому стилю, начиная с XII
века. Он господствовал по всей Европе вплоть до XV века, а в некоторых странах
существовал и в XVI столетии.
Слово готика не имеет отношения к германскому племени готов. Сначала оно
использовалось в уничижительном смысле деятелями Возрождения, которые
сравнивали все предшествующее искусство с варварскими формами. Во Франции
готика называлась более правильно – «стрельчатым стилем». Сейчас готика по
праву считается выдающимся архитектурным стилем средневековья.
Главными чертами готики были:
• стремление вверх, легкость архитектурных форм;
• большая высота строения;
• стрельчатые арки; островерхие крыши;
• большие окна с витражами;
• большое количество скульптурных фигур;
Романский стиль в архитектуре был необходим во время междоусобных войн и
представлял собой в первую очередь архитектуру оборонных сооружений. Готика
стала нужна во время активного расширения городов. Появляются совершенно новые
типы зданий: биржа, рынок, суд, больница, ратуша.
Готика, кратко говоря, придавала городу новый, грациозный и легкий облик, но
одновременно и величественный.
Храм XIII века - теперь уже не только место для богослужения. Здесь теперь
разыгрывают театральные представления, устраивают диспуты студенты. Город
рос, и нужно было, чтобы храм мог вместить всех жителей.
И строители, чтобы не утолщать стены и не делать сооружение массивным, создали
новую конструкцию. Они стали применять стрельчатые своды и особую систему
нервюр, которые равномерно распределяли нагрузку. Применение опорных столбов,
на которые теперь приходилась вся тяжесть свода, помогло расширить пространство
сооружения. Вместо узких бойниц теперь можно было делать широкие окна,
украшенные для красоты разноцветными витражами.
Самым великолепным образцом готического архитектурного стиля стал собор
Парижской Богоматери. Он известен «галереей королей» и огромным количеством
фигур химер, которые пугали входящих.
Скульптура также повсеместно применяется в готическом стиле, как и в
романском. Чаще всего применяли статуи-колонны и монументальные
статуи. В готическом стиле также широко используется скульптурная резьба
по камню – изображение цветов и листьев.
Готика теряет свое значение с приходом эпохи Ренессанса в XVI веке.
2.2. Витраж
Витражи в готическом стиле в былые времена украшали только дома знати и величественные храмы. С тех пор техника создания готических витражей практически не изменилась, но разработка новых, более дешевых и качественных материалов позволила изготавливать такие произведения искусства для многих желающих. Готические витражи покоряют своей завораживающей красотой. Они привносят в помещение атмосферу уюта и роскоши.
Презентация «Готический витраж»
III. Логическое завершение урока. Игра вопрос-ответ.
Сегодня витражи окружают нас в нашей повседневной жизни.
-Какие примеры вы можете привести?
· Предметы быта - настольные лампы, экраны для каминов, подсвечники.
· Двери с цветными стёклами между комнатами в некоторых квартирах.
· Витрины магазинов с узором из цветных стёкол.
· Цветные панно с подсветом в кафе, клубах, театрах, в парках
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
По ведению урока:
1. Н.А. Горяева, О.В. Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека Учебник для 5 класса под редакцией Б.М. Неменского, М.Просвещение 2003
2. М.А. Порохневская. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского Изобразительное искусство 5 класса, Волгоград 2003
3. Т.Б.Сапжникова, О.А. Коблова. Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, М. Педагогический университет «Первое сентября» 2009
По теме:
1. «Большая Советская Энцилопедия. Том XII, XXXVI»-М.: «Большая Советская Энциклопедия», 1955г. 630 с. илл., 700с.
2. «Всемирная История в X томах», том III.-М.: Государственное Издательство Политической Литературы, 1957 г. 895 с.:илл.
3. Гомбрих Эрнст Гомбрих «История искусства»-М: АСТ, 1998 г.688с.
4. Гуревич А.Я. «Категории средневековой культуры». М: Искусство, 1984 г, 350 стр.
5. Даниель Сергей. «Искусство видеть».-М: Амфора, 203 с.:илл.
6. Джеймс Холл «Словарь Сюжетов и символов в искусстве»-пер.с английского Майкапара А.Е.:М- Крон-пресс, 1966, 656с.
7. Матвеева Н. «Все краски мира. Синий».-М: Китони., 2009г., 213с.:илл.
8. Муратова К.М. «Мастера французской Готики XII-XIII веков. -М: Искусство, 1988г. 404с:илл.
9. Рагин В.Ч. «Искусство витража от истоков к современности».-М:-Белый Город, 2004 г.287 с.:илл.
10. Рохмистров В.Г. «Книга Алхимии. История. Символы. Пратика», Санкт-Петербург, Амфора,Александрийская Библиотека. 2009г. 290с.
11. Сокольниова «Истоияизобразительного искусства в2-х томах/Учебное пособие для студентов/ Том I»-M: Academia, 2006 г. 296 с.
12. Сурина М.О. «Цвет и символ в искусств, дизайне, архитектуре»-М:-Март, 2006 г. 203с.
13.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.