Задачи
1. Совершенствовать умение разметки с помощью чертёжных инструментов.
2. Учить использовать собственные фантазии для создания целостного образа.
3. Развивать наблюдательность, умение рассуждать, обсуждать, анализировать, выполнять работу с опорой на схемы и инструкционные карты.
4. Учить использовать свои знания и умения в новых ситуациях.
5. Развивать художественные и конструкторско-технологические способности, пространственные представления.
Оборудование
Рабочее место для работы с бумагой и картоном, канцелярский нож, металлическая линейка, 2–3 листа белой писчей бумаги.
Технология
Уроки 16.
Тема: Готовим подарки. Открытки к 23 февраля (проектирование, конструирование, технологии обработки)
(учебник, с. 30–31)
Задачи
1. Совершенствовать умение разметки с помощью чертёжных инструментов.
2. Учить использовать собственные фантазии для создания целостного образа.
3. Развивать наблюдательность, умение рассуждать, обсуждать, анализировать, выполнять работу с опорой на схемы и
инструкционные карты.
4. Учить использовать свои знания и умения в новых ситуациях.
5. Развивать художественные и конструкторскотехнологические способности, пространственные представления.
Оборудование
Рабочее место для работы с бумагой и картоном, канцелярский нож, металлическая линейка, 2–3 листа белой писчей
бумаги.
Этапы
I. Актуализация
знаний.
Постановка
проблемы.
Ход урока
УУД
Вступительная беседа. 3 2
Беседа об истории открыток.
– Сейчас объяснять, что такое открытка, нет необходимости никому –
ведь полки современных книжных магазинов доверху завалены
красочными и яркими открытками. Мы привыкли дарить и получать
открытки в подарок на праздники и памятные даты. Более того, многие
считают, что без открыток настоящий праздник в принципе невозможен
– ведь они создают особое настроение радости и счастья.
Трудно представить, но открытки появились не так давно. Впрочем,
случилось это в достаточно отдалённый от нас момент времени –
Познавательные УУД
1. Формируем умение
извлекать информацию из
схем, иллюстраций.
2. Формируем умение
выявлять сущность и
особенности объектов.
3. Формируем умение на
© ООО «Баласс», 2013коллекционеры до сих пор спорят о том, где и когда началась история
открытки.
основе анализа объектов
делать выводы.
Коммуникативные УУД
1. Формируем умение
слушать и понимать других.
2. Формируем умение
строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами.
3. Формируем умение
оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре и в
группе.
Одна из самых популярных версий истории возникновения открытки
принадлежит французам. Согласно их мнению, открытка возникла во
время франкопрусской войны. У участвовавших в боевых действиях
солдат часто заканчивались писчая бумага и конверты, поэтому для
того, чтобы передать весточку родным, они использовали вырезанные
из картона прямоугольники. На войне мало развлечений, поэтому
многие солдаты, чтобы отвлечься от тяжёлых военных будней и
невесёлых мыслей, разрисовывали свои картонные прямоугольники.
Один из таких разрисованных картонных прообразов попался на глаза
книготорговцу Леону Бенардо из Бретани. Возможно, что именно так
началась история создания открытки.
Впрочем, у англичан есть свой, оригинальный взгляд на историю
открытки – они считают, что первую открытку сделал сэр Генри Коул.
Можно считать, что история открытки в Британии началась именно с
этой, посвящённой Рождеству. На ней была изображена счастливая
семья, сидящая за празднично накрытым столом, а картинку дополняла
подпись: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!»
1. Первая английская открытка.
Однако у китайцев есть своя версия истории возникновения открытки.
Согласно ей, открытки эволюционировали из визитных карточек,
культура которых была очень распространена в Древнем Китае.
Согласно китайскому этикету того времени, если посетитель не смог
застать того человека, которого он хотел поздравить, он должен был
© ООО «Баласс», 2013оставить на пороге его дома свою визитную карточку с написанными на
ней пожеланиями к празднику.
Хотя и не понятно, где именно началась история почтовой открытки,
дальнейшее её развитие выглядит куда менее туманным. Так, в самом
начале XIX века во Франции появилась иллюстрированная почтовая
бумага. Также примерно в то же время стало принято отправлять
открытки и в Англии.
История развития открытки продолжилась в Германии. На германской
почтовой конференции, проходившей в ноябре 1865 года, прусский
почтовый советник Генрих фон Стефан предложил выпускать
открытый «почтовый листок», где одна сторона предназначена для
адреса, а другая – для текста. Однако это предложение было
отвергнуто. Два года спустя появилось ещё несколько подобных
проектов. Причина столь высокого интереса к таким открытым
почтовым карточкам (кстати, именно отсюда идут корни слова
«открытка») в Германии была проста и лежала во вполне практической
плоскости – дело в том, что пересылка этих карточек как печатных
произведений оплачивалась не по дорогому почтовому тарифу, а по
более низкой бандерольной таксе, поскольку они не являлись письмом.
Впрочем, такая инициатива по вполне понятной причине долго не
находила взаимопонимания со стороны почтовых работников – терять
прибыль почтовики не хотели.
Однако в январе 1869 года в истории развития почтовой открытки
произошло важное событие – австровенгерское правительство приняло
предложение профессора экономики Венской военной академии
© ООО «Баласс», 2013Эммануила Германа о создании «корреспондентской карточки» – очень
похожей на современные открытки, – которую следовало посылать без
конверта.
Уже в 1871 году к инициативе АвстроВенгрии присоединись почтовые
ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании и
Голландии. Через год к этому списку добавились Швеция, Норвегия,
Цейлон, а в 1873м – Франция, Испания, Румыния, Сербия и Чили.
2. Немецкая открытка, датированная 1898 годом.
В России история создания открытки началась позднее – лишь в 1872
году появились первые открытые письма. Они не были иллюстрированы
и были выполнены на бумаге разных цветов. Открытки, напечатанные
на бумаге чёрного цвета, можно было отправлять как внутри города,
так и в другие города, в зависимости от наклеенных марок. Открытки
на коричневой бумаге были предназначены для отправки внутри города,
а зелёные – для иногородних отправлений.
Следующей важной вехой в истории развития открытки в России стал
1894 год, когда министр внутренних дел России разрешил выпускать
бланки открытых писем частного изготовления – до этого монопольное
право на выпуск открытых писем принадлежало почтовому ведомству.
Первыми иллюстрированными открытками в России стали
фотографические
изображением
достопримечательностей Москвы. Известна серия из пяти таких
открыток, на которой есть надпись, позволяющая их датировать:
«Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895 года».
открытки
с
видовые
© ООО «Баласс», 2013История поздравительных открыток в нашей стране началась в конце
XIX века, когда в 1892 году были созданы одни из самых ранних
открыток такого назначения.
3. Российская поздравительная рождественская открытка (конец XIX
века – начало ХХ века).
После революции в Советском Союзе открытки были сначала
объявлены буржуазным предрассудком, однако со временем их
производство возобновилось, поэтому все мы помним о прекрасных
открытках, посвящённых таким праздникам, как Новый год, 23
февраля, 8 Марта, День Победы и 1 Мая.
В 1990е годы появились издательства, специализирующиеся на
производстве открыток, которые не только продолжили историю
художественной открытки в России, но и вывели российские открытки
на новый уровень идей и качества производства.
Более того, сегодня открылась новая страница этой истории. С одной
стороны, сейчас мало кто пользуется открытками по их прямому
назначению – их редко отправляют по почте, для связи на расстоянии
успешно применяются другие, новые и более оперативные средства
коммуникации. Однако открытки часто дарят лично. Поэтому большое
распространение получили открытки, сделанные вручную. Более того,
handmade открытками интересуются не только частные лица, часто
такие открытки становятся бизнесподарками. Ведь вряд ли у когото
поднимется рука выкинуть такие открытки, а потому они долго будут
радовать людей своим внешним видом и одновременно рекламировать
компанию, их подарившую.
© ООО «Баласс», 2013II.
Формулирова
ние темы.
Планирование
деятельности.
1 3 1 1
1. Анализ образца (учебник, с. 30–31)
Демонстрируется одна или несколько готовых открыток,
изучаются рисунки и инструкционная карта в учебнике. Учитель
повторяет правила безопасной работы канцелярским ножом.
– Как называется изделие? Каково его назначение?
– Каковы конструктивные особенности открытки? (Выпуклые части, на
которых закреплены фигурки.)
– Из каких материалов изготовлено изделие? Можно ли использовать
другие материалы?
– Какими способами можно разметить основу открытки? (Разметить
прямоугольник по чертежу с помощью линейки.)
– Какими способами можно разметить детали отделки? (По шаблону,
вырезать готовые детали из открыток, скопировать и раскрасить.)
– Как изготовить «ступеньки»? (Сделать надрезы.)
– Как прикрепить детали отделки к «ступенькам»? (Приклеить.)
– Как сделать надрезы? (Наметить место надрезов опытным путём или
с помощью линейки, прорезать канцелярским ножом по линейке или
ножницами.)
– Нужна ли дополнительная отделка?
2. Конструкторскотехнологическая задача (проблемная ситуация).
– Сколько деталей основы лучше изготовить, чтобы открытка хорошо
смотрелась: одну или две?
– Как рассчитать ширину «ступенек»? Как изготовить «ступеньки»
разного размера?
Ученики предлагают свои решения, обсуждают их.
Регулятивные УУД
1. Формируем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Формируем умение
оценивать учебные действия
в соответствии с
поставленной задачей.
3. Формируем умение
прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Формируем умение
осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
© ООО «Баласс», 20133. Планирование.
1. Разметить основу открытки.
2. Вырезать основу.
3. Изготовить «ступеньки».
4. Изготовить детали отделки.
5. Собрать изделие.
Ученики сравнивают свои планы работы с планом в учебнике.
III. Применение
знаний.
1. Самостоятельная работа.
Каждый ученик выбирает сюжет и изготавливает по нему свою
открытку с опорой на инструкционную карту.
Вопросы к ученику по алгоритму самооценки:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты выполнил всё сам или с чьейто помощью?
– Какие умения формировали при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
2. Уборка рабочих мест.
3. Оценка работы.
Устраивается выставка готовых изделий, совместно обсуждается
их качество (точность, аккуратность, прочность).
© ООО «Баласс», 2013
Личностные УУД
1. Формируем мотивации к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.IV. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке, чему научились? Какие знания и
умения помогли вам сегодня аккуратно и красиво выполнить работу?
© ООО «Баласс», 2013