1. Вступление
Объем: 2-3 предложения.
Задача: подвести читателя к проблеме.
Во введении также можно:
Порассуждать об эпохе.
Вспомнить факты из биографии писателя.
Кратко поговорить глобально о поднятой теме.
Здесь уместно будет выделить ключевое слово проблемы, чтобы подготовить читателя к проблеме.
2. Формулировка проблемы анализируемого текста (только одной!)
Задача: четко и однозначно сформулировать ту из проблем текста, к которой у вас есть аргументы, назвать автора, сообщить о прочтении текста.
Объем: 2-4 предложения.
К сожалению, не во всех предложенных текстах сразу удается понять, что хочет сказать автор. Есть несколько секретов, которые помогут облегчить задачу. Во-первых, проблема, как правило, сформулирована либо в начале, либо в конце текста. Это зависит от хода мыслей автора: он может сначала привести тезис, затем аргументацию, либо наоборот. Во-вторых, в любом тексте есть ключевая лексика, т.е. слова, которые несут в себе основную мысль текста. Эта лексика пригодится вам на следующем этапе – составлении комментария к исходной проблеме.
Способы формулирования проблемы:
Вопросительные предложения. Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Этой проблеме посвящен текст (ФИО автора)
Конструкция «Проблема + сущ. В Р. п. (чего?)». Автор поднимает проблему отцов и детей
2. Формулировка проблемы анализируемого текста (только одной!)
Проблема — вопрос, на который дается ответ в тексте. Важно отличать ее от темы. Как правило, тема высказана одним-двумя словами, она абстрактна и не призывает к рассуждению. Проблема же направлена на раскрытие какого-то понятия, связана с моральным или философским вопросом, носит негативный оттенок (неприятности, конфликты). Кроме того, иногда она расширяет какой-то моральный аспект (не просто «проявление доброты», а «проявление доброты к детям»). Проблема может быть выражена утвердительным предложением, в таком случае автор ставит или поднимает ее. Можно сформулировать проблему в форме вопроса. Он должен полностью раскрывать главную мысль текста, а также быть связан с общими размышлениями и поступками, а не с конкретным героем. 4 варианта формулировки проблемы в 27 задании ЕГЭ по русскому:
роль/значение (проблема значения литературы в жизни человека).
проявление (проблема проявления жестокости на войне).
отношение (проблема отношения человека к слабостям других).
влияние (проблема влияния любви на людей).
Клише для проблемы
В данном тексте ... (ФИО автора) ставит проблему ... (Р.п.)
Вот главный вопрос, на который ищет ответ автор предложенного для анализа текста.
К этой проблеме обращается ... (ФИО автора) в представленном тексте.
Над этим вопросом задумывается / размышляет автор...
Именно этот вопрос находится в центре внимания автора.
УДАЧНЫЕ СПОСОБЫ НАЧАТЬ ТЕКСТ:
риторические вопросы или восклицания по теме текста, диалог с читателем — Задумывались ли вы о том, как литература, прочитанная в детстве, повлияла на вашу взрослую жизнь? А ведь она во многом сформировала ваш характер!
цитата из текста, которая плавно подводится к формулировке проблемы — «Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью», — так герой описывает свои ощущения от звучащего органа. Вновь услышав знакомую с детства пьесу, рассказчик задумывается, какую роль искусство (а в первую очередь музыка) играет в нашей жизни.
пословица, поговорка, афоризм — «Береги честь смолоду», — говорят в народе. Эта фраза прекрасно иллюстрирует текст, в котором герой размышляет о важности совести и чести для человека.
собственные размышления о проблеме текста — Нет в мире чувства, более необычного, чем любовь. Она способна исцелять и творить чудеса, но может и разрушить. Над этим задумывается и автор текста, поднимая проблему силы любви.
назывные предложения, которые рисуют перед читателем картинку, связанную с проблемой текста — Голод и разруха. Страх перед будущим, страх за близких. Для описания войны не найти положительных слов. Именно об этом пишет рассказчик — об ужасах войны.
Связка" между проблемой и комментарием
Связка необходима обязательно, чтобы текст вашего сочинения был логичным. Например, между проблемой и комментарием можно сказать: Именно этот вопрос волнует автора предложенного текста. Размышляя о данной проблеме, автор....
3. Комментарий к сформулированной проблеме — самое важное!
За комментарий в сочинении ЕГЭ с 2023 года можно получить только 3 балла (вместо 5 баллов, как было раньше).
Комментарий — это подтверждение того, что заявленная вами проблема действительно присутствует в тексте. Это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.
Задача комментария в 27 задании по русскому — показать, как размышлял автор, как пришел к тому или иному выводу. Его нужно писать с опорой на текст, не используя чрезмерного цитирования. В комментарии нужно указать 2 иллюстрации из текста (с цитатами). Чаще всего это конкретные эпизоды, связанные с проблемой. Универсальный переход к комментарию: «Размышляя над данной проблемой, автор рассказывает о…». После каждого примера необходимо пояснение. В нем вы объясняете, о чем говорит эта сцена, почему она важна для понимания главной мысли. Между примерами должна быть смысловая связь. Важно указать ее в отдельном предложении. Виды смысловой связи:
равноправие (оба примера показывают, что…).
противопоставление (однако этой сцене противопоставляется другая: …).
причина (рассказывая об этом поступке героя, автор говорит о причине такого поведения: …).
следствие (произошедшее приводит героя к мысли о том, что…).
вопрос-ответ (автор задается вопросом… отвечая на него, он говорит о…).
Структура комментария:
1-ый пример-иллюстрация из текста;
пояснение примера;
2-ой пример-иллюстрация из текста;
пояснение примера;
анализ смысловой связи.
В качестве примера-иллюстрации можно использовать:
цитаты;
описания;
истории;
примеры, которые приводят авторы, чтобы проиллюстрировать свою точку зрения;
размышления автора, связанные с проблемой;
средства выразительности, тропы;
слова, выражения, важные для понимания проблемы (обычно содержащие эмоциональную оценку);
точки зрения, которые приводит автор.
Как писать комментарий
Чтобы правильно написать комментарий, необходимо очень внимательно прочитать текст.
Если текст публицистический, важно проследить за тем, как развивается мысль автора до того, как он сам приходит к какому-либо выводу (вывод автора в вашем сочинении станет авторской позицией).
В художественном тексте авторская позиция не выражена прямо. Ее необходимо понять из контекста, проанализировав поведение героев, ситуации, лексические средства, которые использует автор.
Получается так: все, что вы используете для того чтобы понять авторскую позицию по проблеме и станет вашим комментарием.
Требования к комментарию
2 примера-иллюстрации, важных для понимания проблемы. Здесь уместно использовать частичное цитирование с объяснением того, почему именно эти ситуации вы рассматриваете и что автор пытается нам показать этими примерами.
Пояснение к примерам-иллюстрациям. Важно интерпретировать слова автора и сюжетную линию текста – это и есть пояснение к примерам иллюстрациям. Это значит объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные
средства выразительности, добавить эмоциональную
составляющую. При написании комментария недостаточно
просто показать две ситуации, привести два примера,
важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.
3. Смысловая связь. Необходимо указать на причинно-следственную связь, противительную или другую связь между примерами. Все будет зависеть от приемов, которые использует автор в конкретном тексте.
4. Цитирование: НЕЛЬЗЯ переписывать целые куски из текста или пересказывать весь текст или фрагмент. Если в качестве иллюстраций вы цитируете текст, то лучше использовать «частичное цитирование».
5. Соответствие заявленной проблеме.
6. Фактическая точность. Если при написании комментария допускается хотя бы одна фактическая неточность,
комментарий оценивается в 0 баллов.
0 баллов за комментарий можно получить ЕСЛИ:
Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст.
Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы исходного текста, не приведены.
Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста.
Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста.
Слова, которые помогут начать комментарий (клише)
Автор считает... (что?)
Автор отмечает важность... (чего?)
Автор рассказывает... (о чём?)
Автор размышляет... (о чём?)
Автор обращает внимание на... (что?)
Автор подчеркивает... (что?)
Автор раскрывает проблему на примере...
Автор делает акцент на том, что...
Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, / понять авторскую позицию, обратимся к тексту (ФИО автора)...
Автор начинает рассуждения с того, что...
Анализируя ..., следует обратить особое внимание на слова автора: «…».
(ФИО автора) убеждает читателя в том, что...
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.