Готовность детей к школе. Родителям.

  • ppt
  • 01.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Готовность детей к школе. Родителям..ppt

Готовность к школе

ГОУ ЛНР «АСШ №19 им.В.А.Салиты»

учитель высшей категории
Алексеенко С.М.

Готовность к школе -


это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам.

Готовность к школе включает в себя несколько компонентов

Готовность к школе


Психологическая готовность
Интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная
Физическая готовность
Здоровье, моторика рук, движения, возраст

Специальная готовность
Чтение, счет, учебные умения

Психологическая готовность

Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Залог быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года.
Успешное усвоение школьного материала.

Интеллектуальная готовность


Ориентировка ребенка в окружающем.
Запас знаний, усвоенных в системе.
Желание узнавать новое, любознательность.
Развитие образных представлений.
Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой.
Смысловое запоминание.

Высокая мотивационная готовность

Наличие у ребенка познавательных интересов:

любит книги;
любит решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания;
любознателен;
задает много вопросов.

Признаки познавательной активности

Ребенок занимается умственной деятельностью.
Предпочитает сам найти ответ на загадку, вопрос.
Просит почитать книги, дослушивает до конца.
Положительно относится к занятиям, связанными с умственным напряжением.
Часто задает вопросы, в т.ч. вопросы-цепочки.
Дожидается ответа на поставленный вопрос.

«Социальная позиция школьника»

Сформированность «социальной позиции школьника»:

Понимание необходимости учения и того, что учеба отличается от игры, она требует ответственности и серьезности.

Эмоционально –благополучное отношение к школе.



Личностная и социально-психологическая готовность


Принятие позиции школьника .
Потребность в общении.
Умение подчиняться правилам и интересам группы.
Способность устанавливать отношения с другими детьми.
Способность действовать совместно с другими детьми.

Волевая готовность умение сдерживать и контролировать поведение


Умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия.
Умение ориентироваться на заданную систему требований.
Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания.

Эмоционально-волевая готовность


Способность управлять своими эмоциями и поведением.
Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.
Стремление преодолевать трудности.
Стремление к достижению результата своей деятельности.

Коммуникативная готовность

Это умение ребенка строить свои взаимоотношение с другими людьми:

играть и общаться с другими ребятами;
быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;
общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;
доброжелательность и отсутствие агрессивности.


Социальные страхи старших дошкольников


Страх ошибки на уроке.

Страх насмешки сверстников.

Страх наказания и утраты расположения взрослых.

Физическая готовность

Состояние здоровья.
Физическое развитие.
Развитие анализаторных систем.
Развитие мелких групп мышц.
Координация движений в соответствии с возрастной нормой
Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.

Возраст поступления в школу

В настоящее время в 1 класс поступают дети, достигшие 6 лет

Главное отличие – у шестилетнего ребенка переход от игровой деятельности к учебной идет медленнее.

Адаптация ребенка к школе

Меняется социальная позиция ребенка: он становится учеником.
Происходит смена ведущей деятельности.
Меняется его социальное окружение. Успешность зависит от позиции среди сверстников.
Проблема сдерживания двигательной активности.
Возникновение специфических реакций: страхи, срывы, повышенная слезливость, заторможенность.

Схема социально-психологической адаптации школьника

Готовы ли родители к школе?


Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками.
Сдерживать свои эмоции.
Не кричать, не унижать и не обижать.
Не сравнивать своего ребенка с другими детьми.
Не наказывать ребенка без причины.
Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой.
Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты.


«Я» (имя, фамилия, пол, возраст, место проживания).

Моя семья (Ф. И. О. родителей, состав семьи, профессии).

Окружающий мир (животные и растения, времена года и явления природы, люди и техника и т. д.)


Числовая последовательность в пределах 20.
Сложение и вычитание в пределах 10.
Понятие «больше – меньше».
Основные геометрические фигуры.
Ориентировка в пространстве.
Измерение предметов при помощи линейки.
Цвета и их оттенки.


Умение составлять рассказ по картинке.
Пересказывать содержание известной сказки.
Рассказывать связные истории из своей жизни.
Рассуждать.
А вот умение бегло читать или писать письменными буквами – совершенно не обязательно!


Все интеллектуальные функции (внимание, память и мышление) должны достичь определенного уровня развития – стать произвольными, т. е. сознательно управляемыми.

Будущему школьнику необходимо уметь определенное время работать, сосредоточившись на задании.


Ребенку важно научиться владеть собственными пальчиками – ведь теперь он будет учиться писать.

Поэтому ему нужно уметь:
правильно держать ручку;
пользоваться ножницами;
рисовать и лепить;
обводить контуры и заштриховывать фигуры.


Желание учиться, идти в школу.
Стремление узнавать новое.

Закрепляйте положительное отношение ребенка к школе.
Никогда не запугивайте ребенка, рассказывая о школе.


Играя с ребенком, используйте игры с правилами (домино, лото, шашки, подвижные игры и т. д.).

Следите за тем, чтобы
ребенок выполнял правила игры.


Учите ребенка устанавливать причинно-следственные связи.

Решайте вместе с ним логические задачи: загадки, ребусы, кроссворды.


Учите ребенка устанавливать причинно-следственные связи.

Решайте вместе с ним логические задачи: загадки, ребусы, кроссворды.


Закрепляйте с ребенком состав числа (8 – это 4 +4, 3+5, 2+6 и т.д.);

умение ориентироваться в числовом ряду ( «соседи» числа 5 – это 4 и 6);

Совершенствование пространственно-временных представлений (верх-низ, раньше-позже, право-лево).


При общении с ребенком называйте его друзей по имени.

Не критикуйте сверстников ребенка!

Если возникнет необходимость, лучше проанализировать сложную (иногда конфликтную) ситуацию вместе с ребенком.

Приглашайте друзей ребенка в гости, участвуйте в играх.


Организовывайте с ребенком совместную деятельность.

Не обсуждайте при нем взрослых.

Объясняйте ему правила общения с учителем и другими взрослыми людьми.


Не забывайте о физических упражнениях.
Утренняя гимнастика должна стать привычной.
Включайте музыку, под которую приятно потанцевать и порезвиться.
Игры на свежем воздухе, плаванье, лыжи, коньки, велосипед помогут будущему ученику окрепнуть и разовьют координацию движений.

Спасибо за внимание!