ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС…
Слайд 1
Школа это один из самых важных этапов в жизни каждого ребенка. Не все взрослые помнят детский сад, но вот школьную жизнь помнит практически каждый. И каждый помнит по-разному. Для одного школа была праздником, для другого -каторгой. Кто-то обзавелся верными друзьями, кто-то постоянно чувствовал себя изгоем. От чего же зависит «школьная успешность»? Как сделать так, чтобы ребенок был успешным, ходил в школу с огромным удовольствием, хотел учиться и был счастливым? Давайте разбираться.
Слайд 2
Сейчас ваши детки являются старшими дошкольниками. ЧТО поможет им стать настоящими школьниками?
А поможет им кризис семи лет. Не пугайтесь. Это в экономике «кризис» - нечто всех пугающее. В психологии «кризис» - это явление хоть и не очень приятное, но полезное и нужное.
Слайд 3
Кризис семи лет – этап психического развития между дошкольным и младшим школьным возрастом. Характеризуется стремлением ребенка освоить социальную роль школьника, выполнять общественно значимую деятельность.
Согласно исследованиям Л. С. Выготского, старшего дошкольника отличает манерничанье, капризность, вычурное, искусственное поведение. У ребенка проявляется упрямство, негативизм. Исследуя эти особенности характера, Л. С. Выготский объяснил их тем, что утрачивается детская непосредственность.
По мнению Лидии Ильиничны Божович, кризис 6-7 лет вызван появлением новообразования – так называемой внутренней позиции. До настоящего возраста ребенок практически не задумывался о своем месте в жизни. Но в возрасте 6–7 лет эти вопросы становятся для него актуальными. В данном возрасте у детей появляется осознание своего социального «я». Дети подражают взрослым, стремятся утвердить свою значимость.
Л. И. Божович указывала, что у ребенка в возрасте 6–7 лет появляется потребность в деятельности, которая обеспечивает его социальную позицию. Внутренняя позиция входит в противоречия с той социальной ситуацией, в которой находится ребенок в данный момент. С точки зрения взрослых он еще мал, а оттого беспомощен и несамостоятелен. Но в своих глазах ребенок уже взрослый, а потому может осуществлять социально значимую деятельность.
Слайд 4
В старшем дошкольном возрасте дети могут быть подразделены на
две группы:
1) дети, которые по внутренним предпосылкам уже готовы
к учебной деятельности;
2) дети, которые по внутренним предпосылкам еще не
готовы к учебной деятельности, находятся на уровне игровой деятельности.
Для детей, принадлежащих к первой группе, кризис 6-7 лет становится следствием необходимости замены игровой деятельности на деятельность учебную. У детей, принадлежащих ко второй группе, негативных симптомов не будет, если не стремиться слишком быстро начать учебную деятельность. Если же дети, принадлежащие ко второй группе, начнут учиться с 6 лет, то произойдет насильственный слом деятельности. Это станет заметно по кризисным проявлениям. Соответственно, часть детей приходит в школу «из кризиса», а часть – «в кризис».
Слайд 5
На вопрос, когда же отдавать ребенка в школу — есть однозначный ответ — тогда, когда ребенок будет готов к школе. Именно от того, насколько ребенок готов к школе и зависит его успешность в школе.
Что же такое готовность к школе? Готовность к школе — это не показатель развитости ребенка, это, в первую очередь, определенный уровень его психофизиологической зрелости.
Да, он может уметь уже читать, писать и даже решать задачи, но не быть готовым к школе. Прежде всего, давайте, для лучшего понимания, исправим фразу «готовность к школе» — на «готовность к обучению».
Слайд 6
Так вот готовность к обучению состоит из нескольких компонентов, которые нельзя выстроить в иерархию, сказать, какой из них наиболее важный, так как именно сочетание этих компонентов и определяет саму готовность. Назовем эти компоненты так: «Ребенок хочет учиться» (мотивационный компонент). «Ребенок может учиться» (зрелость эмоционально-волевой сферы, достаточный интеллектуальный уровень развития).
Для того чтобы избежать невротизации ребенка, которая происходит из-за неправильного переживания кризиса в школах проводится собеседование. Собеседование проводят не чтобы отсеять вашего ребенка по конкурсу, а чтобы посмотреть: готов он учиться в школьном режиме, или ему это пока будет трудно, и стоит еще годик побыть в детском саду.
Разве ребенок может хотеть учиться? Да, на определенном этапе развития (в основном к 7 годам) на первый план у здорового ребенка выходит познавательный или учебный мотив. Если к этому моменту у ребенка не сформирован отрицательный образ школы (благодаря «заботливым» родителям) — то он хочет пойти в школу. И тут важно узнать представления ребенка о школе, чтобы понять, почему он туда хочет.
Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» - главный мотивационный компонент.
Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности.
В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
Что такое зрелость эмоционально-волевой сферы? Обучаться – это не играть, это значит трудиться. Школа – это постоянная необходимость отложить свое «хочу» и делать то, что «надо». Наличие такой способности, а также возможность ребенка достаточно длительное время удерживать внимание и подразумевает определенную зрелость эмоционально-волевой сферы.
Здесь же можно указать о готовности ребенка действовать по правилам, усваивать эти правила и подчиняться им как необходимым.
Успешность адаптации к школе напрямую связана со самостоятельностью ребенка (в группе риска гиперопекаемые дети).
Слайд 7 «Он у нас очень умный - со всем справится!»
Часто родители под интеллектом понимают определенный уровень знаний и навыков, который тем или иным способом вложили в ребенка. Интеллект – это в первую очередь способность использовать свои знания умения и навыки, а еще конкретнее, способность обучаться. Действительно дети с большим багажом (хорошо читают, считают) выглядят более успешными в первом классе, но это может быть иллюзией и, когда «запасы» истощаются, ребенок может из успешного превратиться в неуспевающего. И, наоборот, дети, которые не обладают таким багажом, но готовы и могут легко обучаться – с интересом и усердием догоняют, а впоследствии и перегоняют своих сверстников.
Прежде чем учить ребенка бегло читать, научите его слушать и рассказывать. Многие дети, которые идут в первый класс не умеют рассуждать, обладают небольшим словарным запасом и с трудом пересказывают даже маленький рассказ. Кроме того, большинство детей имеют трудности в сфере мелкой моторики, а ведь, первый класс – это письмо и очень большая нагрузка на руку и пальчики.
Откуда взялись такие требования? Что такое ГОС ДОУ и какие требования он предъявляет?
Одним из результатов качественной работы дошкольного образовательного учреждения является выпускник – дошкольник, готовый к обучению в школе, имеющий достаточный уровень развития для успешного освоения им основной общеобразовательной программы начального общего образования. При этом готовность к обучению в школе рассматривается как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность, где физическая готовность определяется состоянием здоровья ребенка, развитием физических навыков и качеств; психологическая готовность определяется эмоционально - личностной (произвольность поведения, учебно - познавательная мотивация, формирование самооценки), интеллектуальной (развитие образного мышления, воображения и творчества, основы словесно-логического мышления) и коммуникативной готовностью (развитие мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками).
Что такое Государственный стандарт дошкольного образования?
Государственные стандарты устанавливаются в ЛНР в соответствии с требованием «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».
Какие требования выдвигает ГОС ДОУ?
Стандарт выдвигает три группы требований:
• Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
• Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.
• Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
Каков должен быть выпускник ДОУ?
Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.
Быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно.
Как ГОС обеспечит подготовку детей к школе?
Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться.
Будут ли учиться дошкольники как в школе?
Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения. Счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру и экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром.
Каково участие родителей? Статья 63 «Закона об образовании» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».
Критерии готовности:
1. физическая
2. интеллектуальная
3. социальная
4. мотивационная.
Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу.
Интеллектуальная готовность - включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный.
Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребёнка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения.
Модель выпускника имеет большое значение:
- во-первых, она выполняет интегрирующую роль по отношению к другим составляющим образам дошкольного учреждения,
- во-вторых, является основой для разработки целевых ориентиров образовательного процесса, позволяющих максимально учитывать особенности окружающей среды, специфику учреждения, своеобразие педагогического коллектива,
- в-третьих, модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности образовательного процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с мнением педагогов, медицинских работников ДОУ и родителей о желаемых результатах.
По мнению многих родителей готовый к школе ребёнок это тот, кто умеет читать, считать, хотя бы до 20, правильно держит в руке карандаш. На современном этапе дошкольного образования и требований, выдвигаемых школой перед первоклассником, акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность».
Вот портрет старшего дошкольника, готового к обучению в школе:
· Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребёнка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
· Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
· Эмоционально отзывчивый. Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
· Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Ребёнок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребёнка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)
· Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
· Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребёнок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребёнок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
· Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребёнок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
· Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
· Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Портрет выпускника ДОУ по основным линиям развития
Линия развития |
Показатели развития (интегративные качества) |
Физическое развитие |
Физическое развитие соответствует возрастным нормам. Физически развит, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: v проявляет интерес и потребность в двигательной активности (проявляет интерес к участию в подвижных играх, играх с элементами соревнования, играм-эстафетам, физическим упражнениям); v владеет основными видами движений на уровне, соответствующем возрасту; v достаточно развиты физические качества (выносливость, сила, быстрота, ловкость); Сформированы ценности здорового образа жизни: v имеет представления о собственном теле, владеет способами ухода за ним; v имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания, закаливания, физических упражнений, соблюдения режима дня; v проявляет желание заботиться о своем здоровье |
Познавательное развитие |
Сформированы представления об окружающей действительности в соответствии с возрастом детей Проявляет любознательность, познавательную активность: v интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире); v задает вопросы взрослому, любит экспериментировать; v способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности); в случаях затруднения обращается к взрослому; v проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности, способен использовать различные источники информации, способствующие самостоятельной деятельности (кино, литература, искусство, экскурсии, информация взрослого); v принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Сформированы интеллектуальные умения, адекватные возрасту: v владеет логическими операциями - анализа, сравнения, классификации, обобщения; способен устанавливать связи и зависимости между объектами и явлениями окружающего мира, делать умозаключения и выводы; пытается использовать знаково – символические средства представления информации; v применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; v способен к решению творческих и интеллектуальных задач; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем); предложить собственный замысел и воплотить его. Сформирована произвольность и опосредованность психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия в соответствии с возрастом |
Речевое развитие |
Речь выпускника: v словарный запас, грамматическая речь соответствует возрасту; достаточно развит фонематический слух; v адекватно использует вербальные и невербальные средства общения; v владеет диалогической речью (умеет слушать и вступать в диалог), конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, распределяет действия при сотрудничестве и др.). v использует речь как инструмент мышления (умеет связно и последовательно выражать свои мысли, понимать смысл текста и передавать его содержание); v способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. может выучить небольшое стихотворение; умеет связно и последовательно пересказывать небольшие сказки и рассказы; способен сосредоточенно действовать в течение 15-25минут; |
Социально— коммуникативное развитие |
Развито положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру: v имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; v имеет представление о семье, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; v имеет представление об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. Проявляет самостоятельность, инициативность в разных видах деятельности (игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и т.д.) Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности Проявляет интерес к взаимоотношениям людей, их эмоциональному состоянию, умеет распознавать эмоциональное состояние окружающих близких и друзей, выражать свои эмоциональные ощущения и переживания; Владеет приемами и навыками межличностного общения (охотно участвует во всех видах взаимодействия со сверстниками и взрослыми, устанавливает дружеские отношения со сверстниками, может отстаивать свою точку зрения, выражать желания, ориентирован на мнение и оценку других людей). Проявляет навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками (умение распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли, т.е. способен договариваться с партнерами по взаимодействию, учитывая их желания и мнения, согласовывая свои действия с действиями партнера). Сформированы предпосылки морального развития в соответствии с возрастом: v имеет первичные ценностные представления о моральном и неморальном поведении (хорошо, плохо); v способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных представлений о морали; v принимает и соблюдает элементарные моральные нормы и правила поведения (работать в коллективе, не мешать друг другу, не ссориться, договариваться, соблюдать правила, помогать друг другу), v соблюдает правила этикета, правила поведения на улице, в общественных местах; v может давать этическую оценку сверстникам, персонажам игр, литературных произведений за соблюдение или нарушение моральных норм поведения; v проявляет бережное отношение к окружающей природе, окружающему миру. Проявляет положительное отношение к разным видам труда Соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены |
Художественно - эстетическое развитие |
Проявляет эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности при восприятии объектов природы, слушании музыки, при ознакомлении с произведениями художественного и изобразительного искусства. Имеет первичные представления о традициях народного творчества с учетом регионального компонента. Сформированы основы художественно - творческой деятельности: проявляет интерес, способен предложить собственный замысел и воплотить его; Сформированы основы музыкальной деятельности (развиты танцевально - двигательные, исполнительские умения). Сформированы умения создавать художественный образ с помощью вербальных и невербальных средств выразительности в театрализованной и игровой деятельности. |
Универсальные предпосылки учебной деятельности
(в соответствии с ГОС)
Универсальные предпосылки учебной деятельности:
|
Личностные УУД: v Сформированы познавательные мотивы учебной деятельности, внутренняя позиция школьника; сформированы предпосылки моральных норм и правил поведения, принимает и соблюдает социальные и этические нормы поведения. Познавательные УУД: v Проявляет любознательность и познавательную активность; v Способен решать проблемы творческого и поискового характера; использует знаково –символические средства представления информации, владеет логическими операциями; использует речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные УУД: v Владеет умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкци. v Сформированы основы целеполагания (способен принимать и сохранять (ставить) цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата). v Способен регулировать свое поведение в соответствии с требованиями со стороны взрослых и представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Коммуникативные УУД: v Умеет слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками |
Слайд 8
Родители играют важную роль в процессе подготовки и адаптации к школе.
Достигнуть успеха в воспитании и обучении ребёнка можно только в тесном сотрудничестве семьи и школы.
Сотрудничество принесёт свои плоды тогда, когда родные и близкие люди, без которых ребёнок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы и мужество каждый день учиться быть настоящими родителями!
Слайд 9
Факторы, способствующие успешному обучению:
ü Родители имеют реалистичные представления о текущих достижениях своих детей, но при этом верят, что в будущем они обязательно преуспеют в своей карьере, помогают детям развивать уверенность в себе, поощряя их к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома.
ü Отношения родителей и детей отличаются теплотой и любовью. Дети знают границы дозволенного, но при этом чувствуют себя в безопасности и знают о том, что они любимы.
ü Родители постоянно общаются с детьми, внимательно выслушивают их и регулярно разговаривают с ними. Поддерживают интерес детей к познанию, сами служат ролевыми моделями.
Слайд 10
Семейные факторы, которые приводят к снижению темпа развития ребёнка:
ü Личностные особенности родителей такие как: нетерпимость, завышенный уровень притязаний, эгоцентризм, аффективность в обращении с детьми, конфликтность, властность, стремление подчинить, непонимание своеобразия своего ребёнка.
ü Непринятие в ребёнке черт темперамента и характера другого супруга. Особенно, если нет с этим супругом доверительных и тёплых отношений.
ü Непроизвольная фиксация на прошлых переживаниях, страхах, обидах.
ü Затруднённая переключаемость нервных процессов в результате переутомления, невроза.
ü Низкий уровень сплочённости родителей, разногласия в семье, непоследовательность в отношении с детьми.
ü Гиперопека и ограничительство.
ü Завышенные требования с применением осуждений, угроз.
Упражнение «Один день из жизни школьника»
Если ребенок будет ощущать психологическую опору со стороны семьи, у него будет отсутствовать страх перед новым и неизведанным, а это крайне важно для успешной адаптации.
Все начинается с того, как мы разговариваем с ребёнком. Ведь все, что мы говорим, как-то эмоционально окрашивается, и несет определенное воздействие. И, конечно же, больший педагогический эффект имеют положительно окрашенные слова. В психологии таковые называют «язык принятия», а противоположные – «язык непринятия».
Слайд 11
Проявление принятия:
ü оценка поступка, а не личности
ü похвала, комплимент, ласковые слова, поддержка
ü временной язык
ü выражение заинтересованности
ü сравнение с самим собой
ü одобрение, согласие
ü позитивные телесные контакты
ü улыбка, контакт глаз
ü доброжелательные интонации
ü эмоциональное присоединение
Слайд 12
Проявление непринятия:
ü отказ от объяснений,
ü негативная оценка личности ребёнка,
ü постоянный язык (Ты всегда делаешь всё неправильно…),
ü игнорирование,
ü указание несоответствия родительским ожиданиям,
оскорбления, угрозы, угрожающая позиция
Упражнения «язык принятия-непринятия»
Слайд 13-15
Слайд 16
«Способы выражения своих чувств»
Я-высказывание, ты-высказывание
Я-высказывание (сообщение о ваших чувствах, общение «на равных»: Я огорчен, что комната не убрана)
Ты-высказывание (негативная оценка другого, обвинение: Ты – бездельник и т.д.)
Упражнения «Я-ты»
Слайд 17-20
Слайд 21
Чем помочь ребенку? Как подготовить его к школьной жизни?
ПОЧЕМУ СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ НЕ УМЕЮТ УЧИТЬСЯ, НЕ УМЕЮТ ЖДАТЬ И С ТРУДОМ ПЕРЕНОСЯТ СКУКУ?
Я слышу одно и то же от каждого учителя, которого встречаю: снижение социальной, эмоциональной и академической активности у современных детей и в то же время – резкое увеличение числа детей с пониженной обучаемостью и другими нарушениями. Как мы знаем, наш мозг податлив. Благодаря окружающей среде мы можем сделать наш мозг «сильнее» или «слабее». Я искренне верю, что, несмотря на все наши лучшие побуждения, мы, к сожалению, развиваем мозг наших детей в неверном направлении. И вот почему:
1. Дети получают все, что хотят и когда хотят
«Я голоден!» – «Через секунду я куплю что-нибудь перекусить». «Я хочу пить». – «Вот автомат с напитками». «Мне скучно!» – «Возьми мой телефон». Способность отложить удовлетворение своих потребностей – это один из ключевых факторов будущего успеха. Мы хотим сделать наших детей счастливыми, но, к сожалению, мы делаем их счастливыми только в настоящий момент и несчастными – в долгосрочной перспективе. Умение отложить удовлетворение своих потребностей означает способность функционировать в состоянии стресса. Наши дети постепенно становятся менее подготовленными к борьбе даже с незначительными стрессовыми ситуациями, что в итоге становится огромным препятствием для их успеха в жизни. Мы часто видим неспособность детей отложить удовлетворение своих желаний в классе, торговых центрах, ресторанах и магазинах игрушек, когда ребенок слышит «Нет», потому что родители научили его мозг немедленно получать все то, что он хочет.
2. Ограниченное социальное взаимодействие
У нас много дел, поэтому мы даем нашим детям гаджеты, чтобы они тоже были заняты. Раньше дети играли на улице, где в экстремальных условиях развивали свои социальные навыки. К сожалению, гаджеты заменили детям прогулки на открытом воздухе. К тому же технологии сделали родителей менее доступными для взаимодействия с детьми. Телефон, который «сидит» с ребенком вместо нас, не научит его общаться. У большинства успешных людей развиты социальные навыки. Это приоритет! Мозг подобен мышцам, которые обучаются и тренируются. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок мог ездить на велосипеде, вы учите его кататься. Если вы хотите, чтобы ребенок мог ждать, его надо научить терпению. Если вы хотите, чтобы ребенок мог общаться, необходимо социализировать его. То же самое относится ко всем другим навыкам. Нет никакой разницы!
3. Бесконечное веселье
Мы создали для наших детей искусственный мир. В нем нет скуки. Как только ребенок затихает, мы бежим развлекать его снова, потому что иначе нам кажется, что мы не выполняем свой родительский долг. Мы живем в двух разных мирах: они в своем «мире веселья», а мы в другом, «мире работы». Почему дети не помогают нам на кухне или в прачечной? Почему они не убирают свои игрушки? Это простая монотонная работа, которая тренирует мозг функционировать во время выполнения скучных обязанностей. Это та же самая «мышца», которая требуется для обучения в школе. Когда дети приходят в школу и наступает время для письма, они отвечают: «Я не могу, это слишком сложно, слишком скучно». Почему? Потому что работоспособная «мышца» не тренируется бесконечным весельем. Она тренируется только во время работы.
4. Технологии
Гаджеты стали бесплатными няньками для наших детей, но за эту помощь нужно платить. Мы расплачиваемся нервной системой наших детей, их вниманием и способностью отложить удовлетворение своих желаний. Повседневная жизнь по сравнению с виртуальной реальностью скучна. Когда дети приходят в класс, они сталкиваются с голосами людей и адекватной визуальной стимуляцией в противовес графическим взрывам и спецэффектам, которые они привыкли видеть на экранах. После часов виртуальной реальности детям все сложнее обрабатывать информацию в классе, потому что они привыкли к высокому уровню стимуляции, который предоставляют видеоигры. Дети не способны обработать информацию с более низким уровнем стимуляции, и это негативно влияет на их способность решать академические задачи. Технологии также эмоционально отдаляют нас от наших детей и наших семей. Эмоциональная доступность родителей – это основное питательное вещество для детского мозга. К сожалению, мы постепенно лишаем наших детей этого.
5. Дети правят миром
«Мой сын не любит овощи». «Ей не нравится рано ложиться спать». «Он не любит завтракать». «Она не любит игрушки, но хорошо разбирается в планшете». «Он не хочет одеваться сам». «Она ленится есть сама». Это то, что я постоянно слышу от родителей. С каких пор дети диктуют нам, как их воспитывать? Если предоставить это им, все, что они будут делать – есть макароны с сыром и пирожные, смотреть телевизор, играть на планшете и никогда не будут ложиться спать. Как мы помогаем нашим детям, если даем им то, что они хотят, а не то, что хорошо для них? Без правильного питания и полноценного ночного сна наши дети приходят в школу раздраженными, тревожными и невнимательными. Кроме того, мы отправляем им неправильное послание. Они учатся, что могут делать все, что хотят, и не делать того, что не хотят. У них нет понятия – «надо делать». К сожалению, чтобы достичь наших целей в жизни, нам часто надо делать то, что необходимо, а не то, что хочется. Если ребенок хочет стать студентом, ему необходимо учиться. Если он хочет быть футболистом, необходимо тренироваться каждый день. Наши дети знают, чего хотят, но им тяжело делать то, что необходимо для достижения этой цели. Это приводит к недостижимым целям и оставляет детей разочарованными. Тренируйте их мозг! Вы можете тренировать мозг ребенка и изменить его жизнь так, что он будет успешен в социальной, эмоциональной и академической сфере.
Вот как:
1. Не бойтесь устанавливать рамки
Дети нуждаются в них, чтобы вырасти счастливыми и здоровыми. – Составьте расписание приема пищи, времени сна и времени для гаджетов. – Думайте о том, что хорошо для детей, а не о том, чего они хотят или не хотят. Позже они скажут вам спасибо за это. – Воспитание – тяжелая работа. Вы должны быть креативным, чтобы заставить их делать то, что хорошо для них, хотя большую часть времени это будет полная противоположность тому, чего им хочется. – Детям нужны завтрак и питательная пища. Им необходимо гулять на улице и ложиться спать вовремя, чтобы на следующий день прийти в школу готовыми учиться. – Превратите то, что им не нравится делать, в веселье, в эмоционально-стимулирующую игру.
2. Ограничьте доступ к гаджетам и восстановите эмоциональную близость с детьми – Подарите им цветы, улыбнитесь, защекочите их, положите записку в рюкзак или под подушку, удивите, вытащив на обед из школы, танцуйте вместе, ползайте вместе, бейтесь на подушках. – Устраивайте семейные ужины, играйте в настольные игры, отправляйтесь на прогулку вместе на велосипедах и гуляйте с фонариком вечером.
3. Научите их ждать! – Скучать – нормально, это первый шаг к творчеству. – Постепенно увеличивайте время ожидания между «я хочу» и «я получаю». – Старайтесь не использовать гаджеты в машине и ресторанах и научите детей ждать, беседуя или играя. – Ограничьте постоянные перекусы.
4. Научите своего ребенка выполнять монотонную работу с раннего возраста, поскольку это основа для будущей работоспособности – Складывать одежду, убирать игрушки, вешать одежду, распаковывать продукты, заправлять кровать. – Будьте креативными. Сделайте эти обязанности веселыми, чтобы мозг ассоциировал их с чем-то позитивным.
5. Научите их социальным навыкам Научите делиться, уметь проигрывать и выигрывать, хвалить других, говорить «спасибо» и «пожалуйста». Исходя из моего опыта работы терапевтом, могу сказать, что дети меняются в тот момент, когда родители меняют свои подходы к воспитанию. Помогите своим детям добиться успеха в жизни путем обучения и тренировки их мозга, пока не стало поздно."
Чем помочь ребенку? Как подготовить его к школьной жизни?
Советы родителям будущих первоклассников:
Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, - это ваше внимание.
Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.
Никогда не прощайтесь с ребенком словами предупреждения. Не нужно говорить: «Смотри, чтоб без двоек» или: «Не балуйся» и т.д. Лучше пожелайте ему удачного дня и не поскупитесь на несколько ласковых слов.
Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.
Сотрудничайте с учителем вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность. В классе с активными родителями, как подмечено, теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов.
Даже если лично у вас как родителей есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны оставаться между взрослыми. Иначе ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом учителя. Очень вредны негативные и неуважительные высказывания о школе и учителях в «семейном кругу»; это значительно усложнит ребенку адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.
Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку.
Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно.
Совет четвертый: помогите ребенку привыкать к новому режиму жизни.
Ребенок привыкает к школьной жизни не только психологически, но и физически. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка.
Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и то же время.
Совет пятый: не совмещайте начало обучения в школе с другими секциями
Отдавая ребенка в школу, родители сразу стараются записать его в различные кружки и секции. Музыка, танцы, каратэ…, конечно, всестороннее развитие очень важно, но, несмотря на то, что детям это все нравится, это является дополнительной нагрузкой. Не рекомендуется совмещать начало обучение в школе с какими-либо другими кружками и секциями. Лучше дать ребенку возможность спокойно адаптироваться в новой для него роли ученика и отложить обучение в секциях до следующего года.
Совет шестой: интересуйтесь
Ребенку очень важно знать, что родители небезразличны к его школьным делам, ведь школа играет важнейшую роль в его жизни. Отношение взрослых к родительским собраниям сказывается на отношении учащегося к учебе, так как родители личным примером показывают, насколько серьезно они воспринимают школьную жизнь детей. Поделиться своими мыслями ребенку психологически легче, когда он видит заинтересованность родителей, их сопричастность происходящему. Огромное значение имеет для ребенка и мнение старших о школе, об учителях. Нельзя от детей требовать выполнения школьных правил, а самим их игнорировать.
Слайд 22
Совет седьмой: развивайте память, внимание, мышление, силу воли.
Для развития внимания в любой момент стимулируйте наблюдательность ребенка, обращайте внимание на людей, природу, окружающую обстановку. Устраивайте дома конкурсы: «Самый внимательный». Хорошей тренировкой устойчивости внимания являются упражнения: корректурная проба, найди ошибки в тексте, слушаем тишину.
Запрещенная буква или слово: заранее проговариваются правила, что нельзя произносить какую-либо букву или слово в ответ на любой вопрос.
Тренировка памяти и внимания – на столе раскладывают в определённой последовательности предметы 10-15 штук и дают возможность ребёнку запомнить, где что лежит. После этого можно поменять местами не более 3 предметов. Дети с удовольствием находят изменения в расположении предметов.
Игра с линиями, у которых надо проследить начало и конец без использования карандаша.
Для развития устойчивости внимания перечисляются неодушевлённые предметы и периодически среди них — животное или цветок. В этот момент ребёнок должен хлопнуть в ладоши. Это весёлая игра для нескольких деток.
Найти отличие на картинках – одна из самых любимых игр у детей. Периодически изображения придётся усложнять, что повысит эффективность обучения.
Задание дорисовать или раскрасить вторую половинку картинки великолепно тренирует усидчивость, внимательность, мелкую моторику кисти.
Слайд 23-24 – игры на внимание.
Для развития произвольности, усидчивости и ответственности скорректируйте вместе с ребенком его режим дня и проследите последовательность его выполнения. Различные игры, где требуется выбирать стратегию (шахматы, шашки и др.) также способствуют воспитанию силы воли. Хвалите ребенка за реальные успехи, особенно те, где пришлось преодолевать определенные трудности. Развитию произвольности способствуют систематические внеучебные занятия и постоянное поручение в домашних делах.
Для развития мышления в любом разговоре старайтесь чаще задавать каверзные вопросы, решайте вместе задачи на смекалку. Любимым вопросом в вашей речи по отношению к ребенку должен быть «зачем, почему?». Привлекайте ребенка к выходу из проблемных ситуаций. Чтение книг, развивающие игры на компьютере, телепередачи помогут вашему ребенку стать умнее. Учите ребенка сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, доказывать свою правоту.
Развитию мышления помогает хорошо развитая речь. Больше разговаривайте с ребенком, например, обсуждая прошедший день, исправляйте ошибки в его речи, учите говорить грамотно, учите мыслить вслух, выражать свое мнение по поводу происходящих событий. Составление описательных рассказов, чтение книг, заинтересованный разговор с ребенком - это составляющие в развитии речи.
Упражнения, благодаря которым полезное качество усидчивость можно постепенно формировать у наших любимых дошколят:
Собираем пазлы, плоские или трехмерные. Читаем длинные, но очень интересные сказки, которые можно слушать несколько дней подряд. Перед началом новой главы повторите вкратце вчерашнюю, чтобы освежить в памяти сюжет.
Конструируем вместе с ребенком по образцу или произвольно.
Сортируем крупы, бусины, стеклянные камешки, другие мелкие предметы. Очень полезное упражнение для мелкой моторики, глазомера, усидчивости и внимательности. Бусины и стеклянные камешки интересно сортировать по форме, размеру, цвету. Начинают обычно с одного параметра, постепенно усложняя задачу.
Слайд 25 – кинезические упражнения на развитие моторики и межполушарного взаимодействия:
Кулак-ладонь
Кулак-ребро-ладонь
Колечко
Окей-виват
Отрываем пльчики от стола
Нос-ухо
Зеркальное письмо
Правая рука-левое ухо
Слайд 26 – сайты для развития
pups.su
https://mersibo.ru/voxflex
https://mamere.ru/training
Играйте с ним в школу, обязательно со сменой ролей (он ученик, вы – учитель и наоборот).
Играйте в игры по правилам и учите ребенка не только выигрывать (это они обычно умеют), но и проигрывать (адекватно относится к своей неудаче, ошибкам).
Слайд 27
Перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания ребенка в семье. Расшифруйте их.
Закон семьи =______+______+_______+________
ед.тр. зн. похв. тр.уч. разд.благ.
I закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.
II закон. Закон значимости похвалы для ребенка.
III закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
IV закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Слайд 28
Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда учеба в школе будет в радость ребенку и родителям.
Воспитать человека
Сколько написано в мире статей
И сколько прочитано лекций умных
О том, как воспитывать нам детей,
Пытливых и добрых, смешных и шумных.
Советы несутся со всех сторон;
Пишут ученые, и писатели,
И методисты, и воспитатели,
Иные из кожи аж лезут вон.
Пишут о строгости и о такте,
Что благо, а что для учебы враг.
Твердят, что воспитывать надо так-то,
А вот по-иному нельзя никак!
Тысячи мнений простых и сложных,
Как разные курсы для корабля,
О том, что любить надо осторожно
И мудрости вдалбливать детям должно
С первых шагов, ну почти с нуля.
Все верно, беда, коли мало знаний.
И все-таки в этом ли только зло?
А что как успехов при воспитанье,
Простите крамолу мою заранее,
Добиться не так уж и тяжело?!
Нет, беды не сами собой являются,
Хотите вы этого, не хотите ли,
И дети с пороками не рождаются,
А плюсов и минусов набираются
Все чаще от мудрых своих родителей.
Все ждут, чтоб горели глаза ребят
Незамутненно, светло и ясно.
И детям с утра до темна твердят,
Что надо быть честным, что ложь ужасна.
Но много ли веры внушеньям этим?
Ведь если родители сами лгут,
На службе и дома, и там и тут,
Лгут просто, как будто бы воду пьют,
Откуда же взяться правдивым детям?!
А совесть? Всегда ли она слышна?
Ведь если мы, словно играя в прятки,
Ловчим иль порою хватаем взятки,
Да всем нашим фразам лишь грош цена!
И кто будет верить словам о том,
Что вреден табак и спиртное тоже,
Коль взрослые тонут в дыму сплошном
И кто-то нарежется так вином,
Что только у стенки стоять и может!
А что до красот языка родного,
То все хрестоматии – ерунда,
Коль чадо от папочки дорогого
Порой понаслышится вдруг такого.
Что гаснут аж лампочки от стыда!
Как быть? Да внушать можно то и се,
А средство, по-моему, всем по росту,
Тут все очень сложно и очень просто:
Будьте хорошими. Вот и все!
(Э. Асадов)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.