Готовность ребенка к школьному обучению
Оценка 5

Готовность ребенка к школьному обучению

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
психологическая работа +1
1 кл
05.05.2018
Готовность ребенка к школьному обучению
Психологи утверждают, что если человек впервые 10 лет своей жизни терпит неудачи (а именно эти годы приходятся на обучение в начальной школе), то к 10 годам от его уверенности в себе не остаётся и следа, мотивация пропадает, человек смиряется с неудачами. Возраст от 5 до 10 лет считается критическим. Неудачи, с которыми надо бороться в течение всего времени обучения в школе, легче всего предотвратить именно на этом этапе. Если ребёнку удаётся добиться успеха в школе, у него есть шансы на успех в жизни.
Готовность ребенка к школьному обучению.doc
Готовность ребенка к школьному обучению Проблема   готовности   к   школьному   обучению   –   одна   из   важнейших областей   изучения,   интересующая   как   теоретиков,   так   и   практиков педагогических   и   психологических   наук.   Это   обоснованно   тем,   что неподготовленность   ребенка   к   школьному   обучению,   вызывает   множество проблем на всех его последующих этапах. Определяя понятие «готовность ребенка к школьному обучению», Л.А. Венгер отмечает: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.   Быть   готовым   к   школе   –   значит   быть   готовым   всему   этому научиться» [1]. Что   же   поможет   ребенку   «всему   этому   научиться»?   Прежде   всего, необходима мотивационная готовность к школе, т.е. наличие у детей желания учиться.   Информацию   о   мотивации   ребенка,   можно   получить   в   ходе наблюдений за ним в процессе сюжетно­ролевых игр. Готовые к школьному обучению   дети   предпочитают   играть   роли   учеников,   они   пишут,   читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах   перемены,   ситуации   прихода   и   ухода   из   школы,   приветствия учителя. Но   стремление   ребенка   идти   в   школу   может   быть   обусловлено мотивами, не имеющими прямого отношения к учению. Так интерес к школе часто стимулируется тем, что все его сверстники туда идут; потому, что он слышал дома, что попасть именно в эту гимназию очень важно и почетно; потому, что он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки – детей привлекает все новое! Ребенок может стремиться в школу, т.к. хочет узнавать   что­то   новое;   иметь   определенные   права   (на   тот   же   ранец   или тетрадки), а также закрепленные за ним обязанности (рано вставать, готовить уроки). Пусть он еще полностью не осознает, что для того, чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать игрой или прогулкой, но, в принципе, он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать – тогда мы говорим о наличии позиции школьника.  Анализируя   проблему   готовности   ребенка   к   школьному   обучению, психологи выделяют следующие параметры готовности:  Личностная готовность ребенка к школе. Личностная готовность ребенка к школе включает в себя формирование у  ребенка  готовности  к   принятию  новой  социальной  позиции  – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому   себе.   В   личностную   готовность   входит   и   определение   уровня мотивационной   сферы.  Готовым  к   школьному  обучению   является   ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебник, тетрадь), а возможность  получить новые знания, что предполагает   развитие   познавательных   интересов.   Будущему   школьнику необходимо   произвольно   управлять   своим   поведением,   познавательной деятельностью,   что   становится   возможным   при   сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой   учебной   мотивацией.   Личностная   готовность   также   предполагает определенный   уровень   развития   эмоциональной   сферы   ребенка.   К   началу школьного   обучения   у   ребенка   должна   быть   достигнута   сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие, и протекание учебной деятельности. [2]  Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный   компонент   готовности   предполагает   наличие   у   ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным   восприятием,   элементами   теоретического   отношения   к изучаемому   материалу,   обобщенными   формами   мышления   и   основными логическими   операциями,   смысловым   запоминанием.   Однако,   в   основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами,   их   заместителями.   Интеллектуальная   готовность   также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает: дифференцированное восприятие; аналитическое   мышление   (способность   постижения   основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); фантазии);   рациональный   подход   к   действительности   (ослабление   роли логическое запоминание; интерес   к   знаниям,   процессу   их   получения   за   счет дополнительных усилий; и применению символов;      овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию развитие   тонких   движений   руки   и   зрительно   –   двигательных координаций.[2]  Социально­психологическая готовность ребенка к школе.  Этот   компонент   готовности   включает   в   себя   формирование   у   детей качеств,   благодаря   которым   они   могли   бы   общаться   с   другими   детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему   необходимо   обладать   достаточно   гибкими   способами   установления взаимоотношений   с   другими   детьми,   необходимы   умения   войти   в   детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Данный  компонент  предполагает   развитие   у  детей  потребности  в  общении друг с другом, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся   способности   справляться   с   ролью   школьника   в   ситуации школьного обучения. Таким   образом,   школьная   готовность   –   это   комплексное   явление, включающее в себя интеллектуальную личностную, волевую готовность. Для успешного   обучения   ребенок   должен   соответствовать   предъявляемым   ему требованиям. Список использованной литературы 1. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников:   проблемы   умственного   развития,  общения,  личностные/Венгер А.Л.// ст. журнала  «Дефектология», № 2, 2001г.,  С. 89­96. 2. Психическое развитие младших школьников/под ред. Давыдова В.В., М.; 1989, 210 с.

Готовность ребенка к школьному обучению

Готовность ребенка к школьному обучению

Готовность ребенка к школьному обучению

Готовность ребенка к школьному обучению

Готовность ребенка к школьному обучению

Готовность ребенка к школьному обучению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2018