Говорящий портфель

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект классного часа на тему Говорящий портфель.docx

Конспект классного часа в 1 классе

 

Тема: «Говорящий портфель»

Цель: формировать у учащихся бережному отношению к книгам и к другим школьным предметам.

Задачи: Образовательные: учить правильно собирать портфель.

Развивающие: развивать память, внимание, мышление, речь.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к школьным книгам.

Формирование УУД: Личностные УУД: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь. 

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения её результата; анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной деятельности; оценивать результаты деятельности. 

Познавательные УУД: самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. 

Коммуникативные УУД:  владение диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; формирование вербальных и невербальных способов коммуникации.

Оборудование: выставка лучших книг, тетрадей, кроссворд.

Литература:  журналы «Начальная школа» ИД «Первое сентября»,  2008 г. №3, 6; 2010 г. №15; Илларионов Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М.: Просвещение, 1985;  Ильин М. Сто тысяч почему. Который час? Черным по белому / М. Ильин ; предисл. и коммент. В. Ковичева ; рис. Н. Лапшина; оформл. и макет В. Булатовой. – Л. : Дет. лит., 1989.



 

 

 

 

Ход занятия

 

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I этап.

Вступительное слово

 

II этап.

Основная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 III этап. Заключительный

-  Добрый день и добрый час!

Я приветствую всех вас!

Наша встреча необычна,

Нравственна и эстетична,

Расскажу я вам друзья,

Без чего нам жить нельзя!
- Ребята, сейчас давайте поиграем! Какое слово спряталось в клеточках кроссворда?
- Что вы можете сказать о книгах?

- А вот послушайте, какие ещё мысли высказывают про книги.
Книга – лучший друг.

– Букварь – к мудрости ступенька.

– Хлеб питает тепло, а книга питает разум.

– Ум без книги – как птица без крыльев.

– Сказанное слово – было, да нет, а написанное живет век.

– Пишут не пером, а умом.

- Теперь, ребята, послушайте, какое стихотворения про книгу написал С. Маршак.

– Говорила мышка мышке:

«До чего люблю я книжки!

Не могу я их прочесть,

Но зато могу их съесть».

- А сейчас, ребята, опробуйте отгадать загадки. Отвечаем о поднятой руке.

– Человечки стали в ряд –

Обо всем нам говорят.

– Я оставляю тонкий след,

Но жить он может много лет.

– Не куст, а с листьями,

Не человек, а разговаривает.

– Земля – белая, а птицы на ней черные.

– В ранце я всегда лежал,

Букву как-то потерял.

Если руки с мылом мыли,

То меня с водою смыли.

- Молодцы, ребята с данным заданием вы справились.

- Сейчас много интересного рассказывают  о книге.

- Послушайте интересные факты о книгах.

- Самая большая в мире книга находится в Америке, ее высота – 3 метра, а толщина – 1 метр. Перелистывает эту книгу специальный электрический аппарат.

- Самая маленькая русская книга – это сборник басен И. А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки.

- Конечно, ещё о многом вы узнаете, но для этого нужно дружить с книгой. Правда. бывало и такое.
(Слова автора говорит учитель)

Автор.
 Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
Новая книжка.
 Ну, как твои делишки?

Автор.
Одна спросила у другой.

Старая книжка.
Ох, милая, мне стыдно перед классом,
Хозяин мой обложку вырвал с мясом!
Да что обложка.
Оборвал листы!
Из них он сделал корабли, плоты
И голубей. (плачет) .
Боюсь, листы мои пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?

Новая книжка.
Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки,
На них ты не увидишь точки!
Про кляксы я молчу –
О них и говорить-то неприлично.
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на «отлично».

Старая книжка
 Ну, мой на тройках едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе.

Автор
 В басне нет загадки:
Расскажут напрямик
И книжки, и тетрадки,
Какой ты ученик.

- А что вы любите делать с книжками?
- Сейчас ребята, давайте посмотрим на доску.

Строить из книжек башни, нарезать из них лапшу, строить домики для кукол, делать из страниц самолетики, разглядывать картинки, читать на ночь, читать для аппетита, читать вместо мороженого, просто читать, читать на обед, вырезать из них разные полезные картинки, изображать, что читаешь, нацепив на нос бабушкины очки, забивать гвозди.

- Ребята, как вы думаете, может ли портфель разговаривать?
- Ну хорошо, давайте сейчас проверим, посмотрим на первый
портфель.

- Рассмотрим  содержимое: порванные книги, грязные тетради, помятые листы, обломки карандашей, крошки.
– Что вы сказать о хозяине? Какой он?
- Так какой мы сделаем вывод?

- Теперь, давайте с вами посмотрим второй портфель. В нем все в порядке: книги и тетради чистые, аккуратные.

- Что можно сказать о владельце этого портфеля?

- Ребята, а у нас в классе есть такие ученики?

 

- Кто про себя может сказать, что он аккуратно относится к книгам и тетрадям.

Учащиеся-победители награждаются медальками за бережное отношение к своим вещам, за аккуратное ведение тетрадей.

– Посмотрите, как много у нас награжденных. А кто из вас поделится опытом, как это у него получается?

- Безусловно, вы правы. А теперь поиграем и посмотрим, как вы умеете собирать свой портфель.

 

- Ребята, разделитесь на две команды. Каждая из команд должна собрать портфель к школе. Каждый ученик имеет право положить одну вещь.  На доске прикреплено два изображения портфеля, а на парте лежат иллюстрации учебных принадлежностей и игрушки. Вам необходимо поместить в портфель те предметы, которые считаете, что они должны находиться в нём.

- Теперь, ребята, давайте проверим, как вы справились с данным заданием.
Проверяются аккуратность и правильность выбора вещей, победителей награждают.

– Молодцы, ребята, все старались как можно бережней, аккуратней собрать портфель, а главное, правильно, внимательно отобрали нужные предметы.

Подошел к концу наш классный час. Вывод обо всем сказанном сегодня нам поможет сделать предложение, которое нужно составить.

На доске:

лив

 

и

 

бе

 
 


реж

 
                             

ку

 

ра

 

тен!

 

ак

 

Будь

 
 

 

 


- Молодцы, ребята, вы правильно составили данное предложение.

- Сейчас, давайте с вами повторим правила обращения с книгой. Игра называется  «Это я, это я, это все мои друзья…».

- Слушаем внимательно, и если вы согласны с моим высказыванием хором отвечаем «Это я, это я, это все мои друзья…», если нет, отвечаем «Это не я, это  не я, это не все мои друзья…»

1) Книги часто мы читаем,

  И героев не забываем.

 

2) Книгу грязными руками не берём,

    Читаем сидя за столом!

3) В книжках записи оставляю,

   Правила не соблюдаю…

 

4) Книги бережно храню,

  В застеклённом я шкафу.

 

5) Книгу интересную найду

Другу прочитать я предложу!

- Молодцы, ребята.

- Что было важно для вас на этом занятии?

- Какое у вас настроение? Выберите и нарисуйте такое лицо человечку, какое у вас настроение.

- В заключении послушайте стихотворением Берита Гуржуева.

- Ты в юности учись прилежно, споро,

Ученье – твоей старости опора.

Седой невежа – гибнущее дерево.

Стремись к наукам, в свет наук уверовав.

- На этом стихотворении мы закончим наше занятие. Всем спасибо за работу!

 

 

 

 

 

 

- В клеточках кроссворда спряталось слово «Книга».

Учащиеся делятся своими знаниями: рассказывают пословицы и загадки, стихи.

 

 

Учащиеся слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч-ся отвечают по поднятой руке

- Буквы

 

- Карандаш

 

- Книга

 

- Бумага и буквы

 

 

 

- Пенал – пена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся слушают рассказ  учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся  показывают сценку «Две книжки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

Учащиеся внимательно читают про себя, выбирают нужное. Те фразы, что дети выбрали, учитель подчеркивает, а затем хором читает вслух.

 

 

- Портфель не может разговаривать у него нет языка.

 

 

 

 

- Хозяин данного портфеля неряха, ленивый, неаккуратный.

 

 

- Владелец данного портфеля аккуратный, опрятный, трудолюбивый.

Ответы учащихся

 

- Стараюсь всегда убирать вещи так, чтобы был порядок.
– Чтобы не помять листики в книжках, у меня закладками.
– Я считаю, что сначала нужно следить за собой, мыть руки, не пачкать свои вещи.

 

Учащиеся  разбиваются на две команды, каждой из них предстоит собрать портфель к школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети составляют предложение и читают хором. - Будь бережлив и аккуратен!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это я, это я, это все мои друзья…

- Это я, это я, это все мои друзья...

 

-Это не я, это  не я, это не все мои друзья…

- Это  я, это   я, это   все мои друзья…

- Это  я, это   я, это   все мои друзья…

- На данном занятии важно было понять и осознать своё отношение к книге, что книги нужно беречь.

 

 

Коммуникативные УУД:  формирование вербальных и невербальных способов коммуникации.

Познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:  самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. 

 

Учитель открывает на доске запись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь. 

 

 

Познавательные УУД:  самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: самооценка. Познавательные: рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: