На тему:
Графические методы решения уравнений и неравенств с параметрами
Оглавление
Введение 3
Координатная плоскость Oxy задачи вида 4
задачи вида a и параллельный перенос графика вдоль оси Оу 5
задачи вида и параллельный перенос графика вдоль оси Ох 6
задачи вида и сжатие (растяжение) графика вдоль оси Оу 7
Координатные плоскости Оха и Оах 8
задачи вида или 9
задачи вида 9
Заключение 9
Список литературы 11
Введение
Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры, но их решение вызывает у нас значительные затруднения. Связано это с тем, что каждое уравнение или неравенство с параметром представляет собой целый класс обычных уравнений и неравенств, для каждого из которых должно быть получено решение. Решая задания ЕГЭ мы встречаемся с трудностями решения задач с параметрами. Поэтому я решила более глубоко вникнуть в решение подобных заданий для расширения моих представлений о приемах и методах решения уравнений и неравенств с параметром при подготовке к ЕГЭ.
Решению задач с параметрами в школьной программе уделяется мало внимания. Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной затруднения учащихся в решении задач с параметрами по моему является отсутствие системы заданий по данной теме в наших учебниках.
Что же такое параметр и почему подобные задачи вызывают такие трудности?
Параметр - это переменная, значение которой считается фиксированным, и каждое значение параметра определяет относительно заданного неизвестного соответствующее уравнение (неравенство, систему).
В процессе подготовки к экзамену необходимо отрабатывать у себя умение четко представлять ситуацию, о которой идет речь, анализировать, сопоставлять, устанавливать зависимость между величинами. Важно знакомиться с различными способами решения задачи, а не отдавать предпочтение какому-то одному способу. Решая задачи нужно знать, что при выполнении работы можно выбрать любой способ решения. Главное, чтобы задача была решена правильно. Работая над проблемой я выделила следующие задачи:
v Возможность реализовать свой интерес к математике и индивидуальные возможности для его освоения.
v Умение решать стандартные и нестандартные уравнения и неравенства с параметром.
v Обеспечение подготовки к поступлению в вуз.
Использую возможности интернета я нашла литературу из которой мне понравились работы Г.А. Тинякова, В.В. Амелькина, А.Г.Корянова наиболее доступно раскрывающие проблемы решения задач с параметрами.
Рассмотрим приемы и методы решений задач с параметрами с использованием метода наглядной графической интерпретации. В зависимости от того, какая роль отводится параметру в задаче, можно выделить два основных графических приема: первый - построение графического образа на координатной плоскости Оху, второй - на координатной плоскости Оха.
Суть каждого способа рассмотрена на примерах.
Встречающиеся задачи на исследование уравнения или неравенства с параметром а можно записать в виде,
где символ v заменяет один из знаков.
Так как основу уравнений и неравенств составляют выражения и, то в зависимости от того, какая роль отводится параметру в задаче (параметр - фиксированное число, или параметр - переменная), запись рассматривается либо как семейство функций с переменной , либо как выражение с двумя переменными х и а. В соответствии с этим используется два основных графических приема решения подобных задач: первый - построение графического образа задачи на координатной плоскости Оху, второй - на координатных плоскостях или.
Координатная плоскость Oxy задачи вида
Первый прием заключается в следующем. Исходное уравнение (или неравенство) преобразуют к виду .На плоскости Охустроится график функции .Функция задает определенное семейство кривых, зависящих от параметра а . Кривые этого семейства получаются из кривой с помощью некоторого элементарного преобразования (параллельного переноса вдоль осей, растяжения, наложения модуля или в случае линейной зависимости между хи у — поворота относительно некоторой точки). Построив графический образ уравнения .можно установить, сколько точек пересечения имеют графики функций у=g(x) и y=f(x,a),- это определяет количество корней уравнения , а, следовательно, и исходного уравнения в зависимости от значения параметра.
Пример. Определите количество различных корней уравнения
в зависимости от параметра а.
Решение. Рассмотрим взаимное расположениеграфикафункции
ипрямой на координатной плоскости . Из рисунка 11 видно, что при A< 0 графики не имеют общих точек; если 0 <A< 1, то графики имеют четыре точки Рис. 1
пересечения; две общие точки получаем при условии A = 0 или A> 1.
На рисунке 1 представлен случай, когда графики имеют ровно три общих точки. Данное уравнение имеет три различных корня, если выполняется условие . Отсюда а = 0,5 или а = 1. Аналогично находим значения а для других случаев.
Число различных корней |
0 |
2 |
Условия |
3а - 2а2< 0 |
|
Ответ |
|
|
Число различных корней |
3 |
4 |
Условия |
3а - 2а2 = 1 |
|
Ответ |
{0.5; 1} |
|
задачи вида a и параллельный перенос графика вдоль оси Оу
При решении задач данного вида используется семейство функций , графики которых отличаются от графика функции у = g(x) смещением вдоль оси Оу на а единиц вверх при а> 0, вниз - при а< 0.
Пример. Найти все значения а, при каждом из которых функция
имеет ровно три нуля.
Решение. Переформулируем задачу: найти все значения а, при каждом из которых уравнениеимеет ровно три различных решений.
При уравнение имеет один корень .
При построим графики функций и . Первая
функция является кусочно-линейной и ее график (см. рис. 2) получается из графика функции с помощью элементарных преобразований (параллельного переноса последнего вдоль оси ординат на 2а2 единиц вниз и симметричного отражения наверх относительно оси абсцисс части графика функции a2 расположенной ниже этой оси). Построенный график (см. рис. 2) пересекает ось Ох в точках и, а ось Оу в точке C(0; 2а2).
Функция задает прямую, параллельную прямой , пересекающую оси координат в точках (a; 0) и (0; -a) .
Графики функций и пересекутся в трех точках тогда и только тогда, когда прямая пройдет через точку А или точку С (см. рис. 2). Во всех остальных случаях количество точек пересечения графиков функций будет или больше, или меньше трех. Определим значения параметра а в первом и во втором случае.
Если прямая проходит через точку А, то из уравнения при условии получаем .
Если прямая проходит через точку С, то из уравнения при условии получаем
Ответ. - 2, - 0,5 .
Рис. 2
задачи вида и параллельный перенос графика вдоль оси Ох
При решении задач данного вида используется семейство функций , графики которых отличаются от графика функции
смещением вдоль оси Ох на а единиц влево при a> 0, вправо - при a< 0.
задачи вида и поворот графика относительно точки
Рассмотрим применение семейства функций вида , которому соответствует семейство прямых, проходящих через точку (х0, у0). Параметр а выполняет роль углового коэффициента указанных прямых, поэтому при увеличении значений параметра получаем прямые, отличающиеся друг из друга поворотом на некоторый угол против часовой стрелки относительно точки (х0, у0) (центр поворота). Множество прямых, проходящих через точку (х0, у0), называют еще пучком прямых, где (х0, у0) является центром пучка.
Пример. (ЕГЭ, 2007). Найти все значения а, для которых при каждом х из промежутка (4; 8] значение выраженияне равно значению выражения (2a -1) log2х.
Решение. 1. Пусть log2 х = t, тогда при х = 4 имеем t = 2 ; если х = 8, то t = 3. Так как функция t = log2 х непрерывная и возрастающая, то при всех значениях переменной х из промежутка (4; 8] переменная t принимает все значения из промежутка (2; 3].
2. Переформулируем задачу: найти все значения а, для которых при каждом t из промежутка (2; 3] значение выражения t2-8 не равно значению выражения.
3. Графиком функции является парабола, ветви которой направлены вверх (см. рис. 4). Функция задает семейство прямых, проходящих через начало координат. При увеличении углового коэффициента прямые поворачиваются против часовой стрелки.
4. Парабола пересекает прямую t=2 в точке (2;-4): у=22-8=-4 . Угловой коэффициент прямой , проходящей через точку
(2; -4), равен: . Парабола пересекает прямую t = 3 в точке (3; 1): у = 32 - 8 = 1. Угловой коэффициент прямой , проходящей через
точку (3; 1), равен: .
5. Условие «значение выражения t2-8 не равно значению выражения при » графически означает, что прямая не пересекает параболу на промежутке (2; 3]. Это выполняется при условиях
Решая совокупность неравенств, получаем ответ. Ответ: a Рис. 4
задачи вида и сжатие (растяжение) графика вдоль оси Оу
При решении задач данного вида используется семейство функций ga(x)=ag(x), графики которых отличаются от графика функции у=g(x) сжатием (растяжением) вдоль оси Оу: растяжением, если а>1; сжатием при 0<а<1; преобразованием симметрии относительно оси x, если а=-1; сочетанием указанных преобразований для остальных значений .
Пример. При каких значениях параметра а уравнение ax2+|x-1|=0 имеет три решения?
Решение. Перепишем данное уравнение в следующем виде: . График функции - «уголок» с вершиной в точке (1;0), ветви которого направлены вниз (см. рис. 5). Функция уа = ax2 задает семейство парабол с вершиной (0;0) при и прямую у=0 при а=0. Изменение параметра а влияет на направление ветвей параболы.
рис. 5
Если а=0, то прямая у=0 и график функции имеют одну общуюточку, а следовательно данное уравнение - один корень. Значение а=0 не удовлетворяет условию задачи.
Если а> 0, то ветви параболы направлены вверх, и графики не имеют общих точек.
Пусть , тогда ветви параболы будут направлены вниз. Легко доказать, что в этом случае парабола и прямая имеют две общие точки, проверив, что для уравнения дискриминант . Еще одна общая точка будет, когда прямая является касательной к графику функции . Обозначим через x0 абсциссу точки касания прямой с параболой и запишем условия касания:
Ответ.
Координатные плоскости Оха и Оах
Данный метод представляет собой некоторое обобщение графического метода решения уравнений и неравенств, основанного на использовании координатной плоскости Oxa или Oax. В последнем случае ось Ох называют координатной, ось Oa - параметрической, а плоскости Oxa и Oax–координатно-параметрическими (или КП - плоскостями).
При использовании этого метода исходное уравнение (или неравенство) преобразуют к виду или . В первом случае на плоскости Oxa строят график функции а затем, пересекая полученный график прямыми, параллельными оси Ох, получают необходимую информацию. Во втором - производят построения графика функции на плоскости Oax . Другой вариант этого приема связан с нахождением графического решения уравнения (неравенства) вида , а затем его аналитической интерпретацией. Построение графика уравнения f(х,a)=0 с двумя переменными х и а на плоскости Oax является основой для ответа на поставленный вопрос о решениях уравнения с параметром. Графическим решением неравенства , где символ заменяет один из знаков , являются множества точек (области) плоскости, координаты которых удовлетворяют данному неравенству.
При решении конкретной задачи координатно-параметрическим методом в ходе решения плоскость Oxa разбивается на «частичные области», внутри каждой из которых геометрически интерпретируется и решается поставленная задача.
Замечание. В частности, понятие «частичных областей» используется при решении уравнений и неравенств, содержащих неизвестные под знаком абсолютной величины (этот метод называют методом «частичных областей»). В свою очередь при решении логарифмических и показательных (и некоторых других) уравнений и неравенств также приходится разбивать плоскость Oxa на области.
задачи вида или
При решении уравнения или неравенства иногда удается выразить одну из переменных в явном виде, что позволяет перейти от задачи с параметром к задаче без параметра, а именно к исследованию функциональной зависимости одной переменной от другой.
Для решения неравенств полезным будет напомнить одно простое утверждение: пусть имеется график функции , тогда множество точек плоскости, расположенных выше графика, будет геометрическим изображением решения неравенства , а для точек, лежащих ниже графика - неравенства
задачи вида
Рассмотрим уравнения и неравенства, в которых переменные х или a заданы в неявном виде, и выразить какую-либо переменную в явном виде сложно.
В предлагаемых задачах уравнение с двумя переменными f(a, х)=0 , как правило, задает на координатной плоскости некоторые линии. Это составляет основу при решении неравенств.
Для решения неравенств вида удобно использовать метод областей, суть которого представлена ниже при решении примеров.
Для решения уравнений или неравенств, содержащих знак модуля, обычно используют метод «частичных областей». Основная идея этого метода состоит в том, что решение задачи в исходной области (в частности, на плоскости Оха) сводится к решению совокупности смешанных систем (уравнений и неравенств), не содержащих знаков абсолютной величины, в каждой частичной области, на которые разбивается исходная область.
Заключение
Лучше всего приведенные методы работают в тех случаях, когда в условии задачи ставится вопрос о количестве корней в зависимости от значений параметра или определения значений параметра, при которых решение отсутствует или единственно.
Графическое представление уравнения или системы уравнений с параметром обладает несколькими несомненными преимуществами: во- первых, построив график (графики), можно определить, как влияет на них и, соответственно, на решение уравнения изменение параметра; во- вторых, иногда график дает возможность сформулировать аналитически необходимые и достаточные условия для решения поставленной задачи и, в-третьих, ряд теорем позволяет на основании графической информации делать вполне строгие и обоснованные заключения о количестве корней уравнения, об их границах и т.д.
Естественно, что при использовании графических методов возникает вопрос о строгости решения. Требования к строгости должны определяться здравым смыслом.В случаях, когда результат, полученный с помощью графического метода, вызывает сомнения, его необходимо подкрепить аналитически.
Иногда бывает достаточно лишь построить необходимые графики и, используя свойства непрерывности и монотонности функций, сделать правильный вывод.
Список литературы
1. Г.А. Тиняков, И.Г. Тиняков Задачи с параметрами, Москва, 1996
2. В.В. Амелькин, В.Л. Рабцевич, Задачи с параметрами, Минск «Асар», 2004.
3. С.А. Субханкулова, Задачи с параметрами, Москва, ООО «Илекса», 2009
4. А.Г. Корянов, А.А. Прокофьев, Уравнения и неравенства с параметрами: количество решений, Математика ЕГЭ 2011 (типовые задания С5)
5. А.А. Прокофьев, Задачи с параметрами, Москва, 2004
6. www.problems.ru База данных задач по всем темам школьной математики. Задачи разбиты по рубрикам и степени сложности. Ко всем задачам приведены решения.
7. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.