Познакомить учащихся с графическим способом решения квадратных уравнений, повторить ранее изученные методы решения квадратных уравнений, виды графиков и свойства функций у = , у = х2, закрепить навыки построения графиков функций.
Развивать навыки творческой, познавательной, мыслительной деятельности, логическое мышление, вырабатывать умение анализировать и сравнивать.
Воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать интерес к математике, самостоятельность, прививать аккуратность и трудолюбие.Познакомить учащихся с графическим способом решения квадратных уравнений, повторить ранее изученные методы решения квадратных уравнений, виды графиков и свойства функций у = , у = х2, закрепить навыки построения графиков функций.
Развивать навыки творческой, познавательной, мыслительной деятельности, логическое мышление, вырабатывать умение анализировать и сравнивать.
Воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать интерес к математике, самостоятельность, прививать аккуратность и трудолюбие.
План–конспект урока по алгебре в
8Г классе
«Графическое решение
квадратных уравнений»
Разработала: Хоружая Н. А.
слушатель курсов профессиональной
переподготовки « «
Проверил:
г. РостовнаДону20172018 год
Алгебра
8Г класс
Тема: «Графическое решение квадратных уравнений»
Дата: 19.12.2017г.
Тип урока: урок формирования знаний.
Вид урока: урок – практикум.
Методы урока: словесные, наглядные, практические.
Организационные формы общения: индивидуальная, парная, коллективная.
Цели урока:
1. Образовательные: познакомить учащихся с графическим способом решения
квадратных уравнений, повторить ранее изученные методы решения квадратных
1 , у = х2, закрепить навыки
уравнений, виды графиков и свойства функций у =
х
построения графиков функций.
2. Развивающие: развивать навыки творческой, познавательной, мыслительной
деятельности, логическое мышление, вырабатывать умение анализировать и
сравнивать.
3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду,
развивать интерес к математике, самостоятельность, прививать аккуратность и
трудолюбие.
Задачи урока:
1. Образовательные задачи урока: (формирование позновательных УУД)
продолжить формирование следующих умений и навыков: решение уравнений
графическим способом
2. Развивающие задачи урока: (формирование регулятивных УУД)
развитие сознательного восприятия учебного материала;
развитие логического мышления (выполнение задания, содержащего параметр);
развитие математически грамотной речи.
3. Воспитательные задачи урока:(формирование коммуникативных и
личностных УУД)
2 Воспитание познавательной активности, культуры общения, культуры диалога,
чувства сопереживания.
Оборудование:
дифференцированными заданиями, сигнальные карточки.
мультимедийный проектор,
компьютеры,
карточки с
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
а) алгоритм решения уравнений
б) правила, используемые для решения уравнений.
Учащиеся должны уметь:
а) применять правила построения функций , знать свойства функций.
Воспитательная:
формировать навыки самоконтроля, адекватной самооценки и саморегуляции
деятельности.
Развивающая:
формировать умение анализировать,
обобщать, развивать математическое мышление.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Мотивация. Определение совместной цели деятельности.
33.Актуализация знаний.
4.Практическое применение знаний.
5.Минута отдыха.
6.Контроль знаний. Самопроверка.
7.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Структура урока:
1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
2. Актуализация опорных знаний – устная работа, с помощью которой ведётся
повторение основных фактов, свойств на основе систематизации знаний.
3. Изучение нового материала – рассматривается ещё один способ решения
квадратных уравнений – графический.
4. Закрепление изученного материала.
5. Практическая работа с использованием компьютеров.
6. Обогащение знаний – знакомство с траекториями движения космических
аппаратов
7. Подведение итогов урока.
8. Творческое домашнее задание.
9. Рефлексия.
Этапы урока и их продолжительность
1. Мотивационная беседа 2 мин.
2. Актуализация знаний 3 мин.
3. Первичное обобщение и введение новых знаний
в систему знаний учащихся 15 мин.
44. Закрепление нового материала 12 мин
5.Физминутка 1 мин
6. Практическая работа 5 мин
7.Обогащение знаний 2 мин
8. Подвидение итогов 2 мин
9. Домашнее задание и инструктаж по его
выполнению 1 мин.
10.Рефлексия 2 мин
Ход урока.
I. Мотивационная беседа. ( 2 мин)
Учитель: Как вы думаете, зачем надо изучать математику?
Ответ на этот вопрос вы найдёте, если узнаете, что означает в переводе с
греческого слово «математика». «Математика» знание, наука. Именно поэтому,
если человек был умен в математике, то это всегда означало высшую ступень
учености. А умение правильно видеть и слышать – первый шаг к мудрости. Вот
поэтому мне сегодня очень хочется, чтобы вы стали немного мудрее и расширили
свои знания по математике.
Итак, запишите в тетрадь число и тему урока. Цель урока познакомить вас еще
с одним способом решения квадратных уравнений – графическим, закрепить этот
способ решения практической работой с использованием компьютеров.
У вас находятся одинаковые трафареты, состоящие из 10 комбинаций, которые
обозначены римскими цифрами.
I II III IV V
5VI VII VIII
IX X
В каждую клетку нужно вписать букву или знак препинания. Тогда сложится
фраза. Но на трафарете нет места для самого первого слова зашифрованной
фразы. Это слово мы получим, решив графические уравнения. У нас получится
крылатое изречение из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Следует вам
ответить на соответствующие тестовые задания I –X и вписать в трафарет знак
или букву, которой обозначен верный ответ.
Тестовые задания.
II. Актуализация опорных знаний. (3 мин)
1. Линию, являющуюся графиком функции у = х2, называют…
?) синусоидой; :) гиперболой; …) параболой.
I
…
2. Составьте слово, назвав подряд буквы, соответствующие правильному
ответу. Является ли функция у = х2 возрастающей на отрезке [a; в], если:
е) а = 3; в = 3;
к) а = 1; в = 4;
д) а = 2; в = 1;
а) а = 0; в = 0,5;
к) а = 9; в = 10;
б) а = 9; в = 10;
II
к а к
63. Назовите буквы, соответствующие точкам, принадлежащим графику
функции у = х2 :
М(3; 9), Ж(5; 5), С(100; 100), Н(2; 4), О1 (1; 1),
Г(0; 0), В(7; 7), А(2; 8), О2(2; 4).
III
м н о г о
1 является …
у
4.
а) прямая; б) отрезок; в) гипербола; г) ветвь параболы.
IV
Графиком функции
х
5. Назовите буквы, которые соответствуют правильному ответу.
в
а) Какие из данных уравнений являются квадратными?
в) 5х + 1 = 0. к) х3 – 2х2 + 1 = 0. н) 5 – 8х = 0.
э) 2х2 – 9х + 5 = 0. з) 2х ─
т) 3х2 – 5х – 8 = 0. о) х2 + 5х – 6 = 0.
1 = 0. м) х2 + 3х + 2 = 0.
2
V
э т о м
б) Какие из данных квадратных уравнений являются приведенными?
к) 2х2 – 9х + 5 = 0. в) х2 – 4х2 + 3 = 0. о) 3х2 + 5х + 2 = 0.
л) 3х2 – 4х – 7 = 0. ф) 3х2 – 2х – 5 = 0. к) х2 + 6х + 8 = 0.
з) х2 – 14х + 49 = 0. у) х2 – 10х + 25 = 0. е) х2 + 11х – 12 = 0.
VI
з в у к е
III. Изучение нового материала. (15 мин)
Решим уравнение: х2 + 2х – 3 = 0.
Какое это уравнение?
Как это уравнение можно решить?
Ответ: С помощью формул, с помощью теоремы Виета.
Можно его решить устно?
Ответ: Можно, по теореме Виета.
7Какие же корни?
Ответ: 3 и 1.
Я сегодня покажу ещё один способ решения – графический. Представим данное
уравнение в следующем виде:
х2 = ─ 2х + 3.
Чтобы решить данное уравнение, нужно найти такое значение х, при котором левая
часть уравнения была бы равна правой. Введем две функции f(x), равной левой
части уравнения и g(x), равной правой части уравнения. Теперь нужно найти такое
значение х, при котором f(x)=g(x), т. е. общую точку, принадлежащую графику
функции f(x) и графику функции g(x). Эта точка будет являться точкой
пересечения графиков функций f(x)=х2 и g(x)=2х+3. Абсцисса точки пересечения
будет являться решением исходного уравнения.
В координатной плоскости построим графики функций f(x) = х2 и
g(x) = ─2х + 3.
Для этого составим таблицы их значений.
f(x) = х2 ─ парабола
х
у
0
0
+1 +2 +3
1
9
4
[3; 3]
g(x) = ─2х + 3 ─ прямая
х
у
3
9
1
1
А
В
х = 3, х = 1.
А(3;9) и В(1;1)точки пересечения. Абсциссы этих точек равны 3 и 1.
Значит х = 3 и х = 1 – решение уравнения х2 + 2х – 3 =0
Ответ: так) х = ─ 1 и х = 3
для) х = ─ 3 и х = 1
вот) х = ─ 5 и х = 0
8VII
д л я
Рассмотрим алгоритм решения.
Алгоритм решения:
1. дано уравнение х2 + 2х – 3 = 0.
2. представим уравнение в следующем виде х2 = ─ 2х + 3.
3. в одной системе координат строятся графики функций
у1 = х2 и у2 = ─ 2х + 3.
4. абсциссы точек пересечения являются решением данного уравнения
IV. Закрепление изученного материала.(12 мин)
1). Решить уравнение х2 – х – 2 = 0. x [5; 5] с шагом 0,5
у1 = х2 у2 = х + 2
Ответ: души) х = 2 и х = 1
школы) х = 3 и х = 1
сердца) х = 2 и х = 1.
VIII
с е р д ц а
2). Решить самостоятельно.
х2 – 2х – 8 = 0 x [5; 5] с шагом 0,5
а) один ученик решает графически;
б) другой ученик решает аналитически с помощью теоремы Виета.
Ответ : широкого) х = 5 и х = 1;
русского) х = 4 и х = 2;
красного) х = 3 и х = 1.
IX
р у с с к о г о
2х2 + х – 3 = 0 x [4; 4] с шагом 0,5
а) один ученик решает графически;
б) другой ученик решает аналитически с помощью квадратных корней
9Ответ: слилось) х = 1 и х = 1,5;
расцвело) х = 3 и х = 2;
приснилось) х = 1 и х = 2.
X
с л и л о с ь
Физминутка.(1 мин)
Отвели свой взгляд направо,
Отвели свой взгляд налево,
Оглядели потолок,
Посмотрели все вперёд.
Раз – согнуться – разогнуться,
Два ─ согнуться – потянутся,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Пять и шесть тихо сесть.
V. Практическая работа. ( 5 мин)
Раздаются учащимся дифференцированные задания на карточках.
С помощью графиков нескольких функций, построенных на заданных
промежутках, получаются буквы: М; О; С; К; В; А. и фигуры: КИТ; ЗОНТИК;
ОЧКИ. (см. приложение к уроку).
Учитель: Какие буквы у вас получились?
Ответы учащихся: М О С К В А
Учитель: Получилась фраза А.С. Пушкина из романа «Евгений Онегин»
«Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось».
(Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва … как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
10Как много в нём отозвалось.)
VI. Обогащение знаний. (2 мин)
Высвечивается слайд, на котором находится парабола и гипербола.
а) мы сегодня на уроке применяли эти два графика: параболу и гиперболу.
Я хочу вам сказать ребята, что окружающий нас мир тесно связан с математикой.
Валерий Чкалов говорил: «Полёт–это математика». Оказывается, траектории
движения космических аппаратов описываются параболой, гиперболой, эллипсом.
При первой космической скорости (7,91 км/с) космический аппарат движется по
эллипсу относительно Земли. (на рис. орбита 3) При второй космической
скорости (11,2 км/с) аппарат движется по параболе (на рис. орбита4) и движется в
пределах Солнечной системы. При третьей космической скорости (16,6 км/с)
космические аппараты движутся по гиперболе (на рис. орбита5) и навсегда
покидают пределы Солнечной системы. В 70х годах ХХ века были запущены
такие космические аппараты «Пионер10», «Пионер11»,которые навсегда
покинули Солнечную систему в поисках разумных цивилизаций во Вселенной. Они
несут в себе платиновые пластинки, на которых нанесены силуэты мужчины и
женщины на фоне космического корабля, Солнечная система и траектория
«Пионера», схема атома водорода и положение Солнца по отношению к наиболее
ярким галактическим пульсарам.
б) графики помогают нам наглядно увидеть изменения различных величин:
изменение роста, веса, температуры, скорости и т.д.
Вот посмотрите на эти графики, характеризующие ваш класс:
1. График успеваемости (Знание – сила. Кто много читает, тот много знает –
пословица.
2. График роста, график веса учащихся 8го класса.
Чтобы достичь нормального веса и роста подростку 15ти лет нужно заниматься
спортом, вести здоровый образ жизни, не увлекаться пагубными привычками:
алкоголем, табакокурением, наркотиками. Никогда не забывать пословицу «В
здоровом теле здоровый дух»
VII. Подведение итогов урока. ( 2 мин)
Вы замечательно поработали на уроке. Проверив ваши работы и учитывая ваши
ответы за устную работу, я поставила вам оценки в индивидуальную таблицу.
Каждый ученик класса принимал участие в уроке. Во время урока заполняется
индивидуальная таблица, в которой виден результат его работы на уроке.
11Ф.И
Устная работа
Практическая
работа
Общая
оценка
Надеюсь, этот материал вы не забудете. Помните слова французского инженера
физика Лауэ: «Образование есть то, что остается, когда все выученное уже
забыто». Думаю, что образование, которое вы получите, будет соответствовать
времени, в котором мы живем. А чтобы это случилось на самом деле, предлагаю
вам выполнить следующую творческую домашнюю работу.
VIII. Домашнее задание. (записывается в зависимости от усвоения темы)
(1 мин)
Творческое задание: составить рекламу параболе или гиперболе;
сочинить сказку или рассказ на тему «Замечательные
кривые».
IX. Рефлексия.( 2 мин)
В конце урока проводится беседа, в которой выясняется:
Что нового узнали на уроке?
Понравился ли урок? (с помощью сигнальных карточек)
Что понравилось на уроке?
Что не понравилось?
Что необходимо изменить, чтобы было еще интереснее?
Литература: — Алгебра. 8 класс: поурочные планы по
учебнику Ю.Н. Макарычева и др. / авт.сост. Т.Л. Афанасьева, Л.А. Тапилина. –
Волгоград: Учитель, 2007. – 303 с.;
— Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г.
Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2012;
— Государственный стандарт основного общего образования по математике;
Дидактические материалы по алгебре для 8 класса / В.И. Жохов, Ю.Н.
Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2012. – 144 с.
Нестандартные уроки алгебры. 8 класс. / Сост. Н.А. Ким. – Волгоград: ИТД
«Корифей», 2006. – 112 с;
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 79 классы.
Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2012 г.;
http://schoolcollection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов.
12Самоанализ проекта урока
Урок «Графическое решение квадратных уравнений» проводится при изучении
темы «Квадратичная функция. Функция у = k/х». Значимость данного урока
определяется приоритетностью функциональнографической линии, заданной в
курсе алгебры данного учебнометодического комплекта. Спроектированный
урок является уроком изучения нового материала.
Поскольку класс по уровню развития и сформированности умений является
средним, перед учителем стояла задача создать на уроке такую атмосферу,
чтобы каждый ученик активно работал, приобретал новые знания, чувствовал
себя уверенно, тем самым стремясь к реализации поставленных учебно
воспитательных задач:
1. Образовательные:
1) учащиеся должны расширить знания о способах решения квадратных
уравнений;
2) учащиеся должны выработать алгоритм для решения квадратных
уравнений графическим методом, уметь применять его при выполнении
заданий;
3) учащиеся должны познакомиться с различными способами графического
решения квадратных уравнений;
4) учащиеся должны развивать умение строить графики различных функций.
2. Развивающие:
1) учащиеся должны осознать проблемную ситуацию и уметь её разрешить с
помощью мыслительных операций анализа и обобщения;
2) учащиеся должны уметь сравнивать и оценивать разные способы решения;
3) учащиеся должны активизировать свою познавательную деятельность при
выполнении задания несколькими способами.
3. Воспитательные:
1) учащиеся должны уметь преодолевать трудности, выполняя задания нового
типа;
132) учащиеся должны воспитывать в себе волю и настойчивость в достижении
цели;
3) учащиеся должны развивать культуру речи, навыки коммуникативного
общения и культуру сотрудничества при работе в группе.
На уроке использовались элементы разноуровневой дифференциации и
адаптивного обучения.
Решению поставленных задач способствовало следующее:
1. Применение фронтальной, индивидуальной и групповой форм организации
учебной деятельности с использованием наглядноиллюстративного,
частичнопоискового метода обучения с применением компьютерной
технологии обеспечивает побуждение учащихся к актуализации полученных
ранее знаний и усвоение новых знаний путём самостоятельных размышлений.
Полученная в процессе показа слайдов информация о способах графического
решения квадратных уравнений усваивается детьми более легко, так как при
этом включаются зрительная и слуховая память. У детей этого возраста
имеется интерес к информационным технологиям. Слайды позволяют более
красочно преподнести материал, выделить главные моменты, быстро
выполнить проверку решения заданий.
2. Развивающий аспект урока осуществляется с помощью частичнопоискового
метода обучения, через индивидуальный и групповой способы организации
познавательной деятельности. Работая в односоставных группах при
выполнении одного и того же задания (задания № 2) учащиеся 3й группы
работают на репродуктивном уровне, для учащихся 1 и 2 групп – это
деятельность на более высоком, продуктивном уровне. Дифференцированный
подход помогает каждому учащемуся справиться с предложенным заданием:
3я группа использует помощь со стороны учителя и инструкцию выполнения
задания, прописанную в картесхеме; учащиеся 1 и 2й групп добывают знания
без помощи учителя, опираясь на свои инструкции.
3. Наличие познавательного интереса и создание положительной мотивации
обучения на протяжении всего урока создавались и поддерживались с помощью
проблемной ситуации, использования сведений из истории математики и
дифференцированного подхода.
4. Выявлению качества и уровня овладения знаниями и способами действий
способствует органическое включение контроля в учебный процесс. Контроль
выполняет обучающие, воспитательные и побуждающие функции. Контроль
присутствует со стороны учителя. Продуман и самоконтроль с целью
воспитания чувства ответственности, развития внимания.
145. При подборе материала учитываются психологические особенности детей,
используется поощрение, одобрение, поэтому каждый из учащихся получает
удовлетворение от урока и чувствeт уверенность в своих силах при создании
ситуации успеха.
Все этапы урока логически связаны друг с другом. Присутствует
сотрудничество между учащимися и включение каждого ученика в учебную
деятельность. Подведение итогов урока предполагает развитие умения
оценивать уровень сложности темы и уровень достижения цели урока. При
этом реализуется обратная связь с учащимися, и дети испытывают чувство
удовлетворённости от проделанной работы.
Атмосфера на уроке доброжелательная, стиль общения учителя и учеников –
демократичный, способствующий сотрудничеству.
151617