Технологическая карта урока.
Тема |
Графики функций. Область определения и область значений функции. |
Урок ОНЗ и первичного закрепления ранее изученного материала. |
Цель темы |
Рассмотреть графический способ задания функции. Научить находить области определения и значений функции по графику.
|
|
Основное содержание темы,
термины и понятия |
Понятие функции, нахождение области определения и области значения функции, чтение графиков.
Определение функции, область определения, область значений, график функции. |
|
Планируемый результат |
Предметные умения |
УДД |
Рассмотреть графический способ задания функции. Научить находить области определения и значений функции по графику.
|
Уметь находить значение функции по заданному аргументу. Уметь находить значение аргумента по значению функции. Уметь находить область определения функции по графику. Уметь применять свойства функции для чтения графиков.
|
Личностные: осознание математической составляющей окружающего мира. |
Регулятивные: осознание возникшей проблемы, определение последовательности и составление плана и последовательности действий для решения возникшей проблемы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действий в случае расхождения эталона. Реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самими обучающимся, учителем, товарищами. |
||
Познавательные: моделирование ситуации из жизни, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
||
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи, умение работать индивидуально и в парах. |
||
Организация учебного пространства. |
||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
Физика, информатика, биология, повседневная жизнь. |
Фронтальная, в парах, индивидуальная, групповая. |
Учебник «Алгебра 9» Наглядный и раздаточный материал ЭОР: 1. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/73bc8240-49f3-44c6-8991-a547d457a20f/112745/ Ресурс содержит демонстрации и задания по теме "Функция" 2. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ea0179d8-a539-42e3-81c1-b3db641c6d1c/?from=73bc8240-49f3-44c6-8991-a547d457a20f& Ресурс содержит демонстрации и задания по теме "Область определения и область значений функции" Презентация. |
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент
|
Включение в деловой режим |
Подготовка класса к работе |
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности |
Проверка д/з. Фиксация затруднений, Повторение пройденного материала
|
Проверяют по ключу, фиксируют ошибки.
Устанавливают логические отношения между данными и искомыми величинами.
Вспоминают и называют правильный ответ.
Выдвигаются версии о том, что возможно, это не функция. Фиксируется затруднение в деятельности. |
Предметные: установление логических связей между данными и искомыми величинами, Познавательные: анализ чертежей с целью выявления существенных признаков , контроль и оценка деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, опираясь на определения и знание материала. |
3. Постановка учебной задачи |
Создаёт проблемную ситуацию: Раздаёт раздаточный материал с изображением графиков. Просит проанализировать рисунки и найти на них изображение графиков функций. |
Перед учащимися возникает проблема выбора |
Регулятивные: целеполагание. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование проблемы. |
4. Построение проекта выхода из затруднения |
Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации в виде поисковой беседы: o Рассмотрите чертежи и определите зависимость переменных x и y на них. o Найдите графики знакомых функций
o Какой вывод можно сделать?
2. После получения определения понятия графика функции предлагается дать определение области определения функции и области значений функции. |
Учащиеся ведут поисковую беседу.
На некоторых чертежах каждому значению x соответствует единственное значение y. А на других – нет
На этих графиках каждому значению x соответствует единственное значение y.
Учащиеся дают определения.
|
Предметные: умение, проанализировав материал давать нужные определения. Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование ситуации. Построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе способа решения возникшей проблемы. |
5. Закрепление. |
Устанавливает осознанность восприятия учебного материала. Приводит примеры применения графиков функций. Рассматривается решение типовых упражнений из учебника. |
Решают типовые задачи: На нахождение значений функции по заданному значению аргумента; Нахождение значения аргумента по заданному значению функции №4, Нахождение области определения функции: №14 |
Предметные: умение устанавливать логические отношения между данными и искомыми, использовать вычислительные навыки при решении упражнений и уравнений. Познавательные: умение структурировать знания, выбирать способы решения задач, умение строить речевое высказывание. Рефлексия способов и условий действия. Регулятивные: контроль. Оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция. Оценка действий партнёра. |
6. Диагностика качества учебно-познавательной деятельности. |
Организует деятельность по применению новых знаний в виде С/р. |
Выполняют с/р. Осуществляется взаимопроверка в сравнении с эталоном. |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль. коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
7. Постановка домашнего задания |
Демонстрация на слайде: П. 18, № 22, 23 На выбор (по желанию) три задания из ФИПИ /ОГЭ /МАТЕМАТИКА/ ГРАФИКИ
|
Учащиеся выбирают и записывают домашнее задание
|
|
9. Рефлексия деятельности. |
Организует рефлексию. |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цели и результаты, степень их соответствия. |
Личностные: смыслообразование. Познавательные: рефлексия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Ход урока.
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
I. Самоопределение к деятельности. Организационный этап Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Герберт Спенсер, английский философ, говорил: «Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы». Как вы понимаете эти слова? - Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов. Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной: (текст на мультимедийной доске) Я всё знаю, Я всё умею, Я буду стараться, У меня всё получится. Проводит инструктаж по работе с листом самооценки: На столах у вас лежат листы самооценки. Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя (приложение 1). |
Высказывания детей. Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с листом самооценки. |
ӀӀ. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Проверь себя: слайд 7. Проверка выполнения д/з. Выход из затруднений: .Слайд. 8. Коррекция. Давайте повторим, что мы уже знаем, и в ходе повторения найдем, чему нам надо научиться, поставим перед собой задачу и сформулируем тему и задачи урока. Давайте вспомним: слайд 1.- 6. |
Учащиеся . Проверяют по ключу, фиксируют ошибки.
Устанавливают логические отношения между данными и искомыми величинами.
Вспоминают и называют правильный ответ. А) Область определения: множество всех действительных чисел,x€R; Б) Область определения: x€(-∞; 0)U (0; +∞); Фиксируется затруднение в деятельности |
ӀӀӀ. Постановка учебной задачи. Создаёт проблемную ситуацию: Раздаёт раздаточный материал с заданиями. 2-3 мин. приложение.1. Проверка. Слайд 9. Все ли задания вы можете выполнить? В чём затруднения?
Кто попробует сформулировать тему нашего урока? Какие задачи мы может поставить перед собой? Слайд 10 |
Перед учащимися возникает проблема .
2. Научиться находить область определения и значения функций представленных графически.
|
ӀV. Построение проекта выхода из затруднения: Рассмотрим графики представленные в задании а.4: Что вы можете сказать о этих графиках? Каким функциям они соответствуют? Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации в виде поисковой беседы:
Как с помощью графика определить Д(У), Е(У) слайд 1
|
Учащиеся ведут поисковую беседу. На этих графиках каждому значению x соответствует единственное значение y.
|
V. Закрепление. Устанавливает осознанность восприятия учебного материала. Приводит примеры применения графиков функций. Рассматривается решение типовых упражнений из учебника.
Работа с Учебником стр. 7 О практическом применении графиков функции. |
Решают типовые задачи: в паре На нахождение значений функции по заданному значению аргумента; Нахождение значения аргумента по заданному значению функции; № 4, В ГРУППЕ Нахождение области определения функции: №14, ( учебник)
|
VӀ. Диагностика качества учебно-познавательной деятельности. Организует деятельность по применению новых знаний в виде С/р (приложение 2) Ответы: Вариант 1: №1. А- 1; Б – 4; В – 2 №2. 3 Вариант 2: А- 4; Б – 3; В – 1 №2. 1 Демонстрирую ответы на слайде |
Выполняют с/р.
Осуществляется взаимопроверка в сравнении с эталоном. |
VӀӀ. Контроль и оценка результатов деятельности. ПО ПРЕЗЕНТАЦИИ СЛАЙДЫ 17-26. |
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/73bc8240-49f3-44c6-8991-a547d457a20f/112745/ Ресурс содержит демонстрации и задания по теме "Функция" Учащиеся выполняют задания из раздела «контроль» Осуществляется проверка компьютером Ресурс содержит демонстрации и задания по теме "Область определения и область значений функции" http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ea0179d8-a539-42e3-81c1-b3db641c6d1c/?from=73bc8240-49f3-44c6-8991-a547d457a20f& Учащиеся выполняют задания из раздела «контроль» Осуществляется проверка компьютером |
VӀӀӀ. Постановка домашнего задания |
Учащиеся записывают домашнее задание: П. 1, № 18, 22, 23, №6, №11, №15 На выбор (по желанию) три задания из ФИПИ /ОГЭ /МАТЕМАТИКА/ ГРАФИКИ |
ӀХ. Рефлексия деятельности Организую рефлексию.
Ставлю оценки в журнал в соответствии с листами самооценки учащихся. Подвожу итоги урока. |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цели и результаты, степень их соответствия. Ставят себе итоговую оценку в лист самооценки. |
Приложение к уроку 3
Лист самооценки.
ФИО учащегося ___________________________________________
№ п/п |
Деятельность учащегося |
Критерии самооценки. |
Самооценка. |
1.
|
Формулировка темы урока, цели и задач урока. Актуализация опорных знаний |
1) выполнил д/з без ошибок – 3 б. допустил 1 ошибку – 2 балл; допустил 2 – 1 баллов. Более 2 – 0 баллов.
2) Я сам смог определить тему, цель и задачи урока-2 балла. Я смог определить только тему урока 1 балл. Я не смог определить тему, цель и задачи урока - 0 баллов. |
|
2. |
Построение проекта выхода из затруднения |
Сформулировал самостоятельно определение графика функции – 1балл; Определил по графику знакомые функции и записал их формулы – 1 балл; |
|
3. |
Закрепление.
|
Участвовал в работе класса- 2 балл; Не участвовал – 0;
|
_______ |
4. |
Диагностика качества учебно-познавательной деятельности. |
Выполнил самостоятельную работу без ошибок – 2 балл. Допустил ошибку в одном задании – 1 балл. Не решил – 0 баллов; |
________ |
5. |
Выбор домашнего задания
|
4 балла – выбрали все задания; 3 балла - выбрали 2 задания из трёх, 2 балла – выбрали только 3 номера из учебника.
|
|
|
Итог урока |
Всего баллов: __________ Нарисуй смайлик, в зависимости от настроения: Поставьте себе оценку: ____________________________ если вы набрали 13-15 баллов - «5», 10-12 балла – «4», 6-9 баллов – «3» |
_________ |
Приложение к уроку 2
Самостоятельная работа по теме: «Графики функций»
1. Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.
|
1. Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.
|
||||
2. График какой из приведенных ниже функций изображен на рисунке?
|
2. График какой из приведенных ниже функций изображен на рисунке?
|
Ответы:
Вариант 1: №1. А- 1; Б – 4; В – 2
№2. 3
Вариант 2: А- 4; Б – 3; В – 1
№2. 1
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.