ГРАММАТИКА. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
6-ой класс слабослышащее отделение
Классный руководитель: Моисеева Раиса Ивановна
Отличительной особенностью курса грамматики является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Курс грамматики как раздела русского языка представлен в начальной школе совокупностью понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Пристальное внимание уделяется всем языковым единицам и их функциям в речи. При обучении русскому языку в разделе грамматика углубляется изучение закономерностей системы языка, освоение правил речи, формирование коммуникативных умений и навыков. Разделы программы: основы лингвистических знаний: фонетика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация.
Программа адресована инвалидам по слуху, обучающимся 6 класса.
Цель программы
Практическая систематизация основных грамматических закономерностей языка, овладение сложными синтаксическими структурами русского языка, развитие грамотной устной и письменной речи обучающихся с нарушениями слуха, формирование их коммуникативной компетенции.
Задачи программы
- создать условия для преодоления речевого недоразвития;
- развивать слуховое восприятие детей путём опознания, различения на слух слов, фраз, текстов изучаемых художественных произведений;
- развивать познавательную деятельность обучающихся, совершенствовать мыслительные операции, формировать интеллектуальные, организационные и учебные умения;
- способствовать практическому овладению речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, развитие навыков связной речи);
- знакомить с многозначными и обобщающими словами, словами близкими и противоположными по значению (синонимами и антонимами), словами с переносным значением и эмоционально-экспрессивной окраской (термины учащимся не сообщаются), мотивировать к их активному использованию в речи;
- систематизировать представления детей о смысловых оттенках морфем (приставки, корня, суффикса);
- учить практически определять морфемный состав не только новых слов, сообщаемых на уроке, но и приобретённых самостоятельно.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умение выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
Предметные результаты:
Знать/понимать:
- предложение как единицу речи;
- оформление предложений в устной и письменной речи;
- главные члены предложения;
- связь слов в предложении;
- различие словосочетания и предложения;
- употребление в предложении имени существительного, местоимения, прилагательного, глагола, предлога;
- термины и понятия «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
- различение слабой и сильной позиций гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
- способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
- парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости;
- роль разделительного мягкого знака;
Виды и типы уроков
Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, комбинированных, интегрированных уроков, уроков с дидактическими играми.
Формы организации урока
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Итоговый контроль
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью самостоятельных и контрольных работ в форме контрольных заданий, итоговых тестов, которые включают различные вопросы и практические задания по основным темам.
Список литературы
1. Дружок. Правила по русскому языку и математике для начальных классов. М.: ООО «Стрекоза». – 2011, 127 с.: ил.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (для слабослышащих и позднооглохших детей). Под ред. Г.К. Коровина. – М.: - Просвещение. 2012. – 439 с.
3. Шаповал И.А. Русский язык. 6 класс. Грамматика: учеб для спец. (коррекц.) образоват. учреждений II вида / И.А. Шаповал. – М.: гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 189 с. : (Специальная (коррекционная) общеобразовательнвая школа IIвида).
Литература по сурдопсихологии и сурдопедагогике
1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия, 2009 – 224 с.»
2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. Пособие для учителя-логопеда /Р.И. Лалаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 223 с.
3. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия У детей с нарушениями слуха: Учеб. Пособие для студ. Пед. Высш. Учеб. Заведений / под ред. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 288 С.
Объём и сроки изучения программы
Продолжительность учебного года - 34 недели. Количество часов в неделю - 3
Количество часов в год – 102
Количество часов в I четверти – 8 недель – 24 часа
Количество часов в II четверти – 8 недель – 24 часа
Количество часов в III четверти – 10 недель – 30 часов
Количество часов в IV четверти – 8 недель – 24 часа
Календарно-тематическое планирование
I четверть, грамматика
3 часа в неделю, 8 недель, всего 24 часа
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
1. |
Что мы знаем о слове. Повторение . |
1 |
Типы предложений по цели высказывания |
2. |
Основа и окончание. С. 18, упр. 49 |
1 |
Две главные части: основа и окончание |
3. |
Начальная форма слова. С. 18, упр. 50-51 |
1 |
Форма единственного числа Именительный падеж |
4. |
Родственные (однокоренные слова). С. 20, упр. 55-57 |
1 |
Разные предметы, признак предмета и действие |
5. |
Корень слова. С. 21, упр. 59-60 |
1 |
Основа и корень родственных слов |
6. |
Диагностическая работа |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
7. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. |
8. |
Приставка. С. 21, упр. 61-63 |
1 |
Часть слова, которая стоит перед корнем… |
9. |
Образование новых слов. С. 22, упр. 64-66 |
1 |
Роль приставок, формообразующая роль окончания |
10. |
Основа, окончание и корень в родственных словах. С. 23, упр. 67 |
1 |
Проверочные родственные слова |
11. |
Суффикс. С. 23, упр.68-69 |
1 |
Часть слова, которая стоит после корня |
12. |
Образование слов без суффиксов: тигрёнок-тигр… |
1 |
Однокоренные слова — слова с одинаковым корнем, разных частей речи. Однокоренные существительные. |
13. |
Разбор слов по составу. С.25, упр. 76-78 |
1 |
Разбор слова по составу. Разбор слова по составу – это выделение частей, из которых оно состоит. |
14. |
Части речи. Имя существительное С. 33-36, № 67 |
1 |
Имена существительные, прилагательные и глаголы |
15. |
Самостоятельная работа |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
16. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. |
17. |
Служебные части речи. С.29-30, упр.92-93 |
1 |
Служебные слова — несамостоятельные слова, выражают отношения между словами, предложениями и частями предложений. Союз и предлог |
18. |
Имя существительное и местоимение. С. 31-32, упр. 98-99
|
1 |
Местоимение и существительное отвечают на один и тот же вопрос. |
19. |
Глагол. Повторение. С. 32-33, упр.101-103 |
1 |
Глагол – самостоятельная часть речи, обозначает процесс, отношение, действие или состояние лица, предмета либо явления. Глагол как часть речи. |
20. |
Контрольная работа |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
21. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. |
22. |
Имя прилагательное |
1 |
Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?». |
23. |
Словосочетание и предложение. С.35, упр.108 |
1 |
Части речи образуют словосочетания и предложения |
24. |
Итоговый урок |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
II четверть, грамматика
3 часа в неделю, 8 недель, всего 24 часа
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
1. |
Закрепление. Словосочетание и предложение. С.35, упр.108 |
1 |
Словосочетание – это сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. |
2. |
Типы словосочетаний, главные слова, вопросы к ним. С. 36, упр. 109 |
1 |
Одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Зависимые слова |
3. |
Глагол + предлог + существительное. С.37, упр.111 |
1 |
Предлог связывает существительное и глагол |
4. |
Существительное + предлог + существительное. С. 38, упр. 115 |
1 |
Существительное, обозначающее предмет и выражает его значение |
5. |
Прилагательное + существительное. С. 39, упр.118 |
1 |
Прилагательное всегда зависимое слово, имеет тот же род и число какое у существительного |
6. |
Деление словосочетаний на три группы. С. 35-40 |
1 |
Принцип различения словосочетаний |
7. |
Подбор прилагательных. С. 35-40 |
1 |
В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. Вопросы к прилагательным |
8. |
Вопросные схемы. С.40, упр.118-121 |
1 |
Какие? Кто? Какой? Что? |
9. |
Главные и зависимые слова в предложении. С. 40, упр.122-124- |
1 |
Связь между главным и зависимым словом |
10. |
Самостоятельная работа
|
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
11. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе |
12. |
Разбор слова по составу. С. 40, упр.124 |
1 |
Часть речи, окончания, связь в предложении |
13. |
Предложение. С.41, упр. 125 |
1 |
Главное слово определяет, в какой форме стоит зависимое слово. |
14. |
Вопросительное предложение. С.42, упр. 127 |
1 |
Вопросительное предложение – это педложение, выражающее вопрос. Вид предложения |
15. |
Повествовательное предложение. С.42, упр. 128 |
1 |
Повествовательное предложение, побудительное предложение. Вид предложения |
16. |
Подготовка к самостоятельной работе, закрепление пройденных тем |
1 |
Предложение, интонация, смысл, грамматика |
17. |
Самостоятельная работа |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
18. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. |
19. |
Главные и второстепенные члены предложения «Подлежащее и сказуемое». С.45, упр.132 |
1 |
Основа предложения – главные члены. |
20. |
Контрольная работа |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
21. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. |
22, 23 |
Составление предложений по данным вопросным схемам. С. 45, упр.133 |
2 |
Подлежащее – одной чертой, сказуемое – двумя чертами. |
24. |
Итоговый урок. Перенос слов |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
III четверть, грамматика
3 часа в неделю, 10 недель, всего 30часов
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
1. |
Имя сущ. Родительный падеж. С. 73, упр. 201-207 |
1 |
Части речи образуют словосочетания и предложения |
2. |
Имя сущ. Дательный падеж. С. 74-75, упр. 208-212 |
1 |
Зависимые слова |
3. |
Имя сущ. Творительный падеж. С. 76-77, упр.216-220 |
1 |
Предлог связывает существительное и глагол |
4. |
О и Е после ж, ш, ч, щ в окончаниях. С. 79 |
1 |
Существительное, обозначающее предмет |
5. |
Имя сущ. В предложном падеже С.80, упр.223 |
1 |
Прилагательное всегда зависимое слово, тот же род и число |
6. |
Имя сущ. Ед. числа в предложном падеже 1 скл. С. 81-82, упр. 228 |
1 |
Принцип различения словосочетаний |
7. |
Самостоятельная работа |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
8. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. |
9. |
Склонение местоимений единственного числа.С. 105-107 |
1 |
Личные местоимения — местоимения, которые указывают на предмет, но не называют его. |
10. |
Морфологический разбор местоимения ед. числа. С. 107-108 |
1 |
Часть речи – местоимение. Вопрос и начальная форма (и. .п. ед.ч.) |
11. |
Склонение местоимений множественного числа. С. 108-109, упр. 293-296 |
1 |
Я сделал разбор, краткую запись, сравнил признаки существительных и признаки местоимений. |
12. |
Контрольные вопросы и задания. |
1 |
Местоимение заменяет в речи существительное. |
13. |
Имя прилагательное (повторение) С. 111, упр. 301-302 |
1 |
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы какой? какая? какое?. |
14. |
Склонение имён прилагательных. Типы склонения прилагательных. С. 111-113, упр. 304-307 |
1 |
Склонение прилагательных – это изменение их по родам, падежам и числам. |
15. |
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. С. 41-49 |
1 |
Предложение — это соединение слов, как законченная единица речи в конце имеет точку, восклицательный или вопросительный знаки, или многоточием. |
16. |
Самостоятельная работа |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
17. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. |
18. |
Имя существительное. Склонение имён существительных. С. 53-58 |
1 |
Склонение – это изменение слов различных частей речи (имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, причастий) по падежам и числам. |
19. |
Изменение имён существительных по падежам. С. 60-64 |
1 |
Склонение – это изменение слов различных частей речи (имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, причастий) по падежам и числам. |
20. |
Первое склонение имён существительных. С. 66-83 |
1 |
Отрабатывать умения дописывать соответствующие окончания. Существительные 1-го склонения. |
21. |
Второе склонение имён существительных. С. 83-88 |
1 |
Отрабатывать умения дописывать соответствующие окончания. Существительные 2-го склонения. |
22. |
Третье склонение имён существительных. С.88-95 |
1 |
Отрабатывать умения дописывать соответствующие окончания. Существительные 3-го склонения. |
23. |
Контрольная работа |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала |
24. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе |
25. |
Склонение имён существительных множественного числа. С.95-102 |
1 |
Отрабатывать умения дописывать соответствующие окончания. |
26. |
Местоимения. Склонение местоимений единственного числа. С. 103-105 |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
27. |
Грамматический разбор местоимения.С.107-108 |
1 |
Отрабатывать умения дописывать соответствующие окончания. |
28. |
Склонение местоимений множественного числа. С.108 |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
29 |
Повторение пройденного материала. |
1 |
Учить сравнивать окончания прилагательных. Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
30. |
Итоговый урок. Повторение пройденного материала. |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
IV четверть, граматика
3 часа в неделю, 8 недель, всего 23 часа
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
1. |
Местоимение – часть речи. Склонение местоимений единственного числа.С. 105 |
1 |
Части речи: местоимение. Учить ставить вопросы к местоимениям и обозначать их род. |
2. |
Морфологический разбор местоимения. С. 107. |
1 |
Части речи: местоимение. Учить ставить вопросы к местоимениям и обозначать их род. |
3. |
Повторение Склонение местоимений множественного числа. С.108 |
1 |
Части речи: местоимение. Учить ставить вопросы к местоимениям и обозначать их род. |
4. |
Имя прилагательное – часть речи. Склонение имён прилагательных. С.111-116 |
1 |
Дать понятие об имени прилагательном как о части речи |
5. |
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. С. 116-115 |
1 |
Учить сравнивать окончания прилагательных. Отрабатывать умения дописывать соответствующие окончания. |
6. |
Морфологический (грамматический) разбор имени прилагательного. С.117 |
1 |
Учить сравнивать окончания прилагательных. Отрабатывать умения дописывать соответствующие окончания. |
7. |
Самостоятельная работа |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
8. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. |
9. |
Глагол. Неопределённая форма глагола. С. 137-139 |
1 |
Учить ставить вопрос. Дать понятие о глаголе как о части речи |
10. |
Спряжение глаголов. С. 139-141 |
1 |
Учить ставить вопрос. Отрабатывать умения дописывать соответствующие окончания. |
11. |
Морфологический (грамматический) разбор глаголов. С. 144-147 |
1 |
Учить ставить вопрос. Отрабатывать умения дописывать соответствующие окончания. |
12. |
Время глаголов. Спряжение глаголов настоящего времени. С. 148-150 |
1 |
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. |
13. |
Время глаголов. Спряжение глаголов прошедшего времени. С. 150-155 |
1 |
Учить
ставить вопрос. |
14. |
Самостоятельная работа.
|
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
15. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. |
16. |
Время глаголов. Спряжение глаголов настоящего времени. 155-158 |
1 |
Учить ставить вопрос. Отрабатывать умения дописывать соответствующие окончания. |
17. |
Спряжение глаголов прошедшего времени. |
1 |
Учить ставить вопрос. Отрабатывать умения дописывать соответствующие окончания. |
18. |
Образование глаголов прошедшего времени. |
1 |
Учить ставить вопрос. Отрабатывать умения дописывать соответствующие окончания. |
19. |
Спряжение глаголов будущего времени. |
1 |
Учить ставить вопрос. Отрабатывать умения дописывать соответствующие окончания. |
20. |
Формы глаголов будущего времени. |
1 |
Учить ставить вопрос. Отрабатывать умения дописывать соответствующие окончания. |
21. |
Контрольная работа |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
22. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. |
23. |
Повторение пройденного материала. Итоговый урок. |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.