ГРАММАТИКА. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 6-ой класс слабослышащее отделение Классный руководитель: Моисеева Раиса Ивановна

  • docx
  • 15.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ГРАММАТИКА.docx

ГРАММАТИКА. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

6-ой класс слабослышащее отделение

Классный руководитель: Моисеева Раиса Ивановна

 

 

Отличительной особенностью курса грамматики является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Курс грамматики как раздела русского языка представлен в начальной школе совокупностью понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Пристальное внимание уделяется всем языковым единицам и их функциям в речи. При обучении русскому языку в разделе грамматика углубляется изучение закономерностей системы языка, освоение правил речи, формирование коммуникативных умений и навыков. Разделы программы: основы лингвистических знаний: фонетика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация.

Программа адресована инвалидам по слуху, обучающимся 6 класса.

Цель программы

Практическая систематизация основных грамматических закономерностей языка, овладение сложными синтаксическими структурами русского языка, развитие грамотной устной и письменной речи обучающихся с нарушениями слуха, формирование их коммуникативной компетенции.

Задачи программы

            - создать условия для преодоления речевого недоразвития;

            - развивать слуховое восприятие детей путём опознания, различения на слух слов, фраз, текстов изучаемых художественных произведений;

            - развивать познавательную деятельность обучающихся, совершенствовать мыслительные операции, формировать интеллектуальные, организационные и учебные умения;

            - способствовать практическому овладению речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, развитие навыков связной речи);

            - знакомить с многозначными и обобщающими словами, словами близкими и противоположными по значению (синонимами и антонимами), словами с переносным значением и эмоционально-экспрессивной окраской (термины учащимся не сообщаются), мотивировать к их активному использованию в речи;

            - систематизировать представления детей о смысловых оттенках морфем (приставки, корня, суффикса);

            - учить практически определять морфемный состав не только новых слов, сообщаемых на уроке, но и приобретённых самостоятельно.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- осознание языка как основного средства человеческого общения;

- восприятие русского языка как явления национальной культуры;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

умение выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

Предметные результаты:

Знать/понимать:

- предложение как единицу речи;

- оформление предложений в устной и письменной речи;

- главные члены предложения;

- связь слов в предложении;

- различие словосочетания и предложения;

- употребление в предложении имени существительного, местоимения, прилагательного, глагола, предлога;

- термины и понятия «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

- различение слабой и сильной позиций гласных и согласных в корне слова (без терминологии);

- способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

- парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости;

- роль разделительного мягкого знака;

            Виды и типы уроков

            Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, комбинированных, интегрированных уроков, уроков с дидактическими играми.

            Формы организации урока

            Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

            Итоговый контроль

  Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью самостоятельных и контрольных работ в форме контрольных заданий, итоговых тестов, которые включают различные вопросы и практические задания по основным темам.

 

            Список литературы

1.                  Дружок. Правила по русскому языку и математике для начальных классов. М.: ООО «Стрекоза». – 2011, 127 с.: ил.

2.                  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (для слабослышащих и позднооглохших детей). Под ред. Г.К. Коровина. – М.: - Просвещение. 2012. –  439 с.

3.                  Шаповал И.А. Русский язык. 6 класс. Грамматика: учеб для спец. (коррекц.) образоват. учреждений II вида / И.А. Шаповал. – М.:  гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 189 с. : (Специальная (коррекционная) общеобразовательнвая школа IIвида).

 

Литература по сурдопсихологии и сурдопедагогике

1.         Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия, 2009 – 224 с.»

2.         Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. Пособие для учителя-логопеда /Р.И. Лалаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 223 с.

3.         Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия У детей с нарушениями слуха: Учеб. Пособие для студ. Пед. Высш. Учеб. Заведений / под ред. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 288 С.

 

            Объём и сроки изучения программы

Продолжительность учебного года - 34 недели. Количество часов в неделю - 3

Количество часов в год – 102

Количество часов в I четверти – 8 недель – 24 часа

Количество часов в II четверти – 8 недель – 24 часа

Количество часов в III четверти – 10 недель – 30 часов

Количество часов в IV четверти – 8 недель – 24 часа

 

Календарно-тематическое планирование

 I четверть, грамматика

3 часа в неделю, 8 недель, всего 24 часа

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

 Что мы знаем о слове. Повторение .

1

Типы предложений по цели высказывания

2.

Основа и окончание. С. 18, упр. 49

1

Две главные части: основа и окончание

3.

Начальная форма слова. С. 18, упр. 50-51

1

Форма единственного числа Именительный падеж

4.

Родственные (однокоренные слова). С. 20, упр. 55-57

1

Разные предметы, признак предмета и действие

5.

Корень слова. С. 21, упр. 59-60

1

Основа и корень родственных слов

6.

Диагностическая работа

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

7.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе.

8.

Приставка. С. 21, упр. 61-63

1

Часть слова, которая стоит перед корнем…

9.

Образование новых слов. С. 22, упр. 64-66

1

Роль приставок, формообразующая роль окончания

10.

Основа, окончание и корень в родственных словах. С. 23, упр. 67

1

Проверочные родственные слова

11.

Суффикс. С. 23, упр.68-69

1

Часть слова, которая стоит после корня

12.

Образование слов без суффиксов: тигрёнок-тигр…

1

Однокоренные слова — слова с одинаковым корнем, разных частей речи. Однокоренные существительные.

13.

Разбор слов по составу. С.25, упр. 76-78

1

Разбор слова по составу. Разбор слова по составу – это выделение частей, из которых оно состоит.

14.

Части речи. Имя существительное

С. 33-36, № 67

1

Имена существительные, прилагательные и глаголы

15.

Самостоятельная работа

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

16.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе.

17.

Служебные части речи. С.29-30, упр.92-93

1

Служебные слова — несамостоятельные слова, выражают отношения между словами, предложениями и частями предложений. Союз и предлог

18.

 Имя существительное и местоимение. С. 31-32, упр. 98-99

 

1

Местоимение и существительное отвечают на один и тот же вопрос.

19.

Глагол. Повторение. С. 32-33, упр.101-103

1

Глагол – самостоятельная часть речи, обозначает процесс, отношение, действие или состояние лица, предмета либо явления. Глагол как часть речи.

20.

Контрольная работа

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

21.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе.

22.

Имя прилагательное

1

Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?».

23.

Словосочетание и предложение. С.35, упр.108

1

Части речи образуют словосочетания и предложения

24.

Итоговый урок

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

 

II четверть, грамматика

3 часа в неделю, 8 недель, всего 24 часа

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

Закрепление. Словосочетание и предложение. С.35, упр.108

1

Словосочетание – это сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

2.

Типы словосочетаний, главные слова, вопросы к ним. С. 36, упр. 109

1

Одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Зависимые слова

3.

Глагол + предлог + существительное. С.37, упр.111

1

Предлог связывает существительное и глагол

4.

Существительное + предлог + существительное. С. 38, упр. 115

1

Существительное, обозначающее предмет и выражает его значение

5.

Прилагательное + существительное. С. 39, упр.118

1

Прилагательное всегда зависимое слово, имеет тот же род и число какое у существительного

6.

Деление словосочетаний на три группы. С. 35-40

1

Принцип различения словосочетаний

7.

Подбор прилагательных. С. 35-40

1

В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. Вопросы к прилагательным

8.

Вопросные схемы. С.40, упр.118-121

1

Какие? Кто? Какой? Что?

9.

Главные и зависимые слова в предложении. С. 40, упр.122-124-

1

Связь между главным и зависимым словом

10.

Самостоятельная работа

 

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

11.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе

12.

Разбор слова по составу. С. 40, упр.124

1

Часть речи, окончания, связь в предложении

13.

Предложение. С.41, упр. 125

1

Главное слово определяет, в какой форме стоит зависимое слово.

14.

Вопросительное предложение. С.42, упр. 127

1

Вопросительное предложение – это педложение, выражающее вопрос. Вид предложения

15.

Повествовательное предложение. С.42, упр. 128

1

Повествовательное предложение, побудительное предложение. Вид предложения

16.

Подготовка к самостоятельной работе, закрепление пройденных тем

1

Предложение, интонация, смысл, грамматика

17.

Самостоятельная работа

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

18.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки,  допущенные в работе.

19.

Главные и второстепенные члены предложения «Подлежащее и сказуемое». С.45, упр.132

1

Основа предложения – главные члены.

20.

Контрольная работа

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

21.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки,  допущенные в работе.

22, 23

Составление предложений по данным вопросным схемам. С. 45, упр.133

2

Подлежащее – одной чертой, сказуемое – двумя чертами.

24.

Итоговый урок.  Перенос слов

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

 

III четверть, грамматика

3 часа в неделю, 10 недель, всего 30часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

Имя сущ. Родительный падеж. С. 73, упр. 201-207

1

Части речи образуют словосочетания и предложения

2.

Имя сущ. Дательный падеж. С. 74-75, упр. 208-212

1

Зависимые слова

3.

Имя сущ. Творительный падеж. С. 76-77, упр.216-220

1

Предлог связывает существительное и глагол

4.

О и Е после ж, ш, ч, щ в окончаниях. С. 79

1

Существительное, обозначающее предмет

5.

Имя сущ. В предложном падеже С.80, упр.223

1

Прилагательное всегда зависимое слово, тот же род и число

6.

Имя сущ. Ед. числа в предложном падеже 1 скл. С. 81-82, упр. 228

1

Принцип различения словосочетаний

7.

Самостоятельная работа

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

8.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки,  допущенные в работе.

9.

Склонение местоимений единственного числа.С. 105-107

1

Личные местоимения — местоимения, которые указывают на предмет, но не называют его.

10.

Морфологический разбор местоимения ед. числа. С. 107-108

1

Часть речи – местоимение. Вопрос и начальная форма (и. .п. ед.ч.)

11.

Склонение местоимений множественного числа. С. 108-109, упр. 293-296

1

Я сделал разбор, краткую запись, сравнил признаки существительных и признаки местоимений.

12.

Контрольные вопросы и задания.

1

Местоимение заменяет в речи существительное.

13.

Имя прилагательное  (повторение) С. 111, упр. 301-302

1

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы какой? какая? какое?.

14.

Склонение имён прилагательных. Типы склонения прилагательных. С. 111-113, упр. 304-307

1

Склонение прилагательных – это изменение их по родам, падежам и числам.

15.

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. С. 41-49

1

Предложение — это соединение слов, как законченная единица речи в конце имеет точку, восклицательный или вопросительный знаки,  или многоточием.

16.

Самостоятельная работа

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

17.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки,  допущенные в работе.

18.

Имя существительное. Склонение имён существительных. С. 53-58

1

Склонение – это изменение слов различных частей речи (имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, причастий) по падежам и числам.

19.

Изменение имён существительных по падежам. С. 60-64

1

Склонение – это изменение слов различных частей речи (имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, причастий) по падежам и числам.

20.

Первое  склонение имён существительных. С. 66-83

1

Отрабатывать умения дописывать соответствующие окончания. Существительные 1-го склонения.

21.

Второе склонение имён существительных. С. 83-88

1

Отрабатывать умения дописывать соответствующие окончания. Существительные 2-го склонения.

22.

Третье склонение имён существительных. С.88-95

1

Отрабатывать умения дописывать соответствующие окончания. Существительные 3-го склонения.

23.

Контрольная работа

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала

24.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе

25.

Склонение имён существительных множественного числа. С.95-102

1

Отрабатывать умения дописывать соответствующие окончания.

26.

Местоимения. Склонение местоимений единственного числа. С. 103-105

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

27.

Грамматический разбор местоимения.С.107-108

1

Отрабатывать умения дописывать соответствующие окончания.

28.

Склонение местоимений множественного числа. С.108

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

29

Повторение пройденного материала.

1

Учить сравнивать окончания прилагательных. Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

30.

Итоговый урок. Повторение пройденного материала.

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

 

IV четверть, граматика

3 часа в неделю, 8 недель, всего 23 часа

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

Местоимение – часть речи. Склонение местоимений единственного числа.С. 105

1

Части речи: местоимение. Учить ставить вопросы к местоимениям и обозначать их род.

2.

Морфологический разбор местоимения. С. 107.

1

Части речи: местоимение. Учить ставить вопросы к местоимениям и обозначать их род.

3.

Повторение Склонение местоимений множественного числа. С.108

1

Части речи: местоимение. Учить ставить вопросы к местоимениям и обозначать их род.

4.

Имя прилагательное – часть речи. Склонение имён прилагательных. С.111-116

1

Дать понятие об имени прилагательном как о части речи

5.

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. С. 116-115

1

Учить сравнивать окончания прилагательных. Отрабатывать умения дописывать соответствующие окончания.

6.

Морфологический (грамматический) разбор имени прилагательного. С.117

1

Учить сравнивать окончания прилагательных. Отрабатывать умения дописывать соответствующие окончания.

7.

Самостоятельная работа

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

8.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе.

9.

Глагол. Неопределённая форма глагола. С. 137-139

1

Учить ставить вопрос. Дать понятие о глаголе как о части речи

10.

Спряжение глаголов. С. 139-141

1

Учить ставить вопрос. Отрабатывать умения дописывать соответствующие окончания.

11.

Морфологический (грамматический) разбор глаголов. С. 144-147

1

Учить ставить вопрос. Отрабатывать умения дописывать соответствующие окончания.

12.

Время глаголов. Спряжение глаголов настоящего времени. С. 148-150

1

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

13.

Время глаголов. Спряжение глаголов прошедшего времени. С. 150-155

1

Учить ставить вопрос.
Части речи: глагол.

14.

Самостоятельная работа.

 

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

15.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе.

16.

Время глаголов. Спряжение глаголов настоящего времени. 155-158

1

Учить ставить вопрос. Отрабатывать умения дописывать соответствующие окончания.

17.

Спряжение глаголов прошедшего времени.

1

Учить ставить вопрос. Отрабатывать умения дописывать соответствующие окончания.

18.

Образование глаголов прошедшего времени.

1

Учить ставить вопрос. Отрабатывать умения дописывать соответствующие окончания.

19.

Спряжение глаголов будущего времени.

1

Учить ставить вопрос. Отрабатывать умения дописывать соответствующие окончания.

20.

Формы глаголов будущего времени.

1

Учить ставить вопрос. Отрабатывать умения дописывать соответствующие окончания.

21.

Контрольная работа

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

22.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе.

23.

Повторение пройденного материала. Итоговый урок.

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.