Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в рамках реализации общенациональной идеи «Мәнгілік Ел»
Гражданско-патриотическое воспитание личности учащегося является ключевой задачей современной государственной политики Республики Казахстан.
Законопослушность, правопорядок, гражданская ответственность, доверие, казахстанский патриотизм – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином Казахстана общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Актуальность данной проблемы обусловлена противоречием между требованиями общества к формированию образованной, воспитанной личности и реальным состоянием воспитания детей и молодёжи.
Среди основных причин, резко актуализирующих проблему гражданско-патриотического воспитания в современном обществе, можно назвать:
1) переориентация системы традиционных ценностей и традиционного механизма социализации поколений;
2) возникновение феномена бездуховности, проявляющегося, в агрессивном невежестве, которое уничтожает духовный «код» нации;
3) возникновение новой системы требований общества к личности, порожденных новыми социальными реалиями;
4) переоценка роли образования и недооценка роли воспитания в становлении новых поколений казахстанцев.
Важно отметить, что в нашей стране идет активный поиск новых подходов к воспитанию. Учитывая особенность казахстанской системы образования, предлагается «Ценностная модель воспитания», основанная на национальной идее общеказахстанского дома «Мәңгілік Ел».
Мәнгілік Ел – это наша ответственность перед поколениями народа Казахстана, наша стратегия развития достойного и великого Казахстана, которому обозначено и суждено войти в число 30-ти конкурентоспособных стран мира. Началом нашего созидания Мәнгілік Ел становится новая ценностная модель воспитания, т.к. в образовании, как и в других сферах, требуется образец для подражания в воспитании и обучении таких детей и молодежи, которым предстоит создавать судьбу страны вместе со всем народом.
Одной из основных задач воспитания в условиях реализации общенациональной идеи «Мәңгілік Ел» является:
ориентация личности на ключевые ценности «Мәңгілік Ел»;
· формирование национального самосознания, гражданственности, патриотизма, уважения к законности и правопорядку, внутренней свободы и чувства собственного достоинства.
Педагогами-исследователями, учеными, сотрудниками НАО им. И. Алтынсарина, в образовательном проекте «Концептуальные основы воспитания» - воспитание нового казахстанского патриотизма и гражданственности трактуется, как ориентир на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, интеграцию обучения и воспитания на общенациональной идее «Мәңгілік Ел».
Казахстанский патриотизм – это способность любить и конструктивно участвовать в управлении страной, решении общенациональных задач.
Критерии:
любовь к Родине;
способность и готовность служить интересам Родины;
знание государственного языка;
приумножение достижений страны в сфере внутренней жизни и намеждународной арене.
Гражданственность – это интегрированное свойство социализированной личности, позволяющее последней быть действенным субъектом и объектом политико-правовой активности на различных уровнях развития общества и государства
Критерии:
сформированное чувство собственного достоинства;
способность быть истинным субъектом права;
внутренняя свобода, превращенная в самостоятельную дисциплину;
способность превращать свою свободу в добровольную лояльность, воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права;
уважительное отношение к другим гражданам и к власти
Первым положением концептуального воспитания в условиях реализации общенациональной идеи «Мәңгілік Ел» является стратегический фундаментальный уровень воспитания, который обеспечивает целостный подход к формированию личности, ее общих способностей, гражданского воспитания, освоения ценностей общечеловеческой и национальной культуры, ценностей идеи «Мәңгілік Ел», формирует ценностный подход молодого человека к материальным и духовным явлениям жизни и культуры с мировоззренческих позиций, определенных идеологией воспитания.
«Воспитание в условиях реализации общенациональной идеи «Мәңгілік Ел» должно способствовать формированию казахстанского патриотизма. Это фундаментальная проблема развития Казахстана, решению которой должны быть подчинены содержание и деятельность всей системы воспитания».
Позитивные изменения в стране нашли свое отражение в системе воспитательной деятельности организаций образования. Идет процесс осмысления политической и нравственной сути казахстанского патриотизма, гражданственности, духовности, формирования гуманистически ориентированной, социально активной, гармонически развитой личности. Создаются условия для возрождения интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации с учетом общеказахстанского менталитета, культурных, национально-исторических традиций.
Школа не всегда в полной мере приобщает своих воспитанников к истокам истории Казахстана, культуре родной страны, родному языку, к казахской литературе. В связи с этим в Программы обновленного содержания образования внесены важные дополнения.
Для реализации поставленных целей и задач, в базовое содержание учебных программ были включены: Патриотический акт «Мәңгілік Ел», текст выступления Главы государства 15 декабря 2014 года «Слово о Независимости», материалы, посвященные образования Казахского ханства, юбилею Победы в Великой Отечественной войне, Конституции Республики Казахстан, Ассамблеи народа Казахстана и др.
Военно-патриотическое воспитание – залог успешного развития страны. Уроки НВП, военно-патриотические игры «Улан», «Алау», «Батыр», «Жас Улан – Новая миссия», «Ак найза» и другие помогают старшеклассникам приобрести навыки военной подготовки, чувство ответственности, взаимопомощи.
Мероприятия, посвященные «Дню Конституции», «Дню Первого Президента», «Государственным символам РК», «Дню независимости», «Наурызу», «Дню Победы», «Дню национального согласия», «Дню батыра» и др., проводимые в рамках учебно-воспитательного процесса, являются очень важным этапом на пути решения задач по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Чтобы воспитать настоящего гражданина своей страны необходимо всесторонне подходить к решению этого вопроса. Главными ориентирами должны быть достойные примеры развития нашего общества, лучшие люди нашей республики. Только вместе – государство, семья и школа могут воспитать настоящего гражданина и человека!
Патриотичная, образованная, обладающая здоровьем, ответственная и энергичная, успешно работающая в условиях инновационной экономики, владеющая казахским, русским и английским языками, впитавшая ценности и культуру казахстанского народа, толерантная, узнаваемая и уважаемая в мире – такой видится казахстанская молодежь 2020 года.
Таким образом, общий вектор основ воспитания казахстанской молодежи направлен на формирование человека образованного, высоконравственного, предприимчивого, обладающего развитыми лидерскими качествами, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу своей страны, активно участвующего в достижении главной цели Стратегии «Казахстан -2050» - Мәңгілік Ел.
Список использованной литературы
1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: «Единая цель, единые интересы, единое будущее»;
2. «Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы»;
3. Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан. Утверждена приказом Министра образования и науки РК от 16 ноября 2009 года № 521.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.