Гражданско-патриотическое воспитание (на примере ОГБПОУ ДТПТ )
Оценка 4.8

Гражданско-патриотическое воспитание (на примере ОГБПОУ ДТПТ )

Оценка 4.8
docx
23.01.2020
Гражданско-патриотическое воспитание (на примере ОГБПОУ ДТПТ )
Панина Е.А. доклад.docx

Е.А.Панина

Г.Димитровград

 

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г.ДИМИТРОВГРАДА)

 

Аннотация

Организация патриотического воспитания подрастающего поколения является неотъемлемой и важной частью политики каждого государства. Приоритетной задачей нашего государства является создание условий для работы и самореализации современной молодёжи. Актуальность развития системы патриотического воспитания в России сегодня связывают  с ростом экстремизма в молодёжной среде.

 

The paper is concerned with patriotic education of younger generation as important part of the policy of each state. The priority of you government is to create conditions for the work and self-realization of youth of today. The relevance of the system of patriotic education in Russia today is associated with the growth of extremism among the youth.

 

Ключевые слова

Патриотизм, патриотическое воспитание, экстремизм, толерантность, этнический конфликт, экстремистская организация

 

Патриотизм для россиян - особое чувство. Любовь к Родине, преданность её идеалам и готовность отдать за них жизнь всегда были больше, чем просто слова. Патриотизм в России выражен в особом отношении к семье, долгу и Отечеству, связанном с проявлением мужества, героизма, преданности, доблести в труде, принадлежности к своему народу. Исторически явление патриотизма исходило из имеющейся необходимости развивать и защищать государства, формировавшие привязанность людей к родной земле, языку, традициям. В дальнейшем это привело к тому, что патриотизм стал составной частью общественного сознания. Существует множество понятий  патриотизма. Наиболее распространённым выступает его определение как любовь к Родине. Н.М. Карамзин это понятие определял так: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях» [1, с. 19].

В словаре В.И. Даля патриотизм трактуется как «любовь к отчизне». «Патриот» по В.И.Далю – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Патриотизм в общественном сознании чаще всего сопряжён с военной деятельностью, связан с жертвенностью. Такой призыв звучал в произведениях Н.М. Карамзина,            Д. Давыдова, А.И. Тургенева. Воспитание патриотизма является сегодня одной из приоритетных задач в деле обеспечения национальной и духовной безопасности страны. И в этом плане патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, экстремизму, сепаратизму [2, с. 57].

Однако, важно отметить, что сегодня не более 19 % студенческой молодёжи разных национальностей (на примере ОГБОУ ДТПТ) проявляют отрицательное отношение к людям иной, чем они национальности, а студентов русской национальности, считающих, что «Россия только для русских», оказалось всего 11 %. Исходя из этого, важно продолжать такую систему образования, которая выстраивает пути патриотического воспитания с опорой на методологию «диалога культур», понимания места и цели патриотического воспитания в целостной логике воспитания в образовательном учреждении.

Парадокс современной России состоит в том, что с 90-х годов прослеживается тенденция связи двух параллельных процессов: воспитание патриотизма и рост экстремизма в молодёжной среде. По обнародованным данным Верховного суда Российской Федерации, на протяжении 2014 года российские суды рассмотрели вдвое больше уголовных дел по обвинению в экстремизме, чем за 2013 год.

Объяснение этому феномену дали учёные Центра исследований проблем воспитания Министерства образования и науки Российской Федерации: чувство привязанности к Родине и своему народу может основываться на понимании общих нравственных потребностей, целей и устремлений. Но те же чувства, основанные на тёмных предрассудках противопоставления себя другим, на вражде к другим народам, вырождаются в узкий национализм и экстремизм.
Поэтому воспитание патриотизма - очень тонкий и многогранный процесс. Сегодня «нельзя сводить патриотическое воспитание к автомату Калашникова. Такое сужение идеи патриотического воспитания превращает порой воспитание патриота в ярого экстремиста».

Исследование проблем патриотического воспитания и работа, направленная на профилактику экстремизма в образовательной среде, в последние годы идут параллельно. Сегодня разработаны различные серьёзные организационно-педагогические практики, средства и технологии. Центр военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования уделяет этой проблеме особое внимание. За последние годы в центре сложились несколько практических направлений в области профилактики экстремизма, которые можно считать действенными инструментами в этой работе.

Современные исследования подтверждают, что экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде, где положение молодого человека в обществе неопределённо и оторвано от него. Соответственно одним из инструментов противодействия «оторванному» положению человека может служить его активное вовлечение в общественно-политическую жизнь и сопричастность истории своей страны. И не только в рамках образовательного заведения, но и города, и страны в целом. Особенно ярко это проявляется в участии ребят в больших мероприятиях, которые становятся значимыми событиями для России.

Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям современного мира, возрождении традиций нашей страны. Нет универсального рецепта, как воспитать ребёнка, чтобы он стал настоящим гражданином, патриотом, любящим свою Родину, в которой он родился.

В условиях многонациональной России осознание важности формирования патриотического сознания у подрастающего поколения и связанные с этим вопросы профилактики экстремизма в молодёжной среде на государственном уровне имеет особую значимость. Об этом свидетельствуют следующие документы: Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795; Проект Федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации», которые утверждают, что именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Как определяет Концепция патриотического воспитания граждан РФ, должно стать «развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить в созидательном процессе в интересах Отечества, укреплению государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития».

В своём Послании Федеральному Собранию РФ президент В.В. Путин вопрос патриотического воспитания молодёжи выделил в качестве одного из приоритетов государственной политики наравне с вопросами безопасности и экономического развития.

Возникают и получают развитие общественные объединения, ориентированные в своей деятельности на гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Разрабатываются проекты и программы, предусматривающие создание условий для эффективной социализации молодёжи, включения их в развивающие и социально полезные виды деятельности, воспитывающие нравственность, патриотизм, гражданственность. Педагоги находят конкретные формы и способы организации воспитательной деятельности, обусловливающие как решение вопросов патриотического воспитания, так и, параллельно – профилактики экстремизма [3, с. 33].

К факторам роста экстремистских настроений и снижения патриотических ценностей следует отнести демографическую ситуацию,образование и воспитание, социально-экономическое положение, политическая активность молодёжи; особенности общественного сознания и образ жизни. Важно отметить, что экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределённостью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее. Проявлению экстремизма способствуют общества и группы, где проявляется низкий уровень самоуважения [4, с. 35-36].

Важным направлением профилактики экстремизма является организация системы патриотического воспитания на основе системы социального партнёрства и взаимодействия многоуровневой системы организаций, институтов системы образования, учреждений и служб, что предусматривает реализацию следующих направлений: обеспечение прав и свобод граждан; приобщение молодёжи к труду, содействие в её трудоустройстве и занятости; развитие волонтёрства и социально-направленной деятельности; поддержка молодёжных общественных объединений. Быть патриотом – важно для любого человека. Осознание своей причастности к делам и заботам отечества рождает энергию, желание действовать на общее благо.

Важной практикой выступает «привлечение студентов к общественно-политической жизни страны», что обеспечивается через активное привлечение молодёжи к работе специально организованных круглых столов, дискуссионных клубов, проводимых Государственной Думой Российской Федерации. Ежегодно проходит ряд важных общероссийских, региональных и муниципальных мероприятий, которые стали дискуссионной площадкой для решения вопросов патриотического воспитания и предотвращения экстремистских настроений современной молодёжи. Другой стороной социальной активности является желание значительной части молодых людей участвовать в социально значимых проектах [5, с. 210].

Главное для педагога, воспитателя, классного руководителя - передать детям знания о традиционных демократических, патриотических и гражданских ценностях, создать обстановку, способствующую воспитанию патриотизма в юных гражданах, на личном примере показать связь традиционной национальной культуры с современностью.

Источниками и средствами патриотического воспитания молодого поколения являются: классные часы, внеурочное и неформальное общение педагога с воспитанниками, личный пример, занятия в кружках, секциях, студиях, рассчитанные на то, чтобы помочь ребятам разобраться в сложном мире человеческих отношений, научиться тому, что может пригодиться в жизни гражданину, живущему в обществе; научиться определять, что хорошо и что плохо для каждого отдельного человека и всего общества в целом, воспитать в каждом ученике высоко гражданственную личность.

Эту непростую проблему в меру своих сил и возможностей необходимо  решать в образовательных учреждениях.

Неслучайно в планах воспитательной работы обозначен раздел «Воспитание гражданственности, патриотизма. Уважение к правам, свободам и обязанностям человека».

Согласно планам ведётся систематическая, целенаправленная работа по патриотическому воспитанию.

    В воспитательной работе используются разнообразные формы работы:

1.       Классные часы.

  1. Тематические встречи и беседы с ветеранами войн,
  2. Сюжетно-ролевые игры.
  3. Индивидуальные беседы.
  4. Участие в городских и областных соревнованиях.
  5. КВН, проводимые между группами
  6. Творческие конкурсы.
  7. Интеллектуальные викторины.

Большая работа ведётся по созданию и организации деятельности оборонно-спортивных и военно-патриотических лагерей, которые действуют на базе воинских частей, муниципальных молодёжных учреждений. К работе в таких лагерях в большинстве случаев привлекается студенческая молодежь. Так, ежегодно ДТПТ г.Димитровграда участвует в военно-патриотической игре «Орлёнок».

Наибольшую популярность в деле патриотического воспитания имеет воспитательная работа библиотек. Здесь проводятся тематические выставки научно-популярной литературы, посвященные памятным датам отечественной истории и истории города, формируется депозитарный фонд изданий сотрудников библиотеки, имеющий историческую и научную ценность. Так, в библиотеках г.Димитровграда систематически проводятся мероприятия военно-патриотической направленности  - выставка «Защитникам Отечества посвящается», выездная выставка «Вехи памяти и Славы», уроки мужества «Они защищают Родину» на базе Библиотеки Православной культуры, спортивная эстафета «Мы – будущие воины», выставка «Нам подвиг Сталинграда не забыть», выставка «Город, что сердцу дорог», книжная выставка «Наш край – частичка России», выставка, посвящённая 30-летию вывода войск из Афганистана на базе библиотеки Семейного чтения г.Димитровграда. Целенаправленную работу по патриотическому воспитанию проводит Димитровградский Краеведческий музей. Так, на базе музея проводятся следующие мероприятия – «Солдатский вещмешок», выставка «Нам не забыть Афганистан», мероприятие «Истории блокадного Ленинграда» и многие другие.

Появилась тенденция объединять деятельность по патриотическому воспитанию с профилактикой экстремизма, делается попытка гармонизировать национальные и поликультурные составляющие в процессе патриотического воспитания студентов образовательных учреждений.

Основным направлением патриотического воспитания до сих пор является военно-патриотическое воспитание. Через такое воспитание формируется готовность к военной службе как особому виду государственной службы. В этом направлении заслуживает внимания инициатива воссоздания и развития молодежных почетных караулов и постов у мемориальных комплексов. Возможности содержания патриотического воспитания заложены в учебной деятельности, особенно в блоке социально-гуманитарных дисциплин: курсы истории Отечества, Русского языка, культурологии. Это еще одно важнейшее направление - историко-патриотическое просвещение обучающихся.

В образовательных учреждениях при проведении традиционных мероприятий, таких, как классные часы, открытые уроки, часто используются формы и методы разъяснительного характера, нацеленные на выработку рефлексивной позиции у молодежи в отношении таких социальных явлений как ксенофобия, экстремизм, терроризм. В ДТПТ г.Димитровграда со студентами проводятся классные часы, выставки и мероприятия, которые входят в национально-региональный компонент государственного стандарта: «Культура Родного края», «Народные праздники и обычаи в Симбирском крае», «Народная культура России и Поволжья», «История Димитровградского техникума профессиональных технологий».

Проведённые выше виды деятельности образовательных учреждений позволяют заключить, что опыт патриотического воспитания и профилактики экстремизма, накопленный в образовательных организациях, значителен и его распространение может существенно снизить экстремистские проявления в молодежной среде.

В перспективе нужно продолжать работу в этом направлении, используя разнообразные методы, соответствующие возрастным особенностям современной молодёжи.

Воспитав патриотов, деловых и здоровых людей, можно быть уверенными в становлении и развитии нормального общества и будущего нашей державы. В этом заключается педагогический подход каждого педагога нашей школы к воспитанию подрастающего поколения – граждан России.

«Патриотизм как цель и результат патриотического воспитания молодёжи – это проявление любви к Родине, отчизне, отечеству», как писал Владимир Даль.


 

Список источников

 

1. Мусс Г.Н. Теория и практика патриотического воспитания. М., 2017.

2. Поваров К. С. Миссия к детям: формы и методы работы с детьми и молодёжью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания. М., 2015.

3. Агапова И. А. Патриотическое воспитание в школе. М., 2016.

4. Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е. Отечество: гражданское и патриотическое воспитание. М., 2015.

5. Помелова Н.А. Педагогические технологии по патриотическому воспитанию молодёжи.  // Философия, наука, культура. 2015. № 4. С. 210–214.

 

Гражданско-патриотическое воспитание (на примере ОГБПОУ ДТПТ )

Гражданско-патриотическое воспитание (на примере ОГБПОУ ДТПТ )

Гражданско-патриотическое воспитание (на примере ОГБПОУ ДТПТ )

Гражданско-патриотическое воспитание (на примере ОГБПОУ ДТПТ )

Гражданско-патриотическое воспитание (на примере ОГБПОУ ДТПТ )

Гражданско-патриотическое воспитание (на примере ОГБПОУ ДТПТ )

Гражданско-патриотическое воспитание (на примере ОГБПОУ ДТПТ )

Гражданско-патриотическое воспитание (на примере ОГБПОУ ДТПТ )

Гражданско-патриотическое воспитание (на примере ОГБПОУ ДТПТ )

Гражданско-патриотическое воспитание (на примере ОГБПОУ ДТПТ )

Гражданско-патриотическое воспитание (на примере ОГБПОУ ДТПТ )

Гражданско-патриотическое воспитание (на примере ОГБПОУ ДТПТ )

Гражданско-патриотическое воспитание (на примере ОГБПОУ ДТПТ )

Гражданско-патриотическое воспитание (на примере ОГБПОУ ДТПТ )
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2020