ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Оценка 5
Научные работы
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
16.09.2017
В статье затрагиваются вопросы формирования основ гражданственности и формы работы по приобщению к национальной культуре, традициям русского народа, художественному наследию малой Родины. Это способствует не только усвоению учащимися знаний и умений по декоративно-прикладному искусству, но и формируют гражданские и патриотические качества личности.
статья Гражд-патр.восп. Тулинова И.Н. (2).docx
ГРАЖДАНСКОПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОГО
ТВОРЧЕСТВА
И.Н. Тулинова,
педагог дополнительного образования,
МБУ ДО «ЦДО «Перспектива»
Привитие чувства гордости, патриотизма и любви к Родине –
необходимый и обязательный компонент воспитания ребенка. К сожалению, в
наше время уровень воспитанности, гражданственности и патриотизма
подрастающего поколения вызывает тревогу. Поэтому в обществе возникла
потребность воспитания личности, знающей и уважающей историю своей
страны, её героическое прошлое, культурные богатства и традиции народов
России, а также своего родного края.
Патриотическое воспитание учащихся средствами декоративно
прикладного искусства имеет определенный смысл и свои особенности, а
также свои формы отражения в сознании развивающейся личности. Их
определяет сочетание понятий «патриотическое» и «восприятие чувства
величия и красоты окружающего мира Родины посредством декоративно
прикладного искусства».
Дополнительное образование предоставляет большие возможности для
воспитания патриотических качеств младших школьников, выработки у них
первичных навыков гражданского поведения. Младший школьный возраст –
важнейший этап в развитии ребёнка. Это период первичной социализации,
приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время становления
отношений с природой, людьми и обществом. Именно в этом возрасте надо
стремиться прививать ребёнку тягу к изучению культуры своего народа и народов всего мира в целом. А уже средний школьный возраст станет той
ступенью, где произойдёт совершенствование и закрепление умения
интересоваться культурным наследием и получать новую информацию
самостоятельно.
Привлечение к творческой и исследовательской деятельности поможет
обучающимся сделать шаг к приобщению национальной культуры, традициям
русского народа, раскрыть свои способности и таланты. Народное искусство
является первоосновой художественного вкуса, эстетического отношения
детей к искусству в целом, природе, окружающей действительности.
За годы работы в дополнительном образовании выработалась
следующая система работы с младшими школьниками: сначала происходит
знакомство с общеизвестными промыслами России: Городец, ПолховМайдан,
Дымково, Жостово, Хохлома, Гжель. Для этого тщательно подбирается
материал: видеофильмы, презентации, наглядности. Проводятся занятия
экскурсии в художественный музей. Свои впечатления ребята зарисовывают
на бумаге, расписывают шаблоны, затем самостоятельно выполняют изделия –
лепят из глины Дымковскую, Филимоновскую игрушки, расписывают
деревянные доски, ложки, стаканчики.
Учащиеся знакомятся с традиционными народными праздниками:
Рождество, Масленица, Пасха, Троица, изучается русский национальный
костюм с использованием специальной литературы. Для создания творческой
атмосферы применяются вариативные формы работы: дети занимаются в
парах и миниколлективах, выполняя коллективные натюрморты: «Пир на
весь мир», «Царский стол», «Рождественские колядки», «Масленица» и т. д.
Итоговые занятия предполагают минивыставки по пройденным темам.
Формирование чувства гордости и уважения к прошлому своей малой
Родины начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций,
поэтому приобщение к культуре родного края начинается в краеведческом музее. Экскурсовод помогает ребятам окунуться во времена наших бабушек и
прабабушек и узнать историю русского национального костюма и народного
костюма нашей местности. Результатом этой деятельности является
изготовление бумажных кукол в национальных костюмах. Используя
материалы краеведческого музея, ребята изучают историю крепости Оскол и
особенности интерьера русской избы. Полученные знания закрепляются при
выполнении рисунков, макетов деревянной избы или глиняной хаты.
Исследуя архивные материалы краеведческого музея, учащиеся узнают
о том, что наш край был очень богат народными промыслами. Это гончарное,
кожевенное, бондарное, прялочное дело, глиняная игрушка, лозоплетение…
Результатом исследовательской работы являются творческие работы:
коллективные натюрморты
«Старооскольская глиняная игрушка»,
«Борисовская посуда».
Работа по патриотическому воспитанию основана на создании теплой,
уютной атмосферы, чтобы каждое занятие ребёнка в объединении по
интересам было наполнено радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми
играми. Для этого подбирается дополнительный материал: стихотворения,
упражнения, загадки, кроссворды и т.д.
Кроме учебных занятий проводятся воспитательные мероприятия такие
как: «Веселье земли русской», «Путешествие в страну сказок» (по народным
сказкам), «Чудоларец», «Короб чудес» (народные промыслы), «Путешествие
в прошлое».
Таким образом, можно сделать вывод: приобщение к национальной
культуре, традициям русского народа, художественному наследию малой
Родины способствует не только усвоению учащимися знаний и умений по
декоративноприкладному искусству, но и формируют гражданские и
патриотические качества личности. Список литературы
1. Постановление правительства Российской Федерации от 05 октября
2010 г. № 795 Государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 20112015 годы»
«О федеральных государственных стандартах третьего поколения»
2.
[Текст] А. Бердашкевич, «Народное образование», №2,2008.
3. Горяева, Н.А. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека
[Текст] / Н.А. Горяева, О.В.Островская. – М.: Просвещение, 2005. 250
с.
4. Мапкорская, Т.Н. Развитие содержания понятий «гражданственность» и
«гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавание истории и
обществознания в школе // 2006. №9.
5. Панкеев, И. Русские праздники [Текст]
/ И. Панкеев. М.:
Просвещение, 1998. 252 с.
6. Шнекендорф, З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира,
взаимопонимания, прав человека. / З.К. Шнекендорф. Педагогика.
1997. №2. с.4350.
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.