Игровая деятельность как механизм развития дошкольников
У ребёнка есть страсть к игре,
и надо её удовлетворять. Надо
не только дать ему время по -
играть, но надо пропитать этой
игрой всю его жизнь. Вся его
жизнь – это игра.
А.С.Макаренко
Играть человек начинает с самого младенчества, и уже к 3-7 годам сюжетно-ролевая игра становится ведущим видом деятельности ребенка, и, разумеется, несет в себе большую психологическую нагрузку.
Слово «игра» в строгом смысле слова не является научным термином и может быть употреблено во множестве значений, в том числе и как психологический термин. Согласно определению, предложенному Д.Б. Элькониным, игра – это воссоздание какого-либо вида деятельности, при котором из нее выделяется социальная суть – ее принципы, условия и нормы, регулирующие отношения между участниками. Основная потребность к игре в дошкольном возрасте заключается в том, что у ребенка возникает интерес к окружающему миру, и в своих играх он начинает отражать социальную действительность и подражать взрослым (к примеру, игры в доктора и пациента, в дочки-матери, в воспитателя и ребенка и т.д.).
Ролевая игра в дошкольном возрасте становится ведущим фактором в психическом развитии ребенка. В условиях игровой деятельности развиваются его познавательные процессы, улучшается воображение, на новый уровень выходят обобщение и абстракция, создаются новые условия для развития всех видов памяти, активно развиваются речевые и коммуникативные навыки, возникают новые стимулы и мотивы, потребности, чувства, создаются благоприятные условия для развития воли. Можно сказать, что игра развивает ребенка не только как личность, но и как субъект познавательной деятельности: каждый раз, играя, ребенок узнает и усваивает что-то новое для себя. Основными особенностями игры как специфического вида деятельности человека являются, прежде всего: замещение настоящих предметов и средств условными, совпадение цели игры и мотива к ней и наличие воображаемой ситуации.
Так как в дошкольном возрасте игры приобретают особый смысл для ребенка то, следовательно, изменяются их особенности. Прежде всего, игра несет в себе элемент познавательной активности. Если изначальное стремление играть, к примеру, во врача вызвано у ребенка внешней привлекательностью костюма (белый халат, шприц, градусник, фонендоскоп и т.д.), то есть визуальной составляющей этого вида деятельности, то в процессе игры ребенок узнает о социальном статусе врача и его деятельности.
Многие отечественные психологи и педагоги выделяют такую особенность игры, как большая чувствительность к сфере человеческой деятельности. Эта особенность ярко отражается в игровой деятельности дошкольников, например, пока ребенок не посещает детский сад и курсы подготовки к школе, он не включен в эти виды социальной активности. Но стоит ему посетить одно из этих учреждений в качестве ученика, он мгновенно включает это в свои игры: начинает «обучать» родителей, игрушки, сверстников и т.д. Также дошкольники в игре особое внимание обращают именно на профессиональные функции, которые выполняет взрослый человек в ходе своей деятельности, т.е. в роли «учителя» ребенок будет ставить «двойки», общаться с «родителями ученика», вызывать к доске и т.д.
Необходимо отметить, что чрезвычайно важным аспектом игр дошкольников и игры с дошкольниками для воспитывающих взрослых, играющих с детьми, организующих и сопровождающих процесс игры дошкольников должно стать освоением детьми нравственных норм и правил поведения, нравственных качеств личности. И здесь большую важность обретает степень понимания воспитывающими взрослыми «нравственности в отличии от морали, добра в отличии от зла», нравственного развития и абсолютных общечеловеческих нравственных ценностей в отличии от развития и ценностей как таковых.
Таким образом, следует отметить ,что игра- это основная школа жизни для ребёнка, школа социолизации. Детские игры- самостоятельный мир, который строится детьми по образу и подобию взрослого мира, но по своим собственным законам.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.