Грозный голос Фемиды

  • Мероприятия
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок - ролевая игра очень интересен детям. Но задачи он решает весьма серьезные: • развивает аналитические способности детей; • совершенствует их речевые навыки; • предоставляет возможность попробовать себя в роли следователей, психологов, журналистов, судьи, адвоката, героев произведения. Слово учителя. Мы закончили непростой разговор о героях пьесы “Гроза”... Но по-прежнему звучит в наших душах голос мудрого Кулигина: “Вот вам ваша Катерина... Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она теперь перед судьей милосерднее вас!”... Ее безжалостно уничтожило “темное царство”, не простив отчаянного порыва к свободе, счастью, любви. И нам безумно хочется найти конкретных виновников гибели нашей любимой героини и бросить им в лицо выстраданные в долгие часы раздумий слова: “Страшитесь, господа! Суд идет!”. И мы свято верим, что не уйти этим злодеям от суда людского и божьего, и гневно повторяем вслед за А.С.Пушкиным: И не уйдешь ты от суда мирского, Как не уйдешь от Божьего суда... (“Борис Годунов”) Первая часть урока – инсценировка.
Иконка файла материала Грозный голос Фемиды.doc
Грозный голос Фемиды Урок ­ ролевая игра очень интересен детям. Но задачи он решает весьма серьезные:    развивает аналитические способности детей; совершенствует их речевые навыки; предоставляет возможность попробовать себя в роли следователей, психологов, журналистов, судьи,  адвоката, героев произведения. Слово учителя. Мы закончили непростой разговор о героях пьесы “Гроза”... Но по­прежнему звучит в наших душах голос мудрого Кулигина: “Вот вам ваша Катерина... Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она теперь перед судьей милосерднее вас!”... Ее безжалостно уничтожило “темное царство”, не простив отчаянного порыва к свободе, счастью, любви. И нам  безумно хочется найти конкретных виновников гибели нашей любимой героини и бросить им в лицо  выстраданные в долгие часы раздумий слова: “Страшитесь, господа! Суд идет!”. И мы свято верим, что не уйти этим злодеям от суда людского и божьего, и гневно повторяем вслед за  А.С.Пушкиным: И не уйдешь ты от суда мирского, Как не уйдешь от Божьего суда... (“Борис Годунов”) Первая часть урока – инсценировка. Наше внимание привлекают группы людей, прогуливающихся вдоль волжских берегов (на доске – проекция  картины Бориса Кустодиева “Гуляние на Волге”). Они активно обсуждают причины гибели Катерины, пытаются  понять, почему так рано оборвалась жизнь этой скромной милой девушки, которую все знали, читают и бурно  обсуждают статьи об этом событии в местной прессе. Наверное, впервые эти люди задумались о себе, своем  отношении к людям... И это прекрасно! Пусть и дорогой ценой, ценой собственной смерти, но Катерина  растормошила это сонное, полумертвое царство.Журналист подходит к отдельным жителям городка и расспрашивает их о Катерине, ее жизни в доме мужа. Его  внимание привлекает грустная Варвара. Она вспоминает нежную и трогательную Катерину, рассказывает о том, как легко ей жилось в доме родителей и как страшна была жизнь этой свободолюбивой женщины в доме  Кабанихи( в этот момент на экране появляется фоторепортаж о Катерине, подготовленный учениками, и звучит  монолог героини из действия 1, явления седьмого: “Такая ли я была! Я жила, ни об чем ни тужила, точно птичка  на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало,  то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе расскажу...” и т.д. С горечью вспоминает Варвара слова подруги: “ Точно я стою над пропастью и меня кто­то туда толкает, а  удержаться мне не за что”. Именно мысль, что спасением для Катерины могла стать она, Варвара, не дает ей возможности  успокоиться...Такое запоздалое, и потому ненужное, раскаяние... Вторая часть урока ­ заседание суда Слово учителя: “Сегодня мы судим тех, кто стал виновником, пусть косвенным, гибели нашей любимой героини. Вспомним, как все произошло...” Группа журналистов знакомит зрителей, суд с тем, как освещалась гибель Катерины в различных изданиях  (используем различные жанры: заметку “Хроника убийства”, публицистическую статью “Ее убило общество” и  т.д.). Детей заранее готовлю к этой непростой роли. Судья предоставляет слово психологам (3 чел.), которые подготовили материал о личности погибшей, о  характерах Бориса и Тихона, не сумевших (или не захотевших?), спасти Катерину. Далее выступают следователи, собравшие материалы о деспотизме Кабанихи, Дикого, о “жестоких нравах”  Калинова. Суду предоставляются наиболее подходящие версии того, кто виноват в самоубийстве Катерины: ­ произвол и хамство Кабанихи; ­ бесхарактерность Тихона; ­ предательство Бориса; ­ общество, не защищающее права женщин; ­ неправильное воспитание в “золотой клетке”, далекой от реальной жизни. Слово берет адвокат, потом защитник, а затем судья, посоветовавшись с присяжными заседателями, выносит  приговор. Гневное слово служителя Фемиды заставляет о многом задуматься присутствующих в зале суда. Приговор прочитан, в зале воцаряется тишина...И именно в этот момент звучат раскаты грома... Гроза вновь  берет слово, напоминая всем, что суд не закончен, пока живут в мире Произвол, Злоба, Дикие Нравы... Третья часть урока – дискуссия Проводим дискуссию “Победитель Катерина или побежденная?”. И, конечно, не обходим стороной вопрос “Удалось ли героине осветить это “темное царство” (пусть даже ценой  собственной смерти)? Вспоминаем финал пьесы, где с разных сторон городка собирается народ с факелами, и Тьма, одна их главных  героинь пьесы, словно испугавшись обилия света, отступает... Это ли не символично? ­ Победила она или проиграла? Будет ли другим Катеринам легче и свободнее дышать? ­ Понимаете ли вы героиню? ­ Актуальна ли “Гроза”, “пьеса жизни”, сегодня?Именно эти вопросы вызывают живой интерес у учеников. Урок заканчивается, а дети продолжают размышлять  о непростой судьбе Катерины. Д.З. Эссе “Размышляя о гибели Катерины...”.

Посмотрите также