Групповая консультация для педагогов «Как избежать беды»

  • doc
  • 09.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 3.doc

Групповая консультация для педагогов «Как избежать беды»

Цель: просвещение педагогов в вопросах педагогической поддержки обучающихся, находящихся в кризисных ситуациях, аналитический обзор с методическими рекомендациями по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних.

Что нужно знать о суициде, как распознать признаки надвигающейся опасности и что нужно делать, чтобы не испугаться и помочь отыскать способ выхода из кризиса, именно выхода, а не ухода. Ведь суицид – это уход от решения проблем, наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения, от всего того, что составляет многообразие жизни.Основные направления работы в рамках профилактики реализуются с учащимися, родителями и имеют несколько профилактических уровня:

  1. Обший.
  2. Первичный.
  3. Вторичный.
  4. Третичный.

Общая профилактика.

Цель - повышение групповой сплоченности в школе.

Все проводимые мероприятия на этом этапе направлены на содействие адаптации ребенка в учреждении образования, создание благоприятного психологического климата, учет индивидуальных особенностей
Мероприятия.
Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества. Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.
Задачи педагога-психолога на данном этапе:

  • Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
  • Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).
  • Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
  • Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Первичная профилактика осуществляется в отношении детей и подростков, имеющих в наличии 3 и более фактора суицидального риска (т.е с выраженным комплексом суицидальных факторов). На вероятность совершения суицидальных действий влияют самые разнообразные факторы: индивидуальные психологические особенности человека и национальные обычаи, возраст,  уровень употребления психоактивных веществ, время года и т. д. Цель - выделение группы  суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.

Факторы суицидального риска:

  1. Результат диагностики.
  2. Семейная история суицида.
  3. Психологическая травма.
  4. Неблагополучная семья.
  5. Малообеспеченная семья.
  6. Многодетная семья.
  7. Сирота.
  8. Без статуса.

9. Аддиктивное поведение, правонарушения.

10. Неуспеваемость в учебе.

11. Частые прогулы.

12. Инвалиды.

13. Низкий статус в классе.

Первичная профилактика: педагоги, волонтеры среди старшеклассников, педагог-психолог. Проводимые мероприятия классные часы, круглые столы, стендовая информация

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

Диагностика суицидального поведения и выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите. Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние. Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.  Повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях

Вторичная профилактика осуществляется с группой учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и высказывающих суицидальные намерения, то есть с теми, которые говорят о смерти (особенно в позитивном ракурсе, как о чем-то прекрасном или как о способе избавления от своих проблем

Цель - Предотвращение самоубийства

Задачи педагога-психолога

  1. Оценка риска самоубийства.

·         Незначительный риск (наличие суицидальных мыслей без определенных планов).

·         Риск средней степени (наличие суицидальных мыслей, наличие плана без сроков реализации).

·         Высокий риск (есть мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого).

  1. Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника), запрос помощи. Оповещение родителей.
  2. Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.

ПРИ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОМ РИСКЕ:

   Педагог-психолог  должен предложить подростку эмоциональную поддержку, -Проработать  суицидальные чувства;

   -Сфокусировать внимание на сильных сторонах подростка;

   -Направить к психотерапевту (психиатру);

ПРИ НАЛИЧИИ РИСКА СРЕДНЕЙ СТЕПЕНИ:

   Необходимо предложить подростку эмоциональную поддержку;

   Проработать суицидальные чувства;

   Укрепить  желание жить (через амбивалентные чувства);

   Обсудить альтернативы самоубийства;

   Заключить контракт;

   Направить к психотерапевту (психиатру) как можно скорее.

   Связаться с семьей, друзьями.

ПРИ НАЛИЧИИ ВЫСОКОГО РИСКА:

   Постоянно оставаться с подростком, не оставляя его ни на минуту;

   При необходимости удалить орудия самоубийства;

   Заключить контракт (планирование  действий, необходимых для преодоления критической ситуации);

   Немедленно связаться с психиатром или опытным врачом, вызвать скорую помощь и организовать госпитализацию;

   Информировать семью.

Третичная профилактика

Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов. В первую очередь адресатом этого уровня становятся подростки, совершившие попытку суицида.

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

  1. Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы).
  2. Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем
  3. Работа с педагогами (проведения Дня информирования, рассчитанного на 1-2 часа, который может включать на выбор лекции «Эмоциональные расстройства», «Депрессии»,  семинарское занятие с демонстрацией тематической презентации и последующим ее обсуждением, круглый стол по проблеме суицида, раздачу памяток о суициде, оформление информационного стенда в учительской, подключение специалистов других областей – инспектора ПДН, врача, психотерапевта, юриста или прочих).

Учителя и родители должны знать:

- телефоны горячей линии по проблемам суицида;

- как увидеть потенциального суицидента;

- основные «тревожные» симптомы: потеря аппетита /обжорство, бессонница / постоянная сонливость, усталость, частые соматические недомогания, изменение настроения на пессимистичное или частые его смены, гнев из-за мелочей,  изменение стиля одежды, небрежность, чувство отчужденности, подавленности, грусти, изменение отношения к тому, что раньше приносило удовольствие (хобби), отсутствие планов на будущее, изоляция, аутоагрессия, частые прогулы, подозрения на участие в секте,  фразы, выражающие негативное отношение к самому себе «Я никакой», «Я плохой, не приношу никому пользы, от меня один вред», размышления о смерти и  ее преимуществах перед земным существованием и т.д.

Также стоит обращать внимание на рисунки и их тематику.

 

Важно серьезно отнестись к замеченным признакам (индикаторам)  суицидального поведения. Не проходите мимо, не замалчивайте, попробуйте построить диалог с ребенком для прояснения причин эмоционального упадка. Постарайтесь разобраться и найти источник боли, так как при сохранении, подросток может предпринять  реальную  попытку суицидальных действий.

Мероприятии: оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению.

Педагогическая поддержка вытекает из реальных нужд, которые ребенок испытывает, НО в силу ряда причин не может самостоятельно удовлетворить  Поскольку поддержка – отклик взрослого на реальную проблему ребенка, то педагогу необходимо определить:

  1. Есть ли затруднения, которые вызывают у ребенка негативные эмоции, держат его в напряжении.
  2. Есть ли предпосылки, которые указывают на то, что могут в будущем возникнуть обстоятельство, реально представляющие угрозу для ребенка.
  3. Есть ли реальная ситуация, которую ребенок переживает как проблему. 

Часто именно педагог становится первым «проявителем» проблемного поля ребенка в школе. Далее это работа в команде с другими специалистами, реализуя технологию индивидуального сопровождения ребенка.

Столкнувшись с неотвратимостью смерти, почти все ОНИ говорили, что неожиданно начинали понимать: проблемы их не столь велики, чтобы их нельзя было решить. Им вдруг становилось ясно: не так все плохо. За секунду до смерти они осознавали, что хотят жить.

 

 

 

ВАЖНО:

В ХОДЕ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СОСТАВЛЯЕТСЯ

список детей, требующих особого психолого-педагогического внимания по состоянию______

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ОТРАБОТКА НАВЫКОВ.

Упражнения для родителей и педагогов

1.     Упражнение «Общие черты»

Э. Шнейдман описал и выделил общие черты, характерные для всех суицидов, несмотря на разнообразие обстоятельств и методов их совершения:

1. Общей целью для суицида является поиск решения.

2. Общей задачей суицида является прекращение сознания.

3. Общим стимулом суицида является невыносимая психическая боль.

4. Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические потребности.

5. Общей суицидальной эмоцией является беспомощность-безнадежность.

6. Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность.

7. Общим состоянием психики при суициде является сужение когнитивной сферы.

8. Общим действием при суициде является бегство (агрессия).

9. Общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о своем намерении.

10. Общей закономерностью является соответствие суицидального поведения общему стилю (паттернам) поведения в течение жизни.

 

2.     Упражнение «Индикаторы» 4 группы

Участникам раздаются индикаторы, а они должны определить, к какой сфере они относятся: поведенческие, интеллектуальные, коммуникативные, эмоциональные.

 

Поведенческие индикаторы:

 

 

1) злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;

 

2) эскейп-реакции (уход из дома и т. п.);

 

3) самоизоляция от других людей и жизни;

 

4) резкое снижение повседневной активности;

 

5) изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;

 

6) выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;

 

7) частое прослушивание траурной или печальной музыки;

 

8) «приведение дел в порядок» (урегулирование конфликтов, письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей);

 

9) любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно – отдаляющие от близких;

 

10) склонность к неоправданно рискованным поступкам;

11) посещение врача без очевидной необходимости;

12) нарушения дисциплины или снижение качества деятельности и связанные с этим неприятности в учебе;

 

13) расставание с дорогими вещами или деньгами;

 

14) приобретение средств для совершения суицида.

 

Коммуникативные индикаторы:

 

• прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» – прямое сообщение, «Скоро все это закончится» – косвенное);

 

• шутки, иронические высказывания о желании умереть;

• уверения в собственной беспомощности и зависимости от других;

 

• прощание;

 

• сообщение о конкретном плане суицида;

 

• самообвинения, самоуничижения;

 

• двойственная, амбивалентная оценка значимых событий;

 

Интеллектуальные (когнитивные) индикаторы:

 

• разрешающие установки относительно суицидального поведения, другими словами, положительная оценка суицида;

• ухудшение успеваемости, невозможность сосредоточения, воспроизведения информации;

 

• представление о мире как месте потерь и разочарований;

 

• представление о будущем как бесперспективном, безнадежном;

 

• «туннельное видение» – неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;

 

• наличие суицидальных намерений, планов. Степень суицидального риска прямо связана с тем, имеются ли у человека только неопределенные редкие мысли о самоубийстве («хорошо бы заснуть и не проснуться») или они постоянны, и уже оформилось намерение совершить самоубийство («я сделаю это, другого выхода нет») и появился конкретный план, который включает в себя решение о методе самоубийства, средствах, времени и месте. Чем обстоятельнее разработан суицидальный план, тем выше вероятность его реализации.

 

Эмоциональные индикаторы:

 

• амбивалентность по отношению к жизни;

 

• безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;

 

• переживание горя;

 

• признаки депрессии: (а) приступы паники, (б) выраженная тревога, (в) сниженная способность к концентрации внимания и воли, (г) бессонница, (д) умеренное употребление алкоголя или психоактивных веществ (е) утрата способности испытывать удовольствие;

 

• несвойственная агрессия или ненависть к себе: гнев, враждебность;

 

• вина или ощущение неудачи, поражения;

 

• чрезмерные опасения или страхи;

 

• чувство своей малозначимости, никчемности, ненужности;

 

• рассеянность или растерянность.

3.     Упражнение «Силуэт» и «Ресурсы»10 мин. Сакович Н.А.

Заранее подготовить силуэт ребенка и прикрепить их к стене или флип-чату. Всем участникам раздаются стикеры с написанными на них ресурсами. Участникам необходимо определить, какой у них ресурс: внутренний или внешний и правильно разместить стикер на флип-чате, обосновав свой ответ.

Внутренние ресурсы:

- инстинкт самосохранения,

- интеллект,

- социальный опыт,

- коммуникативный потенциал,

- позитивный опыт решения проблем.

Внешние ресурсы:

- поддержка семьи и друзей,

- поддержка медиаторов, сотрудников СППС и персонала школы,

- стабильность в учебной деятельности,

- принадлежность к молодежному объединению (союзу),

-приверженность религии (конструктивному неформальному молодежному объединению),

- медицинская помощь,

- индивидуальная психолого-педагогическая программа сопровождения.

 

4.     Упражнение «Помощники» - работа с таблицей (участники занятия должны заполнить таблицу).

Вопросы

Ответы

Кто из твоих близких может тебе помочь в трудной ситуации?

В чем должна заключаться эта помощь?

Кто еще тебе может помочь?

Кому ты можешь помочь?

В какой проблеме или ситуации?

Чем ты можешь помочь человеку, оказавшемуся в трудной ситуации?

 

Необходимо обсудить с участниками их ответы, подчеркнуть то, что ребята нужны многим людям, и окружающие могут оказать им помощь в трудной ситуации.

 

Упражнение «Ценности». Заранее приготовленные карточки с общечеловеческими ценностями тренер по одной показывает всей группе, кроме человека, за спиной которого он стоит. Все участники объясняют или дают определения понятию, задача «слепого» игрока угадать ценность, которую показывает тренер.

РЕФЛКЕСИЯ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка 1

Я весь вечер провел в одиночестве, и это плохо, потому что:

1.      ________________________________________________________

2.      ________________________________________________________

3.      ________________________________________________________

Я весь вечер провел в одиночестве, и это хорошо, так как:

1.      ________________________________________________________

2.      ________________________________________________________

3.      ________________________________________________________

Карточка 2

У меня неприятности, и я хотел поделиться с другом (подругой) своими переживаниями, но он (она) не стал меня слушать, и это плохо, потому что:

1.      ________________________________________________________

2.      ________________________________________________________

3.      ________________________________________________________

У меня неприятности, и я хотел поделиться с другом (подругой) своими переживаниями, но он (она) не стал меня слушать, и это хорошо, так как:

1.      ________________________________________________________

2.      ________________________________________________________

3.      ________________________________________________________

 

Карточка 3

Сегодня я узнал(а),  что девушка (парень), которая (который) мне нравится, встречается с другим (другой), и это плохо, потому что:

1.      ________________________________________________________

2.      ________________________________________________________

3.      ________________________________________________________

Сегодня я узнал(а),  что девушка (парень), которая (который) мне нравится, встречается с другим (другой), и это хорошо, потому что:

1.      ________________________________________________________

2.      ________________________________________________________

3.      ____________________________________________________________

 

Уход в себя

Нарушение дисциплины или  снижение качества деятельности и связанные с этим неприятности в учебе.

Признаки депрессии (выраженная тревога, утрата способности испытывать удовольствие)

Несвойственная агрессия или ненависть к себе

Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях

Расставание с дорогими вещами или деньгами

Шутки, иронические высказывания о желании умереть

Перемены в поведении, особенно отдаляющие от близких

Активная предварительная подготовка, «приведение дел в порядок»